Игры на развитие памяти дошкольника
консультация по психологии

Краткий обзор понятия "память", виды памяти.

Картотека игр, направленных на развитие памяти у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_i_pamyat_razvivaem.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей.

«Играем и память развиваем!»

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир.

Виды памяти:

  • образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
  •  словесно-логическая;
  • двигательная.

 Существует три типа памяти:

  • наглядно-образная;
  • словесно-логическая;
  • промежуточная (гармоническая).

 Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения ребенка, тем выше его  интеллектуальный потенциал.

  Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

Для развития памяти ребенка можно использовать следующие игры:

« Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес. Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
 2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат. Проверь себя.
 3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда. Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу. Проверь себя.

Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». ВНИМАНИЕ! Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1. Перечисли животных, которых ты знаешь.

 ЗАДАНИЕ 2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Игра «Вкус и запах»

ЗАДАНИЕ 1. Представь лимон. - Каков он на вкус? - Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом. - Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй лимон.

ЗАДАНИЕ 3. Представь апельсин. - Каков он на вкус? - Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом. - Какого цвета апельсин? - Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

 ЗАДАНИЕ 4. Нарисуй апельсин.

 ЗАДАНИЕ 5. Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?

 Развитию словесно-логической памяти способствуют следующие упражнения.
 Можно предложить следующие рассказы для запоминания:
1.     Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Вопросы к рассказу:
 - Как звали мальчика?
- Что с ним случилось во время прогулки?
- Кто помог мальчику?
- Чем заканчивается рассказ?

2.     Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

 Вопросы к рассказу:

 - Как звали девочку?

 - Что она построила?

 - Кого девочка хотела катать на машине?

 - Что случилось во время игры?

 - Как девочка оказала помощь мишке?

 Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.

 Игра « Заблудились животные» 

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

1. Какие растения изображены на картинке?

 2. Какие животные?

3. Может ли так быть?

4. Какие животные заблудились?

Игра « Что потерялось?»

 Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

 Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

Игра « Что изменилось?»

 Вариант 1: Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их. Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2: Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

 «Бусы» Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

Игры на развитие памяти дошкольников

Надеюсь,данная информация пополнит Вашу "копилку"знаний....

Игры для развития памяти дошкольников.

Игры для развития памяти и внимания у детей могут занять одно из важнейших мест в досуге малыша. Задания могут быть самые разные: связанные с рисованием, запоминанием движений, слов или предметов. Так...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ...

Роль игры в развитии памяти дошкольников

Курсовая работа на тему "Роль игры в развитии памяти дошкольников".  Тема меня очень заинтересовала и я провела по ней работу. Может кому то будет интересно и пригодиться для работы с д...

Игры на развитие памяти дошкольников

Игры на развите памяти дошкольников...

"Игры на развитие памяти дошкольников"

Консультация для родителей и педагогов....