Психологическая безопасность образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
консультация по психологии

Бусова Лариса Валентиновна

Практикум для воспитателей, из опыта работы педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практикум для воспитателей239 КБ

Предварительный просмотр:



Практикум для воспитателей ( из опыта работы)

«Психологическая безопасность образовательной среды в дошкольной образовательной организации»

Педагог-психолог МБДОУ №99 г.Казани, Бусова Л.В.

Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социальных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностного потенциала.

I . Теоретическая часть (5-7 минут)

          Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой. Ее решение — одна из приоритетных задач государства. Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основателя гуманистической психологии. В ее составе: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.

Главной потребностью в развитии ребенка оказывается безопасность (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая проявляется в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Безопасность

        Физическая (законы, правила и др)          Психологическая (личности и среды)

- Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?

- Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.

В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой1, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:

1) свобода от проявления психологического насилия;

2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;

3) референтная значимость среды (общие цели, ценности, позиции)   для всех участников образовательного процесса.

Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

  • недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;
  • низкая активность детей и педагогов;
  • несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
  • низкий уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.

Психологически безопасной образовательную среду можно считать, если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия.

Сегодня,  в условиях внедрения новой  Федеральной образовательной программы Российской Федерации,  забота о психологической безопасности и здоровье воспитанников становится обязательным требованием в работе каждой ДОО. Современный детский сад должен стать пространством полноценного взросления, благоприятной средой для успешных, счастливых и здоровых детей.

Обоснованы ли опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания? Ведь очевидно, что ни один работник ДОО сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.

- Конечно, обоснованы. Каждая семья может назвать хотя бы один случай, когда педагог положительно или негативно повлиял на ребенка: на желание посещать детский сад, на его мотивацию обучения в школе и т. п.

По данным социологических исследований, до 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Родители хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

         Еще острее встает проблема деструктивного влияния на психику дошкольника со стороны сверстников.

         Некоторые родители всерьёз учат детей: «А ты сразу дай ему сдачи». Готовность к агрессии при защите своих границ для них кажется гарантией того, что ребёнка больше никто не посмеет обидеть, что он приобретёт статус и уважение среди сверстников.
Если реагировать на конфликтную ситуацию агрессией, ребёнок просто не сможет научиться обсуждать проблему и находить пути её решения, признавать свою вину и принимать извинения, договариваться и находить компромиссы. 
Реакция на обиду физической агрессией замещает собой много важных эмоций: гнев, ярость, печаль, обида, разочарование и так далее. В итоге в дальнейшем ребёнок не сможет распознать свои чувства, и ни к чему хорошему это не приведёт. 

Другие родители пытаются избежать конфликтов любой ценой. Агрессия в любом виде (своя или чужая) их пугает, и поэтому они советуют детям: «А ты отойди от него», «Не общайся с ней», «Не провоцируй его», «Не обращай внимания». 
Страх перед открытым противостоянием заставляет детей жертвовать своим комфортом, своими правами и ценностями, чувствовать себя беззащитными и бессильными. 

Так как же быть воспитателю? 

1. Защищайте ребёнка от агрессии других детей и взрослых. Именно так ребёнок поймёт, как с ним можно обращаться, а как нельзя, и как отражать наступление на его границы. 
2. Именно взрослые ответственны за то, чтобы показать детям допустимые пути разрешения конфликтов. Объясняйте ребёнку и предлагайте альтернативу.
3. Уважайте границы ребёнка и не позволяйте ему нарушать ваши. Уважение ребёнка к собственным и чужим границам закладывается с раннего возраста внутри семьи. 
Стиль общения в семье отражается на общении детей со сверстниками. 
4. Показывайте детям пример правильного общения и самозащиты.
5. Пусть дети знают, что всегда могут прийти к вам за помощью (и это не будет ябедничеством). 
Воспитывать у детей правильное отношение к самозащите нам мешает наследие прошлого — клеймо ябедничества. На жалобы детей до сих пор часто не обращают внимание, за них стыдят и осуждают. 
(Хотя мы, взрослые, спокойно звоним в полицию, жалуемся в организацию по защите прав потребителей, пишем гневный отзыв об услуге. Ребёнок тоже имеет право попросить помощь.)

!!!!!!  Вот, что должен делать взрослый, который разбирает детскую ссору
внимательно выслушать детей и настоять, чтобы они выслушали друг друга, не перебивая; 
— помочь им рассказать о своих эмоциях; 
— запретить физическую агрессию и помочь, если нужно, соблюдать этот запрет (например, разводить и удерживать детей, которые рвутся в бой); 
— помочь детям понять, что в их поведении было неправильным; 
— стоит объяснять ребёнку, когда ему нужно обратиться к родителям, к педагогу, к тренеру и так далее. 
6. Доверяйте детям самим решать конфликты, если видите, что они способны на это, но будьте готовы им помочь. 
В любом случае дети впитывают от взрослых, как общаться с миром. Внутри у каждого ребёнка понемногу вырастает свой собственный взрослый, который берёт на себя всё больше решений.

- Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного — для другого может иметь разрушительное влияние.

. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.

 1 Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.

II. Практическая часть (30-40 минут)

Предлагаю, разделиться на 4 группы и занять места.  На столах лежат бланки с вопросами для решения ситуаций и листок из цветной бумаги, с самой ситуацией.

Значение  ситуации по цвету:

КРАСНАЯ – опасная / срочно звать руководство, скорую, полицию, родителей и др.;

ЖЕЛТАЯ – помощь взрослого обязательна;

СИНЯЯ - помощь взрослого желательна;

ЗЕЛЕНАЯ – сами могут решить.

Ситуация КРАСНАЯ: Ребенок ударил «до крови» другого ребенка игрушкой /стулом.

Ситуация ЖЕЛТАЯ: Мелкое воровство в группе. Один ребенок, «регулярно» прячет чужие вещи (игрушки) в свой шкафчик.

Ситуация СИНЯЯ: Ребенок плохо себя ведет, не реагирует на замечания воспитателя (без включения родителей).

Ситуация ЗЕЛЕНАЯ: Плохие слова в группе.

(Можно добавить свою ситуацию для обсуждения)

Вопросы для воспитателей по решению ситуации:

1.        Какие способы решения вы видите? Напишите.

2.        Какие чувства вы испытываете в момент случившегося? Напишите.

3.        Какие чувства испытывает ребенок? Напишите.

4.        Предложите БЕРЕЖНЫЙ выход из ситуации. Напишите.

Дается время (не более 5 минут) на обсуждение и написание. Каждая группа по очереди предлагает свои варианты, а другие группы принимают активное участие в обсуждении.

Какие правила необходимо вводить в группах д/с для комфорта и безопасности всех участников образовательного процесса?

- по возрастам, необходимости и др.

Зачем детям правила/границы:

  • Чувствуют себя в безопасности
  • Понимают, что о них заботятся
  • Снижается тревожность
  • Ответственность распределяется в соответствии с возрастом – если давать детям полную свободу,  в раннем возрасте могут не потянуть непосильную ответственность в принятии решений
  • Понимают, что правила есть и в обществе, и по ним живут
  • Осознают границы других людей – у каждого есть свое личное пространство
  • Оценивают границы своих свобод и возможностей
  • Приобретают навыки самоконтроля
  • Безопасность – сексуальная/интимная (границы тела), эмоциональная (на меня нельзя кричать) и др.

Мы подсознательно закладываем детям пожелание о приемлемом поведении с другими людьми в обществе и с ними.

Благодаря границам и правилам мы создаем фундамент, который в нужный момент принесет пользу ребенку.

Рефлексия. Обратная связь:

- что я сегодня узнал для себя нового,

-что готов применить в своей работе,

- что рекомендую в своем д/с

Пожелания участникам практикума.

Вопросы для решения ситуации:

  1. Какие способы решения вы видите? Напишите.

 

  1. Какие чувства вы испытываете в момент случившегося? Напишите.

  1. Какие чувства испытывает ребенок? Напишите.

  1. Предложите БЕРЕЖНЫЙ выход из ситуации. Напишите.

Вопросы для решения ситуации:

  1. Какие способы решения вы видите? Напишите.

 

  1. Какие чувства вы испытываете в момент случившегося? Напишите.

  1. Какие чувства испытывает ребенок? Напишите.

  1. Предложите БЕРЕЖНЫЙ выход из ситуации. Напишите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

«Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения».

Информационно–образовательная среда ДОУ (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разно...

Информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Информационно-образовательная среда ДОУ  - э...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....