Развитие навыков жизнестойкости.
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Ануфриева Наталья Евгеньевна

Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет

Цель: научить обучающихся пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств, обучить техникам релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_zhiznestoykosti.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков жизнестойкости

Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет

Цель: научить обучающихся пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств, обучить техникам релаксации.

Форма проведения: игровое занятие.

Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши.

Процедура проведения

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников встать в круг и рассказывает о предстоящем занятии.

Ведущий: «Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с Вами поиграем в необычные игры и познакомимся с целыми миром – миром Ваших эмоций, узнаем, кто в нем живет, и как нам подружиться с его жителями».

Разминка

Упражнение 1 «Приветствие»

Время: 3 минуты.

Цель упражнения: создание благоприятной обстановки в группе. Участники рассаживаются в круг.

Ведущий: «Ребята, давайте начнем наше занятие с необычного приветствия! Пускай каждый попробует пройти круг по комнате и поздоровается с каждым участником разными  способами:  кивком  головы,  хлопая  ладошками,  слегка

подпрыгивая. Поздоровайтесь интересным или приятным для вас способом. Когда вы пройдете круг, садитесь на свои места, и мы продолжим наше занятие».

Участники группы по кругу перемещаются по комнате, пока не пройдут полный круг (~3 минуты), встречаясь друг с другом, здороваются выбранным способом.

Примечание: если в группе есть дети, которые отказываются выполнять упражнение, ведущий может поздороваться с ребенком самостоятельно и попросить лично принять участие.

В конце упражнения ведущий предлагает ответить на вопросы: «Понравилось ли вам здороваться необычным способом? Какие чувства вы испытывали, когда здоровались с вами?»

Основная часть

Упражнение 2 «Настроение в кармашке» Время: 10 минут

Цель упражнения: развития умений распознавать и демонстрировать свои эмоции.

Ведущий рассаживает детей полукругом и инструктирует участников.

Ведущий: «Ребята, мне очень интересно узнать, какое у вас сегодня настроение. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, давайте я начну. Я прочту вам стихотворение и покажу позой и мимикой свое настроение, а вам нужно будет угадать, какое оно у меня сегодня. После того, как я покажу, давайте каждый выйдет, тоже повторит это стихотворение и покажет свое настроение!»

Ведущий встает, читает стихотворение:

«Утром рано поутру в детский садик я иду И в кармашке я с собой настроение несу».

После ведущий показывает позой и мимикой свое настроение (радость, восторг, интерес,  задумчивость).  Дети  пробуют  угадать  настроение  ведущего.  Далее участники по очереди выходят и произносят те же самые слова, изображают мимикой и позой свое настроение, а остальные отгадывают настроение ребенка.

Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например: «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».

Ведущий: «Ребята, вы молодцы! Вы очень хорошо справились, а теперь давайте все вместе, дружно, хором скажем:

«Из кармашка ты достал Настроение свое.

Только где его ты взял, Нам теперь не все равно!»

В  конце  упражнения  ведущий  предлагает детям поделиться  эмоциями от упражнения, говорит о важности внимания к эмоциям – важно понимать, какую эмоцию мы чувствуем сейчас, и что чувствуют другие.

Ведущий: «Для того чтобы понимать, что происходит с нашим настроением, мы учимся называть эмоции, больше обращать на них внимания: какую эмоцию вы испытываете, когда вам плохо (грустно, страшно), а какую эмоцию, когда у вас хорошее настроение (радость, счастье). Еще очень важно понимать, что могут чувствовать другие люди; для этого можно задать вопрос «какое у тебя сейчас настроение?»

Упражнение 3 «Я и          моё настроение» 

Время: 15 минут.

Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного, эмоционального настроя в группе.

Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши (по числу участников).

Ведущий: «Давайте каждый из вас попробует продолжить предложения: – Я радуюсь, когда…

  • Я горжусь тем, что…
  • Мне бывает грустно, когда…
  • Мне бывает страшно, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Я был удивлен, когда…
  • Когда меня обижают,…
  • Я сержусь, если…»

Обучающийся слева от ведущего продолжает каждую фразу, затем высказывается следующий по часовой стрелке участник. Выполнение упражнения продолжается, пока все участники не выскажутся.

Ведущий: «А теперь, ребята, я вас попрошу нарисовать, какое у вас сейчас настроение».

Ведущий предлагает детям сесть на свои места и раздает карандаши и листы бумаги А4. После того, как дети нарисуют, ведущий просит их вернуться в круг, и по очереди рассказать о настроении, которое они нарисовали. Если это было плохое настроение, стоит дать ребенку высказаться и предложить ему помочь победить это настроение. Попросите других детей поделиться своим настроением, а рисунок с плохим настроением, если ребенок согласится, можно вместе порвать.

Примечание: возможные варианты, чтобы победить плохое настроение: поделиться с близкими своими переживаниями, отвлечься на то, что ребенку приятно делать (рисовать, танцевать, играть).

Упражнение 4 «Ледышки и веснушки» Время: 10 минут.

Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения.

Ведущий делит детей поровну на две команды, дает названия командам «Ледышки» и «Веснушки» и инструктирует их.

Ведущий: «Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно друг  на друга, чтобы запомнить членов своей команды. По моей команде  « Начали» все медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате. Когда я хлопну в ладоши два раза, замирают «веснушки», двигаться начинают

«ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек».

После окончания упражнения ведущий объявляет: «Молодцы, ребята! Как вы себя сейчас чувствуете после нашей подвижной игры?»

Упражнение 5 «Воздушный шарик»

 Время: 5-10 минут.

Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции.

Участники встают или садятся в круг.

Ведущий: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая может помочь вам справиться с негативными эмоциями. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные красивые воздушные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза. После выполнения упражнения ведущий завершает его.

Ведущий: «Сегодня мы с вами научились одному простому способу, как можно справляться с негативными эмоциями, к примеру, когда вы злитесь или плачете, с помощью него вы можете почувствовать, как вам становится спокойнее».

Упражнение 6 «Волшебный карандаш»

 Время 5 минут.

Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия.

Необходимый инструментарий: карандаш.

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш, который способен исполнять желания, но только, если поделиться с ним эмоциями и хорошими пожеланиями. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия, и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать».

Таким образом, участники дают обратную связь по занятию и загадывают желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Инновационный проект "Формирование навыков жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Методическая поддержка и сопровождение педагогов ДОО в ходе реализации инновационного проектаИсследованиями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни...

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А.М.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А....

Обучающиеся по программе дошкольного образования, возраст 4-6 лет Блок 1. Развитие навыков жизнестойкости Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет

Обучающиеся по программе дошкольного образования, возраст 4-6 летБлок 1. Развитие навыков жизнестойкостиЗанятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 летЦель: ...