Базовые эмоции
картотека по психологии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Банк игр на развитие базовых эмоций с детьми с расстройствами аутистического спектра
(педагог-психолог Кильдяева Н.Е.)
№ | Название источника | Название игры | Средства | Ход игры |
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ЭМОЦИИ | ||||
1. | Игра «Смешинки и злючки» |
| Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния. Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердито выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами. | |
2. | Упражнение «Коврик злости» | Коврик с шероховатой поверхностью | Цель: снятие негативных эмоциональных состояний. Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться. | |
Игра «Зеркало». | Зеркало. | Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!» После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых. Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта. | ||
Упражнение «Солнечный зайчик» | Цель: снятие эмоционального напряжения. Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. | |||
Игра «Мой зверь» | Дети закрывают глаза и вспоминают, какое животное им нравится. Затем показывают это животное: его движениями, мимику, как оно разговаривает. Остальные отгадывают. | |||
Игра «Зеркало» | Зеркало | Дети изображают страх в своих лицах. Воспитатель передает им зеркало, а дети изображают страшное лицо и пугаются. Потом дети рассказывают, чего они испугались. | ||
Дидактическая игра «Моё настроение». | Пиктограммы | Цель: развитие способности чувствовать, понимать себя, свое настроение и эмоции; знакомство с пиктограммами их обозначающими; развитие мелкой моторики рук; закрепление умения осознавать себя представителем определенного пола. Ход игры: Предлагается рассмотреть пиктограммы. Задаем ребенку следующие вопросы: - Какое у тебя сегодня настроение? - На какую пиктограмму ты сейчас похож (а)? Далее ребенок обводит ее фломастером, называет эту эмоцию. Педагог просит нарисовать на карточке себя в таком настроении. | ||
Дидактическая игра «Магнитные портреты». | Цель: учит различать эмоции (радость, злость, удивление), конструировать, развивает мелкую моторику, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирует произвольное внимание. Ход игры. Разложим детали игрушки на столе. Предлагаем ребенку собрать лицо человека, который смеется, злится, удивляется. Обсуждаем, как меняется лицо человека, когда он испытывает разные эмоции. Когда нам весело, глаза прищуриваются, а рот растягивается в улыбке. Когда мы злимся, мы хмурим брови. Когда удивляемся чему-то, широко распахиваем глаза и приоткрываем рот и т.д. | |||
Дидактическая игра «Игрушки и эмоции» | Неваляшки с изображением эмоций. | Цель: развитие способности узнавать эмоции и называть их; развитие произвольного внимания. Ход игры: Педагог просит помочь малышам найти своих неваляшек, провести линии с помощью фломастера. Он обращает внимание дошкольника на то, что настроение детей и их игрушек одинаковое. Ребенок, находя соответствие, называет эмоцию. | ||
Дидактическая игра «Часики эмоций» | Часы с эмоциями | Цель игры: развитие восприятия и понимания основных эмоций ребенка (радость, печаль, гнев, удивление), знакомство с пиктограммами их обозначающими. Ход игры. Рассматриваем с ребенком часики и обращаем внимание на то, какие человечки разные. Просим показать грустного, веселого и т.д. Ребенок отмечает с помощью стрелки на «Часиках эмоций» свое настроение. Делится радостями и переживаниями. Педагог предлагает карточки с изображением сказочных героев в разных эмоциональных состояниях, а ребенок ищет эти эмоции на часиках с пиктограммами, переставляя стрелки. | ||
Дидактическая игра «Найди смайлик». | Картинки с изображением детей, пиктограмма,фломастер,картинку со смайликами. | Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние детей по картинке, соотносить с соответствующей пиктограммой; развитие мелкой моторики руки. Ход игры: Ребенок рассматривает картинки с изображением детей, определяет и называет их настроение, находит соответствующую пиктограмму. Затем с помощью фломастера ребенок соединяет картинку со смайликом. | ||
Дидактическая игра «Соедини шнурком» | Сюжетные картинки, пиктограмма. | Цель: развитие способности узнавать эмоции по сюжетным картинкам, соотносить с соответствующей пиктограммой. Ход игры. Ребенок рассматривает сюжетные картинки, определяет и называет настроение человека, находит соответствующую пиктограмму. Он соединяет картинку с пиктограммой с помощью шнурка, прикрепленного к картинке. | ||
Дидактическая игра «Цвет настроения» | Схематичнее изображения, 16 разноцветных кружков. | Цель: развитие эмоциональной сферы детей, умения соотносить настроение с определенным цветом, определять настроение по схематическому изображению; развитие зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительной памяти, мышления; закрепление основных цветов и их оттенков; развитие связной речи, мелкой моторики рук детей, интереса детей в изучении самих себя. Ход игры. Ребенок рассматривает ряд белых схематических изображений разной формы (квадрат, облако, дуга, многоугольник и круг) и 16 разноцветных кружков на липкой ленте. Педагог объясняет: «Каждое настроение имеет свой цвет. Как ты думаешь, какого цвета печаль (квадрат)? Подбери для нее свой цвет. Какого цвета, по-твоему, счастье (облако)? Какого цвета может быть обида (дуга)? Какой цвет у восторга (многоугольник)? Какого цвета сейчас твое настроение (круг)?». Ребенок размещает на фигурах кружок соответствующего цвета. Таким образом, использование данного пособия поможет детям с РАС лучше узнавать и понимать эмоции свои и других людей, поступки, оценивать их, объяснять эмоциональное состояние. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие базовых эмоций и чувств у детей дошкольного возраста"
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогают человеку глубже понимать происходящее, лучше разбираться в собственных чувствах. В данной статье приводятся прим...

Программа по формированию базовых эмоций у дошкольников (цикл занятий)
В данной программе предложена серия занятий, направленных на интенсивную коррекцию отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет.Цель программы: научить ребенка понимать собст...

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
Предложенные игровые занятия, этюды, упражнения, психогимнастика помогут исследовать эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. А также в дальнейшем использовать в коррекционной ра...

Методические рекомендации по использованию тематической подборки игр на формирование и развитие базовых эмоций (радость, страх, гнев, печаль, удивление, интерес.)
Социально-эмоциональное развитие можно отнести к глобальным проблемам современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Именно они формируют атмосферу внутренне...

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения....

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГНЕВ, ЗЛОСТЬ
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния....

