Выступление на районном методическом объединении педагогов-психологов «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»
материал по психологии

Редкозубова Людмила Сергеевна

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование различных инструментов в работе педагога-психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №6

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН

СТАНИЦА СТАРОЩЕРБИНОВСКАЯ

Выступление на районном методическом объединении педагогов-психологов «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»

Подготовила педагог-психолог

Редкозубова Л.С.

Старощербиновская, 2025

Здравствуйте, коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». В этом учебном году я взяла эту тему в качестве темы самообразования. И одна из задач нашего годового плана тесно связана с моей темой. При этом поставила для себя ряд задач, которые мне необходимо решить. Прежде всего у меня стояла задача углубиться в теоретические аспекты этой проблемы, создать развивающую среду, а также применить на практике разные инструменты в развитии эмоционального интеллекта. Коротко скажу, почему именно на эту тему пал выбор. Все вы знаете, что родители сейчас большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. При этом всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце (отсутствие чувства), о котором писал Л.С. Выготский. Дошкольным учреждениям необходимо уделять большое внимание этой проблеме. Именно в дошкольном возрасте ребёнок живёт в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична и легко поддаётся коррекции. Именно по этим причинам я выбрала эту тему. Прежде чем начать рассказывать про свой опыт работы в этой теме я думаю, что стоит остановиться на теоретическом аспекте и дать определение понятию «эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект (EQ) – это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Из этого определения мы для себя можем выделить структурные компоненты эмоционального интеллекта.

Это:

  • Распознавание эмоций.
  • Понимание эмоций.
  • Управление эмоциями.
  • Использование эмоций для решения задач.

Это то, чему мы начинаем учить детей в дошкольном возрасте. Делаем это мы через использование различных инструментов в работе. Я для себя разделила их на несколько групп:

  • Наглядные пособия
  • Дидактические игры
  • Рабочие тетради или листы
  • Изобразительные средства

Всё это помогает мне работать над развитием эмоционального интеллекта у детей. А сейчас мне хотелось бы перейти к практической части моего выступления и познакомить вас с некоторыми техниками, которые я использую в работе по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными шестью эмоциями: радость, грусть, страх, злость, удивление, спокойствие.

Эмоции – это субъективные реакции организма на воздействия внешних или

внутренних раздражителей, которые проявляются в виде радости, страха, гнева и т.д.

На первом этапе работы чтобы познакомить детей с эмоциями я провела цикл занятий. Дети рассматривали картинки с определенной эмоцией, картинки сказочных и мультипликационных героев, а также картинки сюжетные, и мы вместе с ними определяли характерные черты для каждой эмоции. При рассматривании изображения отмечали форму губ, положение бровей, головы, рук характерные для того или иного настроения.

Когда дети хорошо запомнили отличительные черты мы играли в такую игру.

И Вам предлагаю поиграть в такую игру «Подбери эмоцию по описанию». Я вам раздам листы с описанием характерных черт, а вы напротив впишите название эмоции.

ОПИСАНИЕ К ЭМОЦИЯМ:

Страх

Брови приподняты и слегка сведены. Рот бесформенно искажен. Губы напряжены. Глаза раскрыты.

Гнев

Брови нахмурены и сдвинуты. Зубы стиснуты. Губы плотно сжаты. Ноздри расширены и дрожат.

Обида

Глаза опущены, щеки надутые. Уголки губ опущены вниз.

Интерес

Брови изгибаются и слегка приподнимаются. Рот расслаблен и слегка приоткрыт.

Отвращение

Брови опущены. Глаза сужены, почти закрыты. Уголки губ опущены. Нос напряжен и на нем морщины.

Радость

Рот широко улыбается. Глаза становятся узенькими, они прищуриваются.

Грусть

Глаза слегка сужены, уголки рта слегка опущены

Скука

Взгляд смотрит наверх. Брови слегка изогнуты. Рот слегка искривлен

Стыд

Голова опущена. Взгляд отведен. Брови приподняты. Уголки губ опущены.

Восхищение

Лицо расслабленное. На губах появляется улыбка, при этом рот может быть чуть приоткрыт. Глаза раскрываются чуть шире обычного, возникает эффект вспышки глазами.

Удивление

Брови вздернуты вверх. Глаза и рот широко открыты

Удовольствие

Глаза широко открыты. На лице изображена широкая улыбка.

Затем дети учились изображать эмоции. В этом помогает мне Игра «Море волнуется раз» Дети изображают эмоции, а ведущий – ребенок их отгадывает. Предлагаю поиграть в эту игру.

Эмоции детей во время игры я фотографировала, а потом распечатывала. Мы делали фото выставку, где дети рассматривали их и отгадывали эмоции своих друзей.

Также дети знакомятся с пиктограммами эмоций. Они соотносили картинку эмоции с её пиктограммой.

Игра «Пиктограммы». Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Эта игра помогает определить, насколько дети умеют правильно понимать и выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Еще использую такую игру «Кубик эмоций». Ребенок бросает кубик и на выпавшую эмоцию ему задаю вопрос «Когда ты такой бываешь?» Ребенок делится ситуациями из жизни и рассказывает свою историю. Предлагаю поиграть.

«Кубик эмоций» позволяет развивать эмоциональную сферу дошкольников, расширять представления об эмоциях. Моим воспитанникам нравится изображать, например, «радостного зайку», «грустную лисичку», «веселую бабочку», «злую собаку» и т.п.

Очень детям нравится игра «Испорченный телефон»

Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Для понимания и распознавания эмоций мы рассматриваем сюжетные картинки, читаем стихи, сказки, отрывки из сказок и обсуждаем настроение и эмоции героев. Почему они себя так чувствуют? Как им можно помочь? Как злого волка превратить в доброго? Грустного ослика в веселого?

Например, игра «Что было бы, если бы..» Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Игра «Сказочные эмоции»

Послушайте отрывок из сказки, какое чувство испытывают герои? Изобразите его с помощью мимики и жестов.

 Отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился вкозленочка…» (грусть, печаль);

 Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»: «Спрятала печка брата с сестрой, а гуси уже налетели, кружат над ними» (страх);

 Отрывок из сказки «Репка»: «Выросла репка большая - пребольшая!» (удивление, радость);

 Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг);

 Отрывок из сказки «Царевна-лягушка»: «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление);

 Отрывок из сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет» (печаль, грусть).

Игра «Угадай эмоцию»

Моделирую ситуацию и спрашиваю у детей, какие эмоции может испытывать находящийся в них человек.

Например:

  1. «Маша идёт в парк аттракционов, какое чувство она испытывает?» - радость
  2. «Маша с родителями пошла в цирк, где фокусник из шляпы достал кролика – что чувