Сценарий тренинга с педагогами "На встречу счастью и весне"
методическая разработка по психологии

Сапогова Оксана Владимировна

Конспект тренинга для педагогического коллектива по профилактике эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_133_na_vstrechu_schastyu_i_vesne.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тренинга

с педагогами МДОАУ №133

«На встречу счастью и весне!»

                         

                            Подготовила и провела: Сапогова О. В.

г. Оренбург, март 2025г.

Цель: продолжение знакомства педагогов с метафорическими ассоциативными картами как уникальным и профессиональным помощником в работе и личностном самопознании.

Задачи:

 - развивать навыки профилактики синдрома хронической усталости и профессионального выгорания;

- способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;

- формировать благоприятный психологический микроклимат;

- поиск собственных ресурсов.

Материал: презентация Блюдо дня», карандаши цветные и 2 листочка бумаги на каждого участника, метафорические карты К. Крюгер «Она».

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность тренинга: 1,5 – 2 часа.

Организатор: педагог – психолог.

Участники тренинга: педагоги ДОО.

Ход тренинга:

Вступление:

 - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть сегодня! Дата нашей встречи выбрана не случайно. Ведь сейчас весна - это время сказок и чудес, время наполнения энергией и счастьем. Поэтому, мы будем восполнять свои ресурсы и заряжаться энергией друг от друга. Но вначале мне хочется узнать, с каким настроением, с какими чувствами вы сюда пришли.

Упражнение-приветствие  «Я пришла сегодня к вам с …»

Участники, сидя в кругу, рассказывают о своих чувствах и настроении.

Диагностика самовыгорания  (К. Маслач, С.Джексон)

Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек».

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».

Опросник

1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.

2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетённость и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.

11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.

14.Мне кажется, что я слишком много работаю.  

15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов:

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.

 «Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.

«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.

Интерпретация результатов

Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон. 

0 – 15 баллов – низкий уровень;

16 – 24 баллов – средний уровень;

25 баллов  и выше – высокий уровень.

Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

0 – 5 баллов – низкий уровень;

6 – 10 баллов – средний уровень;

11 баллов  и выше – высокий уровень.

Редукция личных достижений – проявляется  в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

37 баллов и выше – низкий уровень;

31 – 36 баллов  – средний уровень;

30 баллов и меньше – высокий уровень.

О тяжести профессионального «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Упражнение «Три вещи из сумки»

- Часто нашему выгоранию способствует наше неумение оставлять «работу на работе»! Предлагаю вам осмыслить, сколько времени вы отдаете себе, работе, семье. При помощи простой игры,  мы постараемся еще глубже понять и оценить себя, свою роль и ценность.

Ну что, готовы? Тогда вперед! Возьмите в руки свои дамские сумочки, посмотрите на их содержание.  Выберите в ней три вещи, которые могут вас охарактеризовать, без которых вы не мыслите свою жизнь, от которых зависит ваш комфорт.

Вся наша жизнь состоит из трех составляющих:

  • Семья (наши родные, близкие, те люди, с кем мы живем);
  • Общество (работа, общественная жизнь);
  • Ваше «Я» (ваши интересы, хобби, желания – все, что доставляет вам удовольствие и радость).

Теперь посмотрите на выбранные вами вещи. Ответьте для себя на вопрос, к какой из трех сфер относится каждая из них. Некоторые вещи могут относится к нескольким сферам одновременно: например телефон нужен для связи с семьей, работой и помогает нам делать свои фото, узнавать что-то интересное из интернета и т.д.

Участники я выбирают  три вещи из сумочки, и определяют для себя, к какой из трех сфер относится каждая из них.

Ведущий подводит итог:

 - А теперь давайте проанализируем ваш выбор. Очень хорошо, если выбранные вещи относятся ко всем трем сферам: «Я», общество и семью. Это значит, что вам удается правильно распределять свое внимание и силы одновременно на все области жизни. Вы умеете сочетать и работу и семью и свои интересы. Такие люди меньше склонны к выгоранию, они активные, творческие, адекватные. И как следствие, не страдает ни семья, ни профессиональная деятельность, ни самооценка. Если это ваш случай, значит вы знаете цену себе и окружающим.

Если выбор сделан в пользу какой-то одной сферы, тогда без вашего должного внимания остается другие сферы: если вы не выбрали ни одной вещи, которая касается лично вас, значит вы забываете себя, часто забывая о себе, своих потребностях, растворяясь в работе или в семье. Это может привести к выгоранию, чувству усталости, потере интереса к жизни и даже к депрессии.

Если в вашем выборе нет вещи, относящейся к семье, значит ваши близкие (если таковые есть) страдают от нехватки вашего внимания, заботы, а может быть и  любви. Иногда такой выбор  делают одинокие люди.

Когда человек не выбирает ни одной вещи, относящейся к работе (обществу), это может говорить о том, что работа не приносит удовлетворения, радости. Возможно, данный человек ошибся в выборе профессии и не хочет это признавать.

Если вы выбрали все три вещи, относящиеся только к работе, то вам следует переоценить свои силы. Так, как без должного внимания остаетесь ВЫ и семья. И наоборот, если все вещи касаются семьи, то следует немного больше уделить внимания себе и профессиональной деятельности.

Итак, проанализировав свой выбор, у вас есть возможность оценить свои силы и возможности, взгляды и интересы. Чтобы скорректировать свою жизнь таким образом, чтобы ваших сил хватило и на СЕМЬЮ и на ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ и на СВОЕ Я!

Рисуночное упражнение «Солнышко»

- Уважаемые коллеги, пришло время восполнять свои ресурсы, и заряжаться положительной энергией. Наш коллектив тоже является для нас своеобразным аккумулятором, хотя иногда мы этого и не замечаем. Предлагаю выполнить упражнение «Солнышко», которое поможет нам получить положительный заряд от коллектива. Нарисуйте в центре листа солнечный диск, можете нарисовать своему солнышку лицо, как-то его украсить, подписать лист с солнцем на обратной стороне и отправить его по кругу в коллективе. Задача каждого из вас, нарисовать лучик и подписать качество вашего коллеги. Если вы затрудняетесь написать качество педагога, передавайте лист дальше.

Педагоги рисуют солнце, и все участники подрисовывают лучи и подписывают качество, которым обладает коллега. И обсуждают свои эмоции после выполнения задания.

Релаксационное упражнение «Блюдо дня»

- А мы продолжаем заряжаться положительными эмоциями. Музыка и цветы тоже могут поднять настроение. Предлагаю вам приготовить «Блюдо дня» и насладиться им.

Педагоги слушают приятную музыку и смотрят видеоролик.

Работа с двумя колодами МАК в слепую

 - Все мы нуждаемся в отдыхе, и у каждого он бывает разный. Кто-то отдыхает и набирается сил на природе, кто-то в общении с подругами, кто-то отдыхает, находясь в кругу близких. Предлагаю вам познакомиться с очередной колодой МАК «Она». Эти карты подскажут вам место вашей силы, источник положительной энергии. Возьмите одну карту и внимательно ее рассмотрите - ваш ресурс. Расскажите, пожалуйста что для вас является источником положительных эмоций.

Желающим предлагают высказаться и объяснить полученный результат.

Заключение

Рефлексия «Минутка сладости»:

 - Наша встреча подходит к концу. Мне было очень приятно с вами пообщаться! И на прощание, хочу чтобы вы еще немного получили приятностей и угостились сладостями. Предлагаю вам в конце встречи взять конфетку и рассказать в нескольких словах о прошедшей встрече.

Участники высказываются, и подводится итог работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки "Как колобок встречал весну и нашел друзей"

Для счастья не многое нужноИ есть среди этого дружбаО ней я сегодня хотела сказатьЕе отыскать всем вокруг пожелать Когда есть на свете с тобою друзья,То спорятся легче дела у тебяНа помощь их мож...

Сценарий во второй младшей группе"Дружно мы весну встречаем"

Проведение праздника весны во второй младшей группе...

Сценарий утренника в первой младшей группе "Мы весну встречаем"

Сценарий утренника в 1 младшей группе «Мы весну встречаем»...

Сценарий утренника в 1 младшей группе «Мы весну встречаем»

Сценарий утренника в 1 младшей группе «Мы весну встречаем»...

Сценарий Масленицы для младшей группы "Зиму провожаем - весну красную встречаем"

Сценарий Масленицы для младшей группы "Зиму провожаем - весну красную встречаем"...

Сценарий тренинг–встречи для родителей «По секрету всему свету…»

Тренинг-встреча для родителей детей раннего возраста (в рамках заседания клуба для родителей "Малышарики") направлена на повышение  педагогической компетентности родителей; обуче...