«Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться!»
методическая разработка по психологии
«Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться!»
Лекотека в ДОУ – современный механизм психологической поддержки семьи
и профессиональной компенсации отклонений ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekoteka_red.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться!»
Лекотекав ДОУ – современный механизм психологической поддержки семьи
и профессиональной компенсации отклонений ребенка с ОВЗ
Здравствуйте! Меня зовут Ермакова Нина Владимировна, я – педагогпсихолог и представляю Кораблинский детский сад «Красная шапочка».Своё выступление мне хотелось бы начать со слов о том, что «Всё новое – это хорошо забытое старое». И сегодня речь пойдёт о таком явлении в мире образования, как лекотека.
Лекотека — это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.Она подразумевает регулярные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом, инструктором физкультуры.
Само слово «лекотека» (произошло от шведского слова leco– игрушка и греческого theke– хранилище), т.е. лекотека– помещение, где можно играть, общаться со специалистами, получать действенную помощь и поддержку.
Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей.
Для справки – родиной лекотек является Швеция. В Стокгольме в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Туда обращаются родители детей с глубокими проблемами в развитии.
Российская модель лекотеки была разработана в Москве в 2001г. в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России» и впервые внедрена в 2002 в Доме ребёнка №9 г. Москвы.
Мы в нашем учреждении начали эту деятельность в системе относительно недавно. В 2021 году, в связи с сокращением контингента воспитанников, в детском саду освободились помещения.В этот же период наше учреждение приняло участие в программе создания в дошкольных образовательных, общеобразовтельных, организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми- инвалидами качественного образования. В результате чего в нашем саду появилось помещение с отдельных входом и специальное оборудование, которое расширило наши возможности в части воспитания и развития детей с ОВЗ.
В тот период времени мы уже наметили чёткую стратегию по организации психологической службы ДОУ с элементами лекотеки и начали активно работать в этом направлении.
Спустя год в штате нашего детского садапоявился профессиональный учитель-дефектолог, что позволило нам значительно расширить арсенал доступных средств коррекционного воздействия.
Результаты мониторинга за последние три года показали, что охват детей с ОВЗ в Кораблинском районе снизился до 31,6 до 16,8 %. Этому способствует, в том числе, естественный отток населения. Однако мы понимаем, что потребность родителей в помощи специалистов значительно выше этих показателей и стараемся сделать жизнь детей с ОВЗ и их родителей более комфортной и обеспечить им профессиональную помощь и поддержку.
Дети, которые посещают лекотеку в нашем детском садув настоящее время – воспитанники с нарушением развития или выраженными расстройствами, в том числе с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, РАС, ЗПР, ЗПРР.
Основной нашей целью является коррекция у ребенка отклоняющихся психических процессов, а также психологическая помощь детям и их семьям. Педагоги лекотеки помогают детям с отклонениями развития в формировании у них предпосылок к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и оказывают необходимую психолого-педагогическую помощь их родителям.
Посещать такие занятия могут малыши от 2 месяцев до 7 лет.
Основной метод лекотеки – ИГРА, что обеспечивает полноценное вовлечение ребенка с особыми потребностями и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.
Материальная база лекотеки должна быть максимально обширной и разнообразной, на сегодняшний день у нас она включает следующие разделы:
1) стационарные компьютерные игровые комплексы для специалистов с программным обеспечением «Мерсибо»;
2) специальное оборудование для детей с нарушениями движений и для развития общей моторики и координации (зубчатый лестничный подъемник, различные балансиры, лабиринты, разные мячи, спортивные игрушки, дорожки);
3) игрушки для развития ручных навыков (в том числе су-джок, наборы конструкторов, мелкие геометрические сортеры, шнуровки) и тактильного восприятия (авторское пособие «Черепаха Тактилла», мешочки с крупами, камешками);
4) средства для развития зрительного и слухового восприятия, для развития невербальной коммуникации (тренажеры, маятник, музыкальные инструменты, озвученные игрушки, фонотека звуков природы);
5) игры и игрушки для развития мышления, речи и языка (наборы Дары Фребеля, тематические наборы и сортеры, логопедические инструменты, перчаточные куклы, планшеты, мемори и др.);
6) игрушки для поддержки социально-эмоционального развития и релаксации (альбом «Эмоции», кресло-мешок, массажеры);
7) игрушки и приспособления для игр с водой и с сыпучими материалами (различные ёмкости, столы для песочной терапии с подсветкой, наборы кинетического песка, крупы);
8) книги и материалы для изобразительного творчества детей;
9) печатная продукция для родителей (книги, альбомы, буклеты).
Арсенал специалистов постоянно пополняется. Также в лекотеке может появиться по необходимости специальное оборудование для глухих, слепых и слабовидящих детей, и детей со сложным дефектом и другое.
Основные формы работы лекотеки:
Консультация– это доверительная встреча специалиста лекотеки с родителями, а по необходимости и воспитателями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей с ребёнком в специально оборудованном помещении. Специалист ведёт наблюдение за происходящим, в идеале–фиксирует на видео. Результаты наблюдения заносятся в формализованные бланки. По результатам сеанса составляется перспективный план сопровождения семьи.
Терапевтический игровой сеанс,во время которого происходит игровое взаимодействие специалиста с ребёнком в присутствии, а иногда и с участием родителей,длитсяобычно до 40 минут. Перед началом и после его окончания специалисты коротко (около 5 минут) беседуют с родителями, апосле негопедагог заполняет протокол.
В групповой (подгрупповой) родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности (простыми словами – способности выражать и отстаивать собственное мнение без ущемления мнения других людей), арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов проведенного ранее диагностического игрового сеанса.
Главным принципом работы лекотеки является доверительное ипродуктивное взаимодействие с семьями. Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у их ребёнка отклонений и динамики его развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка, гармонизации детско-родительских отношений.
Родители – полноправные участники реабилитационного процесса, от педагогов они
- получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
- принимают участие в обсуждении индивидуально-ориентированной адаптированной образовательной программы;
- вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
- обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.
Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотеки проводят индивидуально, реже по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.
Лекотека для детей-инвалидов и детей с особенностями развития имеет основную идею, которая заключается в том, чтобы при помощи игры ещё в раннем возрасте научить малышей с определенными проблемами правильно контактировать с окружающим миром. Педагогами-специалистами под каждый случай индивидуально подбираются специальные технологии, которые адаптированы под возможности ребенка и его семьи. Дети учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг.
Таким образом, мы видим, что лекотека, работа которой направлена на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.
В заключении хочу сказать – всем нам стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья – это зеркало, отражающее истинный портрет и каждого человека, и всего нашего общества в целом. И недопустимо, чтобы оно было кривым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротека «Будем вместе мы играть, ручки деток развивать»
ознакомление родителей с приёмами работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста...
Совместное развлечение с родителями "Будем вместе заниматься и играть, и развиваться".
Физкультурный досуг с родителями....
«Будем вместе мы играть, наших деток развивать»
«Будем вместе мы играть, наших деток развивать» памятка для родителей...
Физкультурный досуг «Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться» (с участием родителей)
Физкультурный досуг «Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться» (с участием родителей)...
Проект физкультурно-спортивной направленности в рамках преемственности школы и ДОУ « БУДЕМ ВМЕСТЕ ЗАНИМАТЬСЯ, И ИГРАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ»
Проект физкультурно-спортивной направленности в рамках преемственности школы и ДОУ....
Проект физкультурно-спортивной направленности с использованием деятельностных технологий в рамках преемственности дошкольного и начального образования. «БУДЕМ ВМЕСТЕ ЗАНИМАТЬСЯ, И ИГРАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ»
ЦЕЛЬ: формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизниЗадачи:1.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.2.Воспитывать у дошкольников ценностей здоров...
Консультация "Будем вместе мы играть, наших деток развивать"
Рекомендации при выборе игрушек, с чего начинать играть, в какие игры нужно играть........