Патопсихология
методическая разработка по психологии

Баклаушева Гульнара Надыровна

Патопсихология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_patopsihologiya.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская патопсихология

 

За последние годы особое внимание и развитие приобрела такая наука, как детская патопсихология. Ученым и исследователям данной дисциплины удалось достичь выдающегося прогресса в решении ключевых задач детской патопсихологии. На сегодняшний день специалисты намного быстрее и эффективнее могут отличать расстройства одно от другого, это позволяет упростить выявление и понимание тех проблем, которые ранее плохо выявлялись или же не могли быть идентифицированы вовсе, к таким расстройствам относились следующие: подростковый суицид, депрессия, расстройства поведения на фоне различных хронических заболеваний, расстройства, напрямую связанные с питанием, жестокое обращение родителей по отношению к детям, а также многие другие нарушения.

Помимо этого, на сегодняшний день появилось понимание того, чем детские и подростковые расстройства психологического спектра отличаются от расстройств взрослых, а также выявлена важность подходить к решению этих проблем со стороны изучения стадий и особенностей процессов развития.

Отделение направления детской патопсихологии от общей патопсихологии и ее формирование в самостоятельную науку произошло относительно недавно, тем не менее стоить отметить то, что детская патопсихология прошла длительный путь становления вобрав в себя знания и учения, как детской психиатрии, так и психологии в целом, а также имеет схожую направленность с педагогикой и специальной психологией.

Детская патопсихология направлена на выявление всевозможных расстройств детского психического развития. Это и является предметом данной дисциплины. Психические нарушения расстройства могут иметь разнообразные причины возникновения, соответственно специалист данной области должен принимать во внимание весь спектр информации о ребенке, как со стороны биологических факторов, так и с точки зрения социальных особенностей развития ребенка.

Одной из ключевых задач детской патопсихологии относят диагностирование психологического развития детей с различными нарушениями и расстройствами. Так в процессе диагностики специалистомпатопсихологом производится ряд действий направленные на определение состояния психических процессов, таких как память, внимание, мышление, восприятие, а также специфики личностного становления и деятельности ребенка. Кроме этого, важной задачей специалиста-патопсихолога является диагностика и определение уровня развития детей, выявление и установление явного отклонения уровня развития ребенка по оценке возрастных показателей, а также определение наличия патологических состояний развития.

Диагностика и оценка имеющихся расстройств и отклонений детского развития неразрывно связана с консультированием психологической направленности взрослых, окружающих ребенка, к которым относятся родители, учителя, опекуны и др. В том случае, если специалист обследует в психиатрической больнице либо же психоневрологическом санатории, в этом случае он практически не имеет возможности взаимодействовать с семьей обследуемого, а только направляет результаты своей работы лечащему врачу пациента. Тем не менее, зачастую специалист принимает и консультирует детей с его родителями в психологическом центре или консультации. В данном случае, родители ожидают не просто факта о наличии того или иного отклонения, но также и определенных рекомендаций и советов по решению данной проблемы, например о преодолении умственного отставания, устранении дефектов, а также о помощи адаптации в социуме.  

Диагностика развития психологических нарушений взаимосвязана с коррекцией психологического дефекта. Патопсихологи, работающие с детьми в своей деятельности осуществляют как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми, имеющими различные отклонения.

Еще одной задачей, которой отведено особое место в детской патопсихологии является осуществление мероприятий по предотвращению возникновения нарушений в психическом развитии. Однако, стоит отметить, что во взрослой патопсихологии этому практически не уделено внимание. Среди профилактических мероприятий выделяют такие, как консультирование родителей, воспитателей и учителей, проведение игр и тренингов, а также распространение знаний по особенностям детской патопсихологии.

Кроме прикладных задач, детская патопсихология занимается также и исследованиями научной направленности, так как иначе не представлялось бы возможным работать с такими сложными явлениями, как компенсация дефекта, психические заболевания и отклонения ребенка и др.  

Специалист по детской патопсихологии не нацелен на замену собой врача. Несмотря на то, что имеется достаточно тесное взаимодействие данных специалистов с детскими невропатологами, психиатрами, генетиками, патопсихолог детской направленности имеет свои определенные задачи, а также уникальные методики диагностики и профилактики нарушений. Детский патопсихолог представляет собой прежде всего психолога, который в своей работе использует различные психологические методы диагностики, а также коррекции развития детей.

Исходя из этого задача патопсихолога заключается в том, чтобы максимально полно изучить и исследовать психологические особенности маленького пациента, а не в постановке медицинского диагноза и формы заболевания (это задача врача). Посредством изучения специфики и отклонений в игровой деятельности ребенка, его речи, мышлении и т.д., специалист способен с одной стороны, предоставить уникальный и ценный экспериментальный материал лечащему врачу ребенка, а с другой стороны, подобрать способы коррекционного психологического влияния, а также дать рекомендации и практические советы родителям по общению с особым ребенком.

Некоторые расстройства и отклонения не имеют медикаментозной терапии, или же роль медикаментов не значительна (например, это относится к таким нарушениям, как задержка психического развития, умственная отсталость), в данных случаях профессиональная патопсихологическая диагностика и психологическая коррекция отклонения крайне важны.

Зачастую консультации психологической направленности детей с отклонениями проводятся детскими психологами. Однако, в случае если они не имеют достаточных знаний специализированной детской патопсихологии, то их заключения могут быть некорректными, а рекомендации даже вредны, поскольку прежде, чем выписывать рекомендации и советы по воспитанию и обучению «трудного ребенка», важно исключить патологические состояния.

Родители, которые имеют психически нездорового или же умственно отсталого ребенка, как правило очень болезненно это переживают, и зачастую не могут справиться с внутренним принятием данного факта, а очень часто и просто перестают доверять специалистам. На консультациях у психолога, родители очень часто описывают банальные жалобы, но за ними могут скрываться также и серьезные заболевания.

Здесь можно привести пример родителей, которые пришли на консультацию с дочкой (шести лет), в жалобах они описали застенчивость девочки, описав также различные жизненные ситуации, которые как будто бы соответствовали этим жалобам. Тем не менее патопсихологическое наблюдение и исследование обнаружило отставание в умственном развитии ребенка, посредством предложения ей некоторых требований, согласно ее возрасту, однако для нее это было значительное превышение ее интеллектуальных способностей. Именно в этих случая и проявлялись симптомы ее «застенчивости».

Приведем другой пример. Жалобы родителей на чрезмерную подвижность ребенка, раздражительность и невозможность справиться с ним. В данном случае, психолог, который проводил диагностику, выявил, что интеллектуальное развитие соответствует возрасту пятилетнего мальчика, но установил гиперактивность. Специалист обратил внимание на особое строение черепа ребенка, изучил некоторые аспекты о головных болях и повышенной утомляемости, а также о наличии проблем с засыпанием у мальчика.

Дальнейшая, более детальная консультация невропатолога позволила подтвердить то предположение, что у мальчика гидроцефальный синдром. По результатам полученного диагноза и назначенного лечения была организована очередная консультация психологической направленности, где родителям были разъяснены особенности развития ребенка и каким образом их стоит учитывать в воспитательном процессе мальчика.

А что было бы если бы патопсихолог неверно выдвинул свои предположения, а невропатолог посчитал бы мальчика здоровым? Ничего, только лишь обрадовать родителей ребенка тем фактом, что медикаментозного лечения не потребуется, а проблему можно решить лишь психологическими методиками.

Также как и во взрослой патопсихологии, в детской центральное место ставится выявлению психической патологии и нормы. А также детская патопсихология ставит своей задачей ответы на такие вопросы, какого ребенка стоит относить к психически больным? Что можно назвать дефектом развития? Каким образом стоит оценивать дальнейшее развитие ребенка с различными психическими отклонениями, а также что нужно, а что не стоит говорить родителям такого ребенка?

