Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
материал по психологии

Путилина Елена Викторовна

Способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie_pedagogov.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

                          Подготовила:  педагог-психолог Путилина Е.В.

Цель:  способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

  • Снизить уровень эмоционального напряжения;
  • Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья;
  • Содействовать активации личностных ресурсных состояний, сплочении педагогического коллектива.

Здраствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш трениг посвящён профилактике синдрома эмоционального выгорания. Вначале проведём небольшую разминку.

Разминка:

В левой половине листа нарисуйте одну на выбор из трёх геометрических фигур и раскрасьте в тот цвет, который отражает Ваше состояние ,настроение сейчас. Теперь Вы можете отложить листы в сторону, и мы поговорим об эмоциональном выгорании.

Вступление.

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами: снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность, бессонница; постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, для которых нет причин чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);чувство гипер-ответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете; чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы; эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;

Выше перечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций. (это не значит, что работа наша такая ужасная-ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда). И работая с детьми (да и их родителями, мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.

Чтобы было понятнее, приведу два образных сравнения (метафоры) :

Первая исследовательница профессионально выгорания назвала свою книгу об этом явлении: "Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие".К.Маслач

А еще это состояние описывают так: "Запах горящей психологической проводки"

Упражнение 2 «Копилка радости»

Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Для этого каждому воспитателю предлагается составить свою «Копилку радости». Педагогам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть список и добавить к нему еще 10 пунктов. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Упражнение 3. «Волшебные очки»

Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.

Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?» Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.

Упражнение 4.«Стиральная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой»

«Вещь» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна ее высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «вещь». Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»? Чьи прикосновения вам были более приятны?

Упражнение 5. «Самоанализ».

Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше со стояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...

Тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагога

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах нав...

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Помоги себе сам!»

Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами.  Если есть проблема, значит, есть способы решения.У каждого человека есть выбор:Опустить руки, поз...

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.  Увеличивается не только уче...

Семинар-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагоговчерез профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить  с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его про...

Тренинг – практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Сценарий тренинга для педагогов ДОУ для профилактики выгорания педагогов....