Семинар-практикум для педагогов «Песочная арт-терапия в работе с дошкольниками»
методическая разработка по психологии

Семинар-практикум для педагогов

«Песочная арт-терапия в работе с дошкольниками»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.

Задачи:

- дать определение понятию «песочная терапия»;

-познакомить участников мастер-класса с игровыми упражнениями с песком, способствующие познавательному и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста;

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использования в своей практике песочной терапии.

 

Теоретическая часть.

   Началом целенаправленной терапевтической работы с песком принято считать двадцатые годы двадцатого века. При рассмотрении истоков можно обозначить три корня песочной терапии:

  • аналитическая психология (в частности, Юнг и Нойманн);
  • Техника мира Маргарет Ловенфельд;
  • классическая восточная философия.

  В 20-х годах XX века английский педиатр Маргарет Ловенфельд впервые описала игру с песком как методику консультирования. Она использовала терапию в работе с психологически неблагополучными детьми. На заполненном песком подносе дети создавали композиции, используя воду, миниатюрные фигурки и предметы, находящиеся вблизи от импровизированной песочницы. Получившиеся композиции дети часто называли «Мой мир», потому Ловенфильд назвала свою технику «Построение мира».

  Благодаря швейцарскому юнгианскому детскому психотерапевту Доре Калфф, сформулировавшей теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии, методика получила широкое распространение. Дора небезосновательно считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калфф, «Sandplay», 1980

  Дора Калфф ввела ныне действующий стандарт на размер и цвет песочницы, расположила ее на столе для более удобного использования и визуального восприятия всей создаваемой композиции, указала на необходимое наличие кувшина с водой и миниатюрных фигурок, располагаемых на полках вблизи от песочницы. Она назвала разработанную технику «Sandplay», более известную в настоящее время как «Песочная терапия».

  Песок – это уникальный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком активизируются точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

  Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком дает толчок полету творческой фантазии детей. Игра в песочницене требует специальных навыков и умений, здесь можно не боятся ошибиться и легко начинать все заново.

 

Песок действует на детей как магнит…

 

Он обладает уникальным свойством – заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизирует состояние человека и активизирует ресурсы самоисцеления.

 

Цель занятий по песочной терапии: развитие эмоционально – личностной и познавательной сферы ребенка с использованием игр с песком.

Задачи:

  • Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
  • Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения.
  • Пробуждать речевую активность, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас.
  • Развивать фантазию и воображение, творческие способности.
  • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу.
  • Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказания к использованию песочной терапии.

  • Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
  • С очень высоким уровнем тревожности.
  • С неврозом навязчивых состояний.
  • С аллергией на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным.

Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Существуют определенные правила при работе с песком.

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку – посредника.

Это может быть

  • песочная фея,
  • песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивленный,
  • мальчик - Песошка или девочка – Песчинка.

 Песочных человечков в виде пиктограмм лучше использовать с детьми 5 - 7 лет. Для детей 3 – 4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей. Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства, где обсуждаются правила работы с песком.

 

Практическая часть.

Вначале педагог читает инструкцию, с которой надо знакомить детей, и каждый раз напоминать ее:

 Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. Они улетают, их трудно собрать.

Игры:

1.«Здравствуй, песочек»

Давайте поздороваемся сначала одним пальчиком, потом одной ладошкой, а теперь двумя ладошками.

Что вы чувствуете, песок какой? (Прохладный, гладкий, мягкий).

Наоборот песок в кулачок, крепко сожмите и постепенно разжимайте. На что это похоже? (Дождь, водопад, душ, песочные часы).

 

2. «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки!

Сжимать  и разжимать песок кулаками(«месит»)

Затем произвольно лепить изделия.

 

3. «Волшебное исчезновение»

Психолог  выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Пример: "А сейчас на волшебной полянке появляется сказочная принцесса Ариэль. У принцессы Ариэль есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Участники рассматривают предметы, а затем их просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока они это делает психолог прячет несколько фигурок в песок. Педагоги  открывают глаза и отгадывают каких фигурок нет. После чего ищут их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание усложняются увеличивается количество фигурок.

4. «Кто к нам приходил?»

Психолог от имени Песчинки обращается к участникам: «Ко мне в гости приходили жители песочной страны. А я в это время сама была в гостях. Помогите узнать, кто был у меня в гостях».  Психолог делает оттиски с помощью песочка в форме различных животных. Надо  угадать животное, которое приходило в гости. Затем они меняются ролями.

5. «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. психолог предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: участники кулачками делают ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы делают волнистый рисунок на поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, имитация лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.


Совместная  игра «Придумай сказку».

Материалы: круги – пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры:

Психолог  предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Он  приглашает педагогов подойти к песочнице (5-6 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3 – 4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Вопросы для обсуждения:

- Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?

- В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

 

Какие наблюдения во время игры детей можно сделать:

- Как дети работают в группе?

- Как они общаются друг с другом?

- Кто показывает себя, как лидер?

- Кто идет ведомым?

- Кто играет обособленно?

- Кто занимает всю территорию?

- Слышат ли дети друг друга?

- Могут ли самостоятельно разрешить конфликт?

 

Обратная связь.

Участники делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы:

- Что вам дал мастер – класс?

- Произошли ли у вас какие – либо изменения?

Вывод:

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! Игры с песком успокаивают и расслабляют, положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Песочная арт-терапия в работе с дошкольниками»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.

Задачи:

 дать определение понятию «песочная терапия»;

 -познакомить участников мастер-класса с игровыми упражнениями с песком, способствующие познавательному и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста;

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использования в своей практике песочной терапии.

Теоретическая часть.

   Началом целенаправленной терапевтической работы с песком принято считать двадцатые годы двадцатого века. При рассмотрении истоков можно обозначить три корня песочной терапии:

  • аналитическая психология (в частности, Юнг и Нойманн);
  • Техника мира Маргарет Ловенфельд;
  • классическая восточная философия.

  В 20-х годах XX века английский педиатр Маргарет Ловенфельд впервые описала игру с песком как методику консультирования. Она использовала терапию в работе с психологически неблагополучными детьми. На заполненном песком подносе дети создавали композиции, используя воду, миниатюрные фигурки и предметы, находящиеся вблизи от импровизированной песочницы. Получившиеся композиции дети часто называли «Мой мир», потому Ловенфильд назвала свою технику «Построение мира».

  Благодаря швейцарскому юнгианскому детскому психотерапевту Доре Калфф, сформулировавшей теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии, методика получила широкое распространение. Дора небезосновательно считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калфф, «Sandplay», 1980

  Дора Калфф ввела ныне действующий стандарт на размер и цвет песочницы, расположила ее на столе для более удобного использования и визуального восприятия всей создаваемой композиции, указала на необходимое наличие кувшина с водой и миниатюрных фигурок, располагаемых на полках вблизи от песочницы. Она назвала разработанную технику «Sandplay», более известную в настоящее время как «Песочная терапия».

  Песок – это уникальный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком активизируются точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

  Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком дает толчок полету творческой фантазии детей. Игра в песочницене требует специальных навыков и умений, здесь можно не боятся ошибиться и легко начинать все заново.

Песок действует на детей как магнит…

Он обладает уникальным свойством – заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизирует состояние человека и активизирует ресурсы самоисцеления.

Цель занятий по песочной терапии: развитие эмоционально – личностной и познавательной сферы ребенка с использованием игр с песком.

Задачи:

  • Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
  • Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения.
  • Пробуждать речевую активность, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас.
  • Развивать фантазию и воображение, творческие способности.
  • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу.
  • Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказания к использованию песочной терапии.

  • Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
  • С очень высоким уровнем тревожности.
  • С неврозом навязчивых состояний.
  • С аллергией на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.
  • Эпилепсия или шизофрения.

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным.

Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Существуют определенные правила при работе с песком.

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку – посредника.

Это может быть

  • песочная фея,
  • песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивленный,
  • мальчик - Песошка или девочка – Песчинка.

 Песочных человечков в виде пиктограмм лучше использовать с детьми 5 - 7 лет. Для детей 3 – 4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей. Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства, где обсуждаются правила работы с песком.

Практическая часть.

Вначале педагог читает инструкцию, с которой надо знакомить детей, и каждый раз напоминать ее:

 Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. Они улетают, их трудно собрать.

Игры:

1.«Здравствуй, песочек»

Давайте поздороваемся сначала одним пальчиком, потом одной ладошкой, а теперь двумя ладошками.

Что вы чувствуете, песок какой? (Прохладный, гладкий, мягкий).

Наоборот песок в кулачок, крепко сожмите и постепенно разжимайте. На что это похоже? (Дождь, водопад, душ, песочные часы).

2. «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки!

Сжимать  и разжимать песок кулаками(«месит»)

Затем произвольно лепить изделия.

3. «Волшебное исчезновение»

Психолог  выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Пример: "А сейчас на волшебной полянке появляется сказочная принцесса Ариэль. У принцессы Ариэль есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Участники рассматривают предметы, а затем их просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока они это делает психолог прячет несколько фигурок в песок. Педагоги  открывают глаза и отгадывают каких фигурок нет. После чего ищут их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание усложняются увеличивается количество фигурок.

4. «Кто к нам приходил?»

Психолог от имени Песчинки обращается к участникам: «Ко мне в гости приходили жители песочной страны. А я в это время сама была в гостях. Помогите узнать, кто был у меня в гостях».  Психолог делает оттиски с помощью песочка в форме различных животных. Надо  угадать животное, которое приходило в гости. Затем они меняются ролями.

5. «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. психолог предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: участники кулачками делают ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы делают волнистый рисунок на поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, имитация лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.


Совместная  игра «Придумай сказку».

Материалы: круги – пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры:

Психолог  предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Он  приглашает педагогов подойти к песочнице (5-6 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3 – 4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Вопросы для обсуждения:

- Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?

- В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

Какие наблюдения во время игры детей можно сделать:

- Как дети работают в группе?

- Как они общаются друг с другом?

- Кто показывает себя, как лидер?

- Кто идет ведомым?

- Кто играет обособленно?

- Кто занимает всю территорию?

- Слышат ли дети друг друга?

- Могут ли самостоятельно разрешить конфликт?

Обратная связь.

Участники делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы:

- Что вам дал мастер – класс?

- Произошли ли у вас какие – либо изменения?

Вывод:

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! Игры с песком успокаивают и расслабляют, положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»

Семинар – практикум«ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в на...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

 Песок — это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей....

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Песок- это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»...

Мастер-класс для педагогов "Песочная терапия в работе с дошкольниками"

повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада. гармонизация эмоционального состояния пед...