НЕЙРОКЕЙС.
методическая разработка по психологии
Нейрокейс - это многофункциональное игровое дидактическое пособие для развития когнитивных способностей и высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 620.39 КБ | |
| 239.79 КБ | |
| 369.61 КБ | |
| 57.79 КБ | |
| 900.12 КБ | |
| 753.56 КБ | |
| 627.3 КБ | |
| 2.85 МБ | |
| 2.01 МБ | |
| 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развивающая игра «Эмоции» — это увлекательное нейроупражнение, направленное на развитие таких важных навыков, как внимание, восприятие, мелкая моторика и распознавание эмоциональных состояний. Участникам предлагается нарисовать различные эмоции на кругах, следуя представленному образцу.
Цели упражнения:
• Развитие внимания и сосредоточенности: Участники учатся сосредоточиваться на деталях, что помогает улучшить общее внимание.
• Развитие мелкой моторики: Рисование способствует координации движений рук и улучшению моторных навыков.
• Распознавание эмоций: Упражнение помогает лучше понимать свои чувства и чувства окружающих, развивая эмоциональную интеллигентность.
Игра «Эмоции» — это не просто развлечение, но и важный шаг в познании мира своих чувств. Регулярная практика этого нейроупражнения помогает детям и взрослым стать более внимательными и чуткими к окружающим, а также развивает креативные способности.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Упражнение 1.
Закрась в нижнем треугольнике те же детали, которые закрашены в верхнем.
Упражнение 2.
Проведи белочку к орехам по лабиринту. Сначала найди верный путь глазами, потом без ошибок обведи карандашом.
Упражнение 3 (1).
Раскрась левую часть жука зеркально правой.
Упражнение 3 (2).
Раскрась правую часть бабочки зеркально левой.
Упражнение 4 (1).
Правой рукой нажимай на части круга, двигайся по часовой стрелке. Левой рукой выполняй жесты в соответствии с нужным цветом.
Упражнение 4 (2).
Левой рукой нажимай на части круга, двигайся по часовой стрелке. Правой рукой выполняй жесты в соответствии с нужным цветом.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Опросник для родителей
Фамилия, имя ребенка:______________________________________________________________
Дата рождения: ____________________________________________________________________
Дата обследования: ________________________________________________________________
- Сведения о семье (заполняют родители/законные представители):
Мать _____________________________________________________________________________
Отец: _____________________________________________________________________________
Жалобы родителей: _________________________________________________________________
Наследственные заболевания _________________________________________________________
Общий анамнез: ____________________________________________________________________
От какой беременности ребенок: _______________________________________________________
Характер беременности:
- токсикоз
- хронические заболевания
- инфекционные заболевания
- без особенностей
Стимуляция:
- механическая
- химическая
- электростимуляция
- без стимуляции
Крик:
- был
- нет
Асфиксия:
- белая
- синяя
- без асфиксии
Резус-фактор:
- отрицательный
- положительный
- резус-конфликт (мать-ребенок)
Вес и рост ребенка при рождении ___________
Вскармливание: к груди приложили на ________ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания; вскармливание грудью до _______; последующее вскармливание: смешанное, искусственное.
Выписка из родильного дома на _____ день.
Дополнительное пребывание в роддоме, причины _________________________________________
Раннее развитие
Держит голову с _____ мес. Сидит с _____мес. Стоит с _____ мес. Ходит с ______мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___
Перенесенные заболевания
До 1 года ___________________________________________________________________________
После 1 года _________________________________________________________________
Инфекции ___________________________________________________________________
Ушибы ______________________________________________________________________
Травмы головы _______________________________________________________________
Судороги при высокой температуре ______________________________________________
Речевое развитие
Гуление с ___ мес, характер гуления ________, лепет с ___ мес, характер лепета ________
Первые слова, их характеристика ________________________________________________
Речь в настоящее время:
- использование жестов,
- скудная, бедная
- понимает простые инструкции
- понимает сложные инструкции
- понимание речи снижено
- другое_______________________________________________________________________
Отношение к своей речи:
- активно использует речь
- старается мало говорить, потому что не получается
- раздражается, когда его не понимают
- высказывает свои желания с помощью крика (эмоций)
- другое_______________________________________________________________________
Речевая среда:
- дефицит речевого общения
- норма
- другое______________________________________________________________________
Занимался логопедом/нейропсихологом/психологом:
- нет
- да
результат __________________________________________________________________
Протокол нейропсихологического обследования.
Проба | Отметка о выполнении | Локализация нарушения | Оценка нарушения | |
| ||||
Выполнение по зрительному образцу: | ||||
|
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | |
Левая рука. | Правое полушарие, теменная доля. | |||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия | ||
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
Справа – налево. | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | ||
Слева – направо. | Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | ||
| Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Нарушение межполушарного взаимодействия. | ||
Выполнение по тактильному образцу (глаза ребёнка закрыты, специалист придает определенную позу руке ребенка, ребенок должен воспроизвести позу той же рукой): | ||||
|
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | |
Левая рука. | Правое полушарие, теменная доля. | |||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
Справа – налево. | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | ||
Слева – направо. | Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | ||
| Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Нарушение межполушарного взаимодействия. | ||
Перенос поз (глаза ребёнка закрыты, специалист придает определенную позу руке ребенка, ребенок должен воспроизвести позу другой рукой): | ||||
|
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | |
Левая рука. | Правое полушарие, теменная доля. | |||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия | ||
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
Справа – налево. | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | ||
Слева – направо. | Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | ||
| Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Нарушение межполушарного взаимодействия. | ||
| ||||
Ребенок сидит напротив специалиста. Специалист придает определенное пространственное положение своей руке. Ребёнок должен воспроизвести его той же рукой. | ||||
|
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | |
| Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение схемы тела. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
|
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | |
| Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение схемы тела. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
|
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | |
| Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение схемы тела. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
|
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | |
| Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение схемы тела. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
|
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | |
| Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение схемы тела. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
|
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | |
| Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение схемы тела. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
|
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | |
| Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение схемы тела. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
3. Динамический праксис. | ||||
3 а. Смена трех положений кисти: Ребенку предлагается последовательно придать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющейся по столу плашмя (кулак-«ребро»-ладонь). |
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение динамической организации движений. | |
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственной организации движений. | ||
| Срединные отделы: межполушарные комиссуры. | Нарушение реципрокной организации движений. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Дезавтоматизация. | ||
| Правое полушарие, лобная доля. | |||
| Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры. | Игнорирование левой руки. | ||
3 б. Выполнение графических проб: Ребенку предлагается рисовать заданный узор правой рукой в течении 20 секунд. |
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение динамической организации движений. | |
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственной организации движений. | ||
| Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры. Срединные отделы: межполушарные комиссуры. | Нарушение реципрокной организации движений. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Дезавтоматизация. | ||
| Правое полушарие, лобная доля. | |||
| Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры. | Игнорирование левой руки. | ||
3 в. Реципрокная координация: Ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. |
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение динамической организации движений. | |
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
Правая рука или билатерально. | Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
Левая рука. | Правое полушарие, лобная доля. | |||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственной организации движений. | ||
| Срединные отделы: межполушарные комиссуры. | Нарушение реципрокной организации движений. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Дезавтоматизация. | ||
| Правое полушарие, лобная доля. | |||
| Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры. | Игнорирование левой руки. | ||
4. Слухо-моторная координация. | ||||
Оценка ритмов: | ||||
|
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | Нарушение слухового восприятия. | |
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | |||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | Слабость акустических следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу (специалист простукивает ритм, предлагает ребенку повторить): | ||||
Простые ритмы:
Акцентированные ритмы:
|
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | Нарушение слухового восприятия. | |
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | |||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | Слабость акустических следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
Воспроизведение ритмов по инструкции: Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: | ||||
|
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | Нарушение слухового восприятия. | |
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | |||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движений. | ||
| Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля. | Слабость акустических следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение произвольной регуляции движений. | ||
5. Стереогноз. | ||||
Глаза ребенка закрыты, специалист вкладывает предмет в его руку. Ребенок должен на ощупь узнать его (использовать хорошо знакомые предметы, по 3 в каждую руку). Ощупывание правой рукой. Ощупывание левой рукой. |
Правая рука. | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение сенситивного гнозиса. | |
Левая рука. | Правое полушарие, теменная доля. | |||
| Левое полушарие, височная доля. | Амнестическая афазия. | ||
| Срединные отделы мозга: межполушарные комиссуры. | Тактильная аномия. | ||
6. Зрительный гнозис. | ||||
Ребенку предлагаются различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе): | ||||
|
| Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры. | Нарушение зрительного восприятия. | |
| Левое полушарие, височная доля. | Амнестическая афазия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Зеркальность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли. | Фрагментарность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, лобные доли. | Инактивность восприятия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. | Нарушение лицевого гнозиса. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение мышления. | ||
|
| Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры | Нарушение зрительного восприятия. | |
| Левое полушарие, височная доля. | Амнестическая афазия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Зеркальность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли. | Фрагментарность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, лобные доли. | Инактивность восприятия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. | Нарушение мышления. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение мышления. | ||
|
| Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры | Нарушение зрительного восприятия. | |
| Левое полушарие, височная доля. | Амнестическая афазия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Зеркальность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли. | Фрагментарность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, лобные доли. | Инактивность восприятия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. | Нарушение лицевого гнозиса. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение мышления. | ||
|
| Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры | Нарушение зрительного восприятия. | |
| Левое полушарие, височная доля. | Амнестическая афазия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Зеркальность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли. | Фрагментарность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, лобные доли. | Инактивность восприятия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. | Нарушение лицевого гнозиса. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение мышления. | ||
|
| Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы: межполушарные комиссуры | Нарушение зрительного восприятия. | |
| Левое полушарие, височная доля. | Амнестическая афазия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочные доли. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы. Межполушарные комиссуры. | Зеркальность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, теменные и затылочные доли. | Фрагментарность восприятия. | ||
| Левое и правое полушария, лобные доли. | Инактивность восприятия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. | Нарушение лицевого гнозиса. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение мышления. | ||
7. Речь. | ||||
Сенсорная функция речи. | ||||
|
| Левое полушарие, височная доля (зона Вернике). | Сенсорная афазия. | |
| Левое полушарие, теменная доля. | Кинестетическая афазия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля (зона Брока). | Кинетическая афазия. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение грамматического строя речи. (Семантическая афазия). | ||
Номинативная функция речи. | ||||
Реалистические изображения. |
| Левое полушарие, височная доля (зона Вернике). | Сенсорная афазия. | |
| Левое полушарие, теменная доля. | Кинестетическая афазия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля (зона Брока). | Кинетическая афазия. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение грамматического строя речи. (Семантическая афазия). | ||
8. Слухо-речевая память. | ||||
Запоминание 2-х групп по три слова. | ||||
Ребенку предлагается повторить слова: холод, цветок, книга. После этого предъявляется вторая группа слов: слон, вода, пол. Ребенка просят повторить первую группу слов, затем просят повторить вторую группу слов. Если ребенок не повторяет слова правильно, процедура повторяется снова (не более 5 раз). |
| Левое полушарие, височная доля. | Акустико-мнестическая афазия. | |
| Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Тормозимость речевых следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность речевых следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение избирательности мнестической деятельности. | ||
| Левое полушарие, височная доля. | Сужение объема памяти. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Замедленность запоминания. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Нарушение порядка элементов. | ||
| Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Тормозимость следов. | ||
| Левое полушарие, височная доля. | Сужение объема памяти. | ||
| Левое и правое полушария – лобные доли. | Нарушение мышления. | ||
Запоминание 5 слов. | ||||
Ребенку предъявляют слова: дом, кот, лес, ночь, звон. Ребенок должен воспроизвести слова в заданном порядке (последнее обстоятельство подчеркивается). |
| Левое полушарие, височная доля. | Акустико-мнестическая афазия. | |
| Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Тормозимость речевых следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность речевых следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение избирательности мнестической деятельности. | ||
| Левое полушарие, височная доля. | Сужение объема памяти. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Замедленность запоминания. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Нарушение порядка элементов. | ||
| Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Тормозимость следов. | ||
| Левое полушарие, височная доля. | Сужение объема памяти. | ||
| Левое и правое полушария – лобные доли. | Нарушение мышления. | ||
Воспроизведение слов после интерференции. | ||||
Ребенка прост повторить две группы слов, затем – опять 5 слов, которые он только что произносил. |
| Левое полушарие, височная доля. | Акустико-мнестическая афазия. | |
| Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Тормозимость речевых следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность речевых следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение избирательности мнестической деятельности. | ||
| Левое полушарие, височная доля. | Сужение объема памяти. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Замедленность запоминания. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Нарушение порядка элементов. | ||
| Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Тормозимость следов. | ||
| Левое полушарие, височная доля. | Сужение объема памяти. | ||
| Левое и правое полушария – лобные доли. | Нарушение мышления. | ||
Повторение рассказа. | ||||
Ребенку предъявляют короткий рассказ, затем просят передать его содержание (например, рассказ Л.Н. Толстого «Курица и золотые яйца»). |
| Левое полушарие, височная доля. | Акустико-мнестическая афазия. | |
| Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Тормозимость речевых следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность речевых следов. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение избирательности мнестической деятельности. | ||
| Левое полушарие, височная доля. | Сужение объема памяти. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Замедленность запоминания. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Нарушение порядка элементов. | ||
| Левое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Тормозимость следов. | ||
| Левое полушарие, височная доля. | Сужение объема памяти. | ||
| Левое и правое полушария – лобные доли. | Нарушение мышления. | ||
9. Рисунок. | ||||
Самостоятельный рисунок. | ||||
Ребенку предлагается нарисовать дом, человека. |
| Правое полушарие, височная, теменная доли. | Нарушение конструктивной деятельности. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственного восприятия. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движения. | ||
Срисовывание с образца. | ||||
Ребенку предлагается срисовать домик (образец прилагается) правой рукой. Задание выполняется левой рукой. |
| Правое полушарие, височная, теменная доли. | Нарушение конструктивной деятельности. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственного восприятия | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность движения. | ||
10. Зрительная память. | ||||
Запоминание невербальных стимулов. | ||||
Ребенку предлагается срисовать 5 фигур, после чего образец убирается, и ребенок должен воспроизвести его по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5 раз. Задание выполняется правой рукой. |
| Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. | Сужение объема памяти. | |
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная, затылочная доли. | Замедленность запоминания. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Нарушение порядка элементов. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственного восприятия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность двигательных стереотипов. | ||
| Левое полушарие, затылочная доля. | Тормозимость следов. | ||
Запоминание вербальных стимулов. | ||||
Ребенка просят скопировать 5 букв: Е, Г, З, К, У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывается повторно, но не более 5 раз. Задание выполняется левой рукой. |
| Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. | Сужение объема памяти. | |
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная, затылочная доли. | Замедленность запоминания. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Нарушение порядка элементов. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственного восприятия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность двигательных стереотипов. | ||
| Левое полушарие, затылочная доля. | Тормозимость следов. | ||
Воспроизведение после интерференции. | ||||
Ребенка просят письменно воспроизвести все фигуры, а потом все буквы, которые ему предъявляли для запоминания. |
| Левое полушарие, затылочная доля. Правое полушарие, затылочная доля. | Сужение объема памяти. | |
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная, затылочная доли. | Замедленность запоминания. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная, теменная доли. | Нарушение порядка элементов. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственного восприятия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность двигательных стереотипов. | ||
| Левое полушарие, затылочная доля. | Тормозимость следов. | ||
11. Чтение. | ||||
Ребенка просят назвать все буквы, прочесть отдельные слова и короткие фразы. |
| Левое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Алеския. | |
| Левое полушарие, затылочная доля. Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Зеркальное чтение. | ||
| Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | ||
12. Письмо. | ||||
|
| Левое полушарие, височная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы речи. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение кинетической структуры речи. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Аграфия. | ||
| Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры. | Зеркальное письмо. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность элементов двигательных стереотипов. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная доли. | Нарушение анализа гласных звуков. | ||
|
| Левое полушарие, височная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы речи. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение кинетической структуры речи. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Аграфия. | ||
| Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры. | Зеркальное письмо. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность элементов двигательных стереотипов. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная доли. | Нарушение анализа гласных звуков. | ||
|
| Левое полушарие, височная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение кинетической структуры речи. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Аграфия. | ||
| Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры. | Зеркальное письмо. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность элементов двигательных стереотипов. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная доли. | Нарушение анализа гласных звуков. | ||
|
| Левое полушарие, височная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение кинетической структуры речи. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Аграфия. | ||
| Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры. | Зеркальное письмо. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность элементов двигательных стереотипов. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная доли. | Нарушение анализа гласных звуков. | ||
|
| Левое полушарие, височная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение кинетической структуры речи. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Аграфия. | ||
| Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры. | Зеркальное письмо. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность элементов двигательных стереотипов. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная доли. | Нарушение анализа гласных звуков. | ||
|
| Левое полушарие, височная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение сенсорной функции речи. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение кинетической структуры речи. | ||
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Аграфия. | ||
| Левое полушарие, теменная, затылочная доли. Срединные структуры, межполушарные комиссуры. | Зеркальное письмо. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность элементов двигательных стереотипов. | ||
| Правое полушарие, лобная, височная доли. | Нарушение анализа гласных звуков. | ||
13. Счёт. | ||||
Ребёнку предлагается ответить. Сколько будет 3+4, 7+5, 8-3, 11-4, 18-6, 5х3 |
| Левое полушарие, теменная доля. | Акулькия. | |
| Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение пространственных представлений. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. | Инертность речевых следов. | ||
14. Задачи. | ||||
Ребенка просят решить задачу: «У Пети 2 яблока, у Маши – 6. Сколько всего яблок у обоих?». |
| Левое полушарие, лобная, височная доли. | Мнестический дефект. | |
| Левое полушарие, теменная доля. | Акулькия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение мышления. | ||
Ребенка просят решить задачу: «У Кати 4 игрушки, у Сони – на 2 больше. Сколько игрушек у обеих девочек?». |
| Левое полушарие, лобная, височная доли. | Мнестический дефект. | |
| Левое полушарие, теменная доля. | Акулькия. | ||
| Левое полушарие, лобная доля. Правое полушарие, лобная доля. | Нарушение мышления. | ||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация Рабочая тетрадь по межполушарному взаимодействию «Зеркальное рисование двумя руками» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет). Научно доказано, для два полушария головного мозга отвечают за разные мыслительные процессы. Левое полушарие – это логика, структура, последовательность. Правое полушарие – это воображение, интуиция, творчество. Левое полушарие отвечает за правую часть тела, правое полушарие – за левую. Заставляя синхронно работать оба полушария мозга мы тем самым формируем межполушарные связи, повышаем эффективность процесса обучения. Один из способов активизации работы обоих полушарий головного мозга – это зеркальное рисование двумя руками. В ходе такого рисования создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Зеркальное рисование вызывает у детей живой интерес. Такие упражнения помогают развить мелкую моторику, преодолеть псевдолеворукость и амбидекстрию. Зеркальное рисование является эффективным методом профилактики нарушений письменной речи (дислексии и дисграфии).
Игрушки
Овощи
Фрукты
Осень
Грибы
Ягоды
Деревья
Одежда. Обувь. Головные уборы
Человек. Части тела человека
Мебель. Дом. Квартира
Зима. Зимние забавы
Зимующие птицы. Голубь
Новый год
Домашние птицы и их птенцы
Домашние птицы и их птенцы
Домашние животные и их детёныши
Дикие животные наших лесов
Дикие животные наших лесов
Животные Севера и жарких стран
Животные Севера и жарких стран
Посуда
Посуда
Посуда
Продукты питания
Продукты питания
День Защитников Отечества
8 Марта
Весна
Весна
Весна
Перелётные птицы. Лебедь
Перелётные птицы. Соловей
Перелётные птицы. Цапля
Инструменты
Музыкальные инструменты
Профессии
Космос
Космос
Космос
Транспорт
Транспорт
Обитатели водоёмов
Обитатели водоёмов
Обитатели водоёмов
День Победы
Насекомые
Насекомые
Насекомые
Цветы
Цветы
Мой город
Моя страна - Россия
Подписи к слайдам:
1.1 Заштрихуй круги Поставь штрихи на всех кругах. Рисуй одновременно правой и левой руками. Начинай движение слева-направо. 2
1.2 Заштрихуй круги Поставь штрихи на всех кругах. Рисуй одновременно правой и левой руками. Начинай движение слева-направо. 3
2.1 Подчеркни слова Найди и обведи все слова как показано на образце. 4
2.2 подчеркни слова Найди и подчеркни все слова как показано на образце. 5
3.1 продолжи рисунок Установи последовательность и продолжи закрашивать клетки в соответствии с ней. 6
3.2 продолжи рисунок Установи последовательность и продолжи закрашивать клетки в соответствии с ней. 7
4.1 жесты Правой рукой коснись цветного кружочка. Левая рука в этот момент выполняет жест, соответствующий цвету. Начинай с верхней строки и двигайся слева-направо. (Правая рука коснулась серого кружочка, левая рука – раскрыта ладонью вверх, правая рука коснулась фиолетового кружочка, левая рука показывает три пальца и т.д.) 8
4.2 жесты Левой рукой коснись цветного кружочка. Правая рука в этот момент выполняет жест, соответствующий цвету. Начинай с верхней строки и двигайся слева-направо. (Левая рука коснулась красного кружочка, правая рука сжата в кулак, левая рука коснулась желтого кружочка, правая рука показывает четыре пальца и т.д.) 9
Предварительный просмотр:
Сборник нейропсихологических упражнений на развитие межполушарных связей
- Обведи картинки
Ученик обводит рисунок, начиная работать сразу обеими руками. Двигается от точки, в направлении стрелок (руки движутся в разные стороны). Обводить можно медленно. Главное, чтобы обе руки двигались одновременно.
- Обведи картинки
Ученик обводит рисунки двумя руками. Обводить нужно одинаковые рисунки. То есть, левой рукой ученик обводит облако (начинает с верхней картинки) и правой рукой тоже обводит облако (начинает с нижней картинки). Далее переходит к средней картинке. Затем левая рука обводит нижнюю, а правая – верхнюю картинки. Опять же, важно, чтобы руки двигались одновременно.
- Дорисуй картинки
Ученик обеими руками сначала обводит уже нарисованные на спине ежика иголки, затем рисует сам такие же. После этого переходит к гусенице. Аналогично, сначала обводит уже нарисованные части туловища, затем дорисовывает такие же.
2.1 Цветные пальчики
На рисунке представлено семь двухцветных кругов. Каждый цвет обозначает определенный палец. Ученик дотрагивается до каждого круга обеими руками, соблюдая цвета. Например: левая половина круга фиолетовая – дотрагиваемся левым указательным пальцем, правая половина круга желтая – дотрагиваемся правым средним пальцем. Оба действия нужно совершить одновременно. И так далее, все семь кругов.
2.2 Цветные пальчики
Ученик двигается по рядам, дотрагиваясь нужным пальцем цветных кружков. Двигаться можно в любом направлении (педагог дает указание) – от края к центру, от центра к краю, в одном направлении. Обе руки совершают действие одновременно. Например: левым большим пальцем касаемся синего круга в первой строке и правым мизинцем касаемся красного круга. И так далее.
2.3 Цветные пальчики
В этом задании ученик работает сначала одной рукой, затем другой (с какой начать – выбирает педагог). Нужно обвести пальцами по контуру рисунок, соблюдая цвета. Например: начинаем с красной линии справа – ведем мизинцем, переходим на синюю линию – ведем большим пальцем, далее желтая линия – ведем средним пальцем, и т.д.
3.1 Повтори рисунок
Ученик повторяет рисунок из верхней таблицы, перенося картинки в нижнюю. Двигаемся от начала строки вправо обеими руками. То есть каждая рука рисует свой рисунок. Левой рукой переносим крестик в первую клетку, правой рукой – кружок. Далее левая рука переносит треугольник, а правая – крестик и т.д.
3.2 Соедини одинаковые круги
Ученик одновременно двумя руками соединяет круги одного цвета. Сначала визуально определяет их местоположение, затем соединяет ровной линией. Например, начинаем с оранжевых кругов. Значит слева и справа ищем по 2 оранжевых круга. Двигаясь обеими руками, соединяем круги с обеих сторон. Непарных кругов нет.
3.3 Повтори рисунок
Ученик повторяет рисунок в каждой фигуре. Начинает обеими руками одновременно, двигается по строками слева-направо, сверху-вниз.

































