День психологического здоровья большая психологическая игра
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Ширлинг Анна Игоревна

ЦелПояснительная записка

Воспитание детей надо начинать

с воспитания родителей. Именно

родители должны стать нашими

помощниками, союзниками,

участниками единого

педагогического процесса,

коллегами в деле воспитания детей.

В.А. Сухомлинский

Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому основными направлениями в профессиональной деятельности являются создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и содействие становлению тех психологических новообразование, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды. Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности. Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОО.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

День психологического здоровья большая психологическая игра

Цели: пропаганда здорового образа жизни, профилактика стресса.

Материалы: свисток, карты подсказки с заданиями, секундомер.

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению.
  2. Познакомить родителей с особенностями воспитания, обучения дошкольников.
  3. Вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.
  4. Дать представления родителям о психологических играх на развитие познавательной сферы.

Предварительная работа: оформить стенд, информационные бюллетени по проблемам развития детей; разработать положения к различным конкурсам для родителей всех возрастных групп, ознакомить с ними родителей.

Методы, приемы активизации родителей: анкетирование, родительские собрание, мастер – класс.

Форма проведения психологическая игра

Участники игры: Воспитатели, родители, специалисты ДОУ, педагог-психолог.

Педагог-психолог: здравствуйте уважаемые родители. Сегодня у нас с вами день здоровья. Кто из вас знает, что такое здоровье? (ответы родителей)

Педагог-психолог: Да, правильно. Здоровье — это состояние, противоположное болезни. А какие виды здоровья вы знаете? (ответы родителей) Психическое, физическая, эмоциональная и т и. д. Молодцы, спасибо за ответы!

Педагог-психолог: сегодня мы с вами будем укреплять свое здоровье, а для этого мы отправимся в увлекательное путешествие по городам и странам. В каждой из них, местные жители будут давать вам карту-подсказку, где указан маршрут, по которому вы будете двигаться дальше.

Вся хитрость в том, что у вас 2 команды и победит та команда, которая финиширует первым, правильно выполнив все задания. А сейчас вы получите первые карты-подсказки и по моему сигналу начнется игра.

Педагог-психолог ждет, когда все команды получат карты, и дает стартовый свисток. Команды раскрывают карты, читают задание и бегут по маршруту. Маршруты команд не должны пересекаться ни в одной точке, т.е. команды проходят одни и те же препятствия и станции, но в разном порядке.

Маршрут (текст карт-подсказок)

  1. Бегите в город Близнецов, там будьте внимательны, все не так просто, как кажется!
  2. Из города Близнецов дорога ведет в Сообразилию, но попасть туда можно только, минуя глубокую пропасть Беспаметства. Будьте осторожны!
  3. Вам нужно в Вундеркиндию? Да… это не просто. Ваш путь лежит через дремучий лес Ссор и глубокие и темные пещеры Невежества. Лес Ссор опасен тем, что люди, попавшие в него, тут же начинают ссориться и вместо того, чтобы сплотиться и держаться вместе, помогая друг другу, они расходятся по одному и сами ищут выход из леса. Многие люди заблудились в том лесу и не вернулись домой. Но будьте осторожны, не далеко от леса Ссор находится еще одно опаснейшее место – это болото Лени. Может, вы откажитесь и не пойдете туда? Нет? Тогда счастливого пути и удачи вам!
  4. Если вы читаете эту подсказку, значит вы добрались до Вундеркиндии. Поздравляю вас, вы молодцы! Теперь вам предстоит попасть в край Журчащих ручьев, а туда можно попасть только минуя пустыню Однообразия, где очень ждут вашей помощи, поторопитесь!
  5. Ваш путь лежит в город по имени Финиш, где произойдет самое интересное – подведение итогов игры!

На каждой из станций родителей встречают наряженные под местных жителей педагоги, которые проводят игры и испытания и вручают им карты подсказки. Правильность выполнения условий игры проверяется на Финише наличием всех 5-ти карт – подсказок.

Описание станций

1. Город Близнецов. Родителей встречает два воспитателя и говорят им: «Здравствуйте!» Вы попали в город Близнецов, где живут близнецы и близняшки. Все мы на первый взгляд одинаковые, но это не так. Вот вам первое испытание: найдите все отличия между этими близнецами. (См. Приложение А.)

Отлично, молодцы, но, чтобы получить карту, вам нужно справиться и со вторым испытанием. Перед Вами две близняшки Маша и Даша. Дорисуйте их платья так, чтобы у обеих девочек они были одинаковыми. (См. Приложение Б)

Вы справились с заданиями и получаете свою первую карту-подсказку.

2. Пропасть Беспамятства. На полу нарисована пропасть, а через нее сделан мостик из кирпичей и досок. У пропасти стоит учитель-логопед и говорит: «Здравствуйте. Я - Хранитель, и стою я здесь для того, чтобы путники, идущие в Сообразилию, не упали в эту пропасть. Но просто так пропустить вас я не могу, по этому мосту может пройти только тот, у кого хорошая память. Я дважды назову вам 10 слов, тот, кто запомнит больше 5, сможет пересечь этот мост и идти дальше.

Хранитель дважды называет 10 слов: вода, дорога, рюкзак, трава, карта, береза, ведро, солнце, камень, дождь.

3. Сообразилия. Ребят встречает педагог-дополнительного образования в костюме звездочета или ученого и говорит: «Добро пожаловать в Сообразилию, страну умных и любознательных людей. Местные жители очень любят головоломки и отдадут карту лишь тем, кто их решит. Приступайте. (См. Приложения В, Г.)

После того как дети справились с заданием, воспитатель от дает им подсказку и желает доброго пути.

4. Лес Ссор. Здесь ребят встречает воспитатель в костюме лешего (Хозяина леса).

Леший. Здравствуйте, я - Леший, хозяин этого леса. Зачем вы пришли сюда? А-а-а, вам нужно пройти через мой лес, как сказано в карте-подсказке. Я пропущу вас, если вы выполните 2 задания.

1) Задача каждого родителя в максимально маленький срок дотронуться до «Сердца дружбы». Способ выбирают сами. «Сердце дружбы» находится в самом дальнем углу зала и на пути к нему нужно преодолеть множество препятствий, их Леший обговаривает сразу, когда объясняет задание: «Каждый из вас должен дотронуться до «Сердца дружбы», которое находится (здесь Леший показывает, где оно) на вершине холма. Я буду засекать время, поэтому вам нужно сделать это как можно быстрее. Приготовились, начали!»

2) Леший. Молодцы, вы справились с первым заданием. Посмотрим, совладаете ли со вторым? Перед вами чаша с горохом и фасолью. Вам нужно как можно быстрее отделить горох от фасоли и подсчитать, сколько всего горошин и фасолин. Я засекаю время. Приготовились, начали!». После того как родители закончили, Леший говорит: «Ну что ж, вы справились и с этим заданием. Теперь вы можете идти дальше. Счастливого пути!

Сразу за лесом Ссор находится болото Лени, в нем сидит педагог-психолог, играя роль ученика-лентяя. (Он неопрятно одет, с кляксами на щеке и руках, не расчесан). Он кричит и просит о помощи: «Помогите, помогите мне! Я застрял! Я поленился ходить в школу и учиться, и поэтому не знаю, как стать хорошим человеком, как быть вежливым. Я застрял в этом болоте Лени! Помогите, научите меня». Родители вместе с нерадивым учеником заполняют схему. (Схему см. в Приложении Д)

После заполнения схем ученик-лентяй освобожден и благодарен за помощь. Родители идут дальше, в пещеру Невежества.

5. Пещера Невежества. Здесь родителей встречает Олежа-невежа (учитель-дефектолог с взъерошенными волосами, угол рубахи торчим из брюк, с рогаткой за поясом. Типичный образ двоечника и хулигана из мультфильма): «О! Наконец-то вы пришли, я вас так ждал! В этой пещере мне было так холодно и страшно. Я попал сюда из-за того, что не знаю ничего о здоровье, зачем оно нужно и как его беречь? Помогите мне вырастить цветы на поляне Здоровья, расскажите мне о здоровье, и тогда я смогу снова попасть домой». (Схемы см. в Приложении Е)

1) Какое бывает здоровье? Что может быть здоровым? (Зубы, волосы, внутренние органы и т. д.)

2) Что нужно делать, чтобы не заболеть, сохранить здоровье? (Одеваться по погоде не холодную воду, чистить зубы, хорошо и регулярно кушать, принимать витамины, закаляться, делать по утрам зарядку, дышать свежим воздухом, не курить, не нервничать, мыть руки с мылом перед едой, есть только мытые овощи и фрукты и т. д.)

- Что же делать, если ты уже заболел? (Обратиться к врачу.)

3) Есть ли враги у нашего здоровья? Кто они? (Вредные привычки, лень, плохое питание, переживания, страхи и т. д.) После выполнения всех заданий Олежа-невежа благодарит родителей и говорит: «Спасибо вам, я теперь понял, что нужно хорошо учиться. Теперь я вернусь домой и обязательно буду учиться на одни пятерки! А вам пора идти дальше, вас ждут удивительные приключения, удачи вам. До свидания»

6. Вундеркиндия. Здесь ребят встречает Знайка (педагог-психолог в этом образе: в костюме, очках, с папочкой в руках): «Я рад приветствовать вас, вы пришли в Вундеркиндию. Здесь живут самые умные и старательные люди, поэтому и карту подсказку я отдам только тем, кто справится с моими задания ми. Вы готовы? Тогда приступим». (Задания см. в Приложении Ж, С.)

Знайка проверяет правильность расшифровки поговорки, спрашивает, о чем она. Родители рассказывают. Далее он говорит: «Молодцы, вы справились с первым заданием, а теперь попробуйте отгадать мои загадки». Он читает им загадки, если родители никак не могут догадаться, Знайка делает им небольшие подсказки (Приложение Д.). «Ну что ж вы справились и с этим заданием. Вот ваша карта». Отдает им карту, и родители идут дальше.

7. Пустыня Однообразия. Здесь живу я Тумба-Юмба, (учитель физической культуры) сегодня у меня большой праздник. Родителей встречает человек, одетый как папуас: в цветную юбку и бусы, перья в волосах и т. п.) Он представляется: «Здравствуйте, я Тумба-Юмба. Я живу в пустыне Однообразия, поэтому каждый день у меня происходит одно и то же. Но сегодня у меня большой праздник, ко мне приехали вы - наши гости. Я очень хочу поиграть с вами в нашу любимую игру. Она называется «Изобрази». Нам нужен один доброволец. Мы скажем ему название животного, а он постарается без помощи слов изобразить его, ваша задача отгадать, что это за животное». Так папуас загадывают родителям 3 животных (слон, змея, зебра). Затем они говорят: «Ой, вы такие молодцы, с вами так весело играть. Но у меня к вам есть одна просьба. В нашей пустыне живет один дракон. Он очень необыкновенный. Я решил написать про него сказку, а как это сделать, не знаем. Я придумал начало, а вам нужно придумать ее продолжение и конец». (Рисунок см. в Приложении 3) Родителям дается картинка с началом сказки. На эту работу им отводится 10 минут, при необходимости им можно немного помогать. Далее папуас зачитывают вслух сказку и благодарит за помощь и показывает путь до края Журчащих ручьев.

8. Край журчащих ручьев. Здесь их встречает педагог-психолог в голубом или синем платье и представляется: «Здравствуйте. Я - королева этого края, я - Водная стихия. Каждый день вы встречаете меня: я наполняю реки и озера, я падаю с неба в виде дождя или снега, вы пьете меня из-под крана. Скажите, пожалуйста, а вода может быть полезной? А может ли она приносить нам вред? В каких случаях?». Героиня обсуждает с родителями свойства воды и заполняет схему. (Схему см. в Приложении И.) За тем она их спрашивает: «А зависит ли как-то наше здоровье от воды? (Да.) Как? (Если мы не будем пить, мы умрем; если пить холодную воду, можно заболеть.)

- Какую воду нельзя пить? (Грязную, холодную.)

- А чистая ли вода течет из-под крана, можно ли ее пить? (Нет, в ней есть хлорка; ее берут из реки, а в реку сбрасывают отходы заводов, фабрик.)

- Можно ли загрязнять реки и озера? Почему? (Нет, потому что люди, животные и растения из них пьют.) Правильно. Помните, вода — это самое большое наше богатство!» Водная стихия благодарит ребят за знакомство, прощается с ними и отдает им последнюю карту-подсказку. Родители идут на станцию Финиш, где будет проходить подведение итогов.

Рефлексия для родителей «Цветок дружбы»:

Педагог-психолог: Уважаемые родители наше мероприятие подошло к концу, предлагаю Вам создать цветок дружбы, а для этого нужно:

1. Определится понравилось ли мероприятие;

2. Выбрать лепесток;

3. Написать на нем фамилию семьи;

4. Приклеить лепесток к сердцевине цветка, расположенному на панно.

Итог: на мероприятии присутствовало 15 родителей, из них приняли участие в создании цветка дружбы 10 родителей, получился цветок, имеющий 10 лепестков с разными фамилиями, т.е. 10 семей остались довольны мероприятием.


Самодиагностика педагога – психолога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия

Оценочный лист

Ф. И. О. педагога ___________________________________________________

Должность ________________________________________________________

Дата проведения____________________________________________________

Место проведения __________________________________________________

Название мероприятия_______________________________________________

Цели, задачи _______________________________________________________

Деятельность воспитателя и его качества оцениваются по 4-х бальной системе:

4 – данное качество/критерий / ярко выражено

3 – данное качество /критерий / сформировано в достаточной степени

2 – данное качество /критерий / имеет место

1 – сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе

Оцениваемые качества

Баллы

  1. Создание условий для проведения мероприятия

Наличие сценария, отражающего ход мероприятия, длительность, материалы и оборудование и т. д.

Организация пространства для проведения мероприятия с учетом размещения, перемещения участников, создания комфортных условий для каждого

Материалы и оборудование: наличие демонстрационных материалов, раздаточного материала, в т. ч. схемы, таблицы, буклеты и др.

Использование информационно-компьютерных технологий в рамках мероприятия

Средний балл:__________

  1. Организация мероприятия, его содержание

Организация практической работы в рамках мероприятия

-Актуальность выбранных форм, методов

-Способствует ли предложенная практическая работа реализации задач мероприятия

-Востребованность предложенной практической работы родителями

Контрольно-оценочная работа в рамках мероприятия

*Использование в работе методов и приемов, направленных на определение эффективности мероприятия

Наличие возможности для каждого участника выразить свое мнение о проведенном мероприятии, его отдельных моментов

Средний балл:__________

3. Поведение участников мероприятия

Личностно-ориентированный стиль взаимоотношений участников мероприятия

Активность участников мероприятия

Удовлетворенность родителями участием в мероприятии

Средний балл:__________

  1. Личностные и профессиональные качества педагога

Грамотность и выразительность речи педагога

Готовность педагога к открытому диалогу

Способность импровизировать

Умение мотивировать, побуждать родителей к активному участию в мероприятии

Корректность в высказываниях

Эрудированность педагога

Аналитические способности педагога

Средний балл:__________

Итоговая средняя оценка

Выводы: __________________________________________________________


«Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности».

Л.С.Выготский.

Анкета для родителей «Эффективность психологической игры».

1. Проанализируйте значимость Вашего взаимодействия с педагогом-психологом.

А) Высокий уровень

Б) Средний уровень

В) Низкий уровень

2. Оцените влияние педагога-психолога на Вашу психологическую компетентность.

3. Какое направление взаимодействия с педагогом-психологом стало для Вас более эффективным?

А) Непосредственное сотрудничество

Б) Опосредованное сотрудничество

4. В процессе взаимодействия с педагогом-психологом в каких сферах психологической готовности удалось отработать?

А) В познавательной сфере

Б) В мотивационной (личностной сфере)

Результаты анкетирования родителей:

Взаимодействие с педагогом-психологом позволило, по мнению родителей, отработать имеющиеся у ребенка проблемы в следующих сферах: познавательной (65%), личностной(мотивационной) (35%).

Родители повысили свою психологическую компетентность (100%)

Для 67% результативным стало непосредственное сотрудничество с педагогом-психологом, для 33% достаточно эффективным оказалось опосредованное сотрудничество.

Высокий и средний уровень значимости взаимодействия с педагогом-психологом отметили 67% и 37% родителей соответственно.

Список источников

  1. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7: диагностика, тренинги, занятия. В., 2021.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
  4. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005.
  5. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. В., 2020.