Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции в дошкольных образовательных учреждениях
статья по психологии

Серебрякова Милена Дмитриевна

Научная статья по теме "Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции в дошкольных образовательных учреждениях"
Может быть полезна студентам в написании курсовых/дипломных работ:)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции в дошкольных образовательных учреждениях»

Введение.

 Игровая деятельность является неотъемлемой частью развития ребенка дошкольного возраста. Она способствует формированию когнитивных, эмоциональных и социальных навыков, а также помогает ребенку адаптироваться к окружающей среде.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ – это психотерапевтический метод, основанный на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее эффективных методик воздействия на личностное развитие. Методика игротерапии предполагает выполнение ребенком или, если занятие в группе, детей, специальных упражнений, которые стимулируют вербальное и невербальное общение, проживание через игру различных жизненных ситуаций.

Такая терапия оказывает благотворное воздействие на детей, страдающих эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии, СДВГ и др.

Игровая терапия считается одной из самых эффективных при работе с детьми. Другие методы могут не подходить для работы с малышами: маленький ребенок зачастую не может объяснить, что именно его тревожит и почему, а специалисту определить проблему бывает достаточно непросто, поскольку чаще всего она не лежит на поверхности. Игра же прекрасно отображает образ мышления детей, то, как они взаимодействуют с окружающим миром и со своими чувствами и эмоциями.

В последние десятилетия игротерапия становится все более популярным методом психолого-педагогической коррекции для детей с различными нарушениями развития. Целью данной статьи является анализ эффективности использования игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада.

Мы рассмотрим теоретические основы игротерапии, её основные методы и подходы, а также практические аспекты применения этого метода в образовательном процессе.

Теоретические основы игротерапии:


Игротерапия представляет собой метод психологической помощи, основанный на использовании игры как основного инструмента взаимодействия между ребенком и специалистом (психологом, педагогом).

Игра позволяет ребенку выразить свои чувства, переживания и страхи через символическое действие, что делает её эффективным средством диагностики и коррекции различных психологических проблем.

Игротерапия основывается на нескольких ключевых принципах:
1. Принцип активности: ребенок сам выбирает игру и способ её проведения, что стимулирует его инициативу и самостоятельность.
2. Принцип спонтанности: игра должна быть свободной от внешних ограничений и правил, чтобы позволить ребенку выражать свои внутренние состояния.
3. Принцип эмпатии: специалист должен проявлять понимание и поддержку, создавая атмосферу доверия и безопасности.
4. Принцип рефлексивности: после каждой игровой сессии проводится обсуждение, позволяющее ребенку осознать свои эмоции и поведение.

Методы и подходы игротерапии


Существует несколько основных методов и подходов в игротерапии, которые могут использоваться в зависимости от целей и задач коррекционной работы:
- Директивная игротерапия: специалист направляет игру, предлагая определенные сценарии и задания, чтобы помочь ребенку справиться с конкретными проблемами.
- Недирективная игротерапия: ребенок самостоятельно выбирает игру и её содержание, а специалист лишь наблюдает и поддерживает процесс.
- Групповая игротерапия: используется для развития коммуникативных навыков и социальной адаптации детей.
- Индивидуальная игротерапия: применяется для решения индивидуальных проблем и трудностей каждого ребенка.
Практика применения игротерапии в детских садах

Применение игротерапии в детских садах имеет ряд особенностей, связанных с возрастными особенностями детей и спецификой образовательного процесса. Рассмотрим некоторые из них:

1. Организация игрового пространства: важно создать условия, обеспечивающие безопасность и комфорт для детей во время игр. Это может включать специальные игровые зоны, оборудованные игрушками и материалами, соответствующими возрасту и интересам детей.

2. Подбор игровых материалов: выбор игрушек и материалов должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы. Например, для развития моторики можно использовать конструкторы и мозаики, а для развития речи – куклы и игрушки, имитирующие реальные предметы.

3. Роль воспитателя: воспитатель играет ключевую роль в организации и проведении игровых занятий. Он должен уметь наблюдать за поведением детей, помогать им в выборе игр и поддерживать их интерес к процессу.

4. Интеграция игротерапии в учебный план: игротерапия может быть интегрирована в различные виды деятельности, такие как занятия по развитию речи, математике, изобразительному искусству и т.д. Это позволяет сделать образовательный процесс более интересным и эффективным.

Заключение.

 Игротерапия является эффективным методом психолого-педагогической коррекции, который может быть успешно применен в работе с детьми дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы здоровьесбережения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраст...

Нетрадиционные методы здоровьесбережения в средней группе дошкольного образовательного учреждения

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей. Применение различных методов релаксации в воспитательной деятельности дошкольных образовательных учреждения

Игротерапия является самым интересным для детей и более доступным  методом релаксации. Различные спокойные игры, не требующие сложного физического и умственного напряжения можно применять в любых...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что малыш переходит из знакомой и привычной семейной среды в среду дошко...

Положение о психолого - педагогическом консилиуме муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

.Общие положения.1.1. Психолого - педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм взаимодействия специалистов Учреждения,  объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения...