Особенности воспитания в семьях с детьми с трудностями в обучения
учебно-методический материал по психологии

Петрухина Анастасия Юрьевна

Особенности воспитания в семьях с детьми  с трудностями в обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bz-ppo-31_petruhina_a.yu_.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

Институт педагогики

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Контрольная работа по дисциплине:

" Психолого-педагогическая работа с семьей "

Тема: «Особенности воспитания в семьях с детьми  с трудностями в обучения»

Студентки 3 курса заочной формы обучения

Петрухиной Анастасии Юрьевной

        

 Преподаватель:

Кандидат психологических наук

доцент кафедры Социальной адаптации и ОРМ

Гурьева Вера Викторовна

        

Калуга, 2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……………………..3

Глава 1………………………………………………………………………..…….……………..4

Глава 2………………………………………………………………………………...…………..5

Заключение ……………………………………………………………………..………………..8

Список литературы…………………………………………..…………………………………..9

Введение

Дети с трудностями в обучении — дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функциях центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.

Трудности в обучении — субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося. От 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения. Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития. [5]

Ряд исследователей выделили несколько групп трудностей при усвоении учебного материала: Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения (нестабильность графических форм, отсутствие связных движений при письме, низким уровнем понимания читаемого, очень медленный темп и т.п.).

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванной данной причиной, состоят в следующем: замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв, не дописывание слов и предложений, трудности понимания слов, незнание отношений между смежными числами, трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план, неумение решать задачи.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть: неумение обнаруживать свои ошибки, выполнение требований учителя не в полном объеме.

Четвертую группу составляют трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. Излишняя медлительность или наоборот торопливость.

Цель: Особенности воспитания в семьях с детьми  с трудностями в обучения

Задачи:

1. Роль семьи в воспитании детей с трудностями в обучении

2. Принципы семейного воспитания

1. Роль семьи в воспитании детей с трудностями в обучении

            Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в детстве.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях, который он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Поэтому родители могут любить ребенка не за что-то, самое главное, что в семье ребенок принимается таким, какой он есть.

Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются. В то же время семья всегда обладает большим запасом собственных ресурсов и инициативы, поэтому превращение семьи в активного участника помощи ребенку является решающим фактором эффективности его  интеграции в общество сверстников. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания. По этим признакам семьи, имеющей детей с трудностями в обучении, можно дифференцировать на четыре группы .[4]

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверх заботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка, а процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа – репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается .В отношении родителей к отклонению в развитии ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания,  выделяют несколько моделей.

Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми.

Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутой, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становитсяробким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренностьв отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.

Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могутпривести аномального ребенка к глубокой психической травме, особеннотогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.

2.Принципы семейного воспитания

          Родители детей с трудностями в обучении испытывают значительные трудности как психологического, так и педагогического характера. Однако ориентация на разработанные нами принципы адекватного семейного воспитания ребенка с трудностями в обучении в развитии позволяет достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе.[3]

  1. Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку с отклонениями в развитии.

Любой ребенок, особенно, чутко реагирует на любовь и ласку.. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности.

  1. Принцип полного безоценочного принятия ребенка.

Родителям не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми. У любого человека могут быть проблемы. Родители для ребенка- это защита, а семья - домашний очаг, где его всегда любят, ценят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребенка как и любого другого человека следует оценивать по его человеческим качествам. Принцип внимательного слушания ребенка и оценки его состояния.

  1. Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим.

Любя ребенка, взрослый обучает его любви к себе, любви к миру людей. Привязанность к дому, своему городу, своей стране, любовь к близким, уважение к старшим - это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому с первых дней жизни.

  1. Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка.

Родителям необходимо активно участвовать в процессе воспитания и развития ребенка. Только в случае крайней необходимости можно переложить свои воспитательские обязанности на другого человека. Родители должны сами пережить не только возникающие трудности в развитии ребенка, но и радость его успехов и маленьких побед. Процесс социальной адаптации ребенка не может осуществляться без непосредственной помощи родителей. Участие в преодолении реальных проблем ребенка приносит огромную пользу и самим родителям. Это процесс позволяет нормализовать психологические трудности, которые они испытывают.

  1. Принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей.

Навыки самообслуживания формируются в семье. Мать ребенка обучает его сан-гигиеническим навыкам, умыванию, опрятному приему пищи, уборке за собой личных вещей. В любой семье каждый ее член имеет обязанности. Ребенок с отклонениями в развитии может и должен выполнять посильный ему домашний труд. При этом важно, чтобы ребенок понимал значимость его собственного вклада в общее дело, а члены семьи по достоинству его оценивали.

  1. Принцип формирования навыков нормативного поведения.

Нормативное поведение - это критерий, определяющий возможности социальной адаптации ребенка. У ребенка с выраженными нарушениями развития формирование навыков нормативного поведения вызывает особые трудности. Участие семьи в этом процессе не только необходимо, но и обязательно. Для любого ребенка поведение родителей, других близких, их отношения между собой есть эталон для подражания, эталон поведения. Важно, чтобы этот эталон соответствовал принятым в социуме нормам. Родителям следует помнить, что их собственное неадекватное поведение как в зеркале отражается в сознании ребенка и наносит его психике колоссальный ущерб.

  1. Принцип формирования гармоничной личности ребенка, подростка, молодого человека.

Формирование гармоничной личности ребенка - это цель всего коррекционно-воспитательного процесса, начинающегося с момента рождения и не завершающегося к совершеннолетию. Гармоничная личность - это самодостаточная личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

               Главным институтом воспитания - это семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Список использованной литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогика Текст. / Ш.А.Амонашвили // Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Кн.1. М.: Амрита-русь, 2010.-288 с.

2. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман //Классный руководитель. - 1998. - №8. - С. 108-111.

3. Баженов. ВГ. Воспитание педагогического запущенных подростков -. К, 1986 - 90 с

4. В.Г. Степанов Психология трудных школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

 5.   Воспитание трудного ребенка. /Под ред. М.И. Рожкова/. - М.: ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь семьи в преодолении трудностей ребенка с особенностями в развитии.

 Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, период интенсивного социального развития, то есть  вхождения в человеческое общество, присвоени...

Консультация для родителей. "Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек"

Папка - ширма  «Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек» может быть использован с целью педагогического просвещения родителей в дошкольных учреждениях по вопросам воспитания ...

Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек

Особенности   воспитания в семье мальчиков и девочек...

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек

Особенности   воспитания в семье мальчиков и девочек...

Беседа с родителями «ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ»

laquo;ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ:  ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ»Беседа с родителями.Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, воз...

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ:ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯИ ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ Консультация для  родителей Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, в...