Кинезиологические упражнения: волшебная гимнастика для развития мозга дошкольника
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кинезиологические упражнения – это система движений, объединяющая тело и разум. Они способствуют развитию межполушарного взаимодействия, синхронизируют работу правого и левого полушарий мозга, что благотворно влияет на когнитивные функции: память, внимание, мышление, речь, а также улучшает координацию движений и эмоциональное состояние ребенка. В дошкольном возрасте, когда мозг активно развивается и формируются нейронные связи, кинезиологические упражнения особенно полезны и эффективны.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya_vklad_v.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения: вклад в гармоничное развитие дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс специально подобранных движений, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия, синхронизации работы правого и левого полушарий мозга. Это, в свою очередь, положительно влияет на когнитивные функции: память, внимание, мышление, речь, а также улучшает координацию, мелкую моторику и психоэмоциональное состояние ребенка.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что:

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мозга, формируются нейронные связи.

Кинезиологические упражнения являются эффективным инструментом для развития познавательных способностей и подготовки к школе.

Они способствуют гармоничному развитию личности ребенка, улучшают его адаптационные возможности.

Влияние кинезиологических упражнений на развитие дошкольников:

Развитие межполушарного взаимодействия: Улучшается скорость обработки информации, повышается эффективность обучения, формируется целостное восприятие мира.

Улучшение памяти и внимания: Ребенок становится более внимательным, легче концентрируется, улучшается кратковременная и долговременная память.

Развитие речи и мышления: Стимулируются речевые зоны мозга, расширяется словарный запас, развивается логическое, абстрактное и образное мышление.

Улучшение координации движений и мелкой моторики: Развивается ловкость, точность и плавность движений, что важно для письма, рисования и других видов деятельности.

Снижение уровня стресса и тревожности: Упражнения помогают ребенку расслабиться, справиться с эмоциональным напряжением, повышают уверенность в себе.

Подготовка к школе: Формируются навыки, необходимые для успешного обучения: усидчивость, самоконтроль, умение планировать свою деятельность.

Методы и приёмы кинезиологии:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Комплекс кинезиологических упражнений.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Кулак-ребро-ладонь»

Описание: Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, – ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Упражнение «Симметричный рисунок»

Описание: суть упражнения в том, что необходимо одновременно двумя руками нарисовать простой рисунок: ёлочку, дом, цветочек и т.д. Упражнение можно выполнять как в воздухе, так и на листе бумаги.

Дыхательное упражнение «Свеча»

Описание: Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Телесное упражнение «Колено-локоть»

Описание: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Глазодвигательное упражнение «Глазки»

Описание: вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке»

Описание: сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Заключение.

Кинезиологические упражнения – эффективный метод развития познавательных способностей, координации движений и психоэмоциональной сферы дошкольников. Включение этих упражнений в образовательный процесс способствует гармоничному развитию ребенка и успешной подготовке к школе. Рекомендую вам использовать кинезиологические упражнения в своей работе и убедиться в их эффективности на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения или "Гимнастика мозга"

Кинезиологические  упражнения - это упражнения улучшающие межполушарное взаимодействие и повышающие IQ  и творческие способности....

Кинезиологические упражнения. Методика "Гимнастика мозга" в работе психолога

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Задачи:Развитие межполушарной специализации.Синхронизация работы полушарий.Разв...

Практико - ориентированное сообщение «Кинезиологические упражнения, которые позволяют «включить» произвольное внимание дошкольника»

Кинезиологические упражнения, которые позволяют «включить» произвольное внимание дошкольника...

Значеник кинезиологических упражнений и игр в развитии связной речи дошкольников

Данный буклет полезен не только педагогам, но и родителям....

Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»

Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»Цель:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологич...

Консультация для родителей. "Что такое кинезиологические упражнения и чем они полезны для дошкольников?"

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных ...