Консультация для воспитателей: «Роль рефлексии в работе педагогов в воспитании дошкольников»
материал по психологии (старшая группа)

Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни – обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Роль рефлексии в работе педагогов в воспитании дошкольников»

Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни – обучению в школе. Отсюда вытекает проблема целенаправленного и организованного развития рефлексии у старших дошкольников под руководством педагога. Полноценной, развитой рефлексии у детей дошкольного возраста пока нет. Ребенок учится функционировать во внешнем мире, осваивая главные смыслы отношений между людьми. Что касается внутреннего, психического мира, то здесь активность дошкольника обеспечивается, в основном, природными механизмами. Психическая активность дошкольника, направленная на самого себя, является, по своей сути, скорее жизнедеятельностью, чем деятельностью, регулируемой сознанием.  

При этом потенциал технологий рефлексии практически неисчерпаем. Рефлексия перманентна. В масштабах человечества она бесконечна. Последний результат рефлексии – зародыш нового рефлексивного процесса.

Универсальным и системообразующим качеством личности, способствующим успешному усвоению, расширению и преобразованию социального опыта, переводу внешнего социального во внутренний план является рефлексивность. В широком понимании рефлексивность – это взаимодействие двух переменных, в котором каждая из них оказывает влияние на другую переменную. В результате такого взаимодействия происходит взаимное изменение переменных. Если для познания связей (универсальный механизм связывания) является подражание в самом широком смысле этого слова, то универсальным механизмом познания отношений является рефлексия.

Как известно, способности к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Хорошо известен тот факт, что, объясняя что-либо другому, ребенок, а иногда и педагог, лучше понимает то, что объясняет, т.е. предмет своей рефлексии. Дидактически верно при обучении любому умению, навыку требовать от ребенка не только самостоятельно и правильно выполнять действие, но и словесно комментировать этот процесс. Для этого ребенку следует задавать вопросы о том, что он делает, почему делает именно так, а не иначе, почему его действия правильные. В сущности, метод рефлексии используется педагогом постоянно, когда в коротких беседах дети пытаются дать ответы на важнейшие для их развития вопросы.

С точки зрения специалистов, педагогическими условиями развития коммуникативной рефлексии у старших дошкольников являются:

  1. применение игры как формы организации взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Такая форма игры обусловлена тем, что на предстоящем этапе жизнедеятельности старший дошкольник будет включен в такую деятельность, в которой будут участвовать вместе с ним его сверстники и один взрослый;
  2. организация в процессе игры партнерских отношений взрослого с ребенком (взрослый должен ориентироваться на желания ребенка, его самостоятельность и инициативу). Накопление опыта таких отношений и развитие в них рефлексии пригодится дошкольнику при включении в его будущую школьную жизнь;
  3. создание эмоционально-положительного настроя на игру (а следовательно, на общение в процессе игры со сверстниками и взрослыми). Эмоционально-положительный настрой способствует возникновению и закреплению желания действовать по заданному плану и осмысливать организацию, исполнение и результаты деятельности. При этом формируется, проявляется, развивается рефлексия.

Эти условия возникают в связи с тем, что в игре ребенок с необходимостью вступает в такие взаимодействия с партнерами, которые влекут его к желаемому результату и поэтому привлекают к себе внимание и возбуждают интерес. Создание в игре взаимодействий, подобных школьным, готовит детей к будущей школьной деятельности. Развивающие коллективные игровые занятия эффективно влияют на процесс развития коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста.

В целом, рефлексивный механизм управления позициями обучающихся представляет собой технически организованную групповую и индивидуальную рефлексию события. Главная функция воспитателя состоит в организации рефлексии и поддержки ситуации позиционного самоопределения и самостоятельного мышления обучающихся. Рефлексивно-содержательное управление позициями в этом случае выступает как способ регулирования перехода от одной ситуации к другой, в которых для каждого субъекта задаются различные позиции, которые, в свою очередь, обеспечивают обращение управленческого практического действия в активную личностную позицию участников образовательного процесса и трансформацию его цели в ценности этой действующей позиции.

При этом рефлексия для педагога не менее важна, чем для воспитанника. В профессионально-педагогической деятельности педагогическая рефлексия проявляется в следующих ситуациях:

  • в ситуации практического взаимодействия педагога и воспитанника, его родителями;
  • в коллегиальных отношениях;
  • в процессе самоанализа и самооценки педагогом собственной деятельности и самого себя как ее субъекта.

В современном научном контексте, рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащение, усиление. Таким образом, рефлексивный педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт профессионал. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник.

Несмотря на субъективный характер оценки, аналитическая работа помогает педагогу методом сравнения изнутри, корректировать содержание и методику проведения занятия, учитывая контингент воспитанников, их интересы, индивидуально-личностные особенности, задачи обучения.  

Совершенно особым видом профессионального творчества педагога выступает рефлексивный анализ. Он направлен на осмысление и оценку (самооценку) своей деятельности при решении многообразных задач воспитания, и одновременно является средством постижения педагогом особенностей собственного отношения к детям. Благодаря рефлексивному анализу педагог осмысливает противоречия между знаниями, способами действия, методами обучения, воспитания и результатами практической деятельности. Особую роль в самоанализе играет личностный оперативный опыт педагога. Создание педагогом программы действий, поиск оптимальных способов взаимодействия с дошкольниками, активных методов воздействия на детей требует от учителя умения увидеть педагогическую ситуацию глазами «другого», глазами ребенка, активизирует интуицию, прогнозирование, творческое мышление учителя для перестройки способов деятельности.

Рефлексия должна закончиться позиционным самоопределением в качестве способа реализации ценности в заданном пространстве встречи, в качестве деятельностной нормы ответственного отношением к собственным ценностям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателейна тему: Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников         В наше время научного прогресса остр...

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников» 2020год

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество  педагогов....

Консультация для воспитателей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительны...

Консультация для воспитателей "Роль общения в работе педагога"

Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:Познакомить педагогов с составляющими общения.Показать, как работает эффект проекции.Дать возможность педаг...