Тренинг-игра" Детский сад и семья. Воспитываем и развиваем вместе"
материал по психологии (младшая группа)

Антошина Юлия Александровна

Тренинг-игра для родителей, педагогов 2 младших групп

« Семья и детский сад. Воспитываем и развиваем вместе»

Цель:  Создание условий для  эффективного сотрудничества  между родителями и педагогами дошкольников

Задачи

·        Познакомить родителей и педагогов друг с другом;

·        Создать благоприятную атмосферу в группе, установить благожелательные отношения и сплотить участников;

·        Создать поле  идентичности, согласия;

·        Найти ответы на вопросы: какие общие задачи воспитания стоят перед  родителями и педагогами?

          Какие отношения должны быть между  родителями и педагогами?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг-игра для родителей, педагогов 2 младших групп

« Семья и детский сад. Воспитываем и развиваем вместе»

Цель:  Создание условий для  эффективного сотрудничества  между родителями и педагогами дошкольников

Задачи

  • Познакомить родителей и педагогов друг с другом;
  • Создать благоприятную атмосферу в группе, установить благожелательные отношения и сплотить участников;
  • Создать поле  идентичности, согласия;
  • Найти ответы на вопросы: какие общие задачи воспитания стоят перед  родителями и педагогами?
  • Какие отношения должны быть между  родителями и педагогами?

 Участники: родители 2 младших групп

Продолжительность: 50 минут

Место проведения: музыкальный  зал

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие. Разминка

Здравствуйте, уважаемые родители!  Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на встречу. Сегодня мы обсудим, какие задачи воспитания стоят перед родителями и педагогами и какими должны быть отношения между ними, как  создать эффективное  сотрудничество  между  детским  садом и семьёй.  А сейчас предлагаю для начала познакомиться.

 Упражнение «Давайте познакомимся»

Оборудование: Мяч-смайлик

 Участники встают  в круг.  Задача - передавая  мяч по кругу, представиться назвать своё имя, отчество. Что вы ждёте от сегодняшней встречи?

  Одним  из  непременных условий  воспитания  ребёнка в ДОУ является взаимодействие с семьями  воспитанников. Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный  процесс способствует улучшению эмоционального  самочувствия детей,  обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической  компетентности при подготовке дошколят к школе.

Основные принципы организации работы с семьёй

  • Открытость детского сада для семьи  (каждому родителю обеспечивается

          возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок);

  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
  • Создание активной  развивающей среды, обеспечивающей единые

           подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

  • Диагностика  общих  и   частных  проблем  в  воспитании  и  развитии ребёнка

  Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, — станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

Притча о СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Как-то одного человека спросили, что такое сотрудничество? И добавили: «Особенно непонятно сотрудничество в общении, в беседе. Что это?»

Человек задумался, а потом сказал следующее:

«Представьте себе двух сеятелей. Шли они с разных сторон к полю. Каждый нес лукошко семян.

Встретились они на одном поле. И начали сеять. Один бросит одно семечко, другой тут же рядом свое воткнет. Так, горячась  и подстегивая друг друга, засеяли они все поле своими семенами. Вскоре появились всходы. Да без заботливых рук стали слабеть и засыхать. Скоро и вовсе остались единицы — чахлые, тонкие — едва жизнь теплится.

По другим дорогам шли два других человека. На перекрестке встретились, поклонились друг другу. Затем один из них пошарил по карманам и, смеясь глазами, достал крохотное семечко. Другой тут же смекнул и пошел искать место, куда бы посадить. Вскопал землю, взрыхлил. Первый посадил семечко и полил.

Вскоре взошел росток. Стали они его лелеять, растить. Росток стал превращаться в маленькое деревце. Деревце в большое дерево. Красивое и сильное. А два бывших спутника стали навсегда большими друзьями.

Сеятели вышли в одно поле соперниками. Путники же изначально были сотрудниками. В этом разница вторых от первых».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Наши общие задачи»

Материалы:  стикеры,  Лист бумаги с крупной надписью  «Наши общие задачи», карандаши. Магнитные доски(3 штуки), магниты

Работа в группах — родители  и  педагоги.   Задача - ответить на вопрос

«На что необходимо обращать  первостепенное   внимание в семье и в детском саду?»

Каждая группа подходит  к своей магнитной доске, на которой размещены варианты ответов на данный вопрос. Около каждого варианта закрепите по одному стикеру.  Каждый участник должен выбрать 5 вариантов, совпадающих с его точкой зрения, и сделать   на стикере.       Время-10 минут.

По  окончании  задания участники подсчитывают количество ответов по каждому  предложенному  варианту и ранжируют ответы. В это время  на магнитной доске размещен заголовок « Наши общие задачи». Одна из групп  составляет список. Участники последовательно зачитывают выбранные  варианты ответов. В случае, если ответ совпадает с ответом второй группы, то этот вариант приклейте под заголовком. После составления списка общих задач обсуждаются одиночные  варианты – если группа придёт к выводу. Что этот вариант тоже входит в общие задачи, добавьте его к списку.

 Вывод.  Теперь мы знаем наши общие задачи.

Игра «Паровозик»

Музыкальное сопровождение: динамичная музыка. Предложить участникам  объединиться по 4 человека и выстроиться паровозиком – взять за локти впереди стоящего. Участники 1-3  «Вагоны». Четвёртый участник – паровоз».  Он управляет вагонами. У «вагонов» закрыты глаза. Движения происходит с разной скоростью – с ускорением, замедлением. В ходе игры каждый участник должен побывать в разных позициях.

 Вопросы для обсуждения:

  1. Какая позиция была самой удобной?
  2. Легко ли было. Когда  вами руководили?
  3. Легко ли было самому руководить?
  4. Смогли вы абсолютно довериться ведущему?

 Вывод: у каждого человека есть своя комфортная позиция – вести за собой или быть ведомым. Но взаимодействуя с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда - единственно  возможная позиция.

Упражнение  « Одной рукой и узла не завяжешь»

Материалы: листы с разноцветной бумаги прямоугольной формы, ножницы, магнитная доска, магниты,  лист ватмана с крупной надписью СОТРУДНИЧЕСТВО

Народная мудрость гласит: «одной рукой и узла не завяжешь». Сотрудничество означает «совместный труд». Чтобы почувствовать это.  Я предлагаю  выполнить задание. Разбейтесь на пары. Один человек - правая рука. Другой – левая. Задача пары – вырезать из бумаги осенний лист.

 Примечание. Оцените правильность и быстроту работы, насколько команда  слаженно работала. Осенние листы  закрепляют на дереве в  экспресс-диагностике.

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Экспресс-диагностика в метафоре «Дерево поздней осенью»

Цель: получить обратную связь

Материалы: лист ватмана с нарисованным на нём стволом дерева с ветками,  листья деревьев из бумаги разных цветов на двухстороннем скотче, памятки, смайлики с различными пожеланиями на каждого участника.

Поздняя осень.  Деревья скидывают свой золотой наряд. Вам понравился тренинг-игра? Предложенная информация нашла положительный  отклик ?  Вы видите перспективу данного опыта?

 Если Ваш ответ «да»- приклейте лист к любой ветке.

Если Ваш ответ «нет»- приклейте листочек к подножию дерева

Если Ваш ответ « не знаю»- приклейте лист в полёте от ветки к земле.

Подведение итогов тренинг-игры ,  вручение памяток «Общая стратегия воспитания и развития ребёнка в семье и ДОО»

  Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Вы  убедились, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово.  Сотрудничество-поиск решения, удовлетворяющее всех участников, является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

   В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.  Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

   В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитываем, радуем, развиваем. Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка»

Благодаря пальчиковым  играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения м...

Консультация для родителей "Развиваемся дома. Развиваемся вместе с ребенком".

Сейчас очень непростое время, мы все с вами проходим стадии (этапы) принятия неизбежного. Чтобы не застрять на первых этапах,нужно настроится на первых этапах, нужно настроится на позитив, заняться де...

Играем и развиваемся вместе с семьей.

Играем и развиваемся вместе с семьей....

Консультация "Воспитываем и развиваем вместе!"

Рекомендации для родителей дошкольников при ознакомлении с окружающим....

Информационный бюллетень «Воспитываем и развиваем вместе”

В игре формируются многие особенности личности ребёнка. Игра—это своеобразная школа подготовка к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка. Активность. Игра—это и школа...