Методические рекомендации для родителей и педагогов "Помощь детям при острых стрессовых ситуациях"
консультация по психологии

Масленникова Юлия Максимовна

Ребёнок до определённого возраста очень связан с семьёй. Именно старшие её члены отвечают за функцию защиты и заботы о младших. Поэтому состояние взрослых близких людей играет большую роль в переживании стресса от происходящего события детьми. Простыми словами, наличие у взрослого близкого стрессовых или острых кризисных состояний практически стопроцентно гарантирует у ребенка развитие порой невидимой, но важной реакции организма.

Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это его эмоциональная безопасность в любой ситуации, в любой обстановке при любых сценариях развития событий.

Сейчас, когда так много говорится о переживании взрослыми всевозможных жизненных ситуаций (будь это личная беда или вопросы глобального характера), мы практически не обращаем внимания на то, как та или иная ситуация, происходящая в мире, стране или в семье, переживается детьми. Часто даже можно услышать: «Да что он понимает? Маленький еще.», «Зачем объяснять? Можно не говорить об этом, вырастет- сам узнает.» и т.д. Да, маленькому ребёнку трудно понять особенности взрослой жизни, но дети очень хорошо чувствуют и эмоционально переживают случившееся. Поэтому хотелось бы рассказать об особенностях переживания стресса детьми и о помощи детям при столкновениях с негативными и порой непонятными явлениями взрослой жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь детям в переживании острых стрессовых ситуаций

Масленникова Юлия Максимовна

педагог-психолог МБДОУ д/с № 53, г. Белгород

Семья – эмоциональная гавань ребёнка, и пусть

в этой гавани будет уютно и найдётся поддержка для каждого!

Современный мир устроен так, что на каждом шагу можно услышать избитое и всеми известное слово «стресс». Стрессом принято считать переживание определенных событий или реакция на эти события. Если обращаться к научно-психологической литературе, то многие психологи и психофизиологи сходятся в одном: стресс – нарушение привычного уклада жизни.

В малых количествах стресс необходим для того, чтобы помогать ребенку или взрослому человеку справляться с трудностями. Но в больших количествах стресс вреден для физического и психологического здоровья. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности.

Ребёнок до определённого возраста очень связан с семьёй. Именно старшие её члены отвечают за функцию защиты и заботы о младших. Поэтому состояние взрослых близких людей играет большую роль в переживании стресса от происходящего события детьми. Простыми словами, наличие у взрослого близкого стрессовых или острых кризисных состояний практически стопроцентно гарантирует у ребенка развитие порой невидимой, но важной реакции организма.

Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это его эмоциональная безопасность в любой ситуации, в любой обстановке при любых сценариях развития событий.

Сейчас, когда так много говорится о переживании взрослыми всевозможных жизненных ситуаций (будь это личная беда или вопросы глобального характера), мы практически не обращаем внимания на то, как та или иная ситуация, происходящая в мире, стране или в семье, переживается детьми. Часто даже можно услышать: «Да что он понимает? Маленький еще.», «Зачем объяснять? Можно не говорить об этом, вырастет- сам узнает.» и т.д. Да, маленькому ребёнку трудно понять особенности взрослой жизни, но дети очень хорошо чувствуют и эмоционально переживают случившееся. Поэтому хотелось бы рассказать об особенностях переживания стресса детьми и о помощи детям при столкновениях с негативными и порой непонятными явлениями взрослой жизни.

В переживании острого стресса есть свои особенности. Стресс влияет не только на непосредственных участников события, но и на оказывающих помощь, тех, кто оказался рядом и даже на тех, кто смотрит на это с экранов телевизоров, телефонов и мониторов компьютеров. Взрослые, эмоционально переживающие событие, часто могут не заметить находящихся рядом и не менее переживающих детей. Просто нередко дети по-своему переживают случившееся.

Их реакции могут выглядеть даже парадоксально. Приведу пример: пятилетний мальчик стал вместе с бабушкой свидетелем пожара, первые дни он был очень замкнутым и напряжённым, принюхивался к запахам. Бабушка потом рассказывала, как она долго причитала по поводу увиденного. Ребёнок скорее переживает не столько за происходящее, сколько за своих маму, папу или бабушку, которым сложно справиться с эмоциями. В этот момент он ощущает себя покинутым, оставленным со своими чувствами страха, тревоги и растерянности. Важно понять, что задача родителей состоит не в том, чтобы предотвратить страшное событие и последующую травматическую реакцию психики ребенка, а поддержать и научить ребёнка проживать то, с чем столкнула его жизнь и помочь справляться. Детям важно знать, что о них будут заботиться, и что семья останется рядом.

Нам порой сложно предположить, как может отразиться то или иное событие на психическом состоянии ребёнка. Но опыт работы многих кризисных психологов и психотерапевтов (Трушкина С.В., Никольская И.М. и др.) позволил выработать перечень наиболее ярких и важных признаков переживания детьми стресса.

Признаки переживания стресса детьми, на которые необходимо обратить внимание:

- Острая негативная, ранее не проявляемая реакция (горький плач) на отсутствие родителя (ранний возраст, дошкольники, младшие школьники);

- Замкнутость или, наоборот, возбудимость, расторможенность;

- У дошкольников и детей раннего возраста может появиться энурез, частые позывы в туалет, сосание пальцев;

- Утрата аппетита, нарушение сна;

- Эмоциональные проявления: капризы, нытье, плаксивость;

- Появление новых страхов;

- У старших дошкольников и младших школьников - расспрашивание о случившемся событии, рассказывание своих версий случившегося, внезапные вопросы о происшедшем событии;

- Повышение тревожности, вздрагивания, пугливость.

Также, важно помнить о наличии факторов, которые могут усилить острый стресс ребенка. Такие факторы обычно усиливают реакцию нервной системы на стресс, могут вызывать поведенческие и физиологические реакции. Многие психологи-консультанты выделяют два основных фактора, усиливающих переживание острого стресса:

- «Высылка» из дома, отрыв от семьи в ситуации общего переживания, изоляция от родителей;

- Игнорирование переживаний ребенка, неуважение к его чувствам, отрицание права на печаль и грусть.

Помочь ребенку в стрессовой ситуации могут в первую очередь родители. Для этого не обязательно иметь медицинское или психолого-педагогическое образование, достаточно лишь искреннего желания облегчить жизнь малышу.

В первую очередь родителям важно знать, что ребенок справляется со стрессом. Для этого близким необходимо наблюдать за ближайшим окружением ребенка, факторами, которые способны ухудшить/улучшить ситуацию, за переживаниями близких, которые могут влиять на ребенка и его эмоциональное состояние.

Для ребёнка важно, чтобы в сложной ситуации был взрослый, способный позаботиться о нём, стать для него эмоционально близким и надёжным человеком. Важно, чтобы у ребенка была возможность получить поддержку и разделить свои чувства с другими людьми, таким образом получить социальную поддержку в детском саду, школе, социальном центре;

Многолетней практикой в вопросе реабилитации детей дошкольного возраста во время переживания острых стрессовых состояний, были выделены 3 основных способа помощи.

Способ 1: игра

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2: искусство

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3: шалости

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ваши действия по оказанию помощи ребёнку не приносят положительных результатов, обратитесь за помощью к специалисту - детскому психологу или психотерапевту.

Важно не впадать в отчаяние и помнить, что психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было.

В завершении хотелось бы упомянуть о том, как можно не допустить стрессовых состояний или уменьшить их травматический эффект в случае неожиданного наступления.

Секрет прост: развивайте стрессоустойчивость! Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой:

- Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

- Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.

- Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

И помните: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».

Оскар Уайльд

Литература:

  1. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия / пер. с англ. – М.: Триада-Х, 2008. – 408 с.
  2. Добряков И.В. Острые и посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 133–155.
  3. Добряков И.В., Никольская И.М. Методы оказания кризисной психологи-ческой помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках модели реабилитации «Добрякова – Никольской» // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 301–309.
  4. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в кризисной психологической помощи // Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – Бишкек: Папирус-Print, 2013. – С. 310–339.
  5. Портнова А.А. Особенности клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей // Психиатрия чрезвычайных ситуаций: руководство: в 2 т. – М.: Гос. науч. центр соц. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского. – Т. 1. – С. 248–275.
  6. Портнова А.А., Серебровская О.В. Острые стрессовые нарушения у детей раннего возраста // Психиатрия. – 2013. – № 4 (60). – С. 37–40.
  7. Ранняя диагностика и коррекция: практическое руководство: в 2 т. / под ред. У.Д. Брака. – М.: Академия. – Т. 2: Нарушения поведения. – 2007. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей, по ознакомлению детей с окружающим миром

Представленный материал, поможет родителям закрепить у детей, полученные знания по ознакомлению с окружающим миром. В материале предлагаются темы для бесед с детьми, дидактические упражнения и ди...

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

Методические рекомендации для родителей по приобщению детей к устному народному творчеству в домашних условиях

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств....

Методические рекомендаций для родителей. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возроста

Рекомендаций для родителей   по сенсорному  развитию детей младшего дошкольного возроста...

Методические рекомендации для родителей. Развитие речи детей от 2 до 7 лет.

Методические рекомендации для родителей.Развитие речи детей от 2 до 7 лет....