Статья "Здоровые педагоги – крепкий коллектив"
статья по психологии

Современный ритм жизни заставляет часто переживать и испытывать стрессы. И некоторые ситуации буквально выбивают из колеи и оказывают крайне негативное воздействие на психику.

Проблема сохранения здоровья и психологического комфорта педагогов является социально значимой и актуальной, так как психологическое состояние педагогов имеет прямое влияние на психологическое здоровье и комфорт обучающихся и на эффективность учебного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по укреплению психологического здоровья педагога. Здоровые педагоги – крепкий коллектив.

Проблема сохранения здоровья и психологического комфорта педагогов является социально значимой и актуальной, так как психологическое состояние педагогов имеет прямое влияние на психологическое здоровье и комфорт обучающихся и на эффективность учебного процесса.

Современный ритм жизни заставляет часто переживать и испытывать стрессы. И некоторые ситуации буквально выбивают из колеи и оказывают крайне негативное воздействие на психику.

А можно ли сохранить психическое здоровье? И что для этого делать?

Что такое психическое здоровье?

Психическое здоровье – это, прежде всего, отсутствие каких-либо отклонений и психических заболеваний. Но порой, даже полностью здоровый человек, находится в неустойчивом состоянии и имеет проблемы в эмоциональной и психологической сферах. И поэтому более точное определение рассматриваемого понятия – это социальное и психологическое благополучие, которое позволяет жить полноценной жизнью: реализовывать себя и раскрывать свой потенциал, продуктивно работать, испытывать удовлетворение, вносить определённый вклад в общественную жизнь.

Профессия педагога является стрессогенной и требует больших резервов самообладания и саморегуляции.

В результате эмоционального напряжения, возникающего у педагога в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, следует снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности.

Удовлетворенность трудом как важнейший фактор, влияющий на психологическое здоровье педагога.

К причинам низкой удовлетворенности трудом педагогов можно отнести:
1. Личностные особенности педагогов, мешающие им эффективно трудиться,
2. Низкий профессиональный уровень (слабое знание методики преподавания, недостаточные знания в предметной области
3. Стрессогенные факторы педагогической деятельности.

Стрессогенные факторы профессиональной деятельности, влияющие на психологическое здоровье педагогов:

  • Ежедневная психическая перегрузка.
  • Заполнение большого количества документации, число которой возросло в результате цифровой трансформации образовательного процесса.
  • Проблемы со здоровьем, связанные с длительной работой за компьютером.
  • Сложности с подготовкой и проведением дистанционных занятий.
  • Высокая ответственность за обучающихся.
  • Дисбаланс между интеллектуальными, энергетическими затратами и реальным моральным и материальным вознаграждением.
  • Вертикальные и горизонтальные конфликты в образовательной организации.
  • Ролевой конфликт женщин-педагогов с высокой загруженностью работой по дому и дефицитом времени для семьи и детей.
  • Необходимость освоения новых современных цифровых технологий обучения
  • Необходимость непрерывного повышения квалификации и развития профессиональной компетентности
  • Поведение «трудных» обучающихся

Также в качестве факторов, влияющих на психологическое здоровье педагогов, большинство исследователей указывают на профессионально обусловленные деструкции личности; возникновение в структуре характера негативных черт вследствие часто повторяющихся отрицательно окрашенных эмоциональных состояний; высокую ситуативную напряженность; формирование симптомов функционального выгорания; низкую стрессоустойчивость; фрустрацию.

Наличие вышеперечисленных факторов в профессиональной деятельности педагога приводит:
- к усилению интеллектуального и эмоционального напряжения,
- повышению уровня тревожности (личностной и ситуативной);
- развитию синдрома хронической усталости и эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание - снижение рабочей продуктивности и самооценки своей компетентности, возникновение равнодушного и даже негативного отношения к обучающимся, приводящего к редукции профессиональных обязанностей и чувству опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

Все это усиливается проявлением косности и стереотипности в трудовой деятельности, возникающими за продолжительный период работы в образовательном учреждении. И как следствие, к окончанию учебного года многие педагоги испытывают психологический дискомфорт, хроническое утомление и переутомление, опустошенность, раздражительность, чувство нереализованных возможностей, социально-профессиональное одиночество и т.п.

Возможные признаки ухудшения психического здоровья:

- трудности с социализацией, неумение контактировать и договариваться с людьми;

- неадекватная реакция на стрессы;

- неумение контролировать свои эмоции;

- необоснованная агрессия;

- апатия;

- страхи, ощущение собственной неполноценности или несостоятельности;

- боязнь ответственности;

- нежелание узнавать что-то новое;

- проблемы в личной жизни или семье;

- странное поведение.

Это типичные признаки изменения профессионального здоровья личности. Педагоги хронически перегружены, со значительным риском заболевания; как правило, они не обладают возможностями восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к усиливающемуся разнообразию потребностей обучающихся.

Рассмотрим более подробно понятие психологического здоровья. Психологическое здоровье является одним из составляющих общего здоровья человека. Психологическое здоровье позволяет ему полноценно функционировать в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического в человеке. В настоящее время широкое признание получило представление о здоровье как о системном качестве человека.

Психологическое здоровье педагога характеризует личность в целом, представая как совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, успешной самореализации, социальной адаптации.

Психологическое здоровье педагога можно рассматривать, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

К критериям (показателям) психологического здоровья педагога относятся:

- хорошо развитая рефлексия,
- стрессоустойчивость,
- умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации,
- полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности,
- опора на собственную внутреннюю сущность,
- самовосприятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих,
- «самообъективность» как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах,
- наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающих смысл всему, что делает человек.

Ряд возможных направлений «технологий здоровья», реализуемых в образовательных организациях:

•      информационно-мотивирующее (включает работу через средства массовой информации, выступления, лекции, семинары, встречи с администрацией отделов образования, и директорами школ с целью пропаганды здорового образа жизни);

•      организационное (подразумевает решение необходимых административных, организационных, хозяйственных, финансовых вопросов);

•      медико-диагностическое (медицинское обследование учителей, определение общего физического состояния и выявление заболеваний);

•      психодиагностическое (психологическое обследование учителей, определение общего психического состояния, выявление индивидуально-психологических особенностей);

•      общеоздоровительное (открытие специальных групп физического оздоровления);

•      психологическое (проведение специальных психологических семинаров для учителей по проблемам психического здоровья, работа кабинетов психологической разгрузки; индивидуально-психологическое консультирование и т.д.);

•      психотерапевтическое (систематическая организация психотерапевтических и коррекционных групп учителей, проведение тренинговых занятий различной тематики и т.д.).

Как укрепить психику? Как сохранить своё психическое здоровье?

Так как оно зависит от множества факторов, то и действовать нужно комплексно.

Главные психологическими направлениями, предотвращающими «психологическое нездоровье» педагогов, являются:

- развитие мотивации;

- система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;

- система улучшения психологического климата в коллективе;

- система личностной поддержки и развития;

- открытость новому опыту;

- хобби, доставляющее удовольствие, и т.д.

Основные шаги на пути к устойчивой и здоровой психике:

1. Соблюдайте режим дня.

Если вы не будете полноценно отдыхать и высыпаться, то ваша нервная система будет работать буквально на износ, что непременно приведёт к неполадкам и сбоям. Чтобы этого избежать, ложитесь и вставайте в одно и то же время, спите не менее восьми часов в сутки, соблюдайте баланс труда и отдыха, не переутомляйтесь. Если ваш организм настроится на определённый режим, то он будет работать слаженно, соответственно, нормализуется функционирование всех его важных систем, в том числе и нервной.

2. Правильно и сбалансировано питайтесь.

Состояние и работа нервной системы напрямую зависят от употребляемой пищи, а также содержащихся в ней полезных веществ. И особенно полезны для психического здоровья витамины группы В, цинк, селен, полиненасыщенные жирные кислоты. Употребляйте больше зелени и зелёных овощей, злаков, морепродуктов и морской рыбы, фруктов. А вот от злоупотребления алкоголя, жирного, сладкого, мучного, жареного и маринованного по возможности лучше отказаться.

3. Следите за своим здоровьем.

Появление хронических заболеваний зачастую сильно изматывает нервную систему. Во избежание этого Вам помогут регулярные профилактические осмотры, ранняя диагностика и соблюдение рекомендаций врачей.

4. Учитесь контролировать свои эмоции.

Сначала это будет непросто, особенно если вы по натуре являетесь импульсивным и темпераментным человеком. Но если вы будете постоянно тренироваться, то вскоре добьётесь положительных результатов. Помогут в этом некоторые упражнения. Например, если вы чувствуете, что вот-вот «взорвётесь», то попробуйте глубоко подышать и сконцентрироваться на своём дыхании. Или начните считать в обратном направлении. Или подумайте о чём-то приятном, перенесите себя мысленно в то место, где вы были счастливы и побудьте там хотя бы пару минут.

5. Займитесь спортом.

Спорт на регулярной основе тонизирует, улучшает работу всего организма, помогает «перерабатывать» неприятные эмоции, тем самым улучшает настроение.

6. Отвлекайтесь на то, что будет дарить вам положительные эмоции.

Это может быть поход в кино, театр, шопинг, ужин в приятной компании, поездка на природу, путешествие, занятия любимым делом и так далее.

7. Старайтесь минимизировать негативные воздействия.

Так, если вы – сентиментальный человек, то вам лучше избегать разговоров на «болезненные» для Вас темы, не читать и не смотреть криминальные новости, отказаться от просмотра фильмов-ужасов, триллеров.

8. Расслабляйтесь перед сном

Будут полезны часовая вечерняя прогулка, контрастный душ или тёплая ванна, посмотреть хороший фильм, почитать книгу, послушать музыку

9. Учитесь мыслить позитивно и во всём видеть хорошее.

Старайтесь отвлекаться и не фиксироватьсянанегативном, находите даже в самых сложныхситуацияхчто-тохорошее. Подумайте о том, что в эту минуту может кому-то гораздо хуже, чем Вам.Это непросто, но оптимистам гораздо проще идти по жизни, они более устойчивы к стрессам.

10. Ищите поддержку и помощь.

Обеспечить её могут родные, друзья или просто незнакомцы на тематическом форуме в интернете. А также всегда можно обратиться за квалифицированной помощью к психологам или психотерапевтам.

Помните, что крепкое психическое здоровье – это залог полноценной и счастливой жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация комплексной программы для дошкольников "Здравствуй, мир!" Авторский коллектив педагогов МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г. Петропавловск-Камчатский

Презентация комплексной программы для дошкольников "Здравствуй, мир!" Данная программа состоит из комплекса по следующим предметам: Музыка, Изобразительное творчество, Театр, Ритмика, Умелые ручки, Го...

Комплексная программа для дошкольников "Здравствуй, мир!" Авторский коллектив педагогов МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г. Петропавловск-Камчатский

Комплексная программа для дошкольников "Здравствуй, мир!" Данная программа состоит из комплекса по следующим предметам: Музыка, Изобразительное творчество, Театр, Ритмика, Умелые ручки, Говорушки, Анг...

Сборник «Хочу быть здоровым » -1 Авторский коллектив педагогов

В сборнике «Три сигнала светофора» представлены проекты, реализованные педагогами и воспитанниками учреждения в течение апреля 2010 года в рамках проведения недели здоровья  по профилактике детск...

Сборник «Хочу быть здоровым - 2» Авторский коллектив педагогов

В сборнике представлены проекты, реализованные педагогами и воспитанниками учреждения в течение 2009 – 2010 учебного года в рамках реализации «Программы развития» учреждения. В сборнике представ...

Сборник «Хочу быть здоровым - 3» Авторский коллектив педагогов

В сборнике представлены проекты, реализованные педагогами и воспитанниками учреждения в течение 2010 – 2011 учебного года в рамках реализации «Программы развития» учреждения. В сборнике представлены р...

Мастер - класс для педагогов "Здоровый коллектив - здоровый дошкольник"

Способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельност...

Тренинг на сплочение педагогов "Дружный коллектив"

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфо...