Мастер-класс для педагогов на тему: «Сотвори сказку своими руками»
методическая разработка по психологии

Бачарова Айна Бахитовна

Мастер - класс для педагогов на тему: "Сотвори сказку соими руками"

Подготовил: педагог - психолог А.Б. Бачарова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_skazkoterapii.docx411.18 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по сказкотерапии на тему: 

«Сотвори сказку своими руками».

ЦельЗнакомство с приёмами сказкотерапии.

Задачи:
            1. Формировать опыт путем последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно - речевом развитии дошкольников;

2. Обработать методические подходы и приемы использования сказок в развитии в деятельности с детьми;

3. Научить педагогов создавать персонажей сказок своими руками.

Материал: цветные картинки с изображением сказочных персонажей, пенокартон, плотный фетр, клей, фломастеры, липучки, ножницы, канцелярский нож, ватман.

Вступительное слово:

Сказкотерапия – это один из видов арт – терапии, используемый в работе с детьми испытывающими эмоциональные и психологические затруднения.  Сказкотерапия способствует развитию самосознания ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, содействует построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций. Поэтому сказкотерапия в работе с детьми, испытывающими психологические затруднения особенно актуальна.

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.

Ее польза состоит в следующем:

  • помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во      взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
  • расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
  • обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
  • корректирует поведение и развитие речи;
  • стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии:

  1. народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д.;
  2. обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

3) диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

4) психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

1) подбор героя (похожего на ребенка);

2)описание жизни героя;

3)помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

4) герой ищет и находит выход.

                                                                                                          Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

  1. нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
  2. изготовить своими руками персонажей по мотивам сказки;
  3. сделать постановку сказки в виде настольного театра или на фланелеграфе.

Советы по организации детской сказкотерапии

Простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д.;

Так, если малыш много капризничает, чтобы добиться своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.

Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

Основная практическая часть.

Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой. Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее полюбили, или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?

Задание № 1

Я предлагаю выйти 3 участникам.

Условия:

  1. Первый сказочник (педагог) начинает сказку одной фразой;
  2. Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной       фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее;
  3. Сказка должна иметь логический конец;
  4. Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж и т.д.)

Направленность:

  1. развитие произвольной памяти и внимания
  2. развитие фантазии и воображения
  3. развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)
  4. развитие умения слушать
  5. совершенствование навыков изобразительного творчества

Задание №2

Предлагаю изготовить сказочных персонажей своими руками из подготовленного материала двух видов. (Цветные изображения приклеиваются на вырезанный по форме пенокартон с помощью клея, а  из плотного фетра вырезается фигурка (колобок)  фломастером можно дорисовать глаза, нос и т.д..  Для крепления на фланелеграф используются липучки.

(Работают за столом 3-5 педагогов).

C:\Users\01\Desktop\IMG_9107 (1).jpg C:\Users\01\Desktop\IMG_9106 (1).jpg

Пока участники выполняют задание, я Вам предлагаю поиграть в игру «Наоборот» по сказке (развивает мышление, творческое воображение, детскую фантазию)

Нам нужно выбрать одну простую известную сказку, например, «Колобок», у которой есть четкий сюжет. В итоге нужно придумать сказку наоборот.

Рефлексия (ответьте для себя на следующие вопросы):

- Понравилось ли Вам участвовать в составлении сказок?

- Сложно ли изготовить персонажей сказок своими руками?

- Появилось ли у Вас желание использовать приёмы сказкотерапии в своей педагогической практике?

 

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

Конспект проведения мастер-класса для родителей по теме: «Игра «Бильбоке» своими руками».

Цель: продемонстрировать родителям изготовление нестандартного физкультурного оборудования для детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Показать родителям, как изготовить из подсобного материала нестандар...

Мастер-класс для родителей: «Новогодняя игрушка из лампочек своими руками».

Мастер-класс для родителей: «Новогодняя игрушка из лампочек своими руками». Актуальность:Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Дед...

мастер -класс для родителей "изготовление домиков из коробок" своими руками

Назначение: самодельные домики из картонных коробок и подручного материала можно использовать  для украшения интерьера группы, а также возможно их применение в различных сюжетно – ролевых играх, ...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра «Бильбоке» своими руками».

Мастер-класс для родителей по теме:«Игра «Бильбоке» своими руками».Цель: продемонстрировать родителям изготовление забавной игрушки для детей дошкольного возраста.Задача: Показ...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Кукольный театр своими руками"

изготовление театральных кукол  для последующего применения в театрализованной деятельности...