Методические материалы для работы педагога-психолога
учебно-методический материал по психологии (старшая группа)

Круглова  Юлианна  Александровна

Материал для родителей "Агрессивный  ребенок"  познакомит  с  понятием "детская  агрессия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект семинара для родителей

«Агрессивный ребенок»

Цель: создание условий для повышения психолого-педагогической  компетентности родителей, ориентация в проблеме детской агрессивности.

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение родителей к эмоциональному миру своих детей, к их потребностям и характерным особенностям.

2. Развивать навык конструктивного общения в ситуации проявления агрессии со стороны ребенка.

3. Познакомить родителей с понятием детской и подростковой агрессивности, причинами ее возникновения, механизмах ее формирования, а также способах коррекции  негативного поведения ребенка.

Структура  семинара:

Организационный этап

  1. Игра «Приветствие частями тела»

Диагностический этап.

  1. Диагностика уровня агрессивности детей анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992). (Приложение 1)

Содержательный этап.

  1. Рассмотрение вопросов:  Понятие агрессивности. Виды агрессивности. Портрет агрессивного ребенка.
  2. Ситуации для проигрывания.
  3. Рассмотрения вопроса: Причины агрессивного поведения детей.
  4. Влияние родителей на возникновение  и закрепление агрессивных реакций
  5. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях
  6. Общие принципы коррекционной работы с агрессивным ребенком.

(Приложение 2 на CD диске)

Завершающий этап

  1. Рефлексия
  2. Диагностическая игра «Автобусная станция»

Оборудование: ручки, бумага для записей, анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992) по количеству участников семинара, ноутбук, проектор, флипчат с прикрепленными листами для игры «Автобусная станция», фломастеры, тематический буклет «Агрессивный ребенок» по количеству участников семинара.

Ход семинара:

  1. Организационно-мотивационный этап.

Слово ведущего: «Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня у нас проводится семинар «Агрессивный ребенок», на котором я познакомлю вас с понятием агрессивности, причинами возникновения детской и подростковой агрессии, а также общими принципами психокоррекционной работы с такими детьми. И начнем мы с вами с небольшой разминки».

  1.  Игра «Приветствие частями тела»

Цель: сплочение участников семинара, создание положительной атмосферы в группе.

Время: 5 минут.

Описание: ведущий предлагает участникам  поздороваться различными способами. Участники хаотично передвигаются по комнате и по  команде ведущего здороваются различными способами (поздороваться как – застенчивые, спешащие, давно не виделись, как японцы, папуасы).

  1. Диагностический этап.

Понятие агрессивности довольно размыто сейчас для современных родителей и за агрессивность часто принимают, то, что ребенок дает сдачи, пытается отстоять свои интересы, не делится своими игрушками. Сейчас я предлагаю вам с помощью небольшой самодиагностики ответить для себя на вопрос «Агрессивен ли мой ребенок?»

  1. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

Цель: самодиагностика участников семинара на предмет наличия агрессивности у их детей.

Время: 5 минут

Описание: См. Приложение 1

  1. Содержательный этап.
  1. Понятие агрессивности.

   Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает  «нападение», «приступ». Существует множество определений данного термина.

   Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее норам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

   Агрессия – это склонность к причинению другим морального или физического ущерба.

   Агрессивное поведение может проявляться в самих различных формах (А. Басс, А. Дарка):

  • Физическая – физические действия против кого-либо;
  • Вербальная –угрозы, крики, ругань;
  • Косвенная – направленная – сплетни, злые шутки;

                     -  ненаправленная – крики в толпе, топанье;

  • Раздражение – вспыльчивость и грубость;
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения (делает все наоборот).

   О. Хухалева, беря за основу стиль поведения во время агрессивных проявлений, выделяет следующие виды агрессивности:

  • Защитная -  возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
  • Деструктивная – возникает если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность (самостоятельность) – способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам.
  • Демонстративная – возникает не как защита от внешнего  и не причина вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
  1. Портрет агрессивного ребенка.

   Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения.

  • Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателя и родителей. Такого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
  • Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
  • Агрессивный ребенок  часто ощущает себя отверженным, никому не нужный. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.  К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых  - наказание. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом мире, как защитить себя. Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать  вину за затеянную ими ссору на других.
  • Такие дети часто не могут оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг.

Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих

Окружающие боятся и демонстрируют негативное отношение

  • Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств  преобладают мрачные тона. Чаще всего они демонстрируют защитные реакции.
  • Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушение отношений со сверстниками.
  1. Ситуации для анализа.

Итак, мы с вами разобрали понятие агрессивности. Сейчас я предлагаю вам самим попытаться прочувствовать, что происходит с внутренним миром агрессивного ребенка, понять, что он чувствует и каковы его истинные мотивы. Мы попробуем сделать это с помощью небольших инсценировок.

Цель: осознание участниками чувств агрессивного ребенка с помощью разыгрывания типичных ситуаций.

Время: 20 минут

Описание: ведущий просит участников разделиться на пары. В каждой паре один из участников будет играть роль ребенка, другой – взрослого. Каждой паре дается задание написанное на листочках. После краткого обсуждения пары должны изобразить заданную ситуацию. Ситуации для участников:

- мама на улице встретила подругу и долго с ней разговаривает. В это время ребенок (5 лет) стремится различными способами привлечь внимание мамы.

- мама в конце дня заставляет ребенка убрать игрушки,  а он сопротивляется.

- мама с ребенком  в магазине, ребенок требует купить игрушку или сладости; вслед за отказом мамы устраивает истерику.

- в детском саду один ребенок отбирает у другого его игрушку, драка, наказание воспитателя.

Методические рекомендации: после проигрывания ситуаций   проводится обсуждение по следующим вопросам:

- что вы чувствуете, каковы ощущения от упражнения?

- комфортно ли вам было в вашей роли?

- что вы ощущали когда находились в своей роди, чего вам хотелось сказать взрослому?

- в чем помогло вам это упражнение?

  1. Причины агрессивного поведения ребенка.

Основными причинами  проявления детской агрессивности являются:

- стремление привлечь внимание сверстников;

- стремление получить желаемый результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство с целью подчеркнуть свое превосходство.

  • Соматические заболевания и заболевания головного мозга;
  • Огромную роль в формировании агрессивности играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог  М.Мид  доказал, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.

   В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители:

  • Родители  систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению  к ребенку => вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражание модели поведения родителей (проявляется сразу после агрессивных действий родителей) => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т.п.; применяет агрессивную модель поведения     в жизни.    
  • Родители применяют слишком суровые несоотносимые с поступком наказания => уровень агрессивности ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям => возрастает вероятность ответной агрессивности в более старшем возрасте.
  • Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость, не контролируют его поведение => вседозволенность => агрессивность – типичная поведенческая черта.
  • Родители не дают возможность ребенку проявлять способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе и своих потребностях, запрещают любые формы проявления гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции =>  насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других людей, воровство, внезапные вспышки гнева.
  • Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка => у ребенка закрепляется уверенность в том, что окружающие люди является виновниками их бед => проявление агрессии.
  • Конфликты между родителями, развод = демонстративная агрессивность (привлечение внимания).
  • Родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Проявление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать обратить на него внимание.

   В формировании агрессивного поведения  многое зависит от реакции взрослых.  Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями (ярость, гнев, страх, тревога). Для того чтобы восстановит психологический дискомфорт, у него есть только два пути:

- совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

- восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (с помощью механизмов защиты  - вытеснение, подавление, отрицание и т.д.).

Особенности проявления подростковой агрессивности.

В возрасте 13-16 лет у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и стремление сохранить и утвердить собственную личность. Появляется целый ряд экзистенциальных переживаний:

- ощущение одиночества и оторванности от окружающих

- утрата целостности мира

- несоответствие своего реального Я идеалам

- наступает время  оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Развитию подростковой агрессивности  родители способствуют двумя основными способами:

А) Эмоциональное отвержение – когда родители считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда « переживают вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

Б) Ужесточение контроля – нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей и ведут себя асоциально или уходят в зависимость.

5. Влияние родителей на механизм формирования и закрепления агрессивных реакций. Что делать родителям?

   Существует три стратегии родительского воспитания в ответ на агрессивное поведение  ребенка.

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Прекрати!» «Не смей так говорить, это стыдно». Родители наказывают ребенка за проявление злости.

Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет негатив в другом месте и в другое время).

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивной форме поведения, т.к подавление это тоже агрессия.

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка.

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка.

Агрессивный ребенок продолжает действовать агрессивно, т.к. считает это нормой.

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

Родители дают ребенку возможность выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимает его гнев. Родители объясняют, как надо вести себя в определенных ситуациях.

Ребенок научится управлять своим гневом.

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

   Частные капризы и наказания относятся к негативным способам контроля поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев,  что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Цель пассивной агрессии – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может наносить вред и себе. Он начинает специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые не нравятся им, будет капризничать на улице без всякой причины. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрения и наказания должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство  ребенка. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день или неделю. Наказание будет иметь эффект, если объяснить ребенку за что его наказали, спросить заслуживает ли он наказания, четко и ясно объяснять, чего вы хотите от него.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

   Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного  поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

А) Спокойное поведение в случаях незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия ребенка не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • Полное игнорирование реакций ребенка
  • Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»)
  • Переключение внимания, предложение какого-либо задания
  • Позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»)

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны.

Б) Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить  с ним его поведение. Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи.

  • Констатация факта («ты вел себя агрессивно»)
  • Констатирующий вопрос («ты злишься»)
  • Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать свою силу?»)
  • Обозначение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»)
  • Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»)

В) Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.  Взрослым нужно признать нормальность и естественность  этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать.

Г) Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию являются: повышение голоса, угрожающий тон, демонстрация власти, насмешки, передразнивание,  негативная оценка  личности ребенка, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, нотации, наказание или угроза наказания, сравнение ребенка с другими детьми, давление, оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить  ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Д) Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Лучше это сделать наедине, без свидетелей. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Е) Демонстрация модели неагрессивного поведения включает следующие приемы:

  • Нерефлексивное слушание
  • Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться
  • Внушение спокойствия невербальными средствами
  • Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов
  • Использование юмора
  • Признание чувств ребенка

Ж) Сохранение положительной репутации ребенка:

  • Публично минимизировать вину ребенка, но в беседе с глазу на глаз показать истину.
  • Не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по –своему
  • Предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.

6. Общие принципы психокоррекционной работы с агрессивными детьми

Работа с агрессивным ребенком должна строиться в трех направлениях.

  1. Работа с гневом. Такую эмоцию как гнев сдерживать не стоит, т.к. мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того , кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.  Также негативные чувства могут вырваться наружу в виде соматических заболеваний (головная боль, желудочные и сердечно-сосудистые заболевания).

Гнев  - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Чаще всего гнев у дошкольника не проявляется  внезапно, возможно увидеть некоторые предвестники вспышки ярости (например, покусывание нижней губы). Проявление гнева имеет три стадии: зарождение, вспышка, угасание.

         Если удается распознать признаки зарождения гнева, - в этой ситуации еще есть вероятность избежать яркой вспышки ярости. На превой стадии можно переключить ребенка на другой вид деятельности, сместить его гнев на неопасные объекты. Необходимо научить ребенка социально приемлемым способам выражения его гнева, агрессии.

  • Если ребенок рассердился на сверстника – предложить ему нарисовать обидчика, подписать, нарисовать что он хочет с ним сделать, что будет потом.
  • Поиграть с ним в игру «Обзывалки», «Мешок криков».
  • Можно завести «Листок гнева» - нарисовать его вместе с ребнком, откопировать и как только наступает эмоциональное напряжение его можно изорвать, измять, утопить и т.д.
  • Из глины или пластилина можно слепить фигурку обидчика и затем ее разбить, смять, а потом восстановить.
  • Также полезны игры с песком (закапывание и раскапывание фигурки обидчика).

         На стадии вспышки утешение и наказание не принесут пользы взрослому или утешения ребенку. В случае, если вспышка гнева уже произошла, дайте ребенку немного времени, затем мягко попытайтесь утешить его и предложить свою помощь. Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите – ребенок сейчас вас все равно не слышит. Пытаться поговорить с ребенком можно и нужно тогда, когда закончится третья стадия – угасание. Необходимо поговорить почему возникла проблема и как можно было избежать случившегося.

  1. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

         Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

         Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других они даже и не предполагают. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать различные упражнения и игры, а также различные плакаты с изображением различных эмоциональных состояний. Еще можно сделать рисунки на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив».

    Изучая мир эмоциональный мир человека важно дать понять ребенку, что все эмоции которые он испытывает правильны и имеют право на существование. Нельзя разделять эмоции на плохие и хорошие, социально желательные и нежелательные.  Неправилен лишь способ их выражения. Важно чтобы ребенок не испытывал чувства вины за возникающие у него чувства и эмоции.

  1. Формирование способности к эмпатии, сопереживанию, доверию.

         Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себене могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

  • После того как произошла ссора между детьми или взрослым и ребенком можно разыграть похожую ситуацию на игрушках и затем попросить детей помирить их. Важно делать акцент на чувствах и ощущениях, настроении.
  • Использование в разговоре я-высказываний. Вместо «Ах, ты! Что ты наделал» и т.д. нужно говорить «Меня огорчает…», «Мне обидно», «Я расстроена потому что». Таким образом вы нив чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценку его поведению. В результате у него не формируется чувство вины, что он плохой. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

  1. Завершающий этап

Итак, сегодня на семинаре вы смогли познакомиться с понятием агрессивности, причинами ее возникновения и методами работы с агрессивными детьми. Сейчас мне хотелось бы услышать от вас обратную связь.

1. Рефлексия

Цель: получение обратной связи, эмоционального состояния участников семинара.

Время: 5-10 минут

Описание: Ведущий предлагает участникам семинара поделиться своими впечатлениями о семинаре, ответив на вопросы: «Полезен ли был для вас данный семинар и чем?», «Ваши ощущения, как вы чувствуете себя в данный момент?»,  «Изменилось ли что-то в вашем отношении к проблеме агрессивности ребенка?»

2. Игра  "Автобусная остановка"

Цель: получение обратной связи, обобщение полученной информации.

Время: 5-10 минут

Описание: На 4-х стенах тренинговой комнаты развешивают листы флипчата, вверху которых пишу неоконченные предложения: "С этой минуты я буду...", "Спасибо..", "Этот семинар для меня..", "Самое важное теперь - это..", "Сегодня я сделал открытие, что.." и др. Все участники отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения.

Список литературы

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми- СПб., 2001
  2. Крейри Э. Я злюсь. Серия Учимся владеть чувствами - СПб., 1995
  3. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности- М., 1994
  4. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2005

Приложение 1.

«Признаки агрессивности»

Ребёнок

Да

Нет

Ребёнок

Да

Нет

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот

  1. Он не может промолчать, когда чем- то недоволен

12. Часто не по возрасту ворчлив

  1. Когда кто – то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

4. Иногда ему безо всякой причины хочется выругаться

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что – то разбивает, потрошит

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение

16. Легко ссорится, вступает в драку

7. Он не прочь подразнить животных

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми

8. Переспорить его трудно

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности

9. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним подшучивают

19. Не считается со сверстниками, не уступает и не делится

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что – то плохое, шокирующее окружающих

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

15-20 баллов – высокая агрессивность.

7-14 баллов – средняя агрессивность.

1-6 баллов – низкая агрессивность.

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

детский  сад№9 «Ромашка»

Семинар  для  родителей

Агрессивный  ребёнок

        Описание: C:\Users\Юлианна\Desktop\11  февраля  2016\htmlconvd-Vl0tuM_html_m63eca074.jpg

                      Подготовила:                                                                          педагог-психолог

Круглова Ю.А.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ  ЦЕНТР   КАК  ОДНА   ИЗ ФОРМ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ОВЗ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ  

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное  учреждение

 детский  сад№9 «Ромашка»

Круглова Юлианна  Александровна

Россия, г.Семенов, Нижегородская область

e-mail: kua.170977@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос включения  субъектов

образовательных  отношений  в единое пространство  детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической  поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования  детей. Эта  задача может решаться  при

получении  детьми дошкольного образования в семейной  форме, о чем говорится в федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного  образования.

Ключевые  слова: родитель, ребенок, семья, Консультационный  центр. Дошкольное  образование, родительская  компетенция.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка очень  велика. Известно, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только владеют педагогическими знаниями  и  приемами, но и смогли понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Семья, для  дошкольников  с  недостатками развития является для них первичным социальным окружением. Дети с  ОВЗ испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их   дальнейшая  жизнь в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а чаще  всего практически единственным ресурсом развития личности ребенка, поддерживающим процесс его социализации и самореализации[4].

Дошкольное  учреждение – это  первое  образовательное учреждение, с которым вступают в контакт   родители  «особого» ребенка  и где начинается их психолого-педагогическое просвещение. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «партнерство»[1].

Важнейшей задачей в рамках данного направления работы является определение и внедрение в практику традиционных форм взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества. Работа по реализации этих задач ведется в двух направлениях: работа с родителями воспитанников с ОВЗ посещающих МБДОУ, с семьями неорганизованных детей с ОВЗ посещающих Консультационный  центр.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От взаимосвязи педагогов – родителей – ребенка зависит в дальнейшем социализация ребенка. Модель  взаимодействия родителей  детей  с ОВЗ  и ДОО  можно  представить  в  несколько  этапов.

    Знакомство, является первым  этапом  работы. Данный этап подразумевает представление дошкольного учреждения, а также знакомство с семьями воспитанников   с  ОВЗ посещающих наш  детский  сад  и   семьями  неорганизованных детей с ОВЗ,  которые обращаются в  Консультационный  центр   созданный  на  базе нашего   ДОУ, знакомимся  и изучаем общие условия семейного воспитания, модели  взаимодействия  с  ребенком,  особенности   развития  ребенка  и  дальнейший  маршрут  его  развития.

С электронной версией организации работы ДОУ родители могут ознакомиться на сайте учреждения. В  помощь  родителям, на  официальном  сайте  учреждения  создан  подраздел «Психолого-педагогическое сопровождение»,  который  способствует  расширению  родительской  компетенции  в  вопросах  воспитания  и   развития  ребенка. В  данном  подразделе,  содержится  большое  количество  рекомендаций педагога- психолога  и  учителя-дефектолога, полезные  статьи  и  видеоролики  по  вопросам  воспитания  и  правильного  взаимодействия, интерактивные  игры  для  детей  разного  возраста. На одной из страниц   у  нас предусмотрены  онлайн  консультации.  

Второй этап работы – диагностический.  На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов,  которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях, выясняем  социальный запрос на предоставление образовательных и дополнительных услуг.  Помимо традиционных методов обследования, таких как опросники, анкеты, используем интервьюирование с вопросами, содержание которых определяется выявленными и потенциальными проблемами.

Третий этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей,  выявляем проблемы семьи, ребенка,   выбираем действенные способы и средства помощи[3].

При планировании и организации формы работы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

       Приглашая родителей на беседу,   тщательно продумываем тематику и цель визита. Ознакомительные беседы организуются, как правило, по инициативе специалистов ДОО и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты, направления работы.

      Одной из эффективных форм формирования родительской компетенции, считаем мастер-класс. Это открытая современная педагогическая форма работы, которая позволяет продемонстрировать профессиональные и творческие способности, как педагогов, так и расширить знания, практические умения, творческий потенциал  родителей. Проводимые мастер – классы для родителей с детьми ОВЗ раскрывают  родителям  модели взаимодействия с ребенком в процессе развивающей работы. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

     Психологами всего мира отмечается, что родители,  воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда», усугублённая бытовыми проблемами и заботами увеличивают риск развития депрессивных состояний, что крайне сильно влияет на любого человека, подрывая его физическое и психическое здоровье, желание и умение радоваться жизни, быть счастливым.

     Эффективной формой профилактики эмоционального напряжения родителей мы считаем психологические тренинги, которые позволяют:

- познакомить родителей с приёмами  саморегуляции  (дыхательная гимнастика, релаксация, мышечное расслабление, визуализация, концентрация);

- развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления;

- снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость;

- повысить сплочённость родительского коллектива.

Большой  популярностью у  наших  родителей  пользуется  психологический  тренинг «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников    с ОВЗ», тренинг  повышения  самооценки  «Я  лучшее,  что  есть  у  себя»,   которые  способствует определению и анализу уровня  самооценки, освоению  приемов  самодиагностики, самораскрытия.

 Одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий.

На базе МБДОУ функционирует окружной Консультационный центр по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования проживающим на территории городского округа Семеновский.  Высокий  процент  посещений  Консультационного центра свидетельствует  о квалифицированной  помощи   специалистов. Для  большинства  семей,  посещающих  специалистов  центра, это  является  единственным  в  своем  роде  местом,  куда  они  могут  обратиться  с  детьми  за  квалифицированной  помощью (большой  процент  обращений,  это  семьи  с  детьми  со  сложным  дефектом).

 ПМПк  (Психолого - Медико - Педагогический консилиум) также является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи. Приглашаем родителей на заседания ПМПк. Совместное проведение заседаний позволяет наиболее полно выявить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности[2].

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Сочетание современных и традиционных форм работы  помогает  раскрыть родительский потенциал, расширить родительскую  компетенцию, необходимую  для эффективной помощи собственным детям.

         

        

Литература:

1. Пазухина, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2

(42). — с. 128–136.

2. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // Образование. — URL: http://5psy.ru/obrazovanie/psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-semei-imeyuschih-deteis-ovz.html (дата обращения: 14.03.2019).

3. Стругова, В. Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра / В. Г. Стругова, О. Б. Колесникова // Материалы Всероссийской

научно-практической конференции Наука и социум. — 2017. — № 3. — с. 124–130.

4. С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина   Взаимодействие  дошкольной  образовательной   организации  и   семьи (учебное  пособие  для  академического  бакалавриата., М., Юрайт , 2019г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад№9 «Ромашка»

ПРОЕКТ
«Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

C:\Users\Юлианна\Desktop\dsssssc05820.jpg

                                                                                          Разработала: педагог- психолог

                                                                                                                Круглова Ю.А.

г.о. Семеновский

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА……………………………………………………………3

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА……………………………………………………….4

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА…………………………6

I

ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА

1.1.

Цели проекта……………………………………………………………...10

1.2.

Задачи проекта……………………………………………………………10

1.3.

Ожидаемые результаты проекта…………………………………………10

1.4.

Критерии эффективности проекта………………………………………10

1.5.

Принципы психолого-педагогической коррекции……………………..11

1.6.

Принципы реализации проекта………………………………………….11

II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1.

Направления реализации проекта……………………………………….12

2.1.1.

Диагностическое направление…………………………………………...12

2.1.2.

Профилактическое направление…………………………………………12

2.1.3.

Консультативное направление…………………………………………..12

2.1.4.

Коррекционно-развивающее направление……………………………...12

2.1.5.

Методическое направление………………………………………………12

2.2.

Формы и методы проекта………………………………………………...12

III

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

3.1.

Этапы реализации проекта……………………………………………….13

3.2.

План реализации проекта………………………………………………...13

3.3.

Тематический план реализации проекта………………………………...14

IV

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………15

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

База реализации проекта

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. о. Семеновский  детский сад №9 «Ромашка»

Разработчик программы

Круглова Ю.А. педагог-психолог.

Целевая группа

дети дошкольного возраста (3-7 лет) с ОВЗ

Период

формирования

и функционирования педагогического опыта  

Проект инновационный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: долгосрочный

I. Подготовительный этап: Подготовка диагностического инструментария для осуществления психологического мониторинга, формирование информационно-методической базы, подбор, изучение и краткий анализ психологической, методической и педагогической литературы, разработка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями.

II. Содержательный этап: Проведение диагностики с воспитанниками; применение технологий и средств обучения; разработка, поиск и систематизация материала. Осуществление комплекса мероприятий диагностического направления; профилактического направления; консультативного направления (содействие в гармоничном развитии личности).

III. Аналитический этап: Подведение итогов работы; проведение анализа и теоретического обоснования данных, полученных в результате реализации технологии; определение эффективности внедрения технологии.

Цель проекта

Песочная терапия как эффективный метод коррекции и развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта

  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развитие способностей к социализации;
  • снимать мышечную напряжённость;
  • помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствовать расширению словарного запаса;
  • развивать фонематический слух и восприятие.

Ожидаемые результаты проекта

Стабилизация эмоционального состояния детей, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, научить ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, развитие навыков позитивной коммуникации у ребенка с ОВЗ.

АННОТАЦИЯ

На современном этапе развития образования особо актуальным является использование нетрадиционных подходов в работе с детьми. Сегодня в арсенале дошкольных образовательных организаций существует огромное количество форм и методов в работе с дошкольниками, позволяющих влиять на их гармоничное развитие личности. К одному из таких методов по праву можно отнести песочную терапию, которая представляет собой один из видов арт-терапии.

Песочная терапия является современной методикой «терапии песком». По своей сути она представляет игровую технологию, которая обеспечивает развитие положительных эмоций у детей, стимулирует ребенка к развитию познавательных навыков, выступает в качестве развивающего средства.

Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ. На положительном фоне дети легче и эффективнее усваивают образовательную программу, вырабатывают новые умения  и навыки. Расстройства эмоциональной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения.

Эмоциональная сфера детей с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей, им свойственны: эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность, чувство страха, частая смена настроения, истощаемость нервных процессов, двигательное беспокойство, отсутствие длительных волевых усилий, трудности приспособления к детскому коллективу. Дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять, описать свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дошкольники могут испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. К тому же, в дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Так, еще доктор психологических наук Мухина Валерия Сергеевна, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, отмечала, что дошкольник находится «в плену» эмоций.

Песочную терапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Ведь посредством песочной терапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи. Перенос занятий в песочницу дает больший воспитательный и развивающий эффект.

При психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, данная техника арт-терапии позволяет решать разнообразные психолого-педагогические проблемы:

- снижает уровень внутренней тревожности,

- закрепляет новые позитивные формы поведения,

- умение адекватно выражать различные состояния, чувства, эмоции;

- развивает способность усваивать последовательность необходимых действий;

- позволяет видеть рабочее пространство, развивая зрительную память;

 - способствует координации движений;

- концентрации внимания;

- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- снимают мышечную напряжённость;

- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

- расширяет словарный запас.

Песочная терапия способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Во время выполнения практических заданий в работе с песком включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение песочной терапии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

                        «Часто руки знают, как распутать то, над чем

тщетно бьется разум»

К.Г. Юнг

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь в виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения. Нарушения эмоциональной сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Одной из многочисленных и разнородных категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Тяжелые нарушения речи оказывают негативное влияние не только на развитие  познавательной, коммуникативной деятельности, но и на развитие его эмоциональной сферы.

Особенностями эмоционально–волевой сферы у таких детей отмечается в эмоциональной незрелости, трудности произвольного поведения, зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению, нарушение коммуникативной функции (неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм), повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, агрессивное поведение разной степени выраженности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальной коррекционной работе. При организации работы с детьми я использую различные методы: это игротерапия, арт-терапия, работа в сенсорной комнате, использование песочной терапии. 

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная речь, пополняется словарь эмоций. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Песочная терапия позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Песок в коррекционной работе с детьми имеет ряд преимуществ, песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях. Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Строя картинки из песка, придумывая разные истории, педагог в наиболее органичной форме передает ребенку знания и жизненный опыт, рассказывает о событиях и законах окружающего мира.

Естественная потребность детей играть с песком позволяет использовать песочницу в коррекционно-развивающей работе с детьми. Песочную терапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Ведь посредством песочной терапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи. Перенос занятий в песочницу дает больший воспитательный и развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.

Эмоции - это особые субъективные переживания, которые ярко выражают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. На положительном фоне дети легче и эффективнее усваивают познавательный материал, вырабатывают новые умения и навыки.

Исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья являются особенно значимыми, так как любое нарушение в развитии сопровождается переменами в эмоциональном состоянии ребенка. Расстройства эмоциональной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.

Вопросами рассмотрения теории и практики использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста занимались и занимаются в настоящее время различные психологи, педагоги и методисты (Бережная Н. Ф., Войнова А., Воробьева Ю. В., Гордиенко Е. В., Епачинцева О., Новикова Н. А., Голиусова Ю. И., Пермякова М. Е., Чаликова О. С., Подзорова А. О., Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., Тарарина Е., Тинникова О. А., Хакимова М. Е., Харитонова Е. И., Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и др.).

В настоящее время в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги и психологи такие, как Копытин А. И., Бурно М. Е., Лебедева Л. Д., Макарова Е. Г. и др., рассматривают искусство не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы.

В отечественной науке существует концепция творческого рационального подхода, исходя из которого, терапевтические воздействия (в том числе, песочная терапия) стимулируют не только физиологические, но и психологические, интеллектуальные ресурсы личности ребенка (В.М. Бехтерев; И.М. Сеченов, В.И. Петрушин и другие).

Практика применения песочной терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева).

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. 

Многие психологи занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина И.Ю., Минаева В.М. и др.) По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 годов. Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с детьми с проблемами психологического характера.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.

В 1950 годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф (швейцарский юнгианский детский психотерапевт) изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. В. Киселева, А.И. Копытин, Л. Д. Лебедева, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей.

В отечественной науке существует концепция творческого рационального подхода, исходя из которого, терапевтические воздействия (в том числе, песочная терапия) стимулируют не только физиологические, но и психологические, интеллектуальные ресурсы личности ребенка (В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, В.И. Петрушин и другие).

В настоящее время в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги и психологи такие, как Копытин А. И., Бурно М. Е., Лебедева Л. Д., Макарова Е. Г. и др., рассматривают искусство не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы.

В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт–Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна, авторы научно-популярных серии книг по практической психологии «Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии», авторы адресуют родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка через игру, близкую и понятную ему. Также в своей работе использую методические разработки, пособия таких авторов как Епачинцева О. Ю., Алябьевой Г.А.. Сакович Н. А., Конаныхина Е. Ю., Хухлаевой О.В.

I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.1. Цель проекта

Песочная терапия как эффективный метод коррекции и развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Объект проекта: развитие эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет проекта: использование песочной терапии как средство развития эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Методы проекта: для решения поставленных задач были использованы теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, сравнение, диагностика, обработка полученных результатов.

База проекта: МБДОУ №9 «Ромашка» г.о.Семеновский

В коррекционной работе, как и в иной, при работе с детьми, важными методологическими принципами являются: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход. Главным методом было вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение. При диагностике, а также контроле основным методом был педагогический эксперимент с последующей обработкой полученных результатов.

1.2. Задачи проекта

  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развитие способностей к социализации;
  • снимать мышечную напряжённость;
  • помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствовать расширению словарного запаса;
  • развивать фонематический слух и восприятие;

1.3. Ожидаемые результаты

Стабилизация эмоционального состояния детей, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, научить ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, развитие навыков позитивной коммуникации у ребенка с ОВЗ.

Дальнейшее развитие проекта: планируется расширение проекта и внедрение его не только в группе для детей с ОВЗ, но и в общей группе, где есть дети с нарушениями эмоциональной сферы; а также разрабатывается тематическое наполнение на весь учебный год. 

Адресность: педагоги-психологи, воспитатели, родители.

1.4. Критерии эффективности проекта

Для определения эффективности проекта были разработаны критерии эффективности:

Качественные: динамика в повышении уровня эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста.

Количественные: количество проведенных мероприятий; количество участников.

1.5. Методологической основой содержания

психолого-коррекционной работы являются следующие принципы

психолого-педагогической коррекции

  1. Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития дошкольника.
  2. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы ставятся только на основе полной диагностики и оценке ближайшего вероятностного прогноза развития дошкольника.
  3. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Данный принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого дошкольника является движущей силой развития

1.6. Принципы реализации проекта

  1. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.
  2. Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.
  3. Принцип превентивности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Направления реализации проекта

Основными направлениями работы в реализации проекта являются диагностическая, профилактическая, консультативная, развивающая, методическая.

2.1.1. Диагностическое направление

Психологическая диагностика является одним из видов оказания практической помощи дошкольникам в процессе развития сфер личности.

Цель диагностики - определить уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников в начале реализации проекта и по её завершению.

Основные требования при отборе диагностических методик: валидность и надежность, экономичность в отношении временных затрат, актуальность.

2.1.2. Профилактическое направление

  1. Групповые и индивидуальные занятия с применением техники песочной терапии.
  2. Участие дошкольников в реализации проекта.

2.1.3. Консультативное направление

Проводится по нескольким направлениям одновременно: с педагогами, родителями и представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по вопросам развития личности.

2.1.4. Коррекционно-развивающее направление

Основной задачей данного направления является стабилизация эмоционального состояния детей, снижение уровня внутренней тревожности и агрессивности путем обучения социально-психологическим навыкам взаимодействия.

2.1.5. Методическое направление

Предполагает разработку рекомендаций для педагогов по данному направлению, их накопление и обобщение для формирования банка информационно-методических материалов.

2.2. Формы и методы проекта

В процессе реализации проекта будут применены такие методы и приемы песочной терапии в работе с дошкольниками, как словесные методы (объяснение, беседа, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки); игровая деятельность: обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь»), инсценировка, элементы театрализации; наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование); исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.

Применяю следующие формы работы песочной терапии:

  • Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки».
  • Игры-забавы – «Найди предмет», «Необыкновенные следы».
  • Дидактические игры-упражнения — «Рисование песком», «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
  • Конструирование – например, лепим «Замок из песка».

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

3.1. Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: 

- информационно-аналитическое направление;

- диагностическое направление.

Подготовка диагностического инструментария для осуществления психологического мониторинга, формирование информационно-методической базы, подбор, изучение и краткий анализ психологической, методической и педагогической литературы, разработка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями.

Основной этап: 

- просветительское направление;

- коррекционно- развивающее направление.

Проведение диагностики с воспитанниками; применение технологий и средств обучения; разработка, поиск и систематизация материала. Осуществление комплекса мероприятий диагностического направления; профилактического направления; консультативного направления (содействие в гармоничном развитии личности).

Аналитический этап: 

- контрольно-оценочный.

Подведение итогов работы; проведение анализа и теоретического обоснования данных, полученных в результате реализации технологии; определение эффективности внедрения технологии.

3.2. План реализации проекта

Содержание деятельности

Вид деятельности

Сроки реализации

Подготовительный этап

Информационно-аналитическое направление

1.

Определение проблемы, цели и задач проекта, анализ документации

Подготовка диагностического инструментария для осуществления психологического мониторинга, формирование информационно-методической базы.

сентябрь 2020

Диагностическое направление

2.

Изучение эмоциональной сферы воспитанников

Психологический мониторинг дошкольников, разработка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями.

сентябрь-октябрь 2020

Содержательный этап

Просветительское направление

3.

Реализация проекта

Цикл консультаций «Особенности развития детей ОВЗ»: «Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей»;

Консультации: «Игры, способствующие развитию мышления»; «Игры, способствующие развитию внимания»;  «Игры, способствующие развитию памяти»; «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития мелкой моторики».

Памятки: «Особенности поведения гиперактивных, тревожных и агрессивных детей».

Коррекционно-развивающее направление

Реализация проекта

Проведение коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками.

октябрь

2020 г. -

апрель 2021г.

Аналитический этап

4.

Оценить эффективность проекта

Оценка эффективности проведенных занятий

май 2021г.- август 2021г.

3.3. Тематический план реализации проекта для  детей  

№ п/п

Тема занятий

Упражнение

«Чувствительные ладошки»

Упражнение

«Знакомство с Песочным Человечком»

Упражнение

«В гостях у Песочной феи»

Упражнение

«Путешествие золотой рыбки»

Упражнение

«Солнечный мальчик»

Упражнение

«Колобок»

Упражнение

«Осень в Песочной стране»

Упражнение

«Волшебный цветок»

Упражнение

«Сказочная страна»

Упражнение

«Городок игрушек»

Упражнение

«Пироги пекла лиса»

Упражнение

«У солнышка в гостях»

Упражнение

«Город веселых  музыкантов»

Упражнение

«Путешествие к гномам в горы»

Упражнение

«Приключения Квака»

Упражнение

«Сказка об умном мышонке»

Упражнение

«Песочный дождь»

Упражнение

«Путешествие в страну А»

Упражнение

«Путешествие в страну О»

Упражнение

«Путешествие на паровозике»

Упражнение

«Фигуры»

Упражнение

«Город»

Упражнение

«Природа»

Упражнение

«Подводный  мир»

Упражнение

«Логика»

Упражнение

«Времена  года»

Упражнение

«Вулкан»

Упражнение

«Сокровища»

Упражнение

«Прятки»

Упражнение

«Животные»

Упражнение

«Черепаха»

Упражнение

«Раскраска»

Упражнение

«Планеты»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Методическое  пособие «Интерактивная  песочница»/И.И.Пичугина.-Челябинск:ИП      Мякотин И.В., 2016.-56С.
  2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис Пресс, 2007.
  3. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2008.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2005г.
  5. Данилина Т. Л., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2014.
  6. Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2017.
  7. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М: ИНТ, 2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
  8. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь», 2006.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 2006.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2008.
  11. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций. // Вестник МГУ. 2006, №4.
  12. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова – М.,Академия, 2014.
  13. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М.В. Киселева. – СПб., Речь, 2014.
  14. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. 2012, №6.
  15. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2017.
  16. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М.: Аркти, 2013.
  17. Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ, 2013, №9.
  18. Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь», 2011.
  19. Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2010.
  20. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. Ушаковой О. С. М.: Сфера, 2015.
  21. Спирина Л. Ф. Особенности лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2014, №6
  22. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 2010.
  23. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2016.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9«Ромашка»

Квест  по социально-коммуникативному  развитию

для  детей 5-6 лет

«Знатоки профессий»

Выполнила:

педагог-психолог

 высшей  квалификационной  категории

Круглова Ю.А.

г.о.Семеновский

Возрастная группа: старшая

Количество  детей: 7 человек

Место  проведения:  музыкальный  зал

Время  проведения: 25 минут

Образовательные задачи:

– уточнить представления детей о многообразии мира профессий, познакомить с историей их появления;

- формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;

- закрепить знания о профессиях, их значении в жизни людей.

 - совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией.

Развивающие задачи:

-развитие познавательного интереса;

- развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий;

- активизировать речь, расширять словарь, развивать внимание, память, мышление, игровые навыки детей;

-развивать творчество в двигательной активности.

Воспитательные задачи:

-воспитывать уверенность в себе;

-принимать активное участие в деятельности;

- воспитывать мотивацию к обучению, познавательную активность, эмоциональные чувства, умение работать в коллективе;

- воспитывать уважение к труду и людям любой профессии;

-воспитание дружеских отношений в коллективе.

Методы и приемы:

1. Методы мотивации и стимуляции детей:

- вводная беседа

- создание проблемной ситуации

2. Методы организации деятельности:

- словесные (беседа, художественное слово (загадки), вопросы, словесные указания);

- наглядные;

- аудиовизуальные (демонстрация слайдов на интерактивной доске);

- практические (упражнение, дидактические  игры).

3. Методы контроля и оценки деятельности детей:

- рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование:

1.Стимульный материал:  маршрутная карта к игре-квесту «Знатоки профессий»

2.Материалы для деятельности детей:

Картинки с изображением профессий;  карта  с различными  видами  профессий «Все  профессии  нужны, все  профессии  важны», карточки-лото «Кому, что нужно для работы», разрезные  картинки профессий – отгадки «Профессии в  загадках».

 Раздаточный материал: карточки к игре-лото «Кому что нужно для работы», карточки «Одеваемся на работу» (изображение  спецодежды к  профессиям: врач, полицейский, водолаз, космонавт), черно-белые  карточки с  изображением  профессий схем

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация «Знатоки профессий», столы, по  количеству  станций-6

Ход  деятельности:

Организационный момент.

Педагог-психолог: Ребята, я  предлагаю  вам  поиграть в игру. Вставайте все в круг. «Я буду называть разные слова. Когда  будет встречаться название профессии, вы будете хлопать в ладоши. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, водитель, человек, роза, строитель, архитектор, фантазия, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, доярка».        

-Ребята, что такое профессия?

- Как вы думаете, ребята, профессии были всегда?

   В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, изготовлением орудий для охоты и труда, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей. Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие — посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (это человек, который с помощью лопаты выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла за ненадобностью. Долгое время существовала профессия извозчика (этот человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла.

И сегодня существует очень много профессий. Как вы считаете, какая профессия самая важная?

Педагог-психолог  предлагает задать этот вопрос гостье - доброй волшебнице из страны Трудолюбия(демонстрирует слайд с обращением).

-«Ребята, я волшебница из страны Трудолюбия. В моей стране живут люди разных профессий, которые не знают, что такое лень. Они с удовольствием трудятся, помогают друг другу. Я помогу вам ответить на ваш вопрос. Чтобы ответить на него вы должны найти волшебные  пазлы. Чтобы найти эти пазлы, я предлагаю вам поучаствовать в квест-игре «Знатоки профессий». На вашем пути будут встречаться люди разных профессий, которые помогут вам найти пазлы. Постарайтесь правильно выполнять все задания и тогда вы сможете собрать этот  необычный  пазл.

А в помощь вам я даю карту маршрута, по которому вы должны следовать».

Педагог-психолог предлагает детям поучаствовать в квест-игре.

-Наш квест – это настоящий турнир знатоков профессий, где вы сможете не только показать свои знания, отвечая на вопросы быстро и правильно, но и собрать волшебные  пазлы, которые помогут нам ответить на наш вопрос «Какая профессия самая важная?».

Педагог-психолог предлагает  рассмотреть маршрутную карту и отправиться на первую станцию.

Педагог обращает внимание детей на экран, демонстрирует слайд «Профессии в загадках». Загадывает загадки (на  выбор детей 4-5), после того, как дети отгадают, на экране появляется отгадка. Дети  собирают  разрезные  картинки  предложенных профессий ( находят  их  на  столе , они  перепутаны). Педагог-психолог  хвалит детей за то, что они отгадали все загадки, собрали  разрезные  картинки и  вручает детям первую часть пазла.

Предлагает рассмотреть маршрутную карту и отправиться к следующей станции.

Следующая  станция   «Кому, что нужно для работы?»

У каждой профессии есть орудия труда, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей. Я предлагаю карточки с разными профессиями, вы должны правильно разложить картинки с орудиями труда к той профессии, которой они нужны.

Раздает детям карточки лото «Кому что нужно для работы», проводит игру.

Педагог хвалит детей за то, что они правильно выполнили задание, вручает детям вторую  часть  пазла.  

Предлагает рассмотреть маршрутную карту и отправиться к следующей станции.

Станция  «Одеваемся на работу».

Каждому человеку для выполнения профессиональных действий нужна специальная форма одежды, чтобы берегла и защищала его от опасностей, чтобы было удобно и комфортно в ней работать, чтобы другие люди сразу узнавали данную профессию.

- Я предлагаю вам рассмотреть форму одежды разных профессий, вы должны определить человеку какой профессии она принадлежит. Демонстрирует детям карточки  с  заданиями.

После выполнения задания вручает детям третью  часть  пазла.
Предлагает рассмотреть маршрутную карту и отправится к следующей станции.

Станция «Изобрази профессию».

Предлагает детям встать в круг, вызывает по очереди детей, дает карточку с изображением какой-либо профессии,  дети должны изобразить трудовые действия человека той или иной профессии, а остальные ребята отгадывают.

Вместе с детьми произносит слова: «Что ты делаешь — не знаем. Поглядим и угадаем».

После выполнения задания вручает детям четвертую часть пазла.

Предлагает рассмотреть маршрутную карту и отправиться к следующей станции.

Станция «Какая профессия лишняя?»

Педагог-психолог  предлагает назвать лишнюю картинку с изображением профессии и объяснить, почему она лишняя; назвать оставшиеся профессии, и объяснить, что их объединяет.

После выполнения задания вручает детям пятую часть пазла.
Предлагает рассмотреть маршрутную карту и отправиться к следующей станции.

Станция «Отгадай профессию по описанию».

Педагог-психолог зачитывает описание профессий, после того, дети  ищут отгадку  на  столе, называют и показывают  картинку с  профессией.

 «Человек этой профессии работает  с  детьми, учит  детей  чему-то  новому, работает  в  школе» (Учитель)

«Люди этой профессии приручают животных и учат их тому, что можно использовать в увлекательных цирковых номерах». (Дрессировщик)

«Люди этой профессии занимаются соединением металлических деталей при  помощи электросварки или  газосварки» (Сварщик)

 «Человек этой профессии  проводит  экскурсии, сопровождает туристов,  встречает нас в музее». (Экскурсовод)

(После выполнения задания вручает детям шестую часть  пазла).
Педагог-психолог:  Ребята, на нашей карте больше не нарисовано никаких станций, значит, все части пазла  мы собрали. Теперь осталось нам собрать все части  в  определенной  последовательности и узнать, какая профессия самая важная.

Вместе с детьми собирает пазлы, получается  картинка людей  разных  профессий. Педагог-психолог подводит  итог: Ребята, так  значит  все  профессии у  нас  нужные  и  важные.

Согласны ли вы с этим утверждением?

Педагог-психолог: «Сегодня много мы узнали. Как вы всё точно рассказали. Все профессии нужны, Все профессии важны».

Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор. Очень важно, чтобы человек подобрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и зарабатывает деньги, кто правильно выбрал себе профессию.

Рефлексия.

Педагог-психолог  интересуется, понравилась ли детям  квест-игра «Знатоки профессий»? Что больше всего понравилось? Что нового узнали? Хвалит детей за проделанную работу.