публикации
учебно-методический материал по психологии
В последние годы количество детей с ЗПР неуклонно растет. Поэтому адаптация, интеграция и развитие детей с ОВЗ остается одной из актуальных и сложных практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает психолого-педагогическое сопровождениедетейс ЗПР в ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ЗПР В ДОУ
В последние годы количество детей с ЗПР неуклонно растет. Поэтому адаптация, интеграция и развитие детей с ОВЗ остается одной из актуальных и сложных практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает психолого-педагогическое сопровождениедетейс ЗПР в ДОУ.
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией в развитии ребенка. Причины возникновения ЗПР разнообразны: внутриутробные поражения, родовые травмы, эндокринные нарушения, хромосомные аномалии, недоношенность, алкоголизм родителей, психические заболевания родителей. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.
Теоретической основой для построения моей рабочей программы, как педагога-психолога, по сопровождению детей с ЗПР являются положения, разработанные Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, об актуальном и потенциальном уровне развития. Поэтому и коррекционные воздействия строится так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период и опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Мною ежегодно проводится изучение медицинских карт вновь поступающих детей (зачастую приходят дети с диагнозом ЗРР). Провожу ежегодно и психологическую диагностику познавательной сферы воспитанников во всех возрастных группах. При выявлении воспитанниковс несоответствием в развитии познавательной или речевой сферах относительно возрастной нормы,приглашаю родителей на ПМП консилиум детского сада. В ихприсутствии специалистами детского сада проводится всестороннее обследование ребенка и совместно с родителями принимается решение о предоставлении воспитанника на территориальную ПМПК города Тамбова для уточнения образовательного маршрута.
В соответствии с рекомендациями территориальной ПМПК (статус ребенка с ОВЗ, программа обучения, направления работы) города Тамбова выделяю следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с ЗПР:
- Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
- Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: коммуникативной, игровой, учебной.
Непосредственно образовательную деятельность с детьми с ЗПР провожу как индивидуально (2 раза в неделю), так и подгруппами (с детьми 6 лет).Особенно выделяю специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, проводя дополнительно подгрупповую работу с целью планомерной подготовки к предстоящему школьному обучению (развитию мотивации учения, мелкой моторики руки, формирования навыков общения и развитие когнитивной сферы).
Каждое коррекционно-развивающее занятие строится по определенной постоянной схеме: ритуал начала занятия, психогимнастика, которые проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка.
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие эмоциональной сферы, и 1-2 упражнения, направленных на развитие коммуникативной и игровой деятельности. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам).
Заключительная часть – ритуал окончания занятия.Чтобы усталость не закрепилась у дошкольника как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы.
В коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПРиспользую специфические методы в работе:
- Метод дидактических игр направлен на развитие когнитивной сферы, в частности внимания.Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому специально организую и направляю внимание детей(полезны все упражнения, развивающие все формы внимания дидактические игры + рабочие тетради). Проводимая работа способствует также и развитию самоконтроля и произвольности.
Важно знать, что дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому предоставляю возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Поэтому дроблю задание на короткие отрезки и предъявляю ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
- Метод тактильного опознания предметов - направлен на повышение точности тактильного восприятия, развития межмодального переноса, формирование мелкой моторики руки.
- Включаю в работу и «пескотерапию». Песок не только поглощает негативную энергию, но и стабилизирует эмоциональное состояние воспитанников. Песочная терапия позволяет ребенку справиться с комплексами и ощутить себя свободным и защищенным человеком. В играх с песком развиваем мелкую моторику, тактильные ощущения. Каждое занятие находит положительный эмоциональный отклик у воспитанника, дает возможность проигрывания различных жизненных ситуаций.
- Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому устраиваю для ребенка «минутки отдыха». Релаксационный метод направлен на формирование произвольного внимания, нормализует гипертонус и гипотонус мышц, развивает чувствование своего тела, способствует обогащению сенсорной информации. В сенсорной комнате под воздействием светового оборудования, релаксационной музыки процесс расслабления происходит еще эффективнее.
- Метод психогимнастики позволяет преодолеть двигательный автоматизм, снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознанию своих эмоциональных реакций. Дети начинают лучше осознавать свои эмоции, чувства и переживания, учатся их выражать словами и движением тела.
- Метод похвалы. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
- Метод коммуникативных игрспособствует активации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации лобных отделов головного мозга. Парные упражнения способствуют расширению открытости по отношению к партнеру – способности его чувствовать, понимать и принимать. Метод коммуникативных игр позволяет ребенку с ЗПР социализироваться.
- Применяю в коррекционно-развивающей работе и информационно-коммуникативную технологию: игры и презентации для развития познавательных процессов.
Коррекционно-развивающее работа будет более действенна, если проводить работу в тандеме: семья - детский сад. Взаимодействие с воспитателями, в группах которых обучаются дети с ОВЗ строится на
- Содействие формировании банка развивающих игр с учетом психологических особенностей
- Проведение консультаций (индивидуальных, подгрупповых, тематических) по вопросам развития детей
- Оказание помощи при написании ИОМ.
В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях разъясняю родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Приглашаю родителей детей с ЗПР на совместные занятия,с целью обучения, как и чему учить ребенка дома. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
Таким образом, психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...
