ДЕЛОВАЯ ИГРА «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
материал по психологии (старшая группа)

Ревякина Надежда Алексеевна

Тема публикации "Эффективное общение педагога с родителями воспитанников". Материалы предназначены для использования в работе  педагогами разных возрастных групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Профессиональная компетентность педагога в сфере общения

с родителями воспитанников»

(слайд 1) ( на экране пустой титульный лист (без названия), в ходе общения  ведущий предлагает педагогам самим подумать и дать название деловой игре).

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что Вы видите?  Чего не хватает по Вашему мнению?

Педагоги: (Ответы: пустой титульный лист, не хватает названия).

Ведущий: Совершенно верно. Сегодня мы с вами проведем деловую игру, над  названием  которой я предлагаю подумать и определить вместе. Согласны?

 Для этого, я предлагаю вам послушать и обсудить одну притчу:

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Ведущий: Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме эффективного общения педагогов и родителей воспитанников сегодняшнего заседания РМО? В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов? Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о ребенке (либо любую другую информацию)- как первый или как второй толкователь?

Педагоги: ответы, исходя из собственного опыта, обсуждение притчи и способов подачи информации.

 Ведущий: (Слайд 2 . (титульный лист с названием)). Совершенно верно.  Давайте подведем итоги всего вышесказанного, и определим название нашей деловой игры (предложения педагогов),   далее ведущий подводит итог и формулирует окончательное название деловой игры  «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Ведущий: цели и задачи нашего сегодняшнего общения вы можете увидеть на экране  (не зачитываю ) (Слайд 3 . (цели и задачи)).

Цель: использование современных  технологий  в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Задачи:

  - повысить  психолого-педагогическую компетенцию педагогов по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО;

- создать условия для поиска оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов поведения в контактных ситуациях с родителями;

- способствовать творческому применению знаний при  взаимодействии с семьей.

-сформировать  умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.

Далее - дискуссионные качели «Общение с родителями воспитанников - проблема или задача?»

Ведущий:   давайте порассуждаем: «Общение с родителями для педагога - это проблема или увлекательная педагогическая  задача?»

Педагоги: (высказывают свои мнения).

(на качели или весы выкладываем фишки в зависимости от высказывания             ( с одной стороны-проблема, с другой-задача)).

Ведущий:  (подводит итог в зависимости от результата). Я согласна с вами, что, конечно, это не только увлекательная педагогическая задача, но, часто, и большая проблема. Многие родители воспитанников, ссылаясь на занятость, нехватку времени, а иногда даже просто на нежелание заниматься своими детьми,  (оправдывая его тем, что все необходимое для воспитания и  развития  ребенок получает в детском саду), не хотят слышать просьбы и рекомендации педагогов, тем более, если они носят традиционный характер, похожи на нотации и назидания. Часто такое общение дает обратный эффект.

Мы нередко сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Поэтому я предлагаю «ПРОБЛЕМУ» общения педагогов и родителей перевести все-таки в «ЗАДАЧУ».

Ведущий: Итак, как же  перевести проблему общения родителей и педагогов в плоскость увлекательной задачи?

На современном этапе детский сад превращается в открытую образовательную систему. С  одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Воспитатели и родители должны быть едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку приобрести необходимые личностные качества и развить способности. Поэтому, важно, наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями,  находить новые, современные.

Родительские собрания  интереснее и продуктивнее проводить с использованием практико-ориентированных форм. К ним можно отнести: тренинги, деловые игры, использование игровых обучающих ситуаций, социоигровых технологий и т.д.

Для этого предлагаю рассмотреть  некоторые приемы для эффективной коммуникации педагогов и родителей, которые мы стараемся использовать в своем детском саду, вместо традиционных докладов на  родительских собраниях

Таких приемов множество, и сегодня мы попробуем рассмотреть и поработать с одними, на наш взгляд,  из  самых эффективных:

Для работы мне необходима помощь, я приглашаю 4 человека пройти за столы. Они будут нашей фокус - группой. Остальные будут наблюдателями, но в ходе нашего общения также принимать участие в обсуждении.

 (фокус- группа проходит за столы).

 

- Использование художественного слова.  (слайд 4- определение притчи и ее функции)

Я не зря начала наше общение с притчи. Жанр малой прозы, притчи – это короткие  назидательные  рассказы в иносказательной форме, заключающие в себе нравственное поучение (премудрость).  Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

Почему именно притчи? У данного приема есть несколько функций:

  1. Функция зеркала. Человек может идентифицировать себя с одним из героев притчи. И увидев себя в зеркале, наряду с другими персонажами посмотреть на себя по- новому.
  2. Функция модели. Любая притча строится вокруг какой-то проблемы и содержит модели ее решения.
  3.   Функция хранения опыта. Притчи легко запоминаются и продолжают работать после окончания работы, когда вы уже не видите человека.

Ведущий: Использование притч, примеров из художественных произведений помогает посмотреть со стороны на проблему или конфликт, неизбежно рано или поздно, появляющийся в общении.

Мы не переходим на личности, не говорим  о конкретном плохом поведении и т.д.

Например:

Ситуация 1

В группе старшего дошкольного возраста ребенок жалуется, что родители часто ругают его дома за малейшую провинность,  сравнивают его с другими детьми, подчеркивая, что они лучше него, хотя это не всегда так. Конфликты происходят как дома, так и в ДОУ, в присутствии воспитателей и других родителей. На попытки воспитателя вмешаться и защитить мальчика, родители говорят, что они лучше знают,  как воспитывать своего ребенка.

Как поступить в этой ситуации?  

Обсуждение с активной группой и другими участниками. (педагоги предлагают варианты)

Ведущий:  Обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, можно  использовать  текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:

«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю. Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Ведущий: Как вы думаете, в какой ситуации можно применить притчу, будет ли она эффективным приемом  для обозначения и последующего решения проблемы. Почему? (ответы: обладает особыми свойствами  передачи знаний и опыта и т.д.)

 Действительно, между двумя людьми (педагогом – родителем) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории,  можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

(фокус- группа1 проходит на места, фокус-группа 2 -  проходит за столы).

- использование приема визуализации (Слайд 5- определение )

- Приём представления информации в удобном для зрительного наблюдения и анализа формате (фотографии, фрагменты  художественного фильма, мультфильма);

Ведущий:  Предлагаю обсудить ситуацию:

Ситуация 2

В группе дошкольного возраста 5-6 лет  ребенок не умеет  (а скорее не хочет) самостоятельно одеваться. Каждый день  мама приводит его в детский сад, и раздевает или одевает его, как маленького ребенка.

При  переодевании, сборах на прогулку у мальчика  часто возникают проблемы, и он просит о помощи воспитателя.

Воспитатель неоднократно проводит беседы и консультации о воспитании самостоятельности у детей.  Мама смущается, неловко себя чувствует, не спорит, но продолжает  делать по – своему.

Как изменить ситуацию?

Обсуждение с активной группой и другими участниками.

Ведущий:  Использование приема визуализации также  помогает посмотреть со стороны на проблему или конфликт.

Для решения этой ситуации,  можно провести родительское собрание о воспитании самостоятельности у детей, и показать сюжет из юмористического журнала «Ералаш» № 23 («Вот это внук!») (Слайд 5 - показ фрагмента выпуска «Ералаш» №23)

(Бабушка любит внука Митеньку без памяти: и носик ему вытрет, и шину на велосипеде накачает... Как миг пролетает двадцать лет, но и сейчас, по первому зову, бабушка подбежит к внуку, сидящему за рулем грузовика, старательно вытрет ему нос и машину плечом подтолкнет, если та застряла).

Вывод:  Таким образом, мы видим, что видеоролик  поможет  увидеть на экране то, что происходит в жизни. Родители во время просмотра  могут спроецировать свои переживания, эмоции, чувства, поэтому «отделение» проблемы, проецирование ее на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, помогая зрителю  увидеть себя как бы со стороны. 

(фокус- группа2  проходит на места, фокус-группа 3 -  проходит за столы).

- использование социоигровых технологий в работе с родителями.

Ведущий:  Предлагаю Вам, рассмотреть на практике -  прием «аквариум»  (Слайд 6, определение). Но прежде давайте вспомним определение.

Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Ведущий объясняет ход работы.

Этапы реализации: 1. Всех участников разделить на малые группы (по 2-3 человека). 2. Участники одной из малых групп садятся за стол (в "аквариум") в центр зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей. 3. Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо: - прочитать вслух ситуацию-задачи; - обсудить ее в группе, используя метод дискуссии; - прийти к общему мнению по 3-5 мин.  Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать. 4. Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы: - согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась? - была эта мысль достаточно аргументированной? - какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным? 5.=1. После этого место в "Аквариуме" занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию. Все группы поочередно должны побывать в "Аквариуме", и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.

Ситуация 3

Родители приводят девочку в детский сад в красивых, «брендовых», но зачастую  неудобных  вещах. Девочка активная, любит подвижные и спортивные  игры.   Забирая вечером дочку из детского сада, родители возмущаются, что ее  новый  дорогой комбинезон  очень грязный, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Вариант решения ситуации: если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Либо приносить сменную, удобную одежду для использования в детском саду.

Педагоги распределяют роли, и проигрывают и  по  предложенной ситуации. Пассивная группа наблюдает за «аквариумом» и высказывает свои мнения.

 Вывод: Наша задача убедить родителей в том, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в противоборстве или бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Это упражнение позволяет услышать мнение родителей о том,  какую ответственность в построении взаимодействия они возлагают на педагогов и администрацию ДОУ и что принимают на себя.

Рефлексия

Ведущий: Сегодня мы рассмотрели некоторой  приемы  эффективной коммуникации педагогов и родителей в ДОУ, которые вы можете использовать в своей работе, как в повседневном общении, так и  при проведении родительских собраний, «круглых столов», тренингов и т.д.

Как итог нашего общения, предлагаю  построить мостик понимания между родителями и ДОУ.  Давайте попробуем. ( построить «мостик» на мольберте)

Перед вами река -  теплая, веселая, игривая, как наши дети.

На одном берегу Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы для него в нем были созданы самые благоприятные условия.

На другом берегу - Педагог.  

Наша задача построить мостик понимания от одного берега к другому, чтобы по нему легко могли пройти родители и педагоги.  

Предлагаю Вам  вспомнить  приемы эффективного общения, о которых мы говорили сегодня или предложить и дополнить приемами, которые Вы используете в своей работе.  

Предлагают педагоги и записывают на листочках эффективные приемы взаимодействия с родителями.

  Наш мост готов.

Заключение

(Слайд 7 –цитата) А. С. Макаренко писал: «Воспитывает всё – вещи, люди, явления. Но прежде всего и дольше – люди, из них на первом месте - родители и педагоги». Эффективное взаимодействие и взаимопонимание  родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпения и умения слушать и слышать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВХОДЯТ:личностные качества и установки(личностный компонент)знания(содержательный компонентзнания(содержательный компонент...

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективнос...

Буклет "Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников"

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников.Примерный кодекс общения«Педагог-родитель»•      Всегда стремиться быть в ...

Мастер-класс Деловая игра. "Коммуникативная компетентность педагога, как фактор развития личности воспитанника"

Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагога.Задачи: -формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств общения-проверять, обобщать, уточнять свой ...

Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Деловая игра состоит из шести частей: разминка, тест «Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями», «Копилка мудрых мыслей», решение педагогических ситуаций, упражнения ...