Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации
консультация по психологии

Ашихина Наталья Александровна

В основании типологии конфликтного поведения К.Томаса лежат два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_i_strategii_povedeniya_v_konfliktnoy_situatsii.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации

Конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.  

Таким образом, осознанное целенаправленное поведение в конфликте сводится к выбору стратегии и тактики.

 Стратегия – это программа и план действия удовлетворения своей конкретной потребности или своего конкретного интереса в данном конфликте.

Тактика – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые в конечном счете определяют стиль поведения человека в конфликте. Каждой из стратегий присущи определенные тактические действия, для каждой требуются определенные качества личности.

В основании типологии конфликтного поведения К.Томаса лежат два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие стратегии поведения в конфликте:

противоборство (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

уступчивость (приспособление), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

 компромисс основан на взаимных уступках друг другу;

избегание (уход, уклонение), для которого характерно как отсутствие

стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению

собственных целей;

сотрудничество, когда участники взаимодействия приходят к

альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

        Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стили поведения в конфликтной ситуации

Противоборство (соревнование, конкуренция)

  • Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  • Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.
  • Стратегию соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.         

Преимущества

Не копятся отрицательные эмоции

Подходит для экстремальных ситуаций

Недостатки

Конфликт не решается справедливо

Постоянный конфликт со всеми

Рекомендуется использовать:

  1. в том случае, если Вы, обладая неопределенной властью, уверены в правильности своего решения данной ситуации;
  2. исход очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;
  3. решение необходимо принять быстро и Вы имеете для  этого достаточно авторитета и возможностей;
  4. если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора;
  5. Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
  6. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не может вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда Вы не обладаете достаточной властью, а Ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Уступчивость (приспособление)

Стиль приспособления означает, что Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для Вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.

Преимущества

Сохраняются взаимоотношения между людьми        

Недостатки

Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются

Стратегию «приспособления» рекомендуется использовать, когда:

  • Вас не особенно волнует происходящее;
  • Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;
  • лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;
  • правда не на Вашей стороне;
  • у Вас мало шансов победить.

                                              Компромисс

  1. Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
  2. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Преимущества

Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое

Недостатки

Может накапливаться неудовлетворённость у людей

Стратегию «Компромисс» рекомендуется использовать, когда:

  • необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;
  • Вас может устроить временное решение;
  • другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;
  • компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.
  • обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
  • компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Избегание (уход, уклонение)

Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Преимущества

  1. Это «безопасный стиль в опасности»
  2. Человек сам конфликты не создаёт

Недостатки

Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время

Стратегию «Уклонение» рекомендуется использовать, когда:

  • источник разногласий тривиален и несущественен для Вас по сравнению с другими более важными задачами, а поэтому Вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
  • знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
  • у Вас мало власти для решения проблемы желательным для Вас способом;
  • хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
  • пытаться решать проблему немедленно — опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
  • не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или Вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Сотрудничество

Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества.

Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Преимущества

Справедливое, окончательное разрешение конфликта

Недостатки

«Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других

Стратегию «Сотрудничество» рекомендуется использовать, когда:

  1. необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
  2. у Вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  3. основной целью является приобретение совместного опыта работы;
  4. стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
  5. у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;
  6. обе вовлеченные в конфликт стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

конфликт поведение классный коллективВ моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называ...

Стратегия поведения при конфликтной ситуации (педагог-родитель)

Стратегия поведения при конфликтной ситуации Консультация для педагогов и родителей «При деловом конфликте идет обсуждение проблемы.В психологическом конфликте обсуждаются личности.Психологическ...

Консультация для педагогов "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"...

Памятка для педагогов «Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями»

Памятка для педагогов«Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями»...

Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации

Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуацииКонфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаим...