КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Кризис 3-х лет"
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Османова Севиндж Бахтияровна

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3h_let.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Кризис 3-х лет»

ИЛИ КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЕЛЯМИ ВЫШЛИ ВСЕ!

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития.

В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Очень явно прослеживается и «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Сначала давайте определимся с понятием «Кризис». Очень часто у нас это слово вызывает какие-то негативные ассоциации, впечатления, причем это не только применимо к ребенку: кризис в стране, кризис в образовании, кризис у человека взрослого, и все это вызывает негатив и что-то неприятное. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года. На самом деле кризис-это период перемен, это такой момент в развитии, когда старые ценности, старые способы взаимодействия уже становятся неактуальными, и приходит время перейти на новый этап, т. е ввести какие-то нормы, какие-то правила. Конечно, что бы что-то пришло в нашу жизнь новое, все старое должно либо уйти, либо измениться. И это переломный момент. И поэтому он так тяжело переносится детьми и родителями и окружением ребенка, потому что те способы взаимодействия, которые действовали в раннем возрасте и к которым все привыкли, уже бездейственны в младшем дошкольном возрасте.

Ребенок меняется и очень часто родители не могут к этому приспособиться, все хотят чтобы он всегда оставался таким же милым, ласковым и послушным ребенком, но тут что-то происходит, ребенка как будто подменили: он устраивает истерики, топает ногами противится и говорит нет, что бы только сказать это нет. Острота эмоциональных реакций, продолжительность зависят от темперамента, отношений с родителями, если ли у малыша доверие к ним, от типа воспитания (авторитарное, попустительское, психического развития. Чем авторитарнее, тем кризис проявляется ярче и острее. Появляется фраза «Я сам». Также есть желания: «я хочу» или «я не хочу». Но для того, чтобы понять, что происходит с ребенком, действительно ли пришел кризис или сейчас проявляются ошибки предыдущего воспитания, я предлагаю вам 7 основных признаков кризиса 3-х лет их называют еще семизвездие.

ПРИЗНАКИ

  1. Своеволие.

К этому возрасту ребенок перестает называть себя в третьем лице.

(«Сережа хочет кушать», то сейчас «Я хочу кушать»).

В этом возрасте начинает формироваться система «Я». И это первый звоночек того, что ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Часто можно услышать «Я сам», ребенок все хочет сделать сам, он стремится к самостоятельности, причем делать то, что часто делают взрослые (забить гвоздь, мыть полы). Но навыков не хватает, и ребенок начинает расстраиваться.

  1. Упрямство.

Ребенок настаивает на своем, не потому он этого хочет и не потому что это ему нужно, а потому что он так сказал. Для него важен момент я так сказал, я так решил. И уже может быть не актуальна эта просьба, это желание, но он все равно будет стоять на своем и нам взрослым со стороны иногда кажется это неадекватно, не логично, но для ребенка сейчас очень важно настоять на своем.

  1. Негативизм.

Ребенок негативно реагирует на просьбы взрослого. Он говорит нет не потому что он этого не хочет, а потому что его об этом попросили.

Но негативизм нужно отличать от непослушания. Непослушание направлено против действия, а негативизм против конкретного взрослого.

  1. Строптивость.

Похоже на упрямство и негативизм, но направлено больше на безличное.

Ребенок выступает против тех ценностей, тех укладов жизни, которые раньше принимал (существует распорядок дня: после улицы всегда мыли руки и вдруг ребенок говорит, что руки он мыть не будет, и как бы его не уговаривали, все бесполезно).

  1. Обесценивание.

Это тот момент, когда у ребенка теряется и проверяется ценность тех людей, вещей, которые для него раньше имели бесспорную ценность. Ребенок может оскорбить, ударить, обидеть человека или порвать любимую игрушку. Он проверяет границы дозволенного. И не пугайтесь этого, потому что это не агрессия, а это проверка границ.

  1. Протест - бунт.

Ребенок протестует, бунтует, находится на грани войны со всеми взрослыми, окружающими. Это проявляется в виде ссор, истерик, криков.

И проявление вот этого признака очень сильно зависит от реакции родителей и их поведения. Если в более раннем возрасте все было запрещено или у родителей такие принципы воспитания, что все нельзя, туда не ходи, то не бери, очень много запретов, то накапливается энергия действия, заложенная у ребенка, которая выливается вот в такие истерики, крики. Т. е чем меньше запретов, чем больше возможностей и вариантов, тем менее будет проявляться этот признак (но в пределах разумного).

  1. Деспотизм.

Желание ребенка проявить власть. Это желание стать на место взрослого и командовать, указывать, кому, что делать, начинает говорить: «Принеси мне то, сделай мне это». Т.е начинает руководить взрослыми.

Задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель должен поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью. Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность. Развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра – любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям.

Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, в речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.

Во-первых — нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.

Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками в детском саду. К концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношения к сверстнику, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Задача воспитателей состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый - человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться). При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

Что же делать? Как реагировать на появление конфликта у детей?

Во-первых, не паниковать. И не усматривать за каждым актом агрессии начало недуга. Малыш 3-х лет так же, как учился когда-то ходить, учится чувствовать: стыдиться, обижаться, злиться. И задача воспитателя — научить его делать это в приемлемой форме. Не лишать ребенка права на так называемые негативные эмоции или формы поведения: гнев, страх… Вместо этого, нужно обучать ребенка конструктивным способам выражения и преодоления негативного состояния.

Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения.

Хочется сделать вывод, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....