Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.
консультация по психологии

Минигулова Азалия Раисовна

Все перечисленные упражнения помогут вашему ребенку познакомиться с многообразием человеческих эмоций, разобраться в своих чувствах и лучше понять поведение окружающих.

Вы можете выбрать несколько упражнений или использовать их все по очереди. Главное, чтобы ребенку было интересно и комфортно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_emotsionalnomu_intellektu.docx82.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации и упражнения по развитию эмоционального интеллекта. Недостаток

словарного запаса для описания эмоций

Недостаток словарного запаса для описания эмоций

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ ТРУДНО УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ – ОН НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ.

Растущего малыша буквально захлестывают неизвестные ему ощущения. Но ни описать, ни тем более назвать их он пока не в состоянии.

В лучшем случае ребенок сможет разделить положительные и отрицательные эмоции. А вот отличить злость от зависти или восторг от нетерпения будет куда сложнее. В этом и кроется проблема. Ребенок не понимает, что чувствует и не может правильно и безопасно выразить свои ощущения.

Вот почему так важно познакомить малыша с полным спектром человеческих эмоций и дать каждой из них точное название и определение.

Проще всего это сделать в игровой форме. Так ребенок быстрее усвоит новые знания. И тут вам помогут наши упражнения. Их выполнение не требует специальных навыков и умений. Все, что вам нужно – это в точности следовать методическим указаниям.

Упражнение №1. «Эмоциональные карточки»

Это упражнение познакомит ребенка с миром эмоций, поможет выучить их названия и запомнить ситуации, в которых они проявляются. Кроме того, ваш малыш усвоит различия между близкими по ощущению эмоциями, такими как радость и восторг, гнев и злость, грусть и печаль.

Для этого вам понадобятся карточки с эмоциями, которые вы легко сможете сделать самостоятельно либо воспользоваться нашими.

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ КАРТОЧКИ, ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

20-30 листов картона или любой плотной бумаги размером 10 на 10 см или больше. Размер листов зависит от личных предпочтений. Выбирайте тот, который удобнее именно вам.

Фломастеры или цветные карандаши для красочного оформления карточек.

Картинки с изображениями эмоций для вдохновения. Найти их можно в интернете. Изображения можно взять в качестве примера, чтобы на их основе придумать что- то свое. Или сразу перерисовать на карточки. Главное, чтобы картинки были понятны вам и вашему ребенку.

Для защиты готовых карточек от пыли и влаги можно взять ламинатор, прозрачные кармашки или пластиковые обложки. Изготовить защитные карманы можно самостоятельно, разрезав прозрачные папки- файлы, или купить готовые в магазинах настольных игр.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРТОЧЕК:

Составьте список эмоций, которые вы хотите изобразить. Начать лучше с базовых эмоций, таких как радость, грусть, гнев, страх, удивление и отвращение. Но можно включить сюда и более сложные, например, разочарование, восторг, смущение, обиду.

На каждом листе нарисуйте лицо, которое выражает выбранную эмоцию. Используйте изображения из интернета для вдохновения.

Под каждым рисунком напишите слово, которое описывает эту эмоцию. Лицо с широкой улыбкой во все зубы может означать радость, а злое с насупленными бровями – обиду. Пишите разборчиво, крупными печатными буквами.

Готовые карточки можно заламинировать, положить в защитные кармашки или пластиковые обложки. Так они прослужат гораздо дольше.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГОТОВЫМИ КАРТОЧКАМИ:

Перемешайте готовые карточки и предложите ребенку выбрать одну из них.

Попросите его назвать нарисованную на картинке эмоцию. Если малыш затрудняется с ответом, попросите его изобразить рожицу с карточки, так ему будет проще понять, что за эмоция там нарисована. Если ребенок не знает ответ, помогите ему.

Обсудите с ребенком, в каких ситуациях он может испытывать эту эмоцию. Вспомните недавние ситуации, в которых она проявлялась. В качестве примеров можно использовать друзей, родственников или персонажей любимых книг и мультфильмов.

Предложите ребенку самостоятельно придумать историю или вспомнить ситуацию из своей жизни, где он испытывал эту эмоцию. Если малыш затрудняется, помогите ему.

Если ребенок увлекся, продолжайте игру и переходите к следующей карточке.

Когда все карточки будут усвоены и ребенок запомнит основные эмоции, задачу можно усложнить. Пусть малыш выберет несколько карточек и самостоятельно придумает историю, где герой проходит через все эти эмоции.

Это упражнение отлично подходит для малышей. Ну а если ваш ребенок уже школьник, то предложите ему следующее упражнение.

Упражнение №2. «Эмоциональный словарь»

Это упражнение чем-то похоже на предыдущее, но вместо карточек вам нужно завести небольшую тетрадь или блокнот, куда вы будете записывать эмоции, определения и примеры к ним.

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ СЛОВАРЬ, ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

Тетрадь или блокнот с любым количеством страниц. Для первого знакомства с миром эмоций достаточно 20-30 страниц. Со временем их количество можно увеличить.

Ручки и карандаши для записей и оформления страниц.

Интернет или книги для исследования и вдохновения, где описано большое количество эмоций. Используйте

определения и примеры из разных источников, чтобы на их основе придумать собственные.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ:

На каждой странице напишите одно слово, которое обозначает конкретную эмоцию. Не стоит экономить место. Для каждой эмоции лучше выделить как минимум одну страницу или лист. Начать лучше с базовых, таких как радость, грусть, гнев, страх, удивление, отвращение. Когда ребенок их выучит, переходите к более сложным, например, разочарование, восторг, смущение, обида.

Затем под каждым словом напишите определение. Его можно взять из книг, найти в интернете или придумать что-то свое. Главное, чтобы определение было понятно и ребенку, и вам.

Ниже добавьте примеры ситуаций, в которых чаще всего возникает эта эмоция. Берите самые распространенные или те, которые произошли совсем недавно.

Сделайте записи более красочными и наглядными. В этом вам помогут наклейки, цветные карандаши и фломастеры. На страницах словаря вы можете нарисовать эмоции в виде забавных рожиц или изобразить ситуации, где они чаще всего возникают.

КАК РАБОТАТЬ СО СЛОВАРЕМ:

Регулярно просматривайте «Эмоциональный словарь» вместе с ребенком. Обсуждайте записанные в нем эмоции, вспоминайте или придумывайте ситуации к ним.

Если ребенок в своей жизни столкнулся с непонятными для себя эмоциями, обязательно возвращайтесь к словарю. Вместе с ребенком найдите наиболее подходящую его состоянию эмоцию и обсудите ее.

Не ограничивайтесь только базовым набором эмоций. Если ребенок столкнулся с новым для себя ощущением, обязательно запишите его в словарь. Добавьте к нему описание и примеры ситуаций. С увеличением жизненного опыта ребенка будет расти и ваш словарь.

Поощряйте   ребенка   использовать  слова   из

«Эмоционального словаря» в общении и при описании своих чувств.

При работе со словарем важно не навязывать ребенку свое видение и определение эмоций. Лучше, если он сам опишет то, что чувствует. При необходимости помогите ему и поддержите, если что-то не получается.

В работе с «Эмоциональным словарем» очень важна регулярность. Возвращайтесь к нему хотя бы раз в день, но не требуйте от ребенка занятий через силу. Это вызовет сопротивление и протест.

Не менее важно обсуждать записанные в словаре эмоции. Пусть ребенок вспомнит прошедший день и назовет ситуации, в которых проявилась та или иная эмоция. Это поможет ему лучше понять себя. А главное – правильно выражать собственные эмоции в реальной жизни.

Специально для этого упражнения мы подготовили список базовых эмоций и описания для каждой из них. Используйте этот список вместе с другими источниками.

Упражнение №3. «Эмоциональный термометр»

Это упражнение поможет ребенку легко отслеживать свое состояние в игровой форме. Но как именно отслеживать свои эмоции, чтобы это было просто и наглядно? Например, замерять их на самодельном термометре.

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ТЕРМОМЕТР, ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

Прямоугольный лист плотной бумаги или картона размером примерно 50х10 см и более.

Ручки или маркеры разных цветов для оформления.

Набор многоразовых наклеек или самоклеящихся стикеров для заметок.

Линейка или угольник для рисования прямых линий.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕРМОМЕТРА:

Нарисуйте на листе вертикальную линию, которая будет играть роль термометра. В верхней части сделайте

надпись «Сильнейшие эмоции», а в нижней – «Слабые эмоции». Это будут две крайние точки нашей шкалы.

Затем разделите вертикальную линию на десять равных частей и пронумеруйте цифрами от 1 до 10.

Пусть самые сильные эмоции будут в верхней части, а самые слабые – в нижней.

Теперь добавьте наклейки или стикеры для заметок. С их помощью ребенок сможет отмечать свое эмоциональное состояние на термометре. Пусть он нарисует на стикере свою эмоцию, а затем приклеит его к шкале. Чем сильнее эмоция, тем выше будет располагаться стикер.

Чтобы работать с термометром было веселее, его можно украсить рисунками, аппликациями, добавить мотивирующие надписи или приклеить яркие вырезки из журналов. Главное, чтобы готовый термометр нравился вам и вашему ребенку.

КАК РАБОТАТЬ С ТЕРМОМЕТРОМ:

Этап первый. Объяснение

Покажите ребенку готовый термометр и объясните, что это

– «Эмоциональный термометр». Расскажите, как работают деления шкалы. Покажите, что с их помощью малыш сможет отслеживать, насколько сильно он испытывает те или иные эмоции. Объясните, что цифра «1» означает «совсем немного», а число «10» означает «очень-очень сильно». Объясняйте не спеша, простыми словами. Убедитесь, что ребенок все правильно понял.

Этап второй. Используйте наклейки

Теперь покажите ребенку наклейки и объясните, что с их помощью он может делать отметки о текущем состоянии своих эмоций на шкале термометра. Лучше всего объяснить ребенку на примерах. Покажите, что если он счастлив, то может поместить наклейку или стикер с радостным смайликом в верхней части шкалы. Если счастья или радости он не ощущает, то нужно опуститься в нижнюю часть шкалы. Таким образом можно измерить любые свои эмоции.

Этап третий. Регулярные проверки

Пусть ребенок регулярно проверяет свое эмоциональное состояние с помощью термометра. Пусть он сам определит эмоцию, которую испытывает и ее интенсивность. Постарайтесь не навязывать малышу свое мнение. Но если он затрудняется с ответом, то аккуратно помогите ему, задав наводящие вопросы.

Очень важно делать отметки во время или после событий, которые вызвали у ребенка сильные эмоции.

Этап четвертый. Обсуждение эмоций

Используйте термометр как инструмент для обсуждений эмоционального состояния ребенка. Пусть малыш расскажет, почему он выбрал именно эту эмоцию и как определил ее силу. Если эмоция негативная, то продолжайте обсуждения. Подумайте вместе с ребенком, что можно сделать, чтобы он почувствовал себя лучше. Сначала дождитесь ответа ребенка, а затем предложите свой вариант. Используйте наводящие вопросы.

Помните, что в момент обсуждения негативных эмоций следует

быть особенно деликатными. Не давите на ребенка, не навязывайте ему свое мнение. Вместо этого поддержите и помогите найти способ справиться с негативом.

Этап пятый. Упражнения на регулирование эмоций

Если вы видите, что ребенок отметил на шкале высокий уровень негативных эмоций, помогите ему с ними справиться. Используйте дыхательные практики, медитацию или просто обсудите случившееся. Часто для того, чтобы успокоиться, ребенку достаточно почувствовать любовь и поддержку взрослых.

Этап шестой. Поощрение

Хвалите ребенка каждый раз, когда он пользуется «Эмоциональным термометром» и открыто обсуждает свои эмоции. Это даст ему стимул заниматься чаще, а значит, быстрее развить эмоциональный интеллект.

Как  видите,  отмечать  свое  состояние  с помощью

«Эмоционального термометра» не только легко, но и весело. А чтобы работа шла эффективнее, обращайте внимание на следующие моменты:

Постоянство. В работе с «Эмоциональным термометром» очень важна регулярность. Используйте его хотя бы два- три раза в день. Так вы быстрее увидите прогресс ребенка в понимании эмоций и сможете точнее отслеживать его эмоциональный фон.

Поддержка. Главная задача при работе с термометром – поддержать ребенка и помочь ему разобраться в своих эмоциях. Ни в коем случае не критикуйте малыша за то, что он чувствует. Даже если его эмоции кажутся вам неуместными. Особенно это касается злости или обиды на кого-то из близких. Лучше успокойте ребенка и помогите ему справиться с негативом.

Обсуждение. Мало просто отметить чувства на шкале термометра. Каждый такой выбор необходимо обсудить. Спросите ребенка, почему он выбрал именно эту эмоцию? Как оценивал ее силу? Какая ситуация вызвала это чувство? Не делайте обсуждение слишком долгим и скучным. Пусть это будут всего два-три вопроса. Зато ребенок научится не только узнавать свои эмоции, но и поймет, откуда они берутся, и сможет лучше понять себя.

Терпение. Проявите терпение в работе с «Эмоциональным термометром». Если ваш ребенок только начинает знакомство с миром эмоций, ему будет сложно узнавать даже базовые состояния. Но со временем процесс обучения пойдет значительно легче. Наберитесь терпения, занимайтесь регулярно и результат не заставит себя ждать.

Моделирование. Учите ребенка работать с «Эмоциональным термометром» и обязательно пользуйтесь им сами. Покажите малышу на личном примере, как вы определяете свое эмоциональное состояние и силу своих чувств. Малыш

будет брать с вас пример и быстрее научится узнавать собственные эмоции.

Таким образом, «Эмоциональный термометр» – это достаточно простое и веселое упражнение, которое при регулярном использовании научит ребенка узнавать собственные чувства. Он идеально подходит для малышей, а пользоваться им может вся семья.

Упражнение №4. «Эмоциональный дневник»

Это упражнение особенно охотно выполняют подростки, но и ребят помладше оно наверняка заинтересует. Если ваш ребенок любит записывать свои мысли, то предложите ему сделать

«Эмоциональный дневник».

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДНЕВНИК, ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

Блокнот или тетрадь любого объема и формата. Не ограничивайте ребенка. Пусть он сам выберет то, что ему по душе. Это может быть тетрадь в клетку, линию, точку, с белыми листами или цветными страницами. Не навязывайте ему свое мнение. Важно, чтобы дневник нравился ребенку.

Купите ручки, маркеры и карандаши разных цветов. С их помощью удобно делать записи, выделять важные мысли или названия эмоций.

Соберите наклейки, блестки, пуговицы, бусины, нитки, декоративный скотч и другие материалы для декора. Пусть ребенок не только пишет, но и украшает свой дневник. Хорошо, если декор отражает эмоциональный фон записей. Так ребенку будет легче понять свои чувства.

А еще возьмите скотч, клей или  двусторонний  скотч для фиксации украшений и наклеек. Не ограничивайте ребенка в творчестве. Пусть он чувствует себя максимально свободно, когда заполняет эту тетрадь.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДНЕВНИКА:

Украсьте обложку. Дневник должен отличаться от обычной школьной тетради. Пусть ребенок украсит обложку с помощью наклеек, аппликаций, блесток или нарисует что-то сам. Это поможет сделать тетрадь более индивидуальной.

Придумайте разделы дневника. Дневник можно заполнять последовательно, начиная с первой страницы, а можно разделить на блоки и дать им названия. Например,

«Счастливые моменты», «Грустные моменты», «Пугающие моменты» и так далее. Пусть ребенок записывает все ситуации и чувства, которые они вызвали, в нужный блок. Это поможет разделить позитивные и негативные эмоции. А при необходимости чаще возвращаться к приятным воспоминаниям.

Придумайте шаблоны страниц. Эмоциональный дневник можно заполнять в свободной форме, а можно воспользоваться заранее приготовленным шаблоном. Включите в него такие пункты: дата, текущее настроение и событие, которое вызвало эмоции. Оставьте место для заметок и личных мыслей. Такой шаблон очень удобно использовать.

Оформите страницы. Пусть ребенок вклеивает туда кусочки декоративного скотча, наклейки или вырезки из журналов. Кроме того, он может сделать небольшие зарисовки, которые лучше всего отражают его эмоциональное состояние.

Добавьте специальные страницы. Это могут быть страницы, посвященные особым событиям: поездке, дню рождения ребенка или экзаменам. Пусть ребенок делает подробные записи о своих чувствах и ощущениях в этих ситуациях. Так ему будет легче преодолеть трудный жизненный этап или сохранить приятные воспоминания.

Вы можете распечатать наш готовый «Эмоциональный дневник» и предложить его ребенку, а можете сделать своими руками.

Неважно, какой способ оформления выберет ваш ребенок. Будет это свободное письмо или заполнение шаблонов, строгие записи или заметки с наклейками. Главное, чтобы ребенку было интересно и удобно. Помните, что «Эмоциональный дневник» – это особое творческое пространство, где он может свободно выражать свои чувства, не боясь осуждения.

КАК РАБОТАТЬ С ДНЕВНИКОМ:

Ежедневные записи. Регулярность очень важна, поэтому пусть ребенок заполняет дневник каждый день. Это можно делать утром, описывая ожидания от дня, планы и мечты. Или вечером, вспоминая основные события и записывая свое отношение к ним.

Описание событий и эмоций. Предложите ребенку вспомнить ключевые события дня и записать свои эмоции в каждой из этих ситуаций. Хорошо, если ребенок напишет, откуда взялась та или иная эмоция, и как он справился с ней. А если справиться не удалось, то пусть отметит, почему. Это поможет установить связь между ситуациями и эмоциями, которые они вызывают.

Используйте рисунки. Если ребенку пока трудно выразить эмоции словами, предложите ему нарисовать все то, что он чувствует. Пусть рисунки будут схематичными, главное, чтобы они точно отражали его настроение. Пусть ребенок использует те цвета, которые, по его мнению, лучше всего передают его чувства в конкретный момент. Так, ярость может быть ярко-алой, а грусть – темно-синей. Но не подсказывайте ребенку свое видение цвета, пусть он выбирает оттенки интуитивно.

Обсуждение записей. Чтобы дневник приносил пользу, попросите ребенка делиться с вами своими записями. Это поможет отследить общее эмоциональное состояние ребенка.

Кроме того, обсуждение записей поможет ребенку взглянуть на ситуации под новым углом и найти оптимальный способ справиться с негативными эмоциями. Помните, что здесь очень важно проявить деликатность. Ни в коем случае не критикуйте, не оценивайте и не наказывайте ребенка. Будьте ему другом, а не строгим учителем.

Поощрение и поддержка. Хвалите ребенка за регулярное ведение дневника. Поддерживайте, когда он делится своими эмоциями. Во время обсуждения постарайтесь создать комфортную, дружескую атмосферу. Важно сделать так, чтобы ребенок не боялся поделиться своими эмоциями и был максимально откровенным. Только в этом случае дневник принесет пользу.

Конфиденциальность. Уважайте право ребенка на личное пространство. Если он не хочет делиться какими-то записями

– не настаивайте. Не пытайтесь прочитать дневник тайком. Если ребенок это заметит, вы потеряете его доверие. Эмоциональный дневник должен стать личным творческим пространством, а не поводом для отчетов. Не рассказывайте друзьям и знакомым о том, что пишет ребенок в своем дневнике. Пусть это будет ваша с ним тайна.

Эмоциональный дневник – это зона свободного творчества. Мы предложили только некоторые способы его ведения, но вы всегда можете придумать что-то свое. Подойдите к процессу творчески и помните, что главное здесь – это научить ребенка лучше понимать свои эмоции и справляться с ними здоровыми способами.

Упражнение №5. «Эмоции в историях»

Это веселое творческое упражнение подойдет для детей любого возраста. Ведь они так любят разные истории. Упражнение поможет ребенку лучше разобраться в собственных эмоциях, научит понимать чувства и эмоциональные реакции других людей в разных ситуациях.

Упражнение выполняется в несколько этапов.

Первый этап. Выбор истории

Вместе с ребенком подберите историю, с которой будете работать. Это может быть любимая сказка, книга или фантастический фильм. Лучше взять готовую историю, где уже прописаны характеры персонажей и понятны их эмоциональные реакции. Важно, чтобы история соответствовала возрасту ребенка. Малышам лучше начинать с детских сказок, а подросткам – с любимой книги или фильма.

Второй этап. Чтение или просмотр истории

Если вы работаете с фильмом, попросите ребенка назвать эмоции героев прямо во время просмотра. Если вы читаете книгу, то пусть ребенок нарисует эмоции персонажей на бумаге.

Третий этап. Обсуждение эмоций героев

Когда закончите смотреть фильм или читать книгу, переходите к обсуждению. Попросите ребенка описать, что чувствовал каждый персонаж в разные моменты истории. Пусть он назовет эмоцию и попробует объяснить причину ее появления. Уделите внимание сложным чувствам и эмоциональным реакциям. Например, герой обижается, потому что завидует, или злится из-за того, что ревнует.

Четвертый этап. Сопоставление с собственными эмоциями

Спросите у ребенка, испытывал ли он когда-либо похожие эмоции? В каких ситуациях это было? Помогите ему установить связь между

своими эмоциями и эмоциями персонажа. Для этого сравните обстановку, в которой появилась эмоция, ее причины и проявление.

Например: и ребенок, и персонаж обиделись, когда кто-то нарушил обещание. Укажите малышу на это сходство. Пусть он придумает свои примеры.

Пятый этап. Обсуждение реакций на эмоции

Обсудите с ребенком, как герои реагировали на свои эмоции. Какие были последствия. Это поможет ребенку лучше понять причинно- следственные связи и как эмоции влияют на наши решения и поступки. Например, спросите ребенка, пытался ли герой скрыть свое раздражение и что из этого вышло.

Шестой этап. Повторите упражнение

Возьмите новую историю и пройдите с ней все перечисленные этапы. Чем больше историй вы исследуете, тем больше разных эмоций узнает ребенок.

Это упражнение подходит для детей любого возраста. Но если вы увидели, что ребенку трудно распознать чужие эмоции, он затрудняется их назвать или  объяснить  причину  появления, не ругайте его. Не  торопите  и  не  давите.  Дайте  малышу время подумать. Задавайте наводящие вопросы. Будьте доброжелательны. Поддержите ребенка и помогите ему найти правильные слова для описания эмоций.

Упражнение «Эмоции в историях» поможет ребенку лучше понять себя и окружающих. А еще он узнает, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же ситуации.

Упражнение №6. «Эмоциональные ролевые игры»

Это упражнение не требует особых артистических навыков, зато позволит весело провести время и превратить изучение эмоций в увлекательную игру. Оно чем-то напоминает упражнение «Эмоции в историях», только истории мы возьмем из реальной жизни. Разыгрывать истории можно по ролям как в театре или с помощью игрушек.

Дальше мы предлагаем примерный план, который поможет выполнить упражнение:

Выбор сценария. Обсудите с ребенком, какая ситуация вызывает у него сильные эмоции. Это могут быть моменты из школьной жизни, например, первый день в новом классе, спор с другом или плохая оценка. А можно взять сцену из жизни вашей семьи. Здесь в качестве сценария подойдет рождение брата или сестры, переезд в новую квартиру, потеря любимой игрушки.

Обсуждение сценария. Обсудите сценарий с ребенком. Назовите ситуацию. Обсудите основные эмоции всех участников события. Начните с базовых, таких как грусть или радость. А затем перейдите к более сложным, например, зависть или умиротворение.

Выбор ролей. Распределите роли между вами и ребенком. Пусть он первым сделает выбор. Вы можете взять на себя одну роль или играть за всех оставшихся участников ситуации. В любом случае, у ребенка

должен быть хотя бы один партнер, с которым он будет взаимодействовать.

Игра в роли. Начинайте игру. Особое внимание уделите эмоциям, но не забывайте о репликах и движениях. Попросите ребенка выражать свои эмоции реалистично. Избегайте преувеличения, чтобы как можно точнее понять, что чувствует каждый участник ситуации.

Обсуждение после игры. Когда закончите игру, обсудите с ребенком его впечатления. Спросите, как он себя чувствовал, играя роль. Какие эмоции испытывал. И каким образом их выражал.

Анализ эмоций и реакций. Спросите  ребенка, какие эмоции он  испытывал, играя свою роль. Как он справлялся с ними? Помог ли выбранный способ справиться с эмоциями или ситуация только ухудшилась? Обсудите, какие стратегии поведения были наиболее эффективны в этой ситуации. Например, ребенку помогли дыхательные упражнения. Обратите на это внимание и посоветуйте использовать такую стратегию в похожих ситуациях.

Повторение упражнения. Повторяйте это упражнение с разными сценариями. Так ребенок узнает больше эмоций, научится действовать в разных ситуациях и сможет лучше справляться со своими чувствами.

Обязательно поддерживайте ребенка во время выполнения упражнения. Если он не знает как себя вести, аккуратно подскажите, но не навязывайте свою точку зрения. Со временем вы увидите, что ребенок стал лучше понимать себя и поведение окружающих.

Разберем примерный сценарий для такой игры.

Сценарий: «Первый день в школе»

Роли: Ребенок играет нового ученика, вы – учитель.

Обсуждение сценария.

Вы говорите ребенку: «Сегодня мы разыграем сценку

«Первый день в новой школе». Ты будешь учеником, а я – учителем. Подумай, какие эмоции ты будешь испытывать в этой ситуации». После этого ребенок должен назвать примерный список эмоций.

Игра в роли.

Ребенок        приходит        в        класс.        Он        выглядит взволнованным. Немного стесняется. Он говорит:

«Здравствуйте. Я – новенький».

Вы приветливо отвечаете: «Здравствуй. Добро пожаловать в наш класс. Как тебя зовут?».

Ребенок отвечает скромно: «Меня зовут Максим».

Вы отвечаете: «Очень приятно, Максим. Проходи. Тебе у нас понравится».

Обсуждение после игры.

Вы спрашиваете ребенка: «Как ты себя чувствовал, играя роль нового ученика? Какие эмоции ты испытывал?».

Ребенок отвечает: «Я волновался. Немного стеснялся. И очень боялся».

Анализ эмоций и реакций.

Вы говорите: «Понятно, в этой ситуации это вполне нормально. Как ты справился со своими эмоциями? Что помогло тебе успокоиться?»

Ребенок отвечает: «Я попытался глубоко вдохнуть, выдохнуть и улыбнуться, чтобы почувствовать себя более уверенно».

Повторение упражнения.

Вы говорите ребенку: «Отлично, Максим! У тебя все получилось! Давай потом попробуем другую ситуацию, чтобы ты и дальше учился управлять своими эмоциями».

Этот сценарий можно адаптировать под различные ситуации с учетом возраста ребенка и социальных навыков, которые вы хотите развить у малыша.

Упражнение №7. «Эмоциональные ассоциации»

Это упражнение поможет ребенку разобраться со своими эмоциями и понять, как окружающие реагируют на разные ситуации. А еще изучить сложные чувства, разобрав их на более простые.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ

Начните с подготовки. Вам понадобятся карточки с нарисованными эмоциями или слова, которые их описывают. Например, грусть, радость, гнев, страх, удивление. Можно использовать готовый набор карточек из магазина или сделать собственный. Отлично подойдут картинки из первого упражнения «Эмоциональные карточки».

Объясните правила. Покажите ребенку карточки. Расскажите, что каждая из них описывает определенную эмоцию. Затем объясните, что вы будете называть разные ситуации, а задача ребенка выбрать одну из карточек, которая лучше всего описывает его чувства в этой ситуации. Убедитесь, что ребенок хорошо понимает, какие эмоции изображены на картинке или выучил значение написанных слов.

Начинайте игру с простых ситуаций, которые хорошо знакомы ребенку. Например, спросите его: «что ты чувствуешь, когда получаешь подарок?», «какие эмоции ты испытываешь, когда спотыкаешься и падаешь?». Постепенно усложняйте ситуации. Спросите, например,

«как бы ты себя чувствовал, если бы твой лучший друг переехал в другой город?».

Обсуждение. Подождите, пока ребенок выберет карточку. Затем спросите, почему он выбрал именно эту эмоцию. Обсудите, как разные люди могли бы по-разному отреагировать на эту ситуацию. Спросите, какие эмоции здесь мог бы испытывать его близкий родственник, друг или герой любимого мультфильма. Это поможет ребенку лучше разобраться в своих чувствах и чувствах окружающих людей.

Повторите упражнение. Регулярно возвращайтесь к упражнению, меняя сценарии. Выбирайте ситуации, которые максимально приближены к реальной жизни. Пусть это будут события, которые касаются школы, семейных отношений, занятий и увлечений ребенка.

Чтобы упражнение принесло пользу, внимательно следите за реакцией ребенка на ситуацию. Если он сильно взволнован, обеспокоен, отложите сценарий и вернитесь к нему позже. При необходимости обратитесь к детскому психологу.

Итак, мы разобрали упражнения, которые помогут вашему ребенку справиться с недостатком словарного запаса для выражения своих эмоций.

Все перечисленные упражнения помогут вашему ребенку познакомиться с многообразием человеческих эмоций, разобраться в своих чувствах и лучше понять поведение окружающих.

Вы можете выбрать несколько упражнений или использовать их все по очереди. Главное, чтобы ребенку было интересно и комфортно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Понятие эмоционального интеллектаПроблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.Современные  философы вслед за мыслителями д...

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

В методических рекомендациях представлены теоретические основы и предложены практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.  Также, в качестве пример...

Методические рекомендации для педагога "Эмоциональный интеллект"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26978100","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"600"}}]]...

Рекомендации для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"

Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к другим людям. Но сложный процесс формирования личнос...

Рекомендации для родителей по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Данные рекомендации предназначены для родителей и отражают основные аспекты развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте....