Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях ДОУ
материал по психологии

Ибрагимова Гумай Гюласан кызы

Предварительный просмотр:

Семинар: «Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях ДОУ.»

В 2022-2023 учебном году дошкольные группы МБОУ «Гимназия» посещает три воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, один из них имеет статус ОВЗ с инвалидностью.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлены специальные условия для воспитания и образования в соответствии с заключением городского ПМПК:

-Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

-Специальные методы обучения: в соответствии с программой;

-Специальные учебные пособия: в соответствии с программой;

-Организация пространства: в соответствии с ФГОС ДО;

Определены направления коррекционной работы педагогических специалистов:

 – педагог-психолог: формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенции эмоциональной сферы, развития произвольной регуляция деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности;

-учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи, темпо-ритмической организации речи, просодических компонентов речи, накопление и активизация словаря, формирование простого произвольного речевого высказывания;

-учитель-дефектолог: формирование и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной активности, развитие мелкой и крупной моторики, пространственных и бытовых ориентировок.

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья охвачены услугами дополнительного образования: вариативная часть образовательной программы (бесплатная основа) -студия «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность); дополнительные образовательные услуги (платная основа) - кружок «Веселый карандаш» (Художественно – эстетическое направление), кружок «Непоседы» (Танцевальная-игровая гимнастика).

В соответствии с коллегиальным заключением ППк определена коррекционная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья следующими педагогическими специалистами: инструктором по физической культуре, воспитателям по изо деятельности, воспитателями старшей группы по индивидуальной форме.

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья зачислены в группу здоровье для коррекции физического развития (коррекция плоскостопия и утолщения стопы).

Педагоги дошкольных групп активно представляют творческие работы воспитанников, поддерживают стремление ребёнка к творчеству. Развивают интеллектуальные способности детей через игры и упражнения, требующие логического мышления и ориентирующегося на поиск и самостоятельные открытия, создают условия для участия воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в различных конкурсах (подготовлены и направлены творческие работы- рисуноки на городской интернет конкурс рисунков «Новогодняя мета» для детей с ОВЗ )

Воспитанники в возрасте 5-6 лет принимали участие на открытом занятии, в рамках учреждения. посвященном неделе инклюзивного образования.

В дошкольных группах педагоги во взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников формируют портфолио воспитанника, как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка в период посещения дошкольного образовательного учреждения.

Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Немаловажным фактором успешности реализации программы инклюзивного образования выступает создание специальных условий внутри дошкольных групп с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника

Для правильного построения специальной среды учитывая, что нахождение в детском саду любого ребёнка должно быть максимально удобным с точки зрения его физических возможностей и максимально обеспечивать чувство психологического комфорта в условиях дошкольных групп.

Специальные условия разложили на компоненты и предусмотрели в каждый из них следующее:

 1. Организационное обеспечение:

-Разработаны (откорректированы) нормативно- правовые локальные акты;

-Организованы партнёрские отношения с родителями;

-предоставлены специальные условия для воспитания и образования обучающихся в соответствии с заключением городского ПМПК;

-Создана атмосфера эмоционального комфорта в разных формах организации самостоятельной и совместной деятельности ребёнка и нормально развивающихся сверстников;

-Организован воспитательно-образовательный процесс с учётом особенностей развития ребёнка;

-соблюдена профессиональная этика, не распространение сведений, полученных в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребёнку с особенностями психофизического развития;

-Отсутствуют объективные жалобы родителей (законных представителей) воспитанников на невыполнение рекомендации городской ПМПК

2. Материально-техническое обеспечение (созданы):

-Санитарно гигиенические санитарно бытовые условия;-организация пространства: в соответствии с ФГОС ДО;

-Безопасность;

-коррекционно-развивающая, предметно-пространственная и социальная среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития ребёнка в соответствии с его потребностями;

-наличие кабинета учителя-логопеда, педагога-психолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, Средствами обучения и учебной литературой, а также оказание коррекционной педагогической помощи;

-реализован план мероприятий (дорожные карты) в 2022 году. По повышению значений показателей доступности объектов и услуг в сфере образования для инвалидов на 2019-2025 год .приказ начальника управления образованием номер 400 от 10.06.2019 г. - 100%);

-Условия доступности учреждения и представляемых услуг для инвалидов и обучающихся с ОВЗ (карты оценки доступности заполняется 2 раза в год) (приказ у о от 19.12.2018 Г. Номер 865): показатель оценки доступности дошкольных групп для инвалидов и обучающихся с ОВЗ-достигнут, степень оснащенности составляет 40% наблюдается динамика по сравнению с прошлым годом было 35%

3.Организационно педагогическая обеспечение:

-диагностическое изучение ребёнка на момент поступления в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и т.п. в обучении;

– адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

 Специальные методы обучения: в соответствии с программой;

 -специальные учебные пособия: в соответствии с программой;

 Целенаправленное формирование в обществе толерантного отношение к детям с ОВЗ, популяризация идей инклюзивного образования;

 определённы направления коррекционной работы педагогических специалистов: на основе Плана коррекционно-развивающей работы (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог(для двух детей), воспитатель по ИЗО, инструктор по физической культуре);

 Участие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и ребёнка инвалида в различных конкурсах на разных уровнях 2022-2023 году: имеются победители и призеры-11 дипломов: городской конкурс «Светлая пасха»- диплом 3 место; Фестиваль детско-Юношеского творчества «Одаренные дети – будущее Югры», - дети с ОВЗ по номинациям: декоративно-прикладное творчество (дипломы: 2 место. 3 место), фотоискусство (1 место). Живопись (диплом 1 место), художественное чтение (2 место); городской конкурс техническому творчеству для детей с ОВ «Я могу» (3 место- 2 диплома, диплом 2 место); всероссийский детский творческий конкурс «Обитатели рек, морей и океанов» (диплом 1 место); городской интернет конкурс рисунков для детей с ОВЗ «Новогодняя мета» (диплом 3 место).

-Один воспитанник с ОВЗ и один ребенок с ОВЗ и инвалидностью (в возрасте 5-6 лет) охвачены услугами дополнительного образования: вариативная часть образовательной программы на бесплатной основе – студия «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность); кружок «Шахматный гений» (элементы игры в шахматы); услугами дополнительного образования на платной основе-кружок «Весёлый карандаш» художественно-эстетическое направление), кружок «Непоседы» (танцевальная игровая гимнастика), кружок «Учимся играя» (интеллектуально-творческое развитие).

 Один воспитанник с ОВЗ в возрасте 5 лет охвачен дополнительными образовательными услугами на платной основе кружок: «Учимся играя» интеллектуально творческое развитие), кружок «Непоседы» (танцевальная игровая гимнастика).

4.Психолога-педагогическое сопровождение 

– Деятельность специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог);

-зачисление обучающихся на ППк;

5. Кадровое обеспечение образовательного процесса:

– соответствие штатных единиц специалистов психолого-педагогического сопровождения требованиям порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования - в соответствии с рекомендациями городского ПМПК- специалисты соответствуют на 100% (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог)

Все указанные компоненты специальных условий инклюзивной практики в дошкольных группах варьируются по объему и степени выраженности с учётом индивидуального и дифференцированных подходов к воспитанию и образованию детей с ОВЗ в зависимости от функционального нарушения каждого отдельного ребёнка.

Создание специальных условий и развивающей среды в школьных группах обеспечивает детям с ОВЗ общение с другими сверстниками и будут способствовать эффектному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данный материал быд представлен на городской научно-практической конференции "Проблемы реализации инклюзивного образования в практике современного  ДОУ" в декабре 20014г. в г. Новокузнецке...

Создание безбарьерного образовательного пространства для детей с ОВЗ.

Доступная или безбарьерная среда, по определению В.Н. Куницина, в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инв...

«Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2025 гг.)

В рамках обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации«Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» КАУ ДПО «АИРО имени А.М. ...

Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО"...

Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...