Прпоект "Волшебный альбом"
проект по психологии (подготовительная группа)
Проект предназначен для реализации в индивидуальной работе с детьми 6-7 лет, испытывающих психологические трудности в проживании определенных ситуаций (страхи, утраты, агрессия, сиблинговая ревность и т.п.)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- получение материала для интерпретаций и диагностических заключений - развитие творческих способностей - повышение самооценки и самоуважения - актуализация себя - переживание радости Цель проекта: За основу проекта взят метод серийных рисунков и рассказов в диагностике и консультировании детей.
Метод серийных рисунков и рассказов как проективная процедура Проективный метод как прием исследования личности предполагает, что испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от того, что эта ситуация для него означает, а также в зависимости от своих мыслей и чувств. В ходе диагностики анализируются продукты творческой деятельности и выявляются личностные интерпретации, которые не всегда объективны, но всегда субъективно значимы. Это позволяет специалисту войти в сферу не декларируемых, а действительно личностно важных жизненных обстоятельств и состояни е внутреннего мира клиента. Проективные методики дают возможность психологу вскрыть содержание и смысл значимых проблем и конфликтов клиента.
Метод серийных рисунков и рассказов как арт-терапевтическая технология Рисование и сочинение историй – это широко известные методы арт-терапии. Эффективность включения искусства в контекст терапии обусловлена возможностью экспериментировать с эмоциями, исследовать их и выражать на символическом уровне. Применение искусства в лечебных целях может способствовать: п олучению материала для интерпретаций и диагностических заключений облегчению процесса осознания человеком своих эмоций с оциально приемлемому выходу отрицательных эмоций р аботе с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми н алаживанию отношений между специалистом и клиентом р азвитию чувства внутреннего контроля, порядка и перспективы р азвитию творческих способностей, повышению самооценки и самоуважения, актуализации себя, переживанию радости
Метод серийных рисунков и рассказов как метод психологического консультирования Основной метод психологического консультирования – беседа. Консультативная беседа всегда индивидуализирована и определяется ситуацией клиента. Цель специалиста – восстановить контекст ситуации, определить отношение клиента к этому контексту, определить роль клиента в данном контексте. Беседа также предполагает воздействие на клиента с помощью специальных техник (вопросов, тестов, заданий и т.д.). Специфика консультирования с использованием метода серийных рисунков и рассказов в том, что беседа является арт-терапевтической. Для детей опосредованное общение более адекватно и позволяет выразить отношение через персонажа или ситуацию, изображенную на рисунке (опосредованность). Процесс взаимодействия специалиста с клиентом при создании серии рисунков и рассказов условно можно разделить на пять этапов: присоединение сбор информации о контексте формулирование и проверка гипотез психологическое воздействие отсоединение
Описание и процедура использования В ходе работы ребенок выражает в продуктах творческой деятельности свои представления о себе, окружающих, отношениях с ними; свои желания, стремления, фантазии; внутриличностные и межличностные конфликты; механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения; перспективы будущей жизни. Результат заключается в осознании и отреагировании ребенком своих проблем посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком. В течение одного сеанса ребенку предлагается создать серию рисунков за заданные темы и составить рассказы о том, что изображено на рисунках. Темы для рисование «навязываются» психологом; сформулированы от первого лица и эмоционально насыщенны. После того, как сделан рисунок, психолог с помощью уточняющих вопросов побуждает ребенка составить рассказ по рисунку. После проделанной работы психолог, ребенок и его родители совместно обсуждают и обобщают проделанную работу.
Теоретические основы метода серийных рисунков и рассказов
Интеграция психодинамического, суггестивного, нарративного подхода и семейной терапии Психодинамический подход Внимание сосредоточено на исследовании отрицательных переживаний, конфликтов, образов воображения. Анализ механизмов психологической защиты по схеме «конфликт-эмоция-психологическая защита- совладание ». Защитный механизм отчуждения дает возможность выйти за пределы психотравмирующей ситуации и взглянуть на нее со стороны, разграничить когнитивные и эмоциональные элементы переживаний. Суггестивный подход За счет навязывания определенного содержания и ритма работы у клиента создается состояние выраженной концентрации внимания. Прорабатываемая тема занимает все поле сознания клиента, вытесняя все другие, в данный момент незначимые, чувства и мысли. В результате «Я» клиента проявляется автоматически, создавая измененное состояние сознания. Суггестивные техники также используются при построении диалогов между клиентом и значимыми фигурами на его рисунке.
Нарративный подход Теория семейной психотерапии Элементы подхода используются при построении диалогов по рисункам. Особенность нарративных рассказов в том, что их смысл зависит не от реальности, а от ее интерпретации двумя лицами – Я-рассказчиком и Я-слушателем. Смысл истории для двух участников возникает ретроспективно, после того, как событие уже произошло. Нарратив клиента взаимодействует с нарративом психолога, по-новому центрирующего текст и придающего ему новые значения. Расшифровывая незначительные детали образов и слов психолог создает условия для достижения клиентом инсайта и катарсиса. Используется для диагностики положения клиента в семейной системе и выявления возможной роли семьи в возникновении его симптомов, а также при интерпретации материала, полученного в ходе применения метода серийных рисунков и рассказов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1й ЭТАП Рисунки и рассказы на тему «Мой автопортрет в полный рост», «Моя семья» (семейная социограмма ), «Если бы у меня была волшебная палочка» Цель: познакомиться с ребенком исследовать его Я-образ, представления о семейном окружении и самочувствии в семье осуществить присоединение за счет обсуждения «безопасной» и насыщенной позитивными эмоциями темы желаний, стремлений и фантазий ввести в работу, создать настрой
2й ЭТАП Рисунки и рассказы на тему «Я переживаю», «Я боюсь», «Сон, который меня взволновал», «Я не хочу об этом вспоминать» Цель: п обуждение к проявлению интенсивных чувств и воспоминаний д иагностика отрицательных переживаний и связанных с ними трудных жизненных ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов, механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения о треагирование отрицательных эмоций или отчуждение от них (за счет коррекции механизмов психологической защиты)
3й ЭТАП Рисунки и рассказы на тему «Я такой довольный, я такой счастливый», «Мне 25 лет, я взрослый и работаю на своей работе» Цель: с нятие возникшего напряжения с оздание заряда оптимизма с тимуляция чувства уверенности в себе ф ормирование ощущения способности справиться с трудностями ф ормирование позитивного образа будущего
4й ЭТАП (завершающий) Создание «Волшебного альбома» Ребенку предлагается оценить свои работы, рассказать, какие эмоции и чувства они вызывают теперь. Уточняется, хочет ли ребенок вности изменения в какие-либо рисунки, все ли рисунки он хочет оставить для своего «Волшебного альбома». Рисунки, оставленные ребенком, подшиваются в альбом. Создается обложка (совместно с ребенком). Цель: закрепление результата, достигнутого в ходе проделанной работы п оддержание уверенности в себе с оздание чувства значимости и веры в свои силы п оддержание позитивного образа будущего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современное состояние психологической практики диктует необходимость создания новых методов, которые могли бы одновременно решать задачи психологического исследования и задачи оказания психологической помощи в конкретной ситуации обращения ребенка с родителями к психологу. Этим требованиям отвечает метод серийных рисунков и рассказов – новая арт-терапевтическая методика, которая была разработана специально для диагностики и коррекции внутреннего мира детей. Использование этой процедуры облегчает контакт между специалистом и ребенком делает зримыми для взрослых значимые проблемы детей и их ресурсы выявляет процессы адаптации к стрессу дает ребенку опыт самораскрытия и помогает формированию самосознания с оздает условия для отреагирования психотравмирующих переживаний ф ормирует опыт взаимодействия со специалистом. Метод может использоваться не только в работе с детьми, но и в целом с семьей. Он позволяет за короткое время собрать важную диагностическую информацию и, при необходимости, осуществить психологическое воздействие на личность. Таким образом, этот метод можно рассматривать и как проективную процедуру, и как оригинальный метод консультирования и терапии.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П. И. Чайковский "Детский альбом"
На занятии дети знакомятся с пьесами П.И. Чайковского, учатся слушать музыку и узнавать её в игровых ситуациях...
Альбом "Животный мир Сахалина"
Иллюстрации можно применять в НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Альбом "Лекарственные растения"
Экологическое воспитание...
Альбом "Животные Сахалина"
Экологическое воспитание...
Альбом "Коренные народы Сахалина"
Материал для ознакомления с коренными народами Сахалина. Быт, основные занятия....

Альбом "Домашний речевой уголок"
Данный альбом был создан, как продукт проекта "Сотрудничество ДОУ и семьи по вопросам развития речи детей"....