Стоить отметить, что определение нормы психического развития ребенка и отношение к нарушениям развития у психологов и врачей немного отличаются. Здесь можно привести несколько примеров. Семилетний мальчик страдал ночным энурезом или по-другому – недержанием мочи. Врачневролог конечно же определит, что ребенок нуждается в лечении, и это действительно так. Однако с точки зрения диагностического патопсихологического исследования – интеллектуальное развитие ребенка находится в пределах нормы и не выявляются никакие отклонения: так, ребенок общителен, активен, адекватен, доброжелателен и внимателен. А такие проявления ребенка, как стеснение говорить об этой проблеме, отрицание и скрывание данного факта, все это вполне адекватные реакции. Мальчик согласен проходить лечение, а переживания его вполне умеренные. Таким образом, со стороны психолога мальчик имеет психическое развитие, соответствующее его возрасту, соответственно его расстройство находится вне компетенции патопсихолога.

Однако возможен и другой вариант. Десятилетний мальчик, страдает таким же расстройством, как в предыдущем примере – энурезом. Он был отправлен в школу-интернат, где его одноклассники начали дразнить за его недуг. После этого мальчик закрылся в себе, перестал со всеми дружить и общаться, рыдал ночами, у него также появились головные боли, заикание и его успеваемость ухудшилась. В этом случае важно традиционное лечение невропатолога совмещать с оказанием и квалифицированной психологической помощи ребенку. Мальчику крайне необходимы консультации воспитателей и педагогов, различные тренинги для учащихся в интернате, а также комплекс социальных сеансов поддержки для мальчика.

Также может быть и такой вариант. Родители пришли в консультацию к специалисту-невропатологу по проблеме энуреза, как и было рассмотрено в первом примере. Так, диагностика патопсихолога показала достаточно низки й уровень интеллектуального развития, в том числе повышенную утомляемость и нарушение внимания.

Такого рода заключения дают возможность судить о наличии нарушений психологического развития ребенка. В данном случае исключительно лечение одной проблемы–энуреза не избавит ребенка от всего комплекса проблем, соответственно помимо лечения у невропатолога важны также коррекционная работа и непосредственно консультации с его родителями.  

Таким образом, детскому патопсихологу необходимо учитывать всевозможные особенности и стадии развития ребенка, которые могли негативно сказаться на становлении его личности или сочетающиеся с другими отклонениями.

Общеизвестно, достаточно сложно и практически невозможно найти ребенка, который бы никогда не сталкивался с соматическими заболеваниями и расстройствами. Поскольку процесс роста и развития молодого организма достаточно сложен, от него требуется комплекс определенных усилий. Сегодняшние взрослые люди часто припоминают, что очень тяжело болели в детском возрасте, тем не менее это не предоставило им никаких сложностей для получения образования, работы и построения жизни в целом. Но детские болезни все же остались в прошлом. Именно так и бывает и психическими нарушениями. Многие дети страдают от страхов, различных невротических реакций, трудностей в общении, а также от функциональных нарушений нервной системы. В том случае, если выявлены локально и не препятствуют развитию ребенка, становлению его характера, а также не нарушают процесс его социального взаимодействия и т.д., то с точки зрения психологии это не является патологией.

Вместе с тем бывает непросто предугадать справиться ли его (ребенка) нервная система самостоятельно в зависимости от той или иной нагрузки, или же напряжение окажут явно негативное воздействие на психическое развитие ребенка? В связи с этим рекомендуется сопровождение развития психологической направленности таких детей. Ведь может возникнуть замкнутый круг, где одни психологические причины, которые вызывают страхи или же другие функциональные нарушения в свою очередь становятся причинами возникновения других психических нарушений.

Как правило, достаточно сложно бывает разобраться в подлинных причинах появления того или иного психического заболевания. Можно привести следующий пример, демонстрирующий данный факт. Мама девочки обратилась за помощью к врачу невропатологу из-за наличия у дочки сильных тиков. Одной из возможных причин мать отметила развод с отцом девочки. В свою очередь специалист посоветовала обратиться за консультацией к патопсихологу. Патопсихолог обнаружил задержку психического развития ребенка, а также низкую умственную способность, неадекватную самооценку (завышенную), негативизм, а также проявление страха перед матерью.

Выяснилось, что девочка учится во втором классе гимназии, и имеет слабую успеваемость, мама постоянно делает с ней домашние задания и регулярно наказывает за плохие оценки, обзывает и даже бьет девочку. Вместе с тем мать любит рассказывать друзьям и знакомым о выдающихся успехах девочки в школе. Далее также выяснилось, что отец не бросал семью, а его выгнала жена. Отец и дочь очень скучают друг по другу, но мать не дает им видеться.

Разговор с матерью не дал ожидаемых результатов. Специалист советовал перевести девочку в обычную школу, чтобы минимизировать нагрузку, а также позволить девочке видеться с отцом. На все это женщина ответила отказом, хотела исключительно медикаментозное лечение тиков и не проявляла непонимание или нежелание понять истинных причин их возникновения. Через 6 месяцев была произведена повторная консультация. К этому времени ситуация усугубилась, девочка стала полностью не успевающей, отказывалась посещать школу, а также у нее появились головные боли.

Помимо пограничных нарушений (как их называют психиатры), есть еще и гораздо серьезнее психические заболевания, такие как эпилепсия и шизофрения. Специалисты-патопсихологи в своей деятельности как раз ориентированы на диагностику таких заболеваний, а также психологической коррекцией данных состояний. Иногда можно справиться и с довольно тяжелыми нарушениями, ведь детский организм обладает огромным резервом, но его функции изучены слишком мало. Исключениями могут являться только сильно тяжелые формы умственной отсталости, такие как идиотия, а также психические больные, которые не поддаются психологическим способам коррекции.

Рассмотрим ключевые задачи, которые ставятся перед детским педагогом-психологом:

  1. Исследовать особенности жизненного пути и становления ребенка, который имеет нарушения и психические заболевания, выявить условия его нахождения и методов воспитания в семье, а также в образовательном учреждении.
  2. Практическое психо-экспериментальная диагностика личностной и образовательной сферы ребенка для достижения цели определения проявленности психологического дефекта при имеющимся заболеваниях.
  3. Получение специализированных данных (параклинических патопсихологических), которые крайне важны для преодоления трудностей дифференциальной диагностики психических и психологических расстройств при различных нозологиях.
  4. Лонгитюдинальное экспериментально-психологическое исследование, произведенное в целях выявления уровня качества разработанной терапии, а также обратимости психопатологических симптомов на разных этапах лечения.
  5. Экспериментально-психологическая диагностика уровня психического развития ребенка, направленное на решении задач психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
  6. Разработка комплекса мероприятий психокоррекционной направленности, созданные с учетом особенностей заболевания и определение наличия возможности продолжать обучение в общеобразовательном учреждении либо же в коррекционной школе.
  7. Принятие участия в обсуждении и решении вопросов, связанных с социальной реадаптацией детей в обществе, которые уже выздоравливают.
  8. Предоставление консультативной помощи родителям, которые имеют психические нарушения, по вопросам обучения и воспитания детей, а также предложение наиболее подходящих программ, профессиональному и личностному самоопределению.

Стоит отметить, что в последнее время роль педагога-психолога в решении вопросов социальной психиатрии значительно возросла.

 В.А Худик отмечал, что роль психолога настолько велика, что именно он способен дать совет и рекомендации врачам о нужных реабилитационных мероприятиях, которые будут наиболее предпочтительны для того или иного ребенка, основываясь на его стадии развития, социальной ситуации, а также его личностных и образовательных особенностей.  

Особый интерес вызывают заключения патопсихологических диагностик для прогноза и перспектив отношений для близких и родных людей ребенка, а также педагогов, поскольку нередко возвращение ребенка в его былую среду может вызывать рецидивы личностных расстройств либо болезненных симптомов, соответственно возникает необходимость радикальной смены системы взаимоотношений «ребенок-родитель», «ребенок-учитель».

Возрастные уровни нервно-психического реагирования

Выделяют так называемые пограничные симптомы между расстройствами и симптомами дизонтогенеза, которые еще называют возрастными симптомами, они отражают патологически некорректные и гиперболизированные проявления развития, соответствующего норме. Появление данных симптомов неразрывно связано с онтогенетической степенью проявления реакции на то или иное проявление. Следовательно такие проявления и симптомы зачастую бывают характерны для возрастного показателя, нежели для самого нарушения, также данные проявления способны наблюдаться в самых различных расстройствах: в клинических показателях органических поражений мозга, невротических нарушений, а также ранней шизофрении ребенка и др.

Известный детский психиатр В.В. Ковалев классифицировал следующие уровни возрастных нервно-психических реакций в детском и подростковом возрасте, которые выявлялись как реакция на всевозможные раздражители:

  1. этап: от 0 до 3 лет, получил название сомато-вегетативный;
  2. этап: от 4 до 10 лет – психомоторный;
  3. этап: от 7 до 12 лет – аффективный;
  4. этап: от 12 до 16 лет – эмоционально-идеаторный.

Соответственно         каждому         отдельному         виду         данных         уровней свойственны определенные симптомы согласно возрасту.

Так, для первого этапа (сомато-вегетативный) от 0-3 лет свойственны чрезмерная вегетативная и общая возбудимость с проявленным нарушением сна, а также аппетита и нарушений работы ЖКТ. На раннем этапе развития такого рода реакции являются ведущим исходя из его зрелости.

Второй уровень (психосоматический) от 4-10 лет характеризуется в частности гипердинамическими нарушениями всевозможного генеза: возбудимость психомоторной составляющей, заикания и тики. Данный этап патологических реакций объясняется наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Третий уровень (аффективный) от 7-12 лет представляет собой особый этап, для которого свойственны симптомы повышения аффективной возбудимости, проявления страхов, а также проявления агрессии и негативизма.

При этиологическом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

Последний (эмоционально-идеаторный) этап является преобладающим в препубертатном, а в особенности в пубертатном периоде возрастного развития. Патологические состояния проявляются прежде всего  «патологических реакциях пубертатного возраста», которые с одной стороны состоят из сверхценных увлечений и интересов  (к примеру, «синдром философской интоксикации»), с другой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства и т. д.  

Преимущественные проявления каждого уровня возрастного развития реакций не отменяют проявлений и реакций предыдущих этапов, тем не менее они занимают периферическое место в общих проявления дизонтогенеза. Преимущество форм реагирования патологической направленности, которое свойственно младшему возрасту является свидетельством о наличии ЗПР.

Несмотря на то, что все выделенные этапы и психо-возрастных реакций и их последовательность играют важную роль, стоит также учитывать существующую условность периодизации, поскольку обособленные симптомы нервно-психологического реагирования не просто приходят на смену друг другу, но также существуют вместе, но в новых проявлениях, формируя таким образом абсолютно новые виды клиникопсихологической структуры нарушения.

Исследование симптомов возрастных изменений, которые находятся в тесной связи на стыке симптоматики болезней и дизонтогенеза, позволяет дать ценную информацию для дальнейшего изучения некоторых закономерностей патологий развития. Тем не менее данная сфера до текущего момента не была достаточно изучена в психологическом плане.

Так, можно сделать вывод, что в детском возрасте взаимосвязь между проявлениями дизонтогенеза и симптоматикой болезней могут быть охарактеризованы следующим образом: патологическая симптоматика болезни в большей степени определяют специфику и тяжесть проявления дизонтогенеза; менее специфичные продуктивные симптомы, как правило, оказывают тормозящее влияние на психологическое развитие больного ребенка; так называемые «возрастные» симптомы относятся к пограничным симптомам, находясь между продуктивными симптомами заболевания и непосредственно самими проявлениями дизонтогенеза.

Психический дизонтогенез и его варианты

Отечественный психолог В.В. Лебединский, дополнил классификацию вариантов дизонтогенеза специфическими сочетаниями его патопсихологических параметров, таким образом расширил клиническую картину дизонтогенеза.

В частности, он добавил в существующую классификацию варианты, которые в наибольшей степени были изучены в исследованиях дефектологии дизонтогенеза. Это было объяснено с уже завершенными болезненными процессами, которые связаны непосредственно с резидуальными органическими поражениями ЦНС, а также с дефектами анализаторных систем).

Психолог, также добавил такие стадии психического дизонтогенеза, как:  

  1. — недоразвитие;
  2. — задержанное развитие;
  3. — поврежденное развитие;
  4. — дефицитарное развитие;
  5. — искаженное развитие;
  6. — дисгармоничное развитие.

Представленная типология не противоречит традиционной классической классификации основных типов дизонтогенеза, а напротив дополняет и детализирует существующую типологию. Вместе с тем разновидности психического дизонтогенеза способны группироваться на основании определения ключевого качества расстройства развития. Выделяют следующую группу патологического развития, которые сформированы на основании наличия отставания развития (ретардация), такие как задержанное развитие и недоразвитие.

В такую группу патологий, где ключевым симптомом является диспропорциональность         (асинхрония)         развития,         это         характеризуется дисгармонией и искажением психического развития.

Дефицитарное и поврежденное развитие соединяет то, что они как правило вызываются надломом определенных функций.

В.В. Лебединский также охарактеризовал клинические симптомы, которые         относятся         к         ведущим         моделям         всевозможных         типологий психического дизонтогенеза.

  1. Характерным примером жесткого недоразвития является олигофрения. Этот тип дизонтогенеза возникает на фоне раннего поражения нервной системы, в которой наблюдается явная незрелость мозговых систем, в частности тех, которые являются сложными и характеризующимися длительным периодом развития.
  2. Задержка психического развития объясняется возникновением замедленного темпа налаживания личностных и образовательных сфер, а также на фоне их временной остановке на самых ранних этапах развития. Исходя из разнообразных типологий задержки развития, к примеру, такие как соматогенные, психогенные задержки, а также задержка церебральноорганического генеза и конституционального генеза соотношение расстройств темпов развития познавательных и личностных сфер может разниться.
  3. В случае поврежденной стадии развитии происходит этиология во многом схожая с задержкой развития и недоразвитием, преимущественно, связанная с ЗПР церебрально-органического генеза: наследственные заболевания органические поражения ЦНС. Ключевое отличие определяется в позднем возникновении патологического воздействия (после 2-3 лет), уже после того, как значительная часть мозговых структур уже развилась. Типичной моделью поврежденного развития представляется органическая деменция.
  4. Что касается дефицитарного развития, то это относится к особому типу дизонтогенеза, который неразрывно связан не столько с психическими заболеваниями, сколько с тяжелыми расстройствами автономных систем анализа, такие как слух и зрение, а также речевыми функциями.
  5. Искаженное становление определяется тяжелыми комбинациями совокупного недоразвития, задержки развития, а также повреждения или ускорение развития изолированных психических функций, что как правило способствует образованию совокупности новейших патологических состояний, которые не типичны для нормального онтогенеза. Обычно базой данного вида дизонтогенеза является болезненный процесс. Самой типичной моделью данного вида является отклонение дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.
  6. Центральной частью дисгармонического становления является диспропорциональность становления психики особенно в такой сфере, как эмоционально-волевой. Важно также подчеркнуть, что этот тип развития является либо врожденным, либо рано приобретенным. Модель дисгармонического становления характеризуется количеством психопатий и патохарактерологическими личностными образованиями, которые возникли как результат некорректного воспитания.

 

Литература:

  1. Белопольская Н.Л. Патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Когито-Центр, 2000. -289 с.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 384 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)