НЕЙРОКЕЙС.
методическая разработка по психологии

Сусликова Ирина Сергеевна

Нейрокейс - это многофункциональное игровое дидактическое пособие для развития когнитивных способностей и высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей\Desktop\k4IWiXym1bBfWYpbHrThXCB99t_No0RAUYHCKL7w3k9ebTahyyqljo_F-yCFz0Q_NcUQPLAu3XYThpVBj3prj2r5.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\77QlMsVB6TQlr2P1vKerG6fPWVjEFciWlANBL1H7BhGxMs8NBxSMr-kwnODWFeroTSx9uULSiL2iTeplt5AX-b3t.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\Og2LZ_guXYdwUwzv8yJajsmMNoMN0YtWcCqeAEdakAlYQlYaKuTuYFBhppVq9D5obU5WmTFA1zEigzaIn35Zqlow.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\oMt1b63W4DSlBchfDmbQ31wnuVhynVSgkrK7ZtcXTrZmQOmprYYscSRjIi-uanAk9izVcTmQRqulZTYHyr5UWG8f.jpg



Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8599fbbb60489ac1023becccf1c2194eb2e1b091-4766966-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=583edbbb4a1f05053cfbf4bced1636e22f8bef4c-10934180-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=31298e81a4bb1a863f5e92fae42a0f9650858b2a-7803878-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1920d0fd7a305cc58c4fdad186579e6d331ad1e1-5016167-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5ea30590cd62d2d4fabb48966be788b12c713494-12523590-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=15ba1ec68fae1c0d9194fa387b21c657aa414a84-7094423-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=667faaad8d9935a8370595c683256f8d8421fc02-10767497-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=35fc30e32bd26279710e78cf906cbb7d181770d6-6379389-images-thumbs&n=13



Предварительный просмотр:

Развивающая игра «Эмоции» — это увлекательное нейроупражнение, направленное на развитие таких важных навыков, как внимание, восприятие, мелкая моторика и распознавание эмоциональных состояний. Участникам предлагается нарисовать различные эмоции на кругах, следуя представленному образцу.

Цели упражнения:

• Развитие внимания и сосредоточенности: Участники учатся сосредоточиваться на деталях, что помогает улучшить общее внимание.

• Развитие мелкой моторики: Рисование способствует координации движений рук и улучшению моторных навыков.

• Распознавание эмоций: Упражнение помогает лучше понимать свои чувства и чувства окружающих, развивая эмоциональную интеллигентность.

Игра «Эмоции» — это не просто развлечение, но и важный шаг в познании мира своих чувств. Регулярная практика этого нейроупражнения помогает детям и взрослым стать более внимательными и чуткими к окружающим, а также развивает креативные способности.

C:\Users\Андрей\Desktop\pWz8PgYw4xESYXG0IK2b8MsGNbV_XR4z3af8S-CniEoyzJAghso33hcve44DI3Q4YX9D8lFQJDBknwCod7nHHAfd.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\fUCOlSvLUd69HFLsk27VYehAs775G1-CSQIFXFWkvvwLg22r1oqgIWKiMJPkcEnu-hNl3-Ed-XzJB7GWisYuQ-Jq.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\vyKVZlgNzPhAFX3oYe4-hmOy8JvxLLjB0fbOVM9mmnLyN1hstzkYkdwY9dm9eeBQeevO7e8pkMw8sIes_z4RA1mR.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\aSy-sXMrOmMS1RwFGFysprx36F3fJ4YB1-q_3mphwqSgDHRAxDNuBAuUarrg-XiJP4qCQc0bxdCnlb--29_EuRhv.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей\Desktop\НЕЙРОКЕЙС\нейромоторика.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\НЕЙРОКЕЙС\нейромоторика.jpg



Предварительный просмотр:

Упражнение 1.

Закрась в нижнем треугольнике те же детали, которые закрашены в верхнем.


Упражнение 2.

Проведи белочку к орехам по лабиринту. Сначала найди верный путь глазами, потом без ошибок обведи карандашом.


Упражнение 3 (1).

Раскрась левую часть жука зеркально правой.


Упражнение 3 (2).

Раскрась правую часть бабочки зеркально левой.


Упражнение 4 (1).

Правой рукой нажимай на части круга, двигайся по часовой стрелке. Левой рукой выполняй жесты в соответствии с нужным цветом.


Упражнение 4 (2).

Левой рукой нажимай на части круга, двигайся по часовой стрелке. Правой рукой выполняй жесты в соответствии с нужным цветом.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Опросник для родителей

Фамилия, имя ребенка:______________________________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________________________

Дата обследования: ________________________________________________________________

  1. Сведения о семье (заполняют родители/законные представители):

Мать _____________________________________________________________________________

Отец: _____________________________________________________________________________

Жалобы родителей: _________________________________________________________________

Наследственные заболевания _________________________________________________________

Общий анамнез: ____________________________________________________________________

От какой беременности ребенок: _______________________________________________________

Характер беременности:

  • токсикоз
  • хронические заболевания
  • инфекционные заболевания
  • без особенностей

Стимуляция:

  • механическая
  •  химическая
  •  электростимуляция
  • без стимуляции

Крик:

  • был
  • нет

Асфиксия:

  • белая
  • синяя
  • без асфиксии

Резус-фактор:

  • отрицательный
  • положительный
  • резус-конфликт (мать-ребенок)

Вес и рост ребенка при рождении ___________

Вскармливание: к груди приложили на ________ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания; вскармливание грудью до _______; последующее вскармливание: смешанное, искусственное.

Выписка из родильного дома на _____ день.

Дополнительное пребывание в роддоме, причины _________________________________________

Раннее развитие

Держит голову с _____ мес. Сидит с _____мес. Стоит с _____ мес. Ходит с ______мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___

Перенесенные заболевания

До 1 года ___________________________________________________________________________

После 1 года _________________________________________________________________

Инфекции ___________________________________________________________________

Ушибы ______________________________________________________________________

Травмы головы _______________________________________________________________

Судороги при высокой температуре ______________________________________________

Речевое развитие

Гуление с ___ мес, характер гуления ________, лепет с ___ мес, характер лепета ________

Первые слова, их характеристика ________________________________________________

Речь в настоящее время:

  • использование жестов,
  • скудная, бедная
  • понимает простые инструкции
  • понимает сложные инструкции
  • понимание речи снижено
  • другое_______________________________________________________________________

Отношение к своей речи:

  • активно использует речь
  • старается мало говорить, потому что не получается
  • раздражается, когда его не понимают
  • высказывает свои желания с помощью крика (эмоций)
  • другое_______________________________________________________________________

Речевая среда:

  • дефицит речевого общения
  • норма 
  • другое______________________________________________________________________

Занимался  логопедом/нейропсихологом/психологом:

  • нет
  • да

 результат __________________________________________________________________


Протокол нейропсихологического обследования.

Проба

Отметка о выполнении

Локализация нарушения

Оценка нарушения

  1. Кинестетический праксис

Выполнение по зрительному образцу:

  1. Соединить I и II пальцы в кольцо.
  2. Пальцы сжаты в кулак, II, III пальцы вытянуты.
  3. Пальцы сжаты в кулак, II и V пальцы вытянуты.
  4. То же левой рукой.
  • 1.1. не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие.

       Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.2. не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие.

Левая рука.

Правое полушарие, теменная доля.

  • 1.3. неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо II и III пальцев показывает IV и V).

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  • 1.4.  воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палец игнорирует.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия

  • 1.5. с трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  • 1.6.  с трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  • 1.7. не может воспроизвести позу, заданную на другой руке.

Справа – налево.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.8.  не может воспроизвести позу, заданную на другой руке.

Слева – направо.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.9. билатеральное нарушение переноса поз с одной руки на другую.

Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Нарушение межполушарного взаимодействия.

Выполнение по тактильному образцу (глаза ребёнка закрыты, специалист придает определенную позу руке ребенка, ребенок должен воспроизвести позу той же рукой):

  1. Пальцы сжаты в кулак, II, III пальцы вытянуты.
  2. Пальцы сжаты в кулак, II и V пальцы вытянуты.
  3. То же левой рукой.
  • 1.1. не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие.

         Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.2. не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие.

        Левая рука.

Правое полушарие, теменная доля.

  • 1.3. неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо II и III пальцев показывает IV и V).

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  • 1.4. воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палец игнорирует.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

  • 1.5. с трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

      Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  • 1.6. с трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

      Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  • 1.7. не может воспроизвести позу, заданную на другой руке.

      Справа – налево.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.8. не может воспроизвести позу, заданную на другой руке.

      Слева – направо.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.9. билатеральное нарушение переноса поз с одной руки на другую.

Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Нарушение межполушарного взаимодействия.

Перенос поз (глаза ребёнка закрыты, специалист придает определенную позу руке ребенка, ребенок должен воспроизвести позу другой рукой):

  1. Пальцы сжаты в кулак, II, III пальцы вытянуты.
  2. Пальцы сжаты в кулак, II и V пальцы вытянуты.
  3. То же левой рукой.
  • 1.1. не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие.

        Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.2.  не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие.

        Левая рука.

Правое полушарие, теменная доля.

  • 1.3.  неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо II и III пальцев показывает IV и V).

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  • 1.4.  воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палец игнорирует.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия

  • 1.5. с трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

      Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  • 1.6.  с трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

      Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  • 1.7. не может воспроизвести позу, заданную на другой руке.

      Справа – налево.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.8.  не может воспроизвести позу, заданную на другой руке.

      Слева – направо.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

  • 1.9.  билатеральное нарушение переноса поз с одной руки на другую.

Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Нарушение межполушарного взаимодействия.

  1. Пространственный праксис.

Ребенок сидит напротив специалиста. Специалист придает определенное пространственное положение своей руке. Ребёнок должен воспроизвести его той же рукой.

  1. «Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх.
  • 2.1. не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  • 2.2. не может найти заданную часть лица или тела.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение схемы тела.

  • 2.3. импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

  1.  Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз.
  • 2.1. не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  • 2.2. не может найти заданную часть лица или тела.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение схемы тела.

  • 2.3. импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

  1.  Большой палец под подбородком, ладонью сагитально, пальцами вперёд.
  • 2.1. не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  • 2.2. не может найти заданную часть лица или тела.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение схемы тела.

  • 2.3. импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

  1.  Ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе.
  • 2.1. не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  • 2.2. не может найти заданную часть лица или тела.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение схемы тела.

  • 2.3. импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

  1. Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя.
  • 2.1. не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  • 2.2. не может найти заданную часть лица или тела.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение схемы тела.

  •  2.3. импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

  1. Левая рука касается правого уха.
  •  2.1. не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  •  2.2. не может найти заданную часть лица или тела.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение схемы тела.

  •  2.3. импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

  1. Правая рука касается левого глаза.
  •  2.1. не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

  •  2.2. не может найти заданную часть лица или тела.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение схемы тела.

  •  2.3. импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

3. Динамический праксис.

3 а. Смена трех положений кисти:

Ребенку предлагается последовательно придать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющейся по столу плашмя (кулак-«ребро»-ладонь).

  •  3.1. не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга.

Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение динамической организации движений.

  •  3.2. не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга.

Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.3. с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения.

Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  •  3.4. с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения.

Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.5. неправильное воспроизводит пространственное направление движений.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственной организации движений.

  •  3.6. не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движение обеих рук.

Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Нарушение реципрокной организации движений.

  •  3.7. в той же пробе отстает правая рука.

Левое полушарие, лобная доля.

Дезавтоматизация.

  •  3.8. в той же пробе отстает левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.9. воспроизводит движения только правой руки, игнорируя левую руку.

Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Игнорирование левой руки.

3 б. Выполнение графических проб:

Ребенку предлагается рисовать заданный узор правой рукой в течении 20 секунд.

  •  3.1. не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга.

Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение динамической организации движений.

  •  3.2. не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга.

Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.3. с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения.

Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  •  3.4. с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения.

Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.5. неправильное воспроизводит пространственное направление движений.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственной организации движений.

  •  3.6. не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движение обеих рук.

Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Нарушение реципрокной организации движений.

  •  3.7. в той же пробе отстает правая рука.

Левое полушарие, лобная доля.

Дезавтоматизация.

  •  3.8. в той же пробе отстает левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.9. воспроизводит движения только правой руки, игнорируя левую руку.

Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Игнорирование левой руки.

3 в. Реципрокная координация:

Ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

  •  3.1. не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга.

Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение динамической организации движений.

  •  3.2. не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга.

Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.3. с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения.

Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  •  3.4. с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения.

Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.5. неправильное воспроизводит пространственное направление движений.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственной организации движений.

  •  3.6. не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движение обеих рук.

Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Нарушение реципрокной организации движений.

  •  3.7. в той же пробе отстает правая рука.

Левое полушарие, лобная доля.

Дезавтоматизация.

  •  3.8. в той же пробе отстает левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

  •  3.9. воспроизводит движения только правой руки, игнорируя левую руку.

Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Игнорирование левой руки.

4. Слухо-моторная координация.

Оценка ритмов:

  1. Одиночные «пачки» (II или III).
  2. Серии «пачек» (II II II или III III III III).
  •  4.1. не может определить количество ударов, сказать одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма.

Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля.

Нарушение слухового восприятия.

  •  4.2. не может воспроизвести ритмы по заданному образцу. Не улавливает структуру ритма.

Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля.

  •  4.3. делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  •  4.4. забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения.

Левое полушарие, височная доля.

Правое полушарие, височная доля.

Слабость акустических следов.

  •  4.5. не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу).

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

(специалист простукивает ритм, предлагает ребенку повторить):

Простые ритмы:

  1. II II II
  2. III III III
  3. II II II

Акцентированные ритмы:

  1. II III II III II III
  2. III II III II III II
  •  4.1. не может определить количество ударов, сказать одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма.

Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля.

Нарушение слухового восприятия.

  •  4.2. не может воспроизвести ритмы по заданному образцу. Не улавливает структуру ритма.

Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля.

  •  4.3. делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  •  4.4. забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения.

Левое полушарие, височная доля.

Правое полушарие, височная доля.

Слабость акустических следов.

  •  4.5. не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу).

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

Воспроизведение ритмов по инструкции:

Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции:

  1. Стучать «по 2 раза», «по 3 раза».
  2. Стучать «по 2 раза сильно, по 3 раза слабо».
  •  4.1. не может определить количество ударов, сказать одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма.

Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля.

Нарушение слухового восприятия.

  •  4.2. не может воспроизвести ритмы по заданному образцу. Не улавливает структуру ритма.

Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля.

  •  4.3. делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движений.

  •  4.4. забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения.

Левое полушарие, височная доля.

Правое полушарие, височная доля.

Слабость акустических следов.

  •  4.5. не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу).

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение произвольной регуляции движений.

5.  Стереогноз.

Глаза ребенка закрыты, специалист вкладывает предмет в его руку. Ребенок должен на ощупь узнать его (использовать хорошо знакомые предметы, по 3 в каждую руку).

Ощупывание правой рукой.

Ощупывание левой рукой.

  •  5.1. не узнает ощупываемый предмет.

Правая рука.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение сенситивного гнозиса.

  •  5.2. не узнает ощупываемый предмет.

Левая рука.

Правое полушарие, теменная доля.

  •  5.3. узнает ощупываемый предмет, но не может его назвать.

Левое полушарие, височная доля.

Амнестическая афазия.

  •  5.4. не может назвать предметы, ощупываемые левой рукой.

Срединные отделы мозга: межполушарные комиссуры.

Тактильная аномия.

6. Зрительный гнозис.

Ребенку предлагаются различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе):

  1. Реалистичные изображения.
  •  6.1. не узнает изображения.

Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Нарушение зрительного восприятия.

  •  6.2. не может называть изображения, забывает названия предметов.

Левое полушарие, височная доля.

Амнестическая афазия.

  •  6.3. не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

  •  6.4. называет предметы в обратной последовательности, справа-налево.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Зеркальность восприятия.

  •  6.5. не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы.

Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли.

Фрагментарность восприятия.

  •  6.6. дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок.

Левое и правое полушария, лобные доли.

Инактивность восприятия.

  •  6.7. не может определить пол или возраст персонажей на картинке.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли.

Нарушение лицевого гнозиса.

  •  6.8. не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств).

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение мышления.

  1. Схематические изображения.
  •  6.1. не узнает изображения.

Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры

Нарушение зрительного восприятия.

  •  6.2. не может называть изображения, забывает названия предметов.

Левое полушарие, височная доля.

Амнестическая афазия.

  •  6.3. не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

  •  6.4. называет предметы в обратной последовательности, справа-налево.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Зеркальность восприятия.

  •  6.5. не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы.

Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли.

Фрагментарность восприятия.

  •  6.6. дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок

Левое и правое полушария, лобные доли.

Инактивность восприятия.

  •  6.7. не может определить пол или возраст персонажей на картинке.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли.

Нарушение мышления.

  •  6.8. не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств).

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение мышления.

  1. Наложенные изображения.
  •  6.1. не узнает изображения.

Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры

Нарушение зрительного восприятия.

  •  6.2. не может называть изображения, забывает названия предметов.

Левое полушарие, височная доля.

Амнестическая афазия.

  •  6.3. не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

  •  6.4. называет предметы в обратной последовательности, справа-налево.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Зеркальность восприятия.

  •  6.5. не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы.

Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли.

Фрагментарность восприятия.

  •  6.6. дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок

Левое и правое полушария, лобные доли.

Инактивность восприятия.

  •  6.7. не может определить пол или возраст персонажей на картинке.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли.

Нарушение лицевого гнозиса.

  •  6.8. не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств).

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение мышления.

  1. Ребенку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено.
  •  6.1. не узнает изображения.

Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры

Нарушение зрительного восприятия.

  •  6.2. не может называть изображения, забывает названия предметов.

Левое полушарие, височная доля.

Амнестическая афазия.

  •  6.3. не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

  •  6.4. называет предметы в обратной последовательности, справа-налево.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Зеркальность восприятия.

  •  6.5. не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы.

Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли.

Фрагментарность восприятия.

  •  6.6. дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок

Левое и правое полушария, лобные доли.

Инактивность восприятия.

  •  6.7. не может определить пол или возраст персонажей на картинке.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли.

Нарушение лицевого гнозиса.

  •  6.8. не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств).

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение мышления.

  1. Ребенка просят показать называемый объект (используется тот же картинный материал, что при исследовании зрительного гнозиса).
  •  6.1. не узнает изображения.

Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры

Нарушение зрительного восприятия.

  •  6.2. не может называть изображения, забывает названия предметов.

Левое полушарие, височная доля.

Амнестическая афазия.

  •  6.3. не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

  •  6.4. называет предметы в обратной последовательности, справа-налево.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры.

Зеркальность восприятия.

  •  6.5. не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы.

Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли.

Фрагментарность восприятия.

  •  6.6. дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок

Левое и правое полушария, лобные доли.

Инактивность восприятия.

  •  6.7. не может определить пол или возраст персонажей на картинке.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли.

Нарушение лицевого гнозиса.

  •  6.8. не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств).

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение мышления.

7. Речь.

Сенсорная функция речи.

  1. Ребенка просят показать называемый предмет (используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса).
  2.  Ребенка просят повторить звуки «у, б, л, д, т».
  3.  Ребенка просят повторить слоги «ба-па, та-да, би-ба-бо».
  4. Ребенка просят повторить слова «дочка, точка, кадр, кораблекрушение».
  5. Ребенка просят повторить фразу «В саду за высоким забором росли яблони».
  •  7.1. не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д и др.)

Левое полушарие, височная доля (зона Вернике).

Сенсорная афазия.

  •  7.2. затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н-д, б-м и др.).

Левое полушарие, теменная доля.

Кинестетическая афазия.

  •  7.3. не может переключиться с одной артикуляции на другую. Застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки.

Левое полушарие, лобная доля (зона Брока).

Кинетическая афазия.

  •  7.4. не понимает грамматических конструкций, неправильно употребляет падежи, предлоги.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение грамматического строя речи. (Семантическая афазия).

Номинативная функция речи.

Реалистические изображения.

  •  7.1. не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д и др.)

Левое полушарие, височная доля (зона Вернике).

Сенсорная афазия.

  •  7.2. затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н-д, б-м и др.).

Левое полушарие, теменная доля.

Кинестетическая афазия.

  •  7.3. не может переключиться с одной артикуляции на другую. Застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки.

Левое полушарие, лобная доля (зона Брока).

Кинетическая афазия.

  •  7.4. не понимает грамматических конструкций, неправильно употребляет падежи, предлоги.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение грамматического строя речи. (Семантическая афазия).

8. Слухо-речевая память.

Запоминание 2-х групп по три слова.

Ребенку предлагается повторить слова: холод, цветок, книга. После этого предъявляется вторая группа слов: слон, вода, пол. Ребенка просят повторить первую группу слов, затем просят повторить вторую группу слов. Если ребенок не повторяет слова правильно, процедура повторяется снова (не более 5 раз).

  •  8.1. не может удержать в памяти серию из 3-х слов, искажает слова.

Левое полушарие, височная доля.

Акустико-мнестическая афазия.

  •  8.2. не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова.

Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Тормозимость речевых следов.

  •  8.3. стереотипно повторяет одни и те же слова.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность речевых следов.

  •  8.4. соскальзывание на побочные ассоциации, вплетает новые слова.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение избирательности мнестической деятельности.

  •  8.5. не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов.

Левое полушарие, височная доля.

Сужение объема памяти.

  •  8.6. постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение слов.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Замедленность запоминания.

  •  8.7. не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Нарушение порядка элементов.

  •  8.8. после интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением.

Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Тормозимость следов.

  •  8.9. не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты.

Левое полушарие, височная доля.

Сужение объема памяти.

  •  8.10. передает содержание, но не понимает смысла рассказа.

Левое и правое полушария – лобные доли.

Нарушение мышления.

Запоминание 5 слов.

Ребенку предъявляют слова: дом, кот, лес, ночь, звон. Ребенок должен воспроизвести слова в заданном порядке (последнее обстоятельство подчеркивается).

  •  8.1. не может удержать в памяти серию из 3-х слов, искажает слова.

Левое полушарие, височная доля.

Акустико-мнестическая афазия.

  •  8.2. не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова.

Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Тормозимость речевых следов.

  •  8.3. стереотипно повторяет одни и те же слова.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность речевых следов.

  •  8.4. соскальзывание на побочные ассоциации, вплетает новые слова.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение избирательности мнестической деятельности.

  •  8.5. не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов.

Левое полушарие, височная доля.

Сужение объема памяти.

  •  8.6. постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение слов.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Замедленность запоминания.

  •  8.7. не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Нарушение порядка элементов.

  •  8.8. после интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением.

Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Тормозимость следов.

  •  8.9. не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты.

Левое полушарие, височная доля.

Сужение объема памяти.

  •  8.10. передает содержание, но не понимает смысла рассказа.

Левое и правое полушария – лобные доли.

Нарушение мышления.

Воспроизведение слов после интерференции.

Ребенка прост повторить две группы слов, затем – опять 5 слов, которые он только что произносил.

  •  8.1. не может удержать в памяти серию из 3-х слов, искажает слова.

Левое полушарие, височная доля.

Акустико-мнестическая афазия.

  •  8.2. не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова.

Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Тормозимость речевых следов.

  •  8.3. стереотипно повторяет одни и те же слова.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность речевых следов.

  •  8.4. соскальзывание на побочные ассоциации, вплетает новые слова.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение избирательности мнестической деятельности.

  •  8.5. не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов.

Левое полушарие, височная доля.

Сужение объема памяти.

  •  8.6. постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение слов.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Замедленность запоминания.

  •  8.7. не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Нарушение порядка элементов.

  •  8.8. после интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением.

Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Тормозимость следов.

  •  8.9. не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты.

Левое полушарие, височная доля.

Сужение объема памяти.

  •  8.10. передает содержание, но не понимает смысла рассказа.

Левое и правое полушария – лобные доли.

Нарушение мышления.

Повторение рассказа.

Ребенку предъявляют короткий рассказ, затем просят передать его содержание (например, рассказ Л.Н. Толстого «Курица и золотые яйца»).

  •  8.1. не может удержать в памяти серию из 3-х слов, искажает слова.

Левое полушарие, височная доля.

Акустико-мнестическая афазия.

  •  8.2. не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова.

Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Тормозимость речевых следов.

  •  8.3. стереотипно повторяет одни и те же слова.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность речевых следов.

  •  8.4. соскальзывание на побочные ассоциации, вплетает новые слова.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение избирательности мнестической деятельности.

  •  8.5. не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов.

Левое полушарие, височная доля.

Сужение объема памяти.

  •  8.6. постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение слов.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Замедленность запоминания.

  •  8.7. не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Нарушение порядка элементов.

  •  8.8. после интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением.

Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Тормозимость следов.

  •  8.9. не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты.

Левое полушарие, височная доля.

Сужение объема памяти.

  •  8.10. передает содержание, но не понимает смысла рассказа.

Левое и правое полушария – лобные доли.

Нарушение мышления.

9. Рисунок.

Самостоятельный рисунок.

Ребенку предлагается нарисовать дом, человека.

  •  9.1. не может выполнить простой рисунок, не воспроизводит существенных деталей объекта.

Правое полушарие, височная, теменная доли.

Нарушение конструктивной деятельности.

  •  9.2. не может воспроизвести пространственное расположение элементов, соотношение целого и частей.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственного восприятия.

  •  9.3. располагает рисунок в правой половине листа, упускает детали слева, искажает левые фрагменты.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли.

Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

  •  9.4. с трудом переключается с одного движения на другое, многократно обводит один и тот же элемент.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движения.

Срисовывание с образца.

Ребенку предлагается срисовать домик (образец прилагается) правой рукой.

Задание выполняется левой рукой.

  •  9.1. не может выполнить простой рисунок, не воспроизводит существенных деталей объекта

Правое полушарие, височная, теменная доли.

Нарушение конструктивной деятельности.

  •  9.2. не может воспроизвести пространственное расположение элементов, соотношение целого и частей.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственного восприятия

  •  9.3. располагает рисунок в правой половине листа, упускает детали слева, искажает левые фрагменты.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли.

Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

  •  9.4. с трудом переключается с одного движения на другое, многократно обводит один и тот же элемент.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность движения.

10. Зрительная память.

Запоминание невербальных стимулов.

Ребенку предлагается срисовать 5 фигур, после чего образец убирается, и ребенок должен воспроизвести его по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5 раз. Задание выполняется правой рукой.

  •  10.1. не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов.

Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля.

Сужение объема памяти.

  •  10.2. постепенно заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная, затылочная доли.

Замедленность запоминания.

  •  10.3. не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Нарушение порядка элементов.

  •  10.4. неправильно воспроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственного восприятия.

  •  10.5. стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность двигательных стереотипов.

  •  10.6. после интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением.

Левое полушарие, затылочная доля.

Тормозимость следов.

Запоминание вербальных стимулов.

Ребенка просят скопировать 5 букв: Е, Г, З, К, У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывается повторно, но не более 5 раз. Задание выполняется левой рукой.

  •  10.1. не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов.

Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля.

Сужение объема памяти.

  •  10.2. постепенно заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная, затылочная доли.

Замедленность запоминания.

  •  10.3. не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Нарушение порядка элементов.

  •  10.4. неправильно воспроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственного восприятия.

  •  10.5. стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность двигательных стереотипов.

  •  10.6. после интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением.

Левое полушарие, затылочная доля.

Тормозимость следов.

Воспроизведение после интерференции.

Ребенка просят письменно воспроизвести все фигуры, а потом все буквы, которые ему предъявляли для запоминания.

  •  10.1. не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов.

Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля.

Сужение объема памяти.

  •  10.2. постепенно заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная, затылочная доли.

Замедленность запоминания.

  •  10.3. не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок.

Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли.

Нарушение порядка элементов.

  •  10.4. неправильно воспроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственного восприятия.

  •  10.5. стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность двигательных стереотипов.

  •  10.6. после интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением.

Левое полушарие, затылочная доля.

Тормозимость следов.

11. Чтение.

Ребенка просят назвать все буквы, прочесть отдельные слова и короткие фразы.

  •   11.1. неправильно называет буквы, не может читать.

Левое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Алеския.

  •  11.2. читает в обратном (право-левом) направлении, не дифференцирует правильные и зеркально написанные буквы, слова.

Левое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Зеркальное чтение.

  •  11.3. пропускает слова, расположенные слева, читает правую половину слов, текста.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

12. Письмо.

  1. Ребенка просят написать правой рукой слова: дом, окно, халат.
  •  12.1. пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам (б-п, г-к и др.).

Левое полушарие, височная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.2. заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.)

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы речи.

  •  12.3. теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение кинетической структуры речи.

  •  12.4. элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Аграфия.

  •  12.5. пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры.

Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры.

Зеркальное письмо.

  •  12.6. делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность элементов двигательных стереотипов.

  •  12.7. делает ошибки на гласных, пропуская гласные звуки.

Правое полушарие, лобная, височная доли.

Нарушение анализа гласных звуков.

  1. Списать правой рукой «Я хочу домой»
  •  12.1. пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам (б-п, г-к и др.).

Левое полушарие, височная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.2. заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.)

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы речи.

  •  12.3. теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение кинетической структуры речи.

  •  12.4. элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Аграфия.

  •  12.5. пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры.

Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры.

Зеркальное письмо.

  •  12.6. делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность элементов двигательных стереотипов.

  •  12.7. делает ошибки на гласных, пропуская гласные звуки.

Правое полушарие, лобная, височная доли.

Нарушение анализа гласных звуков.

  1. Ребенка просят написать левой рукой слова под диктовку: кровать, луч.
  •  12.1. пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам (б-п, г-к и др.).

Левое полушарие, височная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.2. заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.)

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.3. теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение кинетической структуры речи.

  •  12.4. элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Аграфия.

  •  12.5. пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры.

Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры.

Зеркальное письмо.

  •  12.6. делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность элементов двигательных стереотипов.

  •  12.7. делает ошибки на гласных, пропуская гласные звуки.

Правое полушарие, лобная, височная доли.

Нарушение анализа гласных звуков.

  1. Списать левой рукой слова: ток, нос.
  •  12.1. пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам (б-п, г-к и др.).

Левое полушарие, височная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.2. заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.)

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.3. теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение кинетической структуры речи.

  •  12.4. элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Аграфия.

  •  12.5. пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры.

Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры.

Зеркальное письмо.

  •  12.6. делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность элементов двигательных стереотипов.

  •  12.7. делает ошибки на гласных, пропуская гласные звуки.

Правое полушарие, лобная, височная доли.

Нарушение анализа гласных звуков.

  1. Написать в максимально быстром темпе цифры от 1 до 10.
  •  12.1. пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам (б-п, г-к и др.).

Левое полушарие, височная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.2. заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.)

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.3. теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение кинетической структуры речи.

  •  12.4. элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Аграфия.

  •  12.5. пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры.

Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры.

Зеркальное письмо.

  •  12.6. делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность элементов двигательных стереотипов.

  •  12.7. делает ошибки на гласных, пропуская гласные звуки.

Правое полушарие, лобная, височная доли.

Нарушение анализа гласных звуков.

  1. То же левой рукой.
  •  12.1. пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам (б-п, г-к и др.).

Левое полушарие, височная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.2. заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.)

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение сенсорной функции речи.

  •  12.3. теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение кинетической структуры речи.

  •  12.4. элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Аграфия.

  •  12.5. пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры.

Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры.

Зеркальное письмо.

  •  12.6. делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность элементов двигательных стереотипов.

  •  12.7. делает ошибки на гласных, пропуская гласные звуки.

Правое полушарие, лобная, височная доли.

Нарушение анализа гласных звуков.

13. Счёт.

Ребёнку предлагается ответить. Сколько будет 3+4, 7+5, 8-3, 11-4, 18-6, 5х3

  •  13.1. не может выполнить простые счётные операции.

Левое полушарие, теменная доля.

Акулькия.

  •  13.2. затрудняется при переходе через десяток, делает пространственные ошибки.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение пространственных представлений.

  •  13.3. не может переключиться с одних чисел на другие, повторяет одни и те же ошибки.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность речевых следов.

14. Задачи.

Ребенка просят решить задачу: «У Пети 2 яблока, у Маши – 6. Сколько всего яблок у обоих?».

  •  14.1. не удерживает условия задачи, забывает, заменяет числа.

Левое полушарие, лобная, височная доли.

Мнестический дефект.

  •  14.2. не может выполнить простые счётные операции.

Левое полушарие, теменная доля.

Акулькия.

  •  14.3. не понимает и не усваивает способ решение задачи.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение мышления.

Ребенка просят решить задачу: «У Кати 4 игрушки, у Сони – на 2 больше. Сколько игрушек у обеих девочек?».

  •  14.1. не удерживает условия задачи, забывает, заменяет числа.

Левое полушарие, лобная, височная доли.

Мнестический дефект.

  •  14.2. не может выполнить простые счётные операции.

Левое полушарие, теменная доля.

Акулькия.

  •  14.3. не понимает и не усваивает способ решение задачи.

Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля.

Нарушение мышления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочая тетрадь по межполушарному взаимодействию «Зеркальное рисование двумя руками»

Слайд 2

Аннотация Рабочая тетрадь по межполушарному взаимодействию «Зеркальное рисование двумя руками» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет). Научно доказано, для два полушария головного мозга отвечают за разные мыслительные процессы. Левое полушарие – это логика, структура, последовательность. Правое полушарие – это воображение, интуиция, творчество. Левое полушарие отвечает за правую часть тела, правое полушарие – за левую. Заставляя синхронно работать оба полушария мозга мы тем самым формируем межполушарные связи, повышаем эффективность процесса обучения. Один из способов активизации работы обоих полушарий головного мозга – это зеркальное рисование двумя руками. В ходе такого рисования создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Зеркальное рисование вызывает у детей живой интерес. Такие упражнения помогают развить мелкую моторику, преодолеть псевдолеворукость и амбидекстрию. Зеркальное рисование является эффективным методом профилактики нарушений письменной речи (дислексии и дисграфии).

Слайд 3

Игрушки

Слайд 4

Овощи

Слайд 5

Фрукты

Слайд 6

Осень

Слайд 7

Грибы

Слайд 8

Ягоды

Слайд 9

Деревья

Слайд 10

Одежда. Обувь. Головные уборы

Слайд 11

Человек. Части тела человека

Слайд 12

Мебель. Дом. Квартира

Слайд 13

Зима. Зимние забавы

Слайд 14

Зимующие птицы. Голубь

Слайд 15

Новый год

Слайд 16

Домашние птицы и их птенцы

Слайд 17

Домашние птицы и их птенцы

Слайд 18

Домашние животные и их детёныши

Слайд 19

Дикие животные наших лесов

Слайд 20

Дикие животные наших лесов

Слайд 21

Животные Севера и жарких стран

Слайд 22

Животные Севера и жарких стран

Слайд 23

Посуда

Слайд 24

Посуда

Слайд 25

Посуда

Слайд 26

Продукты питания

Слайд 27

Продукты питания

Слайд 28

День Защитников Отечества

Слайд 29

8 Марта

Слайд 30

Весна

Слайд 31

Весна

Слайд 32

Весна

Слайд 33

Перелётные птицы. Лебедь

Слайд 34

Перелётные птицы. Соловей

Слайд 35

Перелётные птицы. Цапля

Слайд 36

Инструменты

Слайд 37

Музыкальные инструменты

Слайд 38

Профессии

Слайд 39

Космос

Слайд 40

Космос

Слайд 41

Космос

Слайд 42

Транспорт

Слайд 43

Транспорт

Слайд 44

Обитатели водоёмов

Слайд 45

Обитатели водоёмов

Слайд 46

Обитатели водоёмов

Слайд 47

День Победы

Слайд 48

Насекомые

Слайд 49

Насекомые

Слайд 50

Насекомые

Слайд 51

Цветы

Слайд 52

Цветы

Слайд 53

Мой город

Слайд 54

Моя страна - Россия



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сборник Нейропсихологических упражнений 1

Слайд 2

1.1 Заштрихуй круги Поставь штрихи на всех кругах. Рисуй одновременно правой и левой руками. Начинай движение слева-направо. 2

Слайд 3

1.2 Заштрихуй круги Поставь штрихи на всех кругах. Рисуй одновременно правой и левой руками. Начинай движение слева-направо. 3

Слайд 4

2.1 Подчеркни слова Найди и обведи все слова как показано на образце. 4

Слайд 5

2.2 подчеркни слова Найди и подчеркни все слова как показано на образце. 5

Слайд 6

3.1 продолжи рисунок Установи последовательность и продолжи закрашивать клетки в соответствии с ней. 6

Слайд 7

3.2 продолжи рисунок Установи последовательность и продолжи закрашивать клетки в соответствии с ней. 7

Слайд 8

4.1 жесты Правой рукой коснись цветного кружочка. Левая рука в этот момент выполняет жест, соответствующий цвету. Начинай с верхней строки и двигайся слева-направо. (Правая рука коснулась серого кружочка, левая рука – раскрыта ладонью вверх, правая рука коснулась фиолетового кружочка, левая рука показывает три пальца и т.д.) 8

Слайд 9

4.2 жесты Левой рукой коснись цветного кружочка. Правая рука в этот момент выполняет жест, соответствующий цвету. Начинай с верхней строки и двигайся слева-направо. (Левая рука коснулась красного кружочка, правая рука сжата в кулак, левая рука коснулась желтого кружочка, правая рука показывает четыре пальца и т.д.) 9



Предварительный просмотр:

Сборник нейропсихологических упражнений на развитие межполушарных связей

  1. Обведи картинки

Ученик обводит рисунок, начиная работать сразу обеими руками. Двигается от точки, в направлении стрелок (руки движутся в разные стороны). Обводить можно медленно. Главное, чтобы обе руки двигались одновременно.


  1. Обведи картинки

Ученик обводит рисунки двумя руками. Обводить нужно одинаковые рисунки. То есть, левой рукой ученик обводит облако (начинает с верхней картинки) и правой рукой тоже обводит облако (начинает с нижней картинки). Далее переходит к средней картинке. Затем левая рука обводит нижнюю, а правая – верхнюю картинки. Опять же, важно, чтобы руки двигались одновременно.


  1. Дорисуй картинки

Ученик обеими руками сначала обводит уже нарисованные на спине ежика иголки, затем рисует сам такие же. После этого переходит к гусенице. Аналогично, сначала обводит уже нарисованные части туловища, затем дорисовывает такие же.


2.1 Цветные пальчики

На рисунке представлено семь двухцветных кругов. Каждый цвет обозначает определенный палец. Ученик дотрагивается до каждого круга обеими руками, соблюдая цвета. Например: левая половина круга фиолетовая – дотрагиваемся левым указательным пальцем, правая половина круга желтая – дотрагиваемся правым средним пальцем. Оба действия нужно совершить одновременно. И так далее, все семь кругов.


2.2 Цветные пальчики

Ученик двигается по рядам, дотрагиваясь нужным пальцем цветных кружков. Двигаться можно в любом направлении (педагог дает указание) – от края к центру, от центра к краю, в одном направлении. Обе руки совершают действие одновременно. Например: левым большим пальцем касаемся синего круга в первой строке и правым мизинцем касаемся красного круга. И так далее.

2.3 Цветные пальчики

В этом задании ученик работает сначала одной рукой, затем другой (с какой начать – выбирает педагог). Нужно обвести пальцами по контуру рисунок, соблюдая цвета. Например: начинаем с красной линии справа – ведем мизинцем, переходим на синюю линию – ведем большим пальцем, далее желтая линия – ведем средним пальцем, и т.д.

3.1 Повтори рисунок

Ученик повторяет рисунок из верхней таблицы, перенося картинки в нижнюю. Двигаемся от начала строки вправо обеими руками. То есть каждая рука рисует свой рисунок. Левой рукой переносим крестик в первую клетку, правой рукой – кружок. Далее левая рука переносит треугольник, а правая – крестик и т.д.


3.2 Соедини одинаковые круги

Ученик одновременно двумя руками соединяет круги одного цвета. Сначала визуально определяет их местоположение, затем соединяет ровной линией. Например, начинаем с оранжевых кругов. Значит слева и справа ищем по 2 оранжевых круга. Двигаясь обеими руками, соединяем круги с обеих сторон. Непарных кругов нет.


3.3 Повтори рисунок

Ученик повторяет рисунок в каждой фигуре. Начинает обеими руками одновременно, двигается по строками слева-направо, сверху-вниз.