КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
статья по психологии (старшая группа)

Образцова Елена Владимировна

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Образцова Е.В.

Г.Челябинск, Россия

Научный руководитель:

Евтушенко И.Н., доцент, к.п.н., ЮУрГГПУ

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с коррекцией агрессивного поведения детей средствами песочной терапии.

Ключевые слова: коррекция агрессивного поведения детей, песочная терапия, игры на песке.

Obraztsova E.V.

Chelyabinsk, Russia

CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN BY MEANS OF SAND THERAPY

Annotation. The article is devoted to the study of issues related to the correction of aggressive behavior of children by means of sand therapy.

Keywords: correction of aggressive behavior of children, sand therapy, sand games.

С позиции личностно-ориентированного подхода профилактика и коррекция агрессивного поведения детей эффективна в условиях формирования коллективного педагогического субъекта, в качестве которого выступают воспитатель, педагог-психолог и родители, способные объединять собственные и усилия других участников образовательного процесса по профилактике и коррекции проявлений агрессии.

«Коррекция – система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии» [3].

В связи с многоплановостью феномена агрессии подход к её коррекции должен носить интегративный характер, включать в себя методы воздействия на основные факторы, детерминирующие агрессию: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние средовые и природные (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, тендер), психологические и др.

Единство условий (методологических, психологических, дидактических) позволяет говорить о целостности процесса коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известны с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом К.Г. Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром М. Ловенфельд.

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы.

Занятия песочной терапией позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей: снимают стрессовые состояния, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают общий эмоциональный тонус, способствуют возникновению положительных эмоций; дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни.

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы: создание естественной стимулирующей среды, оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин: люди, наземные животные, летающие животные, обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, жилища с мебелью, домашняя утварь, деревья и другие растения, объекты небесного пространства, транспортные средства, объекты среды обитания человека, объекты ландшафта и естественной активности Земли, аксессуары, естественные природные предметы, фантастические предметы и персонажи мультфильмов, злодеи.

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги [4].

Каждое занятие песочной терапией с детьми дошкольного возраста имеет свою структуру:

1. Ритуал приветствия (Включает в себя путешествие в Песочную страну).

2. Разминка или разогревающие игры (Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка, упражнение «Здравствуй песок», где соблюдаются определённые правила).

3. Непосредственно игровая часть (Игры на коррекцию отклонений в эмоциональном развитии, сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности).

4. Ритуал прощания (Включает в себя «выход» из Песочной страны, упражнение «До свидания, песок»).

5. Рефлексия (Ответы детей на вопросы о путешествии в Песочню страну. Что понравилось, какое настроение, чем больше всего понравилось заниматься и т.д.) [4].

Можно выделить компоненты гностических умений педагога, направленных на познание особенностей коррекции агрессивности личности дошкольника:

1) Познание особенностей развития самосознания дошкольника;

2) Познание особенности развития волевого действия дошкольника;

3). Познание особенностей эмоционального развития дошкольника;

4) Познание особенностей нравственного развития дошкольника [5].

Характер межличностных отношений являются центральным образованием, которое определяет развитие морально-нравственной сферы дошкольника. Проблемные отношения в группе детского сада связаны с проявлением агрессивности среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), иногда даже ребенок отказывается посещать детский сад. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их.

Педагог способствует формированию у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительное отношение к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоению способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности. Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе. Так же воспитатель формирует у детей навык организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. [2].

Таким образом, педагогическая поддержка заключается не только в работе по преодолению агрессивных проявлений, но и в формировании и закреплении новых устойчивых позитивных форм поведения.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Привлечение родителей в образовательный процесс ДОО является важным условием в процессе коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников с точки зрения повышения родительской компетентности в вопросах коррекции агрессивного поведения являются:

- ролевая игра, - психологический тренинг общения, обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации [1];

- рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.

Таким образом, под коррекцией агрессивного поведения детей дошкольного возраста понимаем комплексные, систематические действия всех участников образовательного процесса, которые направленны на установление контроля над эмоциями ребенка; развитие эмпатии и снижения уровня тревожности.

Литература:

  1. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко //Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С.26 – 29
  2. Емельянова, И.Е. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе/ И.Е. Емельянова, Л.В. Трубайчук. – Челябинск.: ЧИППКРО, 2014. – 84 С.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2018. - 400 с.
  4. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением / И. Кухранова // Воспитание школьников.– 2019.– № 10.– С. 31–33.
  5. Логинова О.И. Песочная терапия, СПб.: Речь, 2020 – 124 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...

«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...

Проект «Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет»

Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Проект: Коррекция агрессивного поведения детей методами и приемами арт-терапии. «Ребята, давайте жить дружно!»

В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе. У определенной категории дет...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...