Консультации для родителей
консультация по психологии

Цепляева Ирина Владимировна

Консультирование родителей воспитанников ДОУ  по вопросам детско-родительских отношений и в рамках работы кружка "Родительская эффективность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 10

Адаптация к условиям детского сада!!!

Вот мы и подросли. Перед родителями встают закономерные вопросы, когда лучше отдавать ребёнка в детский сад; как сделать так, чтобы переход малыша в новые условия прошёл для него наиболее комфортно.

Родители, которые уже оформляют ребёнка в детский сад, часто переживают: как встретят ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, укладывать спать?

Это волнение вполне оправдано: родители впервые оставляют ребёнка с незнакомыми людьми. До этого всё происходило на их глазах, и у ребёнка было постоянное внимание и любовь близких.

Предлагается родителям задуматься о том, нужен ли ребёнку детский сад и необходима ли ему помощь со стороны близких людей в период поступления в дошкольное учреждение.

Психоэмоциональная подготовка ребёнка к детскому саду.

  1. Готовьте ребёнка к общению. После того, как вы приняли окончательное решение пойти в детский сад, сразу же начинайте готовить ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей. Всё время наблюдайте, как малыш себя ведёт: стесняется или конфликтует, уединяется или дерётся, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Важно, чтобы начало посещений детского ада не было первым опытом общения со сверстниками и первого самостоятельного пребывания без родителей. Начинайте с посещения бабушек и дедушек, братиков, сестричек, знакомых с детьми.
  2. Рассказывайте о детском саде. Если вы живёте далеко от вашего будущего детского садика, старайтесь чаще гулять около него, чтобы ребёнок успел привыкнуть к новому месту. Чем больше знакомых деталей будет в его новом окружении, тем легче ему будет пройти адаптационный период. Желательно, чтобы ребёнок видел, как дети гуляют в садике. Пусть в голове малыша появится представление о детском саде, как о месте, где дети играют вместе (и с ними ничего плохого не происходит). Рассказывайте ребёнку, что он, как другие детишки, тоже будет ходить в садик. Там он будет гулять, кушать, играть с другими детьми. А потом придёт мама (папа, дедушка) и вы вместе пойдёте домой. Не забывайте завершать рассказ возвращением домой – ребёнок должен твёрдо знать, что расставание с мамой будет недолгим.
  3. Соблюдайте распорядок дня. Познакомьтесь с администрацией детского сада, воспитателями группы, в которую пойдёт ребёнок, изучите режим дня детского учреждения: начинает работать детский сад с 7 утра, заканчивает работу в 19 часов. К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 8 утра, а забирают в 5-6 вечера, тихий час – с 13 до 15. далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Вместе с режимом детского сада изучите меню: многое можно и нужно ввести в домашнее питание. Ведь рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей – в нём присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо, рыба, молочные продукты ит.д. в том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду, потому что зачастую дети приучены к сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой – приучайте детей к обычной и здоровой пище – супам, кашам, салатам и т.д., и тогда проблем с едой в садике не будет!
  4. Начинайте привыкать постепенно. Начинается посещение детского сада с прогулок с той группой, в которую малыш пойдёт. Начинайте с 1-2 часов, постепенно увеличивая продолжительность. После приходите с малышом в группу, пусть он поиграет, познакомится с детками, посмотрит месторасположение игрушек, шкафчиков, кроватки. Потом приходите к началу дня и оставляйте ребёнка на несколько часов. Постепенно приходит время оставлять ребёнка до сна, потом – после сна. На каждый новый этап у вас должна быть примерно неделя.
  5. Подготовьте к садику СЕБЯ! И её один очень важный момент, про который, тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребёнка в садике, естественно, ребёнок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребёнок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это САМИ!

Рекомендации для родителей на период адаптации к условиям детского сада:

  • Приводить ребёнка вначале желательно на 1-2 часа в первую или вторую половину дня, когда дети находятся на прогулке. Именно в это время будет легче ориентироваться в окружающей обстановке, познакомиться ближе с воспитателями и детьми. С другой стороны, нежелательно, чтобы вновь прибывший ребёнок оказался свидетелем слёз и отрицательных эмоций других детей, что вполне возможно в утренние часы при расставании с родителями.
  • Перед тем как идти в детский сад, не следует ребёнка кормить; нет ничего страшного в том, что он подождёт с приёмом пищи, даже если встал рано. Первое время надо давать малышу с собой яблоко или морковь. Если он откажется от непривычной еды, то сможет съесть то, что принёс из дома. Не следует приносить печенье, конфеты и другие сладости.
  • Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинчиков, рукопожатие) и ежедневно повторять их. При этом важно уходить, не задерживаясь, не оборачиваясь, - так малышу проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с ребёнком, то и он легче будет её переносить.
  • В первые дни какое-то время родители могут находиться в ДОУ вместе с ребёнком (до обеда, до сна, во время сна), что позволит ему спокойнее ориентироваться в новых условиях.
  • Ребёнок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаст ему уверенность, обеспечит психологический комфорт. Игрушка обычно занимает внимание ребёнка, помогает отвлечься от расставания в родителями. Спустя некоторое время можно предложить ребёнку оставить игрушку «ночевать» в детском саду, а на утро снова с ней встретиться.
  • Ко времени дневного сна лучше  забирать ребёнка домой.
  • Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребёнком доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда его заберут домой.
  • После детского сада можно погулять с ребёнком на детской площадке, в парке, похвалить его за проведённый день: «Молодец! Ты хорошо ведёшь себя, я горжусь тобой», продемонстрировать свою любовь и заботу.

Опыт показывает, что если родители выполняют данные рекомендации, ребёнок быстро и безболезненно привыкает к детскому саду.



Предварительный просмотр:

Зачем родителям играть?

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка — игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период — через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться с «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его — не прибегая к нудным увещеваниям — выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре!

Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду… Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть.

Ролевые игры — известные всем «дочки-матери», «в дом» — с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный — папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему.

При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме — взрослой, «ведомой» в этой игре — объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса, — и это поможет, не заостряя внимания, как бы, между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить.

Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу, — мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию — вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше — на пол, на ковер. И играйте! Вы — Эверест, ребенок — Отважный Покоритель Горных Вершин, вы — Большая Белая Медведица, он — Медвежонок Умка, вы — Ягуар в засаде, он — Ягуар В засаде тоже… Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого — с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака.

С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» — бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша — научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трех «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию». Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото — старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра — бирюльки, которая, помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти.

Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Их задача — сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» — из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.

Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире, и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить.

Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а, скорее, подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае, стараются направить в «полезное» русло — в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша, рамки-вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных… Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру — ведь то, что его ровесники «прошли» в игре, с родителями, в сензитивный (благоприятный для развития) период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.



Предварительный просмотр:

Как развить самостоятельность у детей.

Правила для родителей.

 «Человек не может быть свободным,

если он не самостоятелен».

М. Мантессори.

Правило 1. Признание личности ребёнка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным.

Формирование самооценки ребёнка зависит от оценки его родителям т.к., в раннем возрасте ребёнок ещё не умеет оценивать себя сам.

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить мини совещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

Правило 4. Развивать силу воли ребёнка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство – обучение ремеслу, повышение самооценки, сближение членов семьи.

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модель родительского поведения.



Предварительный просмотр:

Особенности поведения ребенка

в период кризиса Трёх лет

Малышу исполнилось три года. Он стал более самостоятельным, независимым и активным. Вы, несомненно, это заметили. Почти для всех деток и их родителей период трёх лет трудный. Почему? Есть семь основных особенностей (психологи называют 'семизвездие'), характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.

1. Как угодно лишь бы не так!

В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали 'не хочу' и 'не буду'. Это негативизм - первая составляющая 'семизвездия'. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: 'Не трогай! Ешь быстро!' Гораздо лучше сказать: 'Не люблю, когда трогают мои вещи! Интересно посмотреть, кто из нас первый съест свой обед!' Бывает, что на любое высказывание взрослого ребёнок отвечает наперекор. 'Это холодное'. - 'Нет, горячее' - 'Иди домой' - 'Не пойду' (хотя только что сам проснулся). Причём малыш отвечает отказом даже в том случае, если минуту назад он сам страстно хотел сделать именно это. Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребёнок поступает наперекор своему желанию. При непослушании он следует своему желанию, которое идёт вразрез с намерениями взрослого. Негативизм избирателен: ребёнок отказывается выполнять просьбы определённых людей, например, только мамы или папы либо лишь одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребёнком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

Рекомендации: не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

2. Я так решил!

Упрямство - вторая составляющая 'семизвездия' кризиса трёх лет. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём - либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод 'кто кого переупрямит', тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Рекомендации: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.

3. Пойди туда не знаю куда.

Строптивость - третья составляющая 'семизвездия' кризиса трёх лет, очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.

Рекомендации: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

4. Я сам.

Своеволие - четвёртая составляющая 'семизвездия' кризиса трёх лет. Оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.

Рекомендации: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам. Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трёхлетнего ребёнка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.

5. Бунт на корабле.

Ваш ребёнок каждый день протестует против чего - то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются. Протест - бунт - пятая особенность 'семизвездия' кризиса трёх лет. Проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.

Рекомендации: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.

6. Не нужны мне ваши книжки.

Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учили на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес. Это обесценивание - шестая особенность 'семизвездия' кризиса трёх лет. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам. Кроме того, для трёхлетнего ребёнка могут вдруг потерять ценность ещё совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.

Рекомендации: существует множество развивающих занятий для ребёнка, запишите малыша в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

7. Властелин семьи.

Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу. Это деспотизм - седьмая особенность кризиса трёх лет. Он чаще всего проявляется в семье с единственным ребёнком. Малыш старается добиться того положения, которое занимал в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребёнок хочет попросту стать 'господином положения'. Если в семье несколько детей, эту особенность можно назвать ревностью.

Рекомендации: не поддавайтесь на манипуляцию, но старайтесь уделять больше времени ребёнку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.

Как Не надо вести себя с трёхлеткой

  • Постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
  • Говорить 'да', когда необходимо твёрдое 'нет'.
  • Пытаться любыми путями сгладить кризис.
  • Приучать малыша к лёгким победам давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.
  • Подчёркивать свою силу и превосходство, противодействуя ребёнку во всём. Чуть позже это приведёт или к безразличию, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

Чтобы данный этап прошёл благополучно, любите ребёнка, создавайте ему условия для удовлетворения возрастных жизненно важных потребностей, а особенно в самостоятельности.



Предварительный просмотр:

Умеете ли вы наказывать?

Какой ценой вы готовы отстаивать

родительский авторитет?

Если Вам не нравится поведение ребёнка, не спешите его наказывать. Подумайте, что стоит за его плохим поведением? Возможно, ребенок устал и хочет спать, может быть ему не хватает Вашего внимания, и он всеми силами старается его получить, а может он просто не понимает Вас и хочет, чтобы Вы дали ему более ясные указания.

В любом случае, после каждого неприятного для вас проступка ребенка проанализируйте ситуацию, постарайтесь понять причину и смысл происшедшего. В этом Вам поможет любовь к ребёнку и Ваша интуиция. Часто именно мы, родители, являемся причиной неадекватного поведения ребёнка.

Будьте объективны. Если ребенок совершил проступок по неосторожности, случайно, то наказывать в таком случае не кого и не за что. В некоторых случаях наказание можно смело пропустить и вместе подумать, как исправить ситуацию.

 Если Вы всё же решили наказать ребенка за какой-либо проступок, то помните несколько правил, которые делают наказание эффективным.

  1. Предупреждайте ребёнка заранее, за что и как он может быть наказан. Не угрожайте и не запугивайте, просто спокойно предупредите его. Иначе ребенок будет испытывать страх за каждое своё действие. Наказывать же ребёнка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, несправедливо и бессмысленно. В случае, когда ребенок заранее предупреждён, право выбора остаётся за ним.
  2. Правильное наказание должно быть для ребенка логическим последствием его собственного поведения.
  3. Наказание должно содержать в себе какие-либо возможности для обучения, овладения новыми навыками, способами поведения в подобной ситуации. Подумайте вместе с ребенком, как он мог еще поступить, что он может сделать в другой раз.
  4. Недопустимо наказывать лишением потребности (во сне, еде, общении, родительской любви).  Логичнее наказывать ребёнка, лишая чего-то хорошего, чем делая ему плохо. Тогда ребёнку действительно будет, о чём сожалеть. Если, например, Вы по выходным ходите в парк, то отложите этот поход или оставьте ребёнка дома с бабушкой.
  5. Наказывайте только за конкретный поступок, а не просто за то, что ребенок постоянно что-то делает не так.
  6. Соблюдайте последовательность. Давши слово - держись. Обещали - выполняйте, то есть наказывайте. Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом.
  7. Никогда не наказывайте ребёнка словами: «Я тебя не люблю», «Ты плохой». В этом случае он будет считать, что Вы отвергаете его самого, а не его проступок. Он станет считать себя плохим, а его самооценка будет понижаться раз от раза. Ребёнок будет чувствовать себя отвергнутым, ненужным и перестанет браться за что-либо, боясь вызвать в Вас ещё большую нелюбовь к себе. Поэтому выражайте своё неудовольствие только поступками малыша, а не им в целом. Он должен знать, что Вы любите и принимаете его таким, какой он есть.
  8. Требования, которые предъявляются к ребенку, должны распространятся на всех членов семьи. Если малыш увидит, что это правило применяется только к нему, очень скоро он перестанет ему следовать.
  9. Нотации – не лучший способ выразить свое мнение. Ребенок сосредоточит всё своё внимание на Вас, а не на реальном событии. А значит в следующий раз ситуация повторится.
  10. В процессе наказания недопустимы сравнения ребенка с его друзьями, сверстниками. Это унижает ребенка в своих глазах и может говорить о вашем непринятии ребенка.
  11. Самый лучший и эффективный способ наказания – естественное наказание. В этом случае ребёнок наказывает сам себя, а значит он быстрее научится отвечать за свои действия, научится брать ответственность за свою жизнь на себя: отказался надевать сапоги – промокли ноги, не захотел утром вставать – пропустил уроки в школе, разбросал игрушки – потерял любимую машинку. Здесь главное помочь ребёнку,  связать причину со следствием, объяснить, почему это произошло и как этого избежать в следующий раз.
  12. Наказание не должно идти от чувства бессилия. Оно должно идти от чувства силы, правоты. Вывод, не наказывайте ребенка если вы на него злитесь, не знаете, что делать, рассержены.
  13. Наказывать может только тот, кто любит.
  14. Наказание должно быть не правилом, а исключением. Применяйте наказания в крайних случаях. Любые проблемы и вопросы старайтесь решать мирным путём: договаривайтесь, ищите компромисс, объясняйте ребенку свою точку зрения и всегда выслушивайте его. Каждый раз убеждайтесь, что ребёнок действительно слышит и понимает то, что Вы ему говорите. Но и в этом случае у него остается право сделать то, что вам не понравиться. Вы ведь тоже не всегда делаете то, что нравиться вашему ребенку.
  15. Ни в коем случае не наказывайте ребёнка, если он болен; перед сном или сразу после сна; во время еды; во время игры, когда он чем-то увлечён; когда он сам сильно переживает; когда он искренне старался что-то сделать, но у него не получилось; когда у Вас плохое настроение.

Стоит сказать и о физических наказаниях. Ни «за» и ни «против», просто помните, что физическое наказание унижает ребёнка, обижает его, и эта обида копится от случая к случаю. Она не забывается, и впоследствии ребёнок будет возвращать её нам при любой возможности, обижая в свою очередь нас. Физические наказания не учат ребёнка послушанию, а, наоборот, учат агрессии. Учат как добиваться своего с помощью силы. И еще – как правило, человек прибегает к физической силе в случае своего морального бессилия и ощущения неправоты.

Если ребенка шлепнула мама, которая в принципе никогда не поднимает на него руки, это окажется для него значимым событием, сообщением о том, что на сей раз он преступил границу дозволенного. Если на ребенка кричат раз в год, он хорошо запоминает, чего именно ему не следует делать.

Если же на него кричат всегда, это не производит никакого впечатления. Вскоре ребенок и сам начинает кричать, вместо того чтобы разговаривать по-человечески.

Если единственным способом убеждения родители считают подзатыльник, то и воспитанный таким образом ребенок не ищет других средств общения со сверстниками.

Если родители злоупотребляют такими агрессивными "методами воспитания", то у ребенка даже не возникает идеи, что свои агрессивные устремления хорошо бы как-то контролировать, сдерживать, искать социально приемлемые формы для их выражения.

Экстренная психологическая помощь по ТЕЛЕФОНУ:

713-064

713-063

круглосуточно

анонимно

конфиденциально

Детский телефон доверия

общероссийский

8-800-2000-122

Бесплатно и анонимно

с мобильного и стационарного телефонов

Муниципальное учреждение

Центр психолого-педагогической помощи

НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ

Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают.

Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы.

654041 г. Новокузнецк,

Пр. Металлургов, 10.

Тел. (3843) 74-31-18

E-mail : psicenter10@mail.ru



Предварительный просмотр:

Приложение 10

Рекомендации для родителей

на период адаптации

  • Приводить ребёнка вначале желательно на 1-2 часа в первую или вторую половину дня, когда дети находятся на прогулке. Именно в это время будет легче ориентироваться в окружающей обстановке, познакомиться ближе с воспитателями и детьми. С другой стороны, нежелательно, чтобы вновь прибывший ребёнок оказался свидетелем слёз и отрицательных эмоций других детей, что вполне возможно в утренние часы при расставании с родителями.
  • Перед тем как идти в детский сад, не следует ребёнка кормить; нет ничего страшного в том, что он подождёт с приёмом пищи, даже если встал рано. Первое время надо давать малышу с собой яблоко или морковь. Если он откажется от непривычной еды, то сможет съесть то, что принёс из дома. Не следует приносить печенье, конфеты и другие сладости.
  • Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинчиков, рукопожатие) и ежедневно повторять их. При этом важно уходить, не задерживаясь, не оборачиваясь, - так малышу проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с ребёнком, то и он легче будет её переносить.

  • В первые дни какое-то время родители могут находиться в ДОУ вместе с ребёнком (до обеда, до сна, во время сна), что позволит ему спокойнее ориентироваться в новых условиях.
  • Ребёнок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаст ему уверенность, обеспечит психологический комфорт. Игрушка обычно занимает внимание ребёнка, помогает отвлечься от расставания в родителями. Спустя некоторое время можно предложить ребёнку оставить игрушку «ночевать» в детском саду, а на утро снова с ней встретиться.
  • Ко времени дневного сна лучше  забирать ребёнка домой.
  • Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребёнком доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда его заберут домой.
  • После детского сада можно погулять с ребёнком на детской площадке, в парке, похвалить его за проведённый день: «Молодец! Ты хорошо ведёшь себя, я горжусь тобой», продемонстрировать свою любовь и заботу.

Опыт показывает, что если родители выполняют данные рекомендации, ребёнок быстро и менее болезненно привыкает к детскому саду.

Психоэмоциональная подготовка ребёнка

к детскому саду

  1. Готовьте ребёнка к общению. После того, как вы приняли окончательное решение пойти в детский сад, сразу же начинайте готовить ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей. Всё время наблюдайте, как малыш себя ведёт: стесняется или конфликтует, уединяется или дерётся, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Важно, чтобы начало посещений детского ада не было первым опытом общения со сверстниками и первого самостоятельного пребывания без родителей. Начинайте с посещения бабушек и дедушек, братиков, сестричек, знакомых с детьми.
  2. Рассказывайте о детском саде. Если вы живёте далеко от вашего будущего детского садика, старайтесь чаще гулять около него, чтобы ребёнок успел привыкнуть к новому месту. Чем больше знакомых деталей будет в его новом окружении, тем легче ему будет пройти адаптационный период. Желательно, чтобы ребёнок видел, как дети гуляют в садике. Пусть в голове малыша появится представление о детском саде, как о месте, где дети играют вместе (и с ними ничего плохого не происходит). Рассказывайте ребёнку, что он, как другие детишки, тоже будет ходить в садик. Там он будет гулять, кушать, играть с другими детьми. А потом придёт мама (папа, дедушка) и вы вместе пойдёте домой. Не забывайте завершать рассказ возвращением домой – ребёнок должен твёрдо знать, что расставание с мамой будет недолгим.

  1. Соблюдайте распорядок дня. Познакомьтесь с администрацией детского сада, воспитателями группы, в которую пойдёт ребёнок, изучите режим дня детского учреждения: начинает работать детский сад с 7 утра, заканчивает работу в 19 часов. К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 8 утра, а забирают в 5-6 вечера, тихий час – с 13 до 15. далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Вместе с режимом детского сада изучите меню: многое можно и нужно ввести в домашнее питание. Поэтому совет родителям простой – приучайте детей к обычной и здоровой пище – супам, кашам, салатам и т.д., и тогда проблем с едой в садике не будет!
  2. Начинайте привыкать постепенно. Начинается посещение детского сада с прогулок с той группой, в которую малыш пойдёт. Начинайте с 1-2 часов, постепенно увеличивая продолжительность. После приходите с малышом в группу, пусть он поиграет, познакомится с детками, посмотрит месторасположение игрушек, шкафчиков, кроватки. Потом приходите к началу дня и оставляйте ребёнка на несколько часов. Постепенно приходит время оставлять ребёнка до сна, потом – после сна. На каждый новый этап у вас должна быть примерно неделя.
  3. Подготовьте к садику СЕБЯ! И ещё один очень важный момент, про который, тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребёнка в садике, естественно, ребёнок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребёнок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это САМИ!



Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям о школьной адаптации?

http://mirdetok.tomsk.ru/index2.php?option=com_content&task=emailform&id=20&itemid=46http://mirdetok.tomsk.ru/index2.php?option=com_content&task=emailform&id=20&itemid=46

         Поступление в школу – очень ответственный момент в жизни ребенка. Многие родители водили своих детей до школы на подготовительные курсы, развивающие занятия, на которых будущие первоклассники получили представление о предметах и явлениях окружающего мира, многие научились считать и писать. Но, несмотря на то, сколько сил и времени затратили родители на обеспечение готовности ребенка к обучению в школе, в первый год обучения с трудностями сталкиваются практически все дети. Связано это с тем, что привычный образ жизни ребенка кардинально меняется: формируются новые отношения, новый смысл, цели жизни, потребности, интересы, ценности, формы поведения и отношения к людям. В это время «начинает неотвратимо и стремительно нарастать объем требований со стороны Госпожи Необходимости, – игрушки уступают место учебникам. И ребенку снова приходится доказывать себе, что он может быть если не полным распорядителем, то хотя бы совладельцем своего «я», что, кроме «надо», за ним остается и право на «хочется». Если в это время пережать «надо», может не состояться ни настоящая учеба, ни настоящая личность; если недожать – то же самое» (В.Леви). Этот переходный период от дошкольного детства к школьному и называют периодом адаптации ребенка к школе.

       Можно выделить 3 группы детей, в зависимости от степени тяжести протекания периода адаптации:

 
К первой группе относятся дети, которые адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе. У них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, выполнение заданий не вызывает особых трудностей. Иногда все же могут быть сложности в общении с детьми, с учителем, связанные с тем, что ребенку еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу первой четверти происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Ко второй группе причисляют детей, которые не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Часто такие дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Равновесия между «хочу» и школьным «надо» эти дети достигают к концу первого полугодия.
Третья группа – это дети, у которых адаптация проходит очень сложно. Они не усваивают объем школьной программы, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

      Причинами тяжелой адаптации могут быть нарушения психоневрологической сферы ребенка (и в этом случае не обойтись без специального лечения), но могут быть и дети, просто не готовые к обучению. Если вовремя не установить причину плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то в дальнейшем это может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья и уровне развития ребенка.

 
     
Насколько успешно пройдет период адаптации, во многом зависит от следующих факторов:


1. Уровень физического развития. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована крупная и мелкая моторика, соответствующая его возрасту, иначе он будет испытывать трудности при письме. Ему будет очень сложно обводить клеточки, писать цифры и буквы. Работы будут небрежными. Понять, как трудно такому ребенку, можно, если вы попробуете выполнить все те же упражнения, что и он, только левой рукой (для правшей). Поэтому заставлять своего ребенка переписывать одну и ту же работу несколько раз, добиваясь ровного и правильного написания, бесполезно.
       На успешности в обучении может сказаться даже то, насколько первоклассник овладел навыками самообслуживания. Детям, не приученным к самостоятельности, намного труднее справляться со школьными требованиями и нагрузками.

 
2. Готовность к обучению. Имеет большое значение уровень сформированности приемов логического мышления: анализ, синтез, аналогия, сравнение, классификация, обобщение. Их низкий уровень является причиной затруднений и неуспешного решения учебных задач (и особенно задач по математике). Чтобы избежать этих проблем, еще до поступления в школу нужно учить детей наблюдать, сравнивать, классифицировать и систематизировать свою деятельность, развивать в них любознательность, пытливость ума. На общей успеваемости может сказаться и недостаточное развитие речи, памяти, внимания. Это приводит к тому, что ребенку будет сложно запоминать учебный материал, выполнять задания и понимать объяснения учителя.

 

         
Для сокращения сроков адаптации и облегчения характера ее протекания, родителям необходимо:

  1. При поступлении в школу получить консультации медиков, психологов, логопедов, которые проведут ряд диагностических исследований, чтобы выявить и устранить возможные факторы «риска» школьной не успешности. На таких консультациях помогут правильно выбрать школьную программу, с учетом индивидуальных возможностей ребенка; исключат последствия органического поражения и снижения деятельности органов слуха, зрения, моторно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы.
  2. В период адаптации ребенка к школе быть к нему особенно чутким и внимательным, поддерживать атмосферу понимания, доверия, помощи.
  3. Спокойно, уверенно и постепенно учить ребенка не пасовать перед трудностями, разбираться в сложных ситуациях, разрешать противоречия, ладить с детьми, успешно учиться.
  4. Учить ребенка оценивать себя адекватно, учиться самостоятельно. Нельзя подавлять, запугивать, негативно оценивать его поведение, высмеивать.
  5. Не потакать и излишне внимать к проявлениям слабости, к неуверенности ребенка в своих возможностях, вялости и плаксивости или, напротив, агрессивности.
  6. Соблюдать режим дня ребенка дома и в школе, особенно важно установить время занятий, отдыха, активной прогулки, питания и сна.
  7. Мотивировать ребенка на овладение все большим кругом знаний, учебной деятельностью.

 

        Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, освоился в роли ученика. Хороший признак – ребенку нравится ходить в школу, ему интересно учиться, он приносит хорошие отметки, у него благожелательное настроение, спокойный сон и нормальный аппетит.

Идём в школу! А когда?

        В каком возрасте вашему малышу пора собираться в школу? Ведь иногда случается, что активный, сообразительный и любознательный малыш, переступив ее порог, вдруг становится вялым, скучным, апатичным и капризным. Обычно так происходит, когда учебная нагрузка оказывается для него чрезмерной и все силы уходят на преодоление сложностей. Как правило, это означает, что взрослые поторопились.

       Многие родители считают, что если их ребенок научился читать и считать, то его пора отдавать в школу. А ведь известны случаи формирования навыков чтения у детей в возрасте двух с половиной и трех лет! В 1995 году в России была разработана методика под названием "Читать раньше, чем ходить", позволяющая научить ребенка составлять из кубиков слова и словосочетания уже в возрасте от года до полутора лет. Однако все это не означает, что в столь раннем возрасте дети готовы к систематическому, организованному обучению в школе. Умения читать, писать и считать являются лишь проявлениями или признаками умственного развития ребятишек и не могут служить критерием уровня их психофизического развития, а тем более готовности их к обучению в школе.

        Российские педагоги не рекомендуют отдавать детей в школу ранее семи лет без консультации с психологом. Начало школьных занятий для неподготовленного ребенка станет "серьезным психологическим ударом" - заявляет профессор кафедры общей психологии Московского государственного педагогического университета Юрий Арзуманов.

       Шестилетками считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведется столь же интенсивно, как и обучение семилеток. В возрасте 6-7 лет не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки еще принадлежат дошкольному миру. Эти детки, безусловно, способны усваивать материал. Но у них еще сохраняется острая потребность играть. В подготовительных группах детского сада идет обучение, но в игровой форме, позволяющей дошкольнику без особого эмоционального напряжения учиться и развиваться. Школа с такой задачей полноценно справиться не может. Ведь в первую очередь необходимо дифференцировать класс на шестилеток и семилеток. Но учитель ведет себя одинаково по отношению и к тем, и к другим. А это пагубно сказывается и на здоровье детей, и на их психоэмоциональном развитии. Шестилетки в итоге перегружаются. Тогда, когда они еще не умеют полностью управлять своим поведением, им приходится примерно сидеть несколько уроков, не кричать, не бегать, не прыгать, поднимать руку всякий раз, когда у них есть ответ на вопросы педагога.

        Конечно, не все так однозначно. Некоторые дети и до восьми лет сохраняют свою игровую мотивацию в силу каких-либо причин. А есть одаренные детки, которые и в пять лет настолько владеют собой, у них настолько развиты произвольность и чувство контроля за своими действиями, что им нетрудно просидеть над одним делом часа три. Дети развиваются неодинаково. И хотя многие родители смело отдают шестилеток в школу, некоторые семьи понимают, что для их детей школа в таком возрасте еще непосильна. Они вправе сами определить, готов ли их ребенок к школе. Отдавать в школу неокрепшего ребенка - это значит окончательно подорвать его здоровье. Врачи-гигиенисты, считают, что самые идеальные условия для первоклашек-шестилеток - детские дошкольные учреждения. Они наиболее приспособлены для режима учебы, отдыха, развлечения и питания первоклашек. В семилетнем возрасте ребенок физически более устойчив к воздействиям внешней среды. Практика показывает, что мальчиков стараются отдать в школу как можно раньше. Мотивы родителей ясны: они стараются просчитать все возможные шансы на поступление детей в вуз и на отсрочку от военной службы. А вот родители девочек, как правило, не торопятся - им хочется продлить ребенку детство. А вот родители девочек, как правило, не торопятся - им хочется продлить ребенку детство. Сложность заключается в том, что именно девочки по всем психофизиологическим законам созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо раньше, чем мальчики. Не доигравшие мальчики - горе для учителя и сплошные проблемы для самого ребенка.

        Первый класс - это, прежде всего, обучение письму. По действующей сейчас методике детей обучают так называемому безотрывному письму. Согласно последним исследованиям отечественных физиологов, оно противоречит возрастным особенностям ребёнка, поскольку требует от первоклассников нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, приводит к задержке дыхания, а задержка дыхания - к кислородному голоданию мозга (гипоксии). Поэтому у многих шестилеток процесс освоения прописей происходит крайне болезненно.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Этот предмет обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого в первом классе - два плюс два! Действительно, в первом классе, скорее всего, все пройдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста.

В процессе принятия важного решения на этот счёт обязательно проконсультируйтесь со специалистами, которые вели занятия с вашим ребенком в детском саду, при подготовке к школе и т.д. Важно прислушаться к их рекомендациям. Выясните, насколько он усидчив. Если ребенок чрезмерно возбудим - справиться со школьной дисциплиной ему будет труднее. Возможно, пока стоит отводить вашему чаду больше времени на игровую деятельность.

       Детишки, не посещавшие детский сад, практически всегда испытывают трудности в общении с детьми и тяжело адаптируются к школе. Если ваш ребенок много времени проводил дома, наедине со взрослыми, то отдавать его учиться в 6 лет рановато. За год отсрочки малышу необходимо предоставить возможность попробовать себя в самых разных направлениях: спорте, рисовании, лепке - тогда он посредством занятий получит дополнительные возможности развиваться, приучится к дисциплине, тесно пообщается со сверстниками.

        Лучшим для начала учебы считается возраст 6,5 - 7 лет. Он выбран методистами не случайно - дело в том, что именно к этому времени у малыша "появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития". И все же бывают такие ситуации, когда родители не отдают своё чадо в школу раньше достижения им 8 лет, желая "продлить ему детство". Психологи же от этого предостерегают - принимая решение "попридержать" ребёнка дома, стоит задуматься о тех проблемах, которые возникнут лет через одиннадцать не будет ли ваш "малыш" выглядеть переростком на фоне однокашников? Бывает, что способных детей отдают в школу на год-два раньше и потом, когда ребенок подходит к подростковому возрасту, у него появляются проблемы. Интеллектуально, в плане освоения учебного материала, он находится на одном уровне с одноклассниками, может быть, даже опережает их, но в эмоциональном развитии он еще им не соответствует. Одним словом, если папы и мамы сами не могут понять - отдавать малыша в класс или нет - лучше обратиться за советом к психологу.

       По мнению специалистов, для успешного овладения грамотой и письмом ещё до начала обучения у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

  1. Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове).
  2. Достаточный словарный запас (умение подбирать синонимы и антонимы, родственные слова; употреблять слова, имеющие абстрактное значение, приставочные глаголы, существительные, обозначающие профессии или названия спортсменов по видам спорта, а также сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные и др.).
  3. Умение грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие, иными словами - "сформированность грамматических систем".
  4. Владение связной речью.
  5. Сформированность представлений о форме и величине предметов и их расположенность в пространстве по отношению друг к другу.

        Одним словом, развитие устной речи - главное условие быстрого овладения грамотой и письмом. Конечно, нельзя забывать о полноценности таких психических функций у ребёнка, как память, внимание, мышление и др. Важна и развитая ручная моторика.



     
Однако нередко "проблемными" становятся дети, приходящие в 1-й класс с большим багажом навыков и умений, в том числе - умеющие читать. Такие дети обычно быстро теряют интерес к учебе, поскольку "всё знают", и останавливаются в развитии. Специалисты считают, что всё-таки лучше, если ребёнок к моменту поступления в школу умеет читать. Но если у родителей возникает беспокойство, что его чадо "слишком много знает", имеет смысл отдать сына или дочь в гимназию, где уровень обучения будет оптимальным для поддержания интереса к учебе.

      Возможные предпосылки для отмены шестилетнего старта.

Социальные противопоказания:

  • Единственный ребенок, воспитывающийся в большой семье. В такой ситуации одновременная вовлеченность 3-5 взрослых в процесс обучения ребенка будет достаточно высокой. Масса родственников станет контролировать успехи одного малыша. Для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.
  • Выбор привилегированной школы, гимназии или лицея, как правило, связан с ежедневными, часто длительными, поездками туда и обратно. Программы обучения в таких учебных заведениях усложнены, значит, к высоким интеллектуальным нагрузкам добавится усталость от длительного путешествия и раннего подъема, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.

Психологические противопоказания:

  • Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия будут тяжелы для малыша. А время, проведенное в стенах школы, воспринимается ребенком как вычеркнутое из жизни.
  • Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая "не лучшие времена", полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако, учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.
  • Рождение братика или сестрички. Первоклассник и грудной ребенок - не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в садике.

Медицинские противопоказания:

  • Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим часто возникающие заболевания могут привести к серьезным перегрузкам.

Вы решились...

Документы, необходимые при поступлении в школу: медицинская карта; заявление родителей или их заменяющих лиц с просьбой о приёме в школу (и в группу продлённого дня); справка ЖЭКа о прописке; паспорт одного из родителей; копия свидетельства о рождении ребёнка.



Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Наступил переходный период в вашей жизни, в жизни ваших детей. Ваши дети встали на путь от дошкольника к школьнику, от детства к взрослости.  И вы-родители в тесном взаимодействии с нами-педагогами, просто обязаны помочь им в этом. Помочь прожить этот период безмятежного детства в улыбке, счастье и радости. А самое главное, помочь всё-таки подготовиться к школе, подготовиться психологически. Что это значит? Существует три составляющих психологической готовности к школе: интеллектуальная, мотивационная и эмоционально-волевая. Как вы думаете, какая из них самая важная и нужная для успешного обучения ребёнка в школе?...  

Большинство мнений родителей складывается в пользу интеллектуальной готовности. Это письмо, чтение, счет, а также психические процессы: логическое мышление, память, внимание, воображение, речь. Безусловно, это важно и необходимо. И такая готовность в детском саду формируется у детей ежедневно на каждом занятии, на прогулках, в беседах, в совместной деятельности с детьми и педагогами, и даже в игровой деятельности со сверстниками.

Но существует еще две составляющих психологической готовности, без которых интеллектуальный уровень, даже если он был достаточно высок, может резко снизиться. Мотивационная и эмоционально-волевая. Мотивационная готовность – от слова «мотив»,  желание ребёнка учиться, желание познавать новое. А чтобы вызвать интерес и желание идти в школу, превратите сборы в школу в праздник:

-совместно с ребёнком подбирайте рюкзак, школьные принадлежности, одежду для школы, обувь. Если это девочка, то какую прическу она будет носить, если мальчик, то какой галстук или бабочку. Для первоклассника очень важна новая школьная атрибутика, что также повышает интерес к учебному процессу.

-рассказывайте о своих собственных школьных годах самые яркие и позитивные моменты, свои успехи и что удавалось лучше всего.

-знакомьте детей со школьными предметами и учебниками, расскажите, что и на каких уроках они будут изучать.

-чаще хвалите своего ребёнка, за любые малейшие успехи. Это очень сильно поднимает самооценку и внушает уверенность в своих силах. Обязательно говорите своим детям, что у них все получится и они со всем справятся, а главное, говорите: «Я в тебя верю!» и, действительно, верьте, понастоящему!

Когда ребёнок в себя верит, он может много!

И ещё не менее важная готовность к школе, эмоционально-волевая. Это про кризис 7 лет. Почему 7 лет- кризис? У ребенка настаёт новый жизненный этап-школьные годы. Меняется все! Новый распорядок дня, новые окружающие, дети-это одноклассники, взрослые-это учителя. Ребёнок попадает в некую неизвестность. Он может растеряться, заволноваться, испугаться. Эмоционально ребёнок напряжен и тревожен. И если во время это не заметить и не помочь ребёнку, то свой высокий интеллектуальный уровень он может не проявить.

Вы когда отдавали своих детей в детский сад, они проходили сложный период адаптации к детскому саду. Так вот здесь настаёт период школьной адаптации. И наша с вами задачи подготовить так детей к в школе так, чтобы адаптационный период прошёл как можно легче.

Познакомьтесь заранее с учителями, к которым пойдут ваши дети, с детьми в классе, если есть такая возможность. Узнайте, может кто-то из вашей  группы будет учиться в одной школе или даже в одном классе. Это также снижает тревогу у детей, они обреют уверенность и защищенность.

На сегодняшний день существует целая система, которая здорово помогает детям познакомиться и понять принцип школьной жизни. Это дошкольная подготовка или, как мы говорим, дошколка. Думаю, многие туда ходят, а если нет, настоятельно рекомендую .

Активно участвуйте в жизни ребёнка, изучайте его, интересуйтесь, беседуйте. И, пожалуйста, спрашивайте, не только какую оценку он сегодня получил, или что кушал в столовой. А еще интересуйтесь его настроением, с кем познакомился, подружился, что понравилось, что нового узнал. Тогда ребёнок адаптируется к школе легко и быстро.

Ведь от вас зависит очень много – судьба до школьного порога!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...