«Застенчивые и замкнутые дети»
консультация по психологии (старшая группа)

Данилова Варвара Георгиевна

Основным признаком замкнутости является нарушение коммуни­кации. Этот же признак отмечается и у застенчивых детей. В отличие от застенчивого ребенка, который знает, как общаться с другими, но не может использовать эти знания, замкнутый ребенок не знает, как это делать, и не хочет общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivye_deti_na_stend_fevral_2023.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 г. Слюдянки»

Консультация на тему: «Застенчивые и замкнутые дети»

Подготовил: Педагог-психолог

Данилова Варвара Георгиевна

г. Слюдянка

2023г

Застенчивые и замкнутые дети

Замкнутые, застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях. Такие дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированы на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.

Воспитатели при работе с детьми должны применять индивидуальный подход, используя педагогические принципы.

  • проявление безусловной любви;
  • педагогической поддержки;
  • апелляции к достоинству;
  • опоры на положительное в ребенке;
  • уважения личности застенчивого ребенка.

Целесообразно проводить коррекционную работу с замкнутыми и застенчивыми детьми в следующих направлениях.

  1. Формирование желания общаться.
  2. Формирование коммуникативных умений.
  3. Формирование мотивации достижения успеха.

Рекомендации воспитателям по работе с застенчивым ребёнком

-Не следует называть ребёнка застенчивым, замкнутым и робким в его присутствии.

-Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).

-Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».

-Если замечено, что застенчивый ребёнок делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.

-Читая сказки, чаще обращайтесь к такому ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа. При этом вопросы не экзаменационного характера, чтобы не вызвать у ребенка отвержение.

-Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает, но нужно создавать условия, искать варианты подходов для того, чтобы ребенок начал общаться. Создавать ситуации «вынужденного» общения. Этого можно достичь, давая ребенку различные задания и поручения, например, можно попросить его передать что-либо помощнику воспитателя или позвать другого ребенка. Кроме того, в этом же контексте будет эффективен такой прием, как «прикрепление шефа»: замкнутому, застенчивому ребенку дается задание, вместе с этим дается установка на то, что если у него что-то не получится, можно попросить помощи у другого ребенка («шефа») или выполнить это задание совместно. Важно- «шеф» должен быть один и тот же ребенок. Работа в парах (например, совместное разучивание стихотворения) также способствует преодолению замкнутости и формированию мотивации общения. Ограничение такой работы состоит в том, что не надо стараться привлекать ребенка к совместной деятельности постоянно (при сильном давлении на ребенка можно наблюдать обратный эффект — отказ от общения), работу следует вести планомерно, все время ориентируясь на тот ритм жизни и те ценности, которые уже сформировались у ребенка.

-Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.

-В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть.

Основой коррекционной работы по преодолению замкнутости у дошкольников является игротерапия. Игра — самый привычный, любимый вид деятельности дошкольника и хорошая опора для специалиста.

Начинать коррекционную работу хорошо с таких игр, в которых ребенку не придется сразу вступать в активное общение, игр без слов. Хорошо использовать игры, где ребенок является одним из многих, он выполняет то, что просит ведущий, но это же делают и все остальные – это снимает страх перед вступлением в общение. Цель этих игр заключается в том, чтобы создать замкнутому ребенку возможность для самовыражения, преодолеть барьеры в общении. При помощи подобных игр и упражнений дошкольник учится регулировать свое поведение в коллективе; происходит снятие психического напряжения.

Очень результативным в формировании коммуникативных умений является такой прием, как разыгрывание различных ситуаций. Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения, это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

В проигрывании ситуаций сначала надо дать возможность замкнутому ребенку побыть в «пассивной» роли, в роли того, кого утешают, веселят и т. д. После каждого проигрывания следует спросить у ребенка, не хочет ли он теперь поменяться ролями с товарищем. Если дошкольник ответит утвердительно — проиграть ситуацию со сменой ролей, но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка это делать.

В коррекционной работе обязательно надо использовать игры, направленные на снятие телесных барьеров, на развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Замкнутым детям также рекомендуются и подвижные игры. Подвижные игры соревновательного характера побуждают активность, организуют и сплачивают играющих. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий.

Замкнутые дети не всегда уверены в своих силах, зачастую считают, что у них просто не получится общаться так, как это делает, например, мама или папа. Поэтому в коррекционную программу надо обязательно включать игры и упражнения, способствующие повышению уверенности в себе, в своих силах.

Для работы с такими детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома. Однако есть особенность проведения этих игр — в них обязательно должно играть одновременно несколько детей.

В формировании коммуникативных умений могут быть использованы следующие методы и приемы:

  • игры в группе детей;
  • игры в парах;
  • обсуждение работы пар в кругу;
  • проигрывание и анализ ситуаций;
  • чтение литературного произведения и его анализ и др.

В работе с застенчивыми и замкнутыми детьми очень эффективны такие формы работы, как детский театр, лепка, рисование и др., этюды на выражение различных эмоциональных состояний и прочие.

Рекомендации родителям, имеющим замкнутых, застенчивых  детей:

  • не принуждайте ребенка к общению;
  • старайтесь не делать за ребенка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребенка»;
  • введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребенка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребенок отказывается от общения;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (например, «сегодня у тебя получилось это гораздо лучше, чем вчера»);
  • старайтесь быть примером эффективно общающегося человека;

Застенчивые и замкнутые дети

Основным признаком замкнутости является нарушение коммуникации. Этот же признак отмечается и у застенчивых детей. В отличие от застенчивого ребенка, который знает, как общаться с другими, но не может использовать эти знания, замкнутый ребенок не знает, как это делать, и не хочет общаться.

Замкнутость проявляется в поведении детей достаточно рано. В раннем возрасте она обычно имеет такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна, в связи с какими-либо изменениями и жизни ребенка (поход в зоопарк, поездка в гости и т.п.).

Для замкнутых детей характерен страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень тяжело переносят расставание с ней (например, приходя в детский сад) и болезненно реагируют даже на непродолжительное ее отсутствие.

Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстников: как правило, ритм жизни окружающих детей (частая смена видов деятельности, шумные коллективные игры и др.) не соответствуют его собственному ритму.

Замкнутые, застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях. Такие дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированы на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. На первый взгляд, такие дети очень самодостаточен и не нуждается в общении с окружающими, но это не так.

Рекомендации родителям, имеющим замкнутых, застенчивых  детей:

  • не принуждайте ребенка к общению;
  • старайтесь не делать за ребенка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребенка»;
  • введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребенка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребенок отказывается от общения;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (например, «сегодня у тебя получилось это гораздо лучше, чем вчера»);
  • старайтесь быть примером эффективно общающегося человека;

Если вы в описании узнали своего ребенка и у вас возникли вопросы, обращайтесь к педагогу-психологу детского сада-

Данилова Варвара Георгиевна 89834089679


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стеснительные и замкнутые дети

Рекомендации родителям по преодолению тревожности ребенка-дошкольника...

консультация для родителей Стеснительные и замкнутые дети

Консультация для родителейСтеснительные и замкнутыеЭта черта характера может сохраняться у человека всю жизнь, и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления — низкая...

Замкнутые дети

Замкнутость трактуется как обособленность, отчужденность, сдержанность, скрытность, отдаленность.Замкнутый ребенок часто испытывает потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира. Взрос...

Замкнутые дети

консультация для родителей детей дошкольного возраста...

Шпаргалка для родителей и воспитателей "Стеснительные и замкнутые дети"

Что делать если вы сталкнулись с такой проблемой? Как предотвратить проблему....

Коррекционные игры для гиперактивных, застенчивых, замкнутых детей.

Как  помоч гиперактивным  застенчивым, и замкнутым детям  Даются игры  на все виды развития раскрепощения ребенка. Игры на релаксацию, развивающие волю, внимание и.т.д....