Консультация для родителей. Почему дети кусаются?
консультация по психологии

Аношкина Татьяна Ивановна

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка, как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется лва года, а особенно ярко прояфляется в период кризиса трех лет. Кусание в возрасте младше трех лет - это вполне нормальное явление. Конечно же молча наблюдать за тем, как ребенок кусается нельзя. Обычно твердо сказанное "Нет" и строгое выражение лица помогают отбить у детей желание кусаться.Если дети продолжают кусаться после трех лет - это может указывать на некие проблемы либо в эмоционально-психической сфере ребенка. Либо указывать на проблемы в семье и неправильно избранном стиле семейного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_deti_kusayutsya.docx143.51 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети кусаются?

И как решить эту проблему.

                         https://bagiraclub.ru/images/bagiraclub/2017/04/r31.jpg

«Ваш сын сегодня покусал нескольких детей в группе! Срочно примите меры!» — с порога встречает вас воспитательница детского сада. Вы смотрите на своего подавленного, расстроенного ребёнка и не верите. Как такое возможно? Ведь дома он ласковый, добродушный малыш… Ваше первое желание — оправдаться, отругать сына или пойти в атаку на воспитателя? Не торопитесь. Давайте разберёмся по порядку, что нужно делать, если ребёнок в саду кусается. 

У каждого укуса есть причина

Кусание — это внешнее проявление сильного внутреннего дискомфорта. Ребёнку плохо, и он не знает других способов рассказать об этом окружающим. Такое поведение может быть вызвано разными причинами:

  1. Нездоровая обстановка в семье (ссоры, драки, конфликты взрослых между собой, а также агрессия, направленная непосредственно на ребёнка).
  2. Излишняя строгость, запреты и наказания за любую мелочь (причём часто ребёнок сам не понимает, за что его наказывают). 
  3. Неумение выражать свои чувства словами.
  4. Повышенная эмоциональность и гиперактивность ребёнка.
  5. Недостаток внимания.
  6. Чувство тревоги, страх или стресс, связанный со сменой обстановки (часто проявляется при адаптации к детскому саду).
  7. Усталость и нервозность от большого скопления людей в одном помещении.

Что делать родителям

Если ребёнок кусается в детском саду, то прежде всего нужно осознать — проблема есть. Не стоит ждать, пока ребёнок «перерастёт» и все наладится без вашего участия. Чем раньше вы начнёте принимать меры, тем быстрее и легче ребёнок справится с ситуацией. Предлагаем пять простых шагов, которые помогут вам преодолеть «кусачий кризис».

Шаг 1. Изучайте

Понаблюдайте, в каких ситуациях ребёнок кусается дома. Кусает ли он членов семьи или других детей во время совместной игры? В какие моменты это происходит? Возможно, ребёнок ведёт себя так не со всеми? Есть ли человек, которого ребёнок не кусает ни при каких обстоятельствах? Как строятся их отношения? Эти наблюдения очень пригодятся вам при определении причин «кусачести».

Шаг 2. Ищите причину

В зависимости от ваших наблюдений сформируется одна или несколько причин. Допустим, ребёнок кусается, когда:

  • выражает негативные (гнев, обиду, раздражение) или позитивные (радость, нежность) эмоции. Не нужно заставлять ребёнка подавлять столь сильные чувства. Научите его правильно и безобидно их выражать. Покажите допустимые и приемлемые способы выплеснуть энергию. Малыш разозлился? Пусть топает ногами, кричит или бьёт подушку. Ребёнок кусается в приступе нежности? Поцелуйте, обнимите его в ответ;
  • не может выразить свои чувства словами. Если ребёнок ещё маленький, научите его выражать свои потребности и эмоции жестами. В возрасте от двух лет на помощь приходят ролевые и сюжетные игры. Моделируйте игру в зависимости от ситуации. Например, у ребёнка забрали игрушку, в ответ он укусил обидчика. Проиграйте этот сюжет и научите ребёнка говорить «Нет!» вместо того, чтобы кусаться. Через некоторое время эта модель поведения закрепится в сознании малыша;
  • воспринимает укусы как элемент игры. Возможно, вы сами провоцируете его? Во время качания на качелях, догонялок или игры в «гуси-лебеди» вы делаете вид, что кусаете ручку или ножку? Ребёнок очень быстро перенимает такое поведение и переносит эти элементы в игры со сверстниками. Пересмотрите совместные активные игры с малышом и не кусайте его даже в шутку;
  • привлекает внимание взрослых. В этом случае малыш будет рад любому вниманию, даже наказанию за плохое поведение. Ваша задача — подарить ему максимум тепла и нежности. Рассказывайте ему о своей любви. Играйте, читайте книжки, лепите из пластилина, гуляйте. И почаще хвалите! Ребенок должен чувствовать вашу заботу и любовь;
  • привыкает к новой обстановке в садике. Если проблема проявилась при адаптации, необходимо снизить градус психологической нагрузки. Попробуйте забирать его пораньше, чтобы сократить контакт ребёнка с раздражающими факторами. Обеспечьте ему спокойное времяпрепровождение в кругу семьи. Организуйте для него дома дополнительное пространство: тихое место, где малыш сможет при желании побыть один;
  • берёт пример с других детей в садике. Спросите у воспитателей, так ли это. Подключите других родителей и принимайтесь за коллективное перевоспитание «кусак».

Шаг 3. Помогите малышу осознать причину

«Ты расстроился, поэтому укусил меня», «Ты рассердился, что Максим не поделился с тобой игрушками». Когда вы начинаете проговаривать проблему вслух, ребёнок сам начинает её осознавать. Объясните малышу, что именно он чувствует в данный момент. Потом он научится сам говорить о своих переживаниях, и потребность в кусании пропадет.

Шаг 4. Следите за своей реакцией

Не улыбайтесь, не умиляйтесь и не игнорируйте, если ребёнок кусается. Прикройте его рот рукой, установите контакт глаза-в-глаза и чётко, без агрессии, скажите: «Так делать нельзя никогда и ни с кем». Если малыш не слушает и пробует снова укусить, лишите его зрительного контакта. Не обращайте внимания и покажите, что сейчас вам неприятно с ним общаться.

В следующий раз, когда ребёнок попробует вас укусить, нарочно громким и резким голосом вскрикните или скажите: «Мне больно!». На впечатлительных детей это производит хороший эффект.

Шаг 5. Выступайте единым фронтом и будьте последовательны

При агрессивных действиях со стороны ребёнка защищайте других членов семьи. Например, мальчик укусил сестру. Папа должен сказать: «Нельзя кусать мою дочку!». Вся семья и воспитатели в садике должны придерживаться единой линии поведения. Недопустимо сегодня разрешать топать ногами и кричать вместо кусания, а завтра за это же наказывать ребёнка. 

Как может помочь воспитатель

Педагог должен понимать, что маленький «кусака» — не агрессор, а скорее заложник ситуации. Если ребёнок в саду кусается, то воспитатель должен знать, что делать. 

Поделитесь с воспитателем своими наблюдениями. Порекомендуйте, какой способ подходит именно вашему ребёнку, ведь никто не знает его лучше вас. Мудрый педагог обязательно прислушается и пойдёт на встречу. Вот чем может помочь воспитатель, чтобы решить проблему как можно быстрее: 

Разнообразить игры

Если ребёнок склонен к проявлению агрессии, педагог может организовать наиболее экологичный способ для ее высвобождения. Например, обеспечить ребёнку больше двигательной активности или разрешить кричать (как вариант — устроить соревнование по писку, крику или громкому пению). 

Контролировать ситуацию

Воспитатель должен следить за поведением ребёнка и предотвращать конфликтные ситуации. Обычно «кусака» выбирает нескольких детей в качестве жертв. Необходимо научить их правильно реагировать и не давать себя укусить. 

Хвалить

В ситуации, когда малыш уже собрался по привычке укусить оппонента, но вовремя одумался. Воспитатель обязательно должен подчеркнуть, какой он молодец, и проявить радость, что ребёнок поступил именно так.

Рассказывать сказки

Сказкотерапия — мощный и очень доступный инструмент воздействия. Попросите воспитателя рассказать о мальчике, девочке или животном, с которыми никто не хотел дружить, потому что они кусались. На примере ребёнку будет проще понять, что проявлять свои чувства через агрессию недопустимо.

Методы, которые только мешают

«Укусите его тоже, пусть почувствует!», «Дайте по губам, чтобы знал!» — признайтесь, вы довольно часто слышите подобные советы. И в состоянии паники и бессилия уже готовы им последовать. Но такие методы не только не помогут, но и сильно навредят вашему ребёнку. 

Не проявляйте ответную агрессию

Если в ответ на укус вы наказываете ребёнка, ставите в угол, шлёпаете по губам или кусаете сами, то нарушаете свои собственные правила. Получается, что на словах вы запрещаете малышу проявлять агрессию, а на деле — разрешаете. Будьте примером для своего ребёнка.

Не заостряйте внимание на проблеме

Не ругайте, не читайте бесконечные нотации, не обзывайте ребёнка обидными словами. Проблема от этого не решится, а ребёнок будет продолжать кусаться вам назло.

Не заставляйте ребёнка подавлять негативные эмоции

Загнанные глубоко внутрь обида или злость чреваты другими, более серьёзными психосоматическими проблемами в будущем. Не нужно заставлять ребёнка быть сдержанным и удобным, он тоже имеет право на гнев. Научите малыша правильно проживать свои эмоции.

Не создавайте вокруг ребёнка атмосферу негатива

Публичные наказания, нравоучения и травля заставят ребёнка обороняться и отстаивать свою позицию в детском коллективе. Как следствие — малыш начнёт кусаться сильнее и чаще, проявляя протест.

Не изолируйте ребёнка в качестве наказания

Такой метод недопустим ни дома, ни в садике. Если ребёнок нервничает или перевозбуждён, отведите его в соседнюю комнату, успокойте и поговорите. Но не запирайте его одного! Малыш должен чувствовать, что вы хотите ему помочь.

Дистанцируйте ребёнка от привычки

Малыш снова кого-то укусил, и вы проводите воспитательную работу. При этом важно подчеркнуть, что ваш ребёнок хороший, а вот привычка кусаться — плохая и вредная. Так он сам захочет побыстрее от неё избавиться.

Когда нужно обратиться к психологу

Кусание в возрасте до трёх лет — довольно частое и обычное явление. Но в 4-5 лет — это уже повод задуматься. Если вы испробовали все средства, но не смогли избавить ребёнка от привычки кусаться, требуется консультация специалиста. 

Сходите на приём к психологу, если ваш ребёнок:

  • кусается часто и сильно, оставляя ощутимые травмы;
  • не реагирует на замечания взрослых;
  • использует зубы как средство достижения цели любыми путями;
  • проявляет жестокость по отношению к игрушкам или животным;
  • не может сосредоточить внимание на чём-то одном;
  • плохо спит.

Эти признаки говорят о сильном психологическом дискомфорте ребёнка. Грамотный специалист подскажет, как помочь малышу в этой ситуации.

Заключение

Если ребёнок кусается в садике, то чтобы избавиться от вредной привычки, требуется некоторое время. Проявите терпение и помните: вы обязательно справитесь с проблемой, если будете действовать мудро и последовательно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Почему дети разные?"

Работа с родителямиКонсультации для родителей«Почему дети разные?»Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папо...

Консультацая для родителей «Почему дети разные?»

Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются игра...

Работа с родителями Консультации для родителей «Почему дети разные?»

В статье даютя ответы на вопросы: Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлен...

Консультация для родителей "Почему дети игнорируют родителей"

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию консультацию по теме "Почему дети игнорируют родителей". Надеюсь те из вас, кто столкнулся с этой проблемой, смогут найти ответы на интересующие...

Консультация для родителей: «Почему дети игнорируют родителей»

Вы просите своего ребенка пяти лет убрать со стола краски и альбом, так как вам пора подавать обед. И что вы видите? Он или она продолжает заниматься своими делами. Вы повторяете свою просьбу, ребенок...