Где ребенок взял зеркало или что такое зеркальное письмо?
статья по психологии

Сидоренко Мария Николаевна

Почему ребенок пишет зеркально и что с этим делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_rebenok_vzyal_zerkalo.docx83.9 КБ

Предварительный просмотр:

Где ребенок взял зеркало или

Что же такое зеркальное письмо?

 Этот вопрос касается ведущего полушария головного мозга. Само по себе зеркальное письмо – это графическое изображение букв или цифр в обратную сторону, то есть мы видим результат написания ребенка как бы отраженным в зеркале. Чаще всего перевернутыми оказываются заглавные буквы Е и З, буква Я, цифры 6, 9, 2, впрочем, дети умудряются переворачивать порой самые неожиданные символы и знаки. C:\Users\Андрей\Downloads\cc5bdba2d0e91c2545854643370bc0fb.jpg

Данное нарушение может иметь возрастной или стойкий характер. Дело в том, что, как уже говорилось, это зависит от ведущего полушария. До семилетнего возраста более активно, как правило, правое полушарие, а для него свойственно сканирование пространства справа налево, поэтому и происходит подобная путаница. К моменту прихода в школу у большей части детей на первый план выходит левое полушарие, для которого свойственно сканирование пространства слева направо, и все встает на свои места. Поэтому если ваш ребенок, не достигший еще 7-7,5 лет, переворачивает буквы и цифры, тревожиться раньше времени не стоит, просто поправляйте его, обращайте внимание, что нужно было сделать по-другому.

Если ваш ребенок уже достаточно подрос и все равно имеет склонность к зеркальному переворачиванию письменных знаков, пора побеспокоится. Обратитесь за консультацией к психологу: возможно, зеркальное письмо – это результат того, что у ребенка ведущее правое полушарие. В этом случае ребенку лишь необходимо немного помочь, а именно научить глаза действовать так, как необходимо, то есть сканировать пространство слева направо. Обратитесь также к логопеду: возможно, зеркальное письмо – это один из признаков дисграфии, нарушения письменной речи ребенка.

В любом случае будет полезным закреплять через различные виды деятельности правильное движение глаз слева направо, а также производить развитие зрительно-моторной координации. Для этого подойдут любые игры и задания где производятся линейные движения глазами в нужном направлении. Если ребенок любит играть в солдатиков, пусть его бойцы атакуют врагов также слева направо. Очень полезны в данном случае могут оказаться и любые гимнастики для глаз: вращение по часовой стрелке и против нее, движения вверх-вниз и влево-вправо, вращение глазами по «восьмерке».

Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

  • Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
  • Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
  • Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Источники:

Машталь О.Ю. Подготовка ребенка к школе. 200 упражнений, заданий, тестов, игр. – СПб.: Наука и Техника, 2011.

Дефектология Проф | Повышение квалификации и переподготовка (defectologiya.pro)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок взял чужую вещь?

Рекомдации родителям."Что делать, если ребенок взял чужую вещь?"...

"Ребенок взял чужую вещь - что делать?"

Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: &laq...

Что делать, если ребенок взял чужую вещь?

Что делать, если ребенок взял чужую вещь?...

Консультация для родителей "Ребенок взял чужую вещь"

Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие...

Что такое зеркальное письмо?

Консультация для родителей...

Консультация для родителей дошкольников «Ребенок взял чужую вещь - что делать?»

Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие...