Сказки в системе коррекции ТНР и девиантного поведения
консультация по психологии

Одним из методов коррекции поведения и речевых расстройств, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последние годы, и применяемых в работе с детьми является использование сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_v_sisteme_korrektsii_tnr_i_deviantnogo_povedeniya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки в системе коррекции ТНР и девиантного поведения

Современные реалии таковы, что дошкольники с тяжелым нарушением речи (ТНР) имеют и трудности поведения. Как известно, ограниченность речевого общения и без того отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывая зачастую  психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствует развитию отрицательных качеств характера. А если отклонения в поведении малыша уже есть? Конечно, это требует незамедлительного воздействия не только на коррекцию речевых проблем, но и трудностей поведения.

Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определяем следующие пути решения:

  1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
  2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
  3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
  4. Обучение воспитанника правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
  5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения и речевых расстройств основываются на организации ведущего вида  деятельности дошкольника - игры.  

 Одним из таких методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последние годы, и применяемых в работе с детьми является  использование сказки.

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому они являются одним из направлений в коррекции сочетанных нарушений у детей дошкольного возраста. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Для ребенка дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша - не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.

Ребенок запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что воспитанник понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.

Хочется отметить, что существует несколько видов так называемых «лечебных» сказок.

 Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь». Еще один пример сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься - это приводит его к личностному росту. Дидактические - способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв. Психокоррекционные - оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника. Медитативные - формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.  

Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставим в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом «путешествия» по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом можно использовать различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаем детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

Сказки могут применять в своей работе не только педагоги-психологи и логопеды, но и воспитатели. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Сказки являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно, естественно, начинает доверять специалисту. В этот момент плавно запускается процесс коррекции речевых и психических функций.

Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Например, такие задания: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д. У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

 Родители не являются безучастными в этом вопросе: на стендах регулярно пополняется и обновляется информация, составляются различные буклеты, чтобы желающие имели возможность забирать их домой. С помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи.

Таким образом, метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка: исчезают переживания связанные с дефектами речи, нарушения в поведении, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в развитии речи и эмоционально-волевой сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации....

Рекомендции для педагогов по коррекции девиантного поведения у детей дошкольного возраста.

Дорогие педагоги! Данные рекомендации помогут Вам в коррекции девиантного поведения у детей дошкольного возраста....

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольниковОсновные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. ...

Система работы с детьми, имеющими девиантное поведение.

Очень часто в своей практике стала встречать детей с девиантным поведением. Как скорректировать поведение ребёнка, подготовить его к предстоящим логопедическим занятиям?В данном материале описана сист...

Картотека игр по теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Картотека игрпо теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекциидевиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста»...

Статья на тему "Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков"

В статье рассматривается сущность понятия девиантные поведение, его формы и виды, а также комплекс мер по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков....

Девиантное поведение детей и подростков. Причины девиантного поведения. Теоретические подходы к объяснению девиации.

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничество...