ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
статья по психологии (младшая группа)

Полянская Ирина Валерьевна

Тяжелые стрессы детского возраста имеют необратимые последствия для развития мозга и психики. Жестокое обращение с ребенком причиняет не только вред психике, но и нарушает  процессы нормального развития и созревания мозга, препятствуя формированию отделов мозга, отвечающих за работу познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie1.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Жестокое обращение

Полянская Ирина Валерьевна,

Учитель-дефектолог СПб ГКУЗ «СПНДР № 13»

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Людей без детских травм не существует. Даже если вы росли в прекрасной любящей семье, то хотя бы раз в нежном возрасте попадали в больницу, где вас, пусть даже всего на час, но разлучили с мамой. И готово – у вас подорвано базовое доверие к миру.

ДЕТСКИЕ ТРАВМЫ: СТРЕСС И ПОСЛЕДСТВИЯ

Современные исследования показывают, что тяжелые стрессы детского возраста могут иметь необратимые последствия для развития мозга и психики. С пережитым в детстве насилием или даже просто нехваткой родительской любви связаны такие изменения личности, как снижение самооценки и неуверенность в себе, склонность к тревоге и плохому настроению, легкость возникновения чувства вины, агрессия и склонность к криминальному поведению. Известный американский детский психолог Линда Палмер (Linda F. Palmer) говорит о том, что испытанный еще в младенчестве стресс может иметь необратимые последствия для всей жизни человека.

Связь между неблагоприятными событиями детства и многими психическими расстройствами, включая депрессию, тревогу, расстройства личности и даже психозы подтверждена и другими учеными и признана достоверной и весьма прочной.

Вызванные травмами детства снижение самооценки, депрессия и тревога повышают потребность человека в алкоголе и других психоактивных веществах, включая никотин и запрещенные наркотики.

КАК ВСЕ ПРОИСХОДИТ

Жестокое обращение с ребенком причиняет вред не только психике, но и нарушает процессы нормального развития и созревания мозга, препятствуя, в частности, нормальному формированию отделов мозга, с работой которых связаны память, внимание и другие познавательные функции. Под влиянием стрессов, в том числе психических травм детского возраста, нарушается развитие трех участков мозга: миндалевидного тела (иначе – амигдала, от греч. — «миндалина»), гиппокампа и префронтальной коры головного мозга.

Амигдала отвечает за определение внешней угрозы. После травмы она становится гиперактивной, определяя, как угрозу, совсем безобидные вещи (например, необходимость выступить перед коллегами).

Гиппокамп отвечает за хранение воспоминаний. В экстремальных условиях некоторые воспоминания становятся неотличимыми от реальности, и что-то, напоминающее травму, вызывает стресс такой силы, как будто это сама травма, а не воспоминание о ней (например, критикующий вас начальник чем-то неуловимо похож на вашего отца).

Префронтальная кора в норме должна адекватно регулировать то, что наделали гиппокамп с амигдалой, но после травмы она тоже не в себе и запускает эмоциональную карусель, на которой они ездят втроём и слезть не могут (например, из-за этого вы никак не можете набраться смелости и уйти с нелюбимой работы).

ТОЛЬКО ЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ?

По тяжести неблагоприятных последствий к пережитому в детстве насилию приравнивается пренебрежение детьми. Пренебрежение может быть физическим и эмоциональным.

Ребенок плачет, потому что он один, у него мокрые пеленки и он хочет есть, но родители не подходят к нему – они где-то прочитали или услышали, что с первых дней в жизни детей следует держать в строгости, чтобы не разбаловать, что кормить младенца нужно по часам, а не тогда, когда он просит об этом, и что пореже следует брать его на руки, чтобы потом «не сел на шею», — это яркий пример физического пренебрежения.

Пример эмоционального пренебрежения — равнодушная реакция взрослого на эмоциональные проявления ребенка, оставление его без психологической и моральной поддержки.

НАПОСЛЕДОК

Британский психиатр и психоаналитик Джон Боулби (John Bowlby) утверждает: с первых дней жизни ребенок должен находиться «в теплых, тесных и непрерывных связях с матерью или с той, кто ее замещает». Это утверждение – основа теории привязанности, которая была сформулирована почти три четверти века назад.

Примечательно, что сугубо психоаналитическая теория привязанности находит подтверждение в самых современных доказательных биологических исследованиях, в том числе в опытах на животных. Показано, например, что всего лишь один день отделения от матери во всех случаях приводит к дезорганизации мозговых рецепторов и вдвое увеличивает число погибших здоровых нейронов у новорожденных крыс. А поскольку развитие нервной системы у всех млекопитающих подчиняется одним и тем же общим закономерностям, подобные данные легко распространяются на человеческий вид. А это значит, что нормальное и полноценное развитие человека напрямую зависит от того, сумели ли мы с первых дней жизни ребенка уберечь его от детской травмы. Потому что любое зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы, подвергаться жестокому обращению."

Материал для проведения открытого занятия по правовому воспитанию дошкольников....

Профилактика жестокого обращения с ребёнком в рамках занятий родительского клуба «Мы вместе - мы рядом»

В данной статье предсталены теоретический обзор материалов по формам жестокого обращения с ребёнком, а также практические методы по профилактике и выявлению вышеуказанного асоциального явления....

Консультация для родителей на тему: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Консультация для родителей на тему:«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»...

Для родителей - Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пре...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...