Консультация для родителей и педагогов: «Психология детского рисунка»
консультация по психологии

Чистякова Надежда Ивановна

Психология детского рисунка изучает закономерности развития и динамики рисунков, изображаемых детьми и подростками.

Значение детских рисунков в психологии достаточно велико: по детским рисункам можно сделать определенные выводы:

- об умственном развитии ребенка,

- его эмоциональном состоянии (на данный момент или же выявить эмоциональные проблемы, существующие на протяжении некоторого времени),

- личностных особенностях;

- его привязанностях, симпатиях и антипатиях,

- взаимоотношениях с родными и близкими.

Профессиональный психологический анализ рисунка ребенка может дать огромное количество информации детскому психологу. Рисуночные тесты применяются в дополнение к стандартным психологическим методикам и наблюдению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_psihologiya_detskogo_risunka.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Психология детского рисунка»

Слайд 1: Психология детского рисунка

Психология детского рисунка изучает закономерности развития и динамики рисунков, изображаемых детьми и подростками.

Значение детских рисунков в психологии достаточно велико: по детским рисункам можно сделать определенные выводы:

- об умственном развитии ребенка,

- его эмоциональном состоянии (на данный момент или же выявить эмоциональные проблемы, существующие на протяжении некоторого времени),

- личностных особенностях;

- его привязанностях, симпатиях и антипатиях,

- взаимоотношениях с родными и близкими.

Профессиональный психологический анализ рисунка ребенка может дать огромное количество информации детскому психологу. Рисуночные тесты применяются в дополнение к стандартным психологическим методикам и наблюдению.

Слайд 2: Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - писал Константин Дмитриевич Ушинский, призывая педагогов опираться на эти особенности детского мышления». Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности. А ещё и диагностический и психотерапевтический инструментарий.

Слайд 3: О чем говорит рисунок?

Рисунок очень много может рассказать о своем художнике: это отражение нашего мира, который живет внутри нас и влияет на всю жизнь. Очень часто этот мир не осознается. Рисунки помогают знакомиться с этим миром. Многие дети любят рисовать,  ведь для них рисование – это не искусство, а средство общения, речь. Ребенку бывает крайне трудно понять, что с ним происходит, выразить свои мысли и переживания словами. А с помощью бумаги и карандашей можно выразить все, что накопилось в душе.

 Слайд 4: Возрастные особенности детского рисунка

Ребенок начинает рисовать с того самого момента, как научится держать в руке карандаш или кисточку. В возрасте до трех лет (примерно) это будут каляки-маляки, каракули.

 Однако даже в них можно заметить особенности данного конкретного ребенка, наблюдая, в каком темпе малыш двигает рукой, с каким нажимом рисует, какие выбирает цвета, заполняет все пространство листа или нет.

Как только ребенок достигает трехлетнего возраста, в динамике его рисунков – каракулей появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, но вскоре они превращаются в отдельные кружки и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это его крупное достижение.

Фактически круг – это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе. Итак, предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей.

Слайд 5: Период «головоногов»

Первая форма изображения человека – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. (3-3.5 года)

Не надо пугаться чёрным колобкам на ножках — это вполне может быть портрет любимой мамочки. На этом этапе развития ребёнок сначала рисует, а потом ищет смысл в картине. Поэтому анализ работ до трёх лет сводится к фразе «в рамках возрастной нормы». Вспомним «смешариков» из мультфильма.

Слайд 6: Период схематичных рисунков

Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.

5-7 лет- период схематичных рисунков. Ребёнок сначала думает, потом рисует.  Что же рисуют дети? Прежде всего, то, что для них является важным, входит в сферу интересов ребёнка: значимых взрослых, животных, растения, дома, машинки.  Интересная особенность: дети рисуют не то, что видят, а то, что знают об изображаемом предмете.

Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны. Туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника, пропорции головы и тела еще не находятся в согласии.

Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы, брови, уши и т.д.).

Рисунок на седьмом году характерен прежде всего уточнением пропорций: ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединятся в правильном месте на высоте плеч. Ребёнок совершенствует причёску и одежду.

Слайд 7: Размер рисунка. 

Как правило, дети тревожные, с заниженной самооценкой рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после окончания работы на листе остается много свободного места.

Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа, крупные фигуры.

Об эгоцентричности (ЭГО - часть Я, сосредоточенность на своей личности) могут свидетельствовать слишком крупные фигуры, занимающие весь лист и, как бы, не помещающиеся в него (однако такое явление норма для детей до 3-4 лет).

Выход за границы листа — высокая эмоциональность и трудности с самоконтролем.

Слайд 8: Характер нажима.

Вы, наверное, замечали, что некоторые дети рисуют так, что карандаши с бумагой прямо трещат, продавленные линии видны на обратной стороне листа.

Чрезмерный нажим характеризует повышенный тонус мышц рук и может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций, а также может говорить нам о тревожности ребёнка.

А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. При рисовании у таких детей могут быть не соединены все части фигур, например, ноги только подходят к туловищу, но не касаются его.  Либо ребёнок постоянно стирает ластиком рисунок, это может указывать на высокий уровень тревоги (причем тревожность может быть как врождённой (слабая нервная система), так и приобретённой (например, повышенные требования родителей).

Об эмоциональной напряжённости могут свидетельствовать штриховка отдельных частей тела в рисунке человека, постоянное стирание и поправка нарисованных элементов.

Слабые паутинообразные линии могут говорить об экономии энергии, астеничности организма (повышенная утомляемость).

Слайд 9: Выбираемые цвета.

 Считается, что  использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных (черный, фиолетовый, серый) – наоборот, о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим.

Но следует также помнить, что цвет маленькие дети выбирают, ориентируясь не на свои «вкусовые предпочтения», а на то, какой карандаш ярче пишет и удобнее лежит в руке (или просто, что лежало — тем и нарисовал).

Прежде чем оценивать работу, нужно утонить любимые цвета ребёнка. И не делать поспешных выводов — многие маленькие дети предпочитают, например, чёрный карандаш просто потому что его лучше видно на бумаге.

В норме дети 5–7 лет используют 5-6 активных цветов в своём рисунке. Чем увереннее в себе ребёнок, тем больше карандашей он постарается задействовать. Преобладание одного цвета может сигнализировать об особом состояние ребёнка.

Слайд 10: Рисунок семьи

 Проще всего оценить психологическое состояние ребёнка и атмосферу, в которой он живёт, через методику «Рисунок семьи». Просим ребенка нарисовать свою семью; не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – самые холодные отношения и т.д.

Акцентирование рук, пальцев на рисунке говорит об агрессии, присущей ребенку, если он рисует самого себя. Если выделены руки при изображении другого человека, значит, ребенок воспринимает его как агрессивного, властного, угрожающего.

Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка, задавать уточняющие вопросы, кто где нарисован. Если есть непонятные элементы, уточнить, что это. Только после этого анализировать работы.

Слайд 11: Агрессия на детских рисунках.

Мы хотим верить, что наши дети самые добрые, чистые и невинные, и их окружают точно такие же люди. Но мы знаем, что не всегда так бывает. Заметить агрессию на детских рисунках достаточно просто — её выражают острые элементы: зубы, когти, шипы, колючки, оружие. Если мы говорим о домашнем насилии, то это как правило большая фигура с кулаками.

Если сюжет агрессивный, тревожный, пугающий вас, поговорите с ребёнком — спросите, что это, где он такое видел или слышал, нравится ли ему рисунок.

В любом случае, важно обязательно побеседовать с ребенком, расспросить его о том, что он нарисовал и почему. Например, на рисунке вроде как изображен человек — довольно пугающая фигура, а рядом большими буквами написано «ПАПА». Из разговора становится понятно, что ребёнок посмотрел мультик «Каникулы Бонифация», сделал зарисовку и решил подарить рисунок папе. Без этих пояснений рисунок можно было расшифровать, как угодно, вплоть до насилия в семье со стороны отца.

Слайд 12: Тема сексуального насилия на детских рисунках.

Появление половых органов на картинах детей до 5 лет может быть признаком простой детской заинтересованности в своём теле («Я же рисую ручки и ножки, почему не могу нарисовать другие части тела?»).

Наличие половых органов или акцент на зоне паха на рисунках детей 6-7 лет может свидетельствовать о сексуальном насилии. Поэтому родителям, педагогам стоит уточнить, что ребёнок нарисовал и т.д.. Возможно, ему нужна ваша защита.

Подобный травматичный опыт дети зачастую не могут выразить словами. Им на помощь приходят рисунки. На что стоит обратить внимание родителям и специалистам при изучении рисунка семьи в данном контексте:

- Кому-то или всем членам семьи пририсованы половые органы.

- Кто-то (как правило фигура мужчины — отец, отчим, брат) изображен в виде монстра или как будто зачёркнут.

- Дети, не имея возможности нарисовать половой орган -пенис (им однажды запретили это делать), могут начать рисовать рядом в промежности оружие — мечи, кинжалы, ножи.

- Явный акцент на зоне паха (сильная штриховка, перечеркивание)

- Ребёнок рисует элементы, которые его пугают (например, паук), но не хочет про это говорить, закрывается.

-Длинные предметы: змея, поезд и т.д.

- Навязчивый выбор темы на протяжении длительного времени (возможно кроется травматическое переживание)-это может быть дом с окнами, на окнах стоят свечи.

На основании одного или нескольких рисунков нельзя сделать никаких выводов, а гипотеза, которая возникает в результате интерпретации изображений нуждается в тщательной и терпеливой проверке.

 Если  возникают подозрения о возможном травматичном опыте ребёнка, нужно обратиться к психологу за более глубокой диагностикой его состояния, а в случае чего обязательно привлекать органы правопорядка.

Слайд 13: Тема смерти на детских рисунках.

Дети в возрасте 5–7 лет уже начинают задумываться на тему смерти. Это нормально. Особенно, если произошла гибель кого-то из знакомых людей.

Если в рисунке семьи появилась тема смерти («я умер» или «бабушка умерла») — это попытка ребёнка либо сообщить о травмирующем событии, либо обсудить табуированную тему, либо это способ выражения своего представления о смерти. Не стоит бояться разговоров с детьми о смерти. Говорить надо спокойным голосом, выбирать ту систему мировоззрения о жизни после смерти (религиозную или про «облачко»), которая ближе и понятнее: «Люди живут и рано или поздно умирают. Это нормально. Бабушка прожила долгую жизнь, подарила её нам и теперь она улетела жить на облачко, откуда смотрит на нас и радуется».

Слайд 14: Особенные рисунки

С помощью анализа детских рисунков опытные психологи и врачи могут даже распознать какое-либо заболевание у автора. Есть особенности, которые используют такие дети в рисовании, в независимости от возраста, культуры, расы и т.д.

Например, при шизофреноподобных расстройствах дети часто рисуют разделенные на части фигуры, фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы - винт, электролампа, рукоядки, антенны  и т.д.

Повторяющийся сюжет рисунка также может быть важен. Как правило он свидетельствует о ситуации, которую ребенок стремится «переварить», объяснить для себя. Возможно это сложная жизненная ситуация.

Рисование внутренних органов (встречается редко) служит ярким признаком психологического неблагополучия. (не рисунок с Айболитом)

 Если какой-то признак появляется в рисунках ребенка эпизодически, а тем более появился однажды, волноваться не стоит. Нужно оценивать не только рисунки, но и общее поведение и самочувствие ребенка.

Но постоянное повторение каких-то из перечисленных признаков может указывать на психологические проблемы. И тогда лучше обратиться к психологу.

 Слайд 15

Важно помнить, что детский рисунок — это просто рисунок. Диагностическим он становится, если была проведена определённая работа с ребёнком: у него была инструкция, что рисовать; вы видели, как ребёнок рисует; вы провели с ним беседу и получили развернутые пояснения. Только комплекс этих действий позволяет подсмотреть одним глазком на внутреннее состояние ребёнка.

И важно поймать общее впечатление от рисунка. Какое ощущение он вызывает? Позитивное? Тревожное? Пугающее? Противоречивое? Если ощущения от рисунка «не очень», обращаем пристальное внимание на детали.

Если рисунок излучает счастье — это хороший знак. Вероятнее всего, перед нами очень благополучная семья и хорошо развивающийся ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О чем расскажет детский рисунок!»

  Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детски...

Консультация для родителей "О чём расскажет детский рисунок?"

Детские рисунки — это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее бл...

Консультация для родителей "О чем говорит детский рисунок"

Консультация для родителей: «О чём говорит детский рисунок»Выполнила: Робонен Виктория СергеевнаВоспитатель ГБДОУ детский сад №95 Красогвардейского района Санкт-Петербурга Вгляде...

Консультация для родителей на тему: «Психология детского рисунка. Каким цветом рисует ваш ребёнок?»

    Цвет - это то, как ребенок воспринимает этот мир. Воспринимает, а не видит. Часто рисунки - это именно отражение того, что ребенок видит за внешней оболочкой. И пусть он рисует не...

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как облегчить адаптацию детей к детскому саду"...

Консультация для родителей от педагога-психолога "В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса"

Консультация для родителей от педагога-психолога "В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса"...