СДВГ - что это такое? Информационное сообщение для воспитателей детского сада.
учебно-методический материал по психологии

Карпова Елена Геннадьевна

Все чаще стал подниматься вопрос о гиперактивных детях. Я постаралась разъяснить педагогам детского сада информацию по данному вопросу и подобрала корректирующие игры и задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей «Что такое СДВГ?»

По разным источникам, от 5 до 11% детей и 2,5-5 % взрослых страдают данным синдромом. Его симптомы включают невнимательность (неспособность сосредоточиться), гиперактивность (излишние движения, не соответствующие ситуации) и импульсивность (опрометчивые действия, совершаемые без предварительного обдумывания). Мальчикам ставят диагноз СДВГ в два раза чаще, чем девочкам.

Важно учитывать, что СДВГ не стоит объяснять пробелами в воспитании, избалованностью ребенка или влиянием видеоигр. Синдром представляет собой биологическое отклонение в работе головного мозга. Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность и патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). В основе генетической предрасположенности лежит нарушение регулирования дофамина.

Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических, табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у недоношенного ребёнка.

В руководстве по диагностике СДВГ определяются три типа данного синдрома:

1. Гиперактивно-импульсивная форма отличается минимальным контролем над импульсами: они могут двигаться и разговаривать в неподходящее время, постоянно перебивают других людей. Симптоматика:

- не может спокойно сидеть на месте, постоянно двигается, дергает ногой;

- может самовольно уйти с занятия (мероприятия);

- ребенок постоянно балуется, и его невозможно успокоить;

- не может длительное время играть, читать или рисовать;

- чрезмерная разговорчивость;

- отвечает до того, как собеседник закончил задавать вопрос;

- большую часть времени двигается, окружающим людям он может показаться неуравновешенным;

- часто перебивает других, может вмешаться в чужой разговор;

- испытывает трудности, находясь в очереди.

2. Невнимательный тип характеризуется невозможностью сконцентрироваться на определенном действии или предмете, для них сложно соблюдать инструкции. Они отвлекаются и быстро забывают полученную информацию. Симптоматика:

- легко отвлекается на окружающие его раздражители;

- не может сосредоточиться на выполнении действия;

- не слушает собеседника («витает в облаках»);

- не может соблюдать инструкции;

- невнимателен к деталям, допускает ошибки даже при выполнении простых задач;

- трудности с организацией, не может соблюдать сроки выполнения задач;

- с трудом выполняет задачи, которые требуют интеллектуальных усилий;

- часто теряет свои вещи, характерна рассеянность.

3. Смешанная форма характеризуется проявлением всех вышеперечисленных симптомов.

Как правило, у дошкольников наблюдается гиперактивно-импульсивный тип, а в подростковом возрасте он замещается преимущественно невнимательной формой, гиперактивность сходит на нет.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ. Диагноз может быть поставлен, если у ребенка наблюдаются минимум 6 из 8 возможных симптомов, при этом признаки наблюдаются минимум полгода в разных средах (например, в саду и дома).

Есть и положительные моменты у данного синдрома:

1. Решение проблем. Мысли, бесконечно мечущиеся в голове, часто приводят к уникальным решениям в сложных ситуациях. Люди с СДВГ мыслят нелинейно, что позволяет им видеть общую, более подробную картину ситуации и придумывать творческие, интуитивные долгосрочные решения, которые оказываются самыми оптимальными.

2. Воображение и креативность. Люди с СДВГ не просто мыслят нестандартно, они создают свои собственные миры с помощью безграничного воображения.

3. Сострадание. Тот факт, что они сами «не такие как все», учит их состраданию ко всем обиженным, отстающим, угнетенным. Они способны дарить безусловную любовь, принимать людей такими, какие они есть, и умеют поставить себя на место других.

4. Чувство юмора. Из-за своих симптомов (забывчивость, импульсивность, неорганизованность) люди часто сталкиваются с критикой и негативным восприятием. В таких ситуациях помогает справиться хорошее чувство юмора. Оно помогает смягчить чувство собственной неадекватности. Кроме того, хорошо развитое чувство юмора помогает понравиться другим людям.

5. Высокий уровень энергии.

6. Гиперфокус.

7. Устойчивость. Люди с СДВГ учатся восстанавливаться, адаптироваться и продолжать двигаться вперед.

8. Спонтанность – способность принимать неожиданное и находить радость в моменте.

9. Неожиданная наблюдательность. Именно благодаря неспособности сфокусироваться на чем-то одном, люди обращают внимание на ВСЁ и иногда замечают детали, которые остальные могут упустить.

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный - психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами. Доказано, что изменение социально-бытовых условий меняет поведение ребенка. На прогноз синдрома положительно влияют хорошие семейные взаимоотношения, своевременное прохождение психотерапии и лечение медикаментами, а также грамотная работа педагогов в процессе обучения ребёнка.

  1. Море волнуется. Игру можно проводить с компанией детей и одним ребенком. Взрослый говорит малышам бегать и прыгать по комнате, принимая различные позы, которые они захотят. После он произносит считалочку: «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура замри!».
    Дети должны как можно быстрее среагировать и застыть в той позиции, которая у них была на момент окончания последней строчки стишка. Потом игра начинается заново. Для повышения интереса можно выделить победителей и проигравших, чтобы вручить какую-то награду.
  2. Исчезнувшие предметы. Перед ребенком раскладывают предметы. Его задача – внимательно осмотреть их и запомнить. После малыш закрывает глаза или отворачивается, а взрослый убирает один объект. Что же пропало? Ребенок должен это выяснить и проговорить название.
  3. Нос-ухо-глаз. Можно проводить с одним ребенком и компанией. Взрослый называет «нос», «ухо» или «глаз» и показывает что-то одно на своем лице. Задача ведущего – запутать детей, можно назвать «глаз», но показать на ухо, и наоборот. Ребята должны выявить и исправить ошибку, показывая или называя слово верно.
  4. Поиск героев. Необходимо расположить перед ребенком рисунок, на котором спрятаны разные мультипликационные герои. Желательно, чтобы он хорошо знал и любил их, это повысит интерес. Поставленная задача – найти персонажей и либо указать на них пальцем, либо обвести карандашом. Если ребенок затрудняется, можно немного помочь ему.

Для 3-5 лет

К этому возрасту у детей уже должен расшириться в памяти запас понятий и слов. Упражнения можно усложнять, к старым добавлять новые.

  1. Места предметов. В общих чертах эта игра похожа на упражнение для более маленьких детей, но задача в ней гораздо сложнее. Проводить можно с одним ребенком и компанией. Взрослый должен выбрать от 5 до 10 предметов и разложить рядом друг с другом, прикрыв простыней. Снимая ткань на 10 секунд, попросите малышей внимательно рассмотреть и запомнить объекты, которые там находятся. После накрытия спросите ребят об этом. Чем больше вещей они запомнили – тем лучше.
    Повторно покажите ряд игрушек, но уже, чтобы запомнить последовательность, в которой они лежали. Для усложнения задачи можно поменять местами два предмета и спросить, что же изменилось. Также возможны такие вопросы, как: «Какого цвета каждый из объектов?», «По каким группам вы можете их разделить?», «Что их объединяет?».
  2. Пять движений. Данная игра больше подходит для проведения в компании детей. Взрослый должен показать пять движений в определенной последовательности, называя при этом их порядковый номер. Допустим, что поднять руки вверх – это два, а положить кисти на колени – пять. После попросите детей повторить движения в указанном порядке, который они должны были запомнить. Для усложнения задачи можно показать одно действие, называя номер другого, и посмотреть, исправит ли его кто-нибудь.
  3. Что нового? Данная игра проводится в компании детей. Взрослый рисует на большом холсте или доске любую геометрическую фигуру. Задача малышей – подходить по очереди и дорисовывать разные детали, которые, по их мнению, дополнят картину. После того, как все ребята по одному разу подошли к доске, они должны встать в ряд и рассказать все, что изменилось за этот «раунд». Далее игра продолжается, а сложность – увеличивается.
  4. Летает, не летает. Игру можно проводить с одним ребенком и компанией. Взрослый называет предмет или существо и поднимает руки, если оно летает, или опускает, если нет. Ребенок делает то же самое, но предупредите его, что необходимо не повторять за вами, а мыслить самостоятельно, так как вы можете перехитрить.
  5. Чей дом? Найдите в интернете или нарисуйте картинку с несколькими животными, например, от 5 до 8, и их домиками, которые должны соединять линии. Попросите малыша определить, где находится дом каждого зверька, не проводя по линиям ни пальцем, ни карандашом. Если он не справляется с задачей, разрешите пару раз воспользоваться вспомогательными средствами, после чего вернитесь к изначальной версии упражнения.
  6. Мозаичный узор. Подготовьте картинку с любой формой, например, цифру, силуэт животного или букву, и дайте ребенку ее изучить. После этого попросите выложить из мозаики изображение. Для усложнения упражнения можно убрать образец, чтобы малыш всё делал по памяти.

Для 5-6 лет

Игры должны быть ещё сложнее, поскольку ребенку нужно соответствовать нормам развития. Детей необходимо понемногу готовить к школе, освоению новых сфер знаний. Можно использовать такие занятия:

  1. Съедобное-несъедобное. Игра с одним ребенком или компанией. Поставьте детей полукругом, а сами расположитесь в центре, держа в руках мяч. Произносите слова, обозначающие объекты, предметы или еду, и бросайте его ребятам по очереди. Если назвали что-то несъедобное, они должны оттолкнуть или пропустить мяч, а если съедобное – поймать.
  2. Фотограф. Данная игра проводится детьми самостоятельно, без активного участия взрослого. Они должны выбрать одного фотографа, то есть «водящего» игрока. Остальные дети встают в ряд и принимают различные позы. После этого водящий выходит из комнаты либо отворачивается и закрывает глаза на полминуты. Задача остальных ребят – поменяться местами и выбрать другие позиции, чтобы фотограф распознал это и вернул их в изначальное положение.
  3. Смешанный лес. Эта игра – усложненная версия упражнения с поиском героев мультфильма. Здесь ребенку дается картинка, на которой изображены «особые» деревья среди обычных. Например, береза, маленькая елка или сосна. Ему необходимо найти их.

На развитие контроля над импульсивными действиями

Такие занятия не направлены на то, чтобы сделать ребенка спокойнее. Но они помогут предотвратить появление приступов агрессии, спонтанного поведения. Также необходимо менять игры в зависимости от возраста.

До 3 лет

Начинать занятия стоит с малышами как можно раньше. Однако нужно учитывать предпочтения конкретного ребенка. Рассмотрим возможные игры:

  1. Руки-ноги. Ребенка необходимо поставить напротив себя, чтобы показать технику движений на своем примере. Для этого начинайте совершать прыжки вверх, одновременно сводя и разводя руки и ноги. То есть, в тот прыжок, когда вы разводите ноги, соедините руки сверху над головой, и наоборот. Повторите упражнение несколько раз, чтобы не переутомить малыша.
  2. Носочки-ладошки. Посадите ребенка на пол, чтобы он оперся спиной о стену. Попросите его согнуть руки в локтях, а раскрытые ладони оставить на уровне плеч, перпендикулярно полу. Далее следует совершать движения кистями и носками. Например, одновременно отвести в сторону носочек правой ноги и ладонь или, напротив, правой ноги и левой руки.

От 3 до 5 лет

В этом возрасте эффективны занятия в команде. Полезной будет игра «Считалки-догонялки». Для нее понадобится компания детей, от 3 до 10 человек. Активное участие взрослого не требуется. Необходимо будет выбрать одного ведущего, который встанет посередине. Остальные должны выстроиться в ряд перед ним.

Далее ведущий проговаривает стишок, поочередно указывая пальцем на остальных участников, как бы пересчитывая их: «Мы – веселые ребята, любим бегать и играть, никого не обижать. Ну, попробуй нас догнать!». Тот малыш, на которого покажут, становится новым ведущим и догоняет остальных. Последний пойманный ребенок перенимает главную роль, и считалка начинается заново, уже от его лица.

От 5 до 6 лет

Развитию контроля над действиями хорошо помогает игра «Речка-берег». Для нее подойдет участие одного ребенка или нескольких, вплоть до целой компании.

Взрослый должен обозначить, что одна сторона, допустим, справа от них – это речка, а слева – берег, и в зависимости от названного слова детям нужно прыгать в обозначенные места. Далее можно начинать саму игру.

По ходу упражнения разрешается немного схитрить, например, множество раз подряд называть «Речка» и «Берег» поочередно, а после – вразброс, чтобы дети запутались и поняли, что внимание нужно обращать на слово, а не на привычку. Это особенно помогает ребятам, испытывающим трудности с переключением.

На развитие дисциплинированности

Игры помогут научить находиться некоторое время в одной позе, сидеть нужный период за столом, планировать действия. Это особенно важно для детей, которые ходят в детский сад, посещают групповые занятия.

До 3 лет

Можно поиграть во «Флажок». Занятие подойдет для одного ребёнка или компании.

Включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение ритмичной. Попросите детей начать произвольно двигаться в такт мелодии. Они могут маршировать или танцевать. После того как взрослый поднимет руку с флажком, музыка выключается, и все ребята должны быстро среагировать и «застыть» в той позе, в которой они были во время звучания песни. Простояв так несколько секунд, дети начинают снова двигаться с включением музыки.

От 3 до 5 лет

Подойдет игра «Запрещенное движение» с компанией детей возрастом минимум 3 года. Для занятия включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение веселой и ритмичной. Активное участие взрослого необязательно.

Поставьте малышей полукругом или кругом, в центре должен находиться ведущий. Он придумывает запретное движение, которое нельзя использовать, и включает его в список того, что он покажет остальным ребятам. Затем участники повторяют данные действия, убирая запретное. Кто первый ошибся, встает на место ведущего. Игра начинается заново.

Также можно поиграть в «Иголку и нитку». Развлечение подойдет для компании детей 3-4 или 3-5 лет.

Включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение веселой. Активное участие взрослого необязательно. Водящий выбирается из ребят, он будет «иголкой», а все остальные – «ниткой». Все дети встают в ряд. Далее они должны двигаться вслед за «иголкой», которая стоит впереди всех, огибая различные преграды. Например, стулья или специальные предметы.

От 5 до 6 лет

Игры должны быть сложнее, но не менее интересные. Для дошкольников подойдут такие:

  1. Дракон кусает свой хвост. Для проведения в компании детей. Активное участие взрослого не требуется. Ребята должны встать в ряд друг за другом, взяв впереди стоящего за бока. Первому малышу отдается роль головы, а последнему – хвоста. Голове следует бегать и вести за собой остальных детей, и при этом пытаться догнать «хвост», который от нее уворачивается. Когда он будет пойман, дети продвигаются вперед, то есть ребенок, стоящий вначале, встает в конец и так далее.
  2. Мама-робот. Попросите своего малыша научить вас тому, что он хорошо умеет, чем интересуется. Но при объяснении должны использоваться только слова, без действий. А задача взрослого – сделать в точности то, что ему говорят, не подыгрывая.

Например, если ребенок произносит, что для заваривания чая достаточно положить в кружку пакетик и налить воды, сделайте точно так. Возьмите обычный бытовой мешочек, поместите его в стакан и залейте водой из-под крана. Когда малыш поймет, что что-то здесь не так, попросите его объяснить подробнее, не забывая про детали. Это поможет понимать и видеть плоды своего планирования.

  1. Хлопки. Проводить игру можно с одним ребенком и компанией. Пусть дети ходят по комнате, как им угодно. Но когда взрослый один раз хлопнет в ладошки, им следует остановиться в заранее обговоренной позе. Если хлопок прозвучал два раза – они примут другую позицию, если три – выйдут из нее и продолжат передвигаться.
  2. Скалолазы. Проводить игру можно с одним ребенком и компанией. Разделите малышей на две команды и распределите по разным сторонам комнаты. От них требуется пройти все расстояние вдоль стены, прислонив к ней как минимум три конечности одновременно. Если кто-то нарушил это правило, он возвращается в начало пути, и так до тех пор, пока успешно не пройдут стену. Победившей считается та команда, участники которой быстрее добрались до финиша.

Так же можно использовать следующие игры:

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Броуновское движение»

Цель: развить умение распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«Запрещенное движение»

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

«Коршун»

Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - «цыплята» - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в «курятник». После этого воспитатель выбирает другую «курочку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать «цыпленка», который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение из опыта работы воспитателя детского сада № 408 " О роли фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста"

  Знакомство с детским фольклором развивает и интерес  и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому у...

Информационны материал для воспитателей детского сада

Данная публикация поможет воспитателям узнать больше об активных методах работы с родителями...

«Использование информационных технологий для решения профессиональных задач. Microsoft PowerPoint в работе воспитателя детского сада»

Воспитатели детских садов стали активно использовать различные мультимедийных средства. Технологии не стоят на месте и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе. Используя...

Информационные технологии в работе воспитателя детского сада

презентация о применении ИКТ в детском саду...

Сообщение на педагогическом совете. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя детского сада.

В детском сад проводится работа по укреплению и охране здоровья детей, по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность взрослых ...

Сообщение на методическом объединении Ачинского района "Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи"

Сообщение на методическом объединении Ачинского района "Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи"...

Сообщение из опыта работы - презентация на тему Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания....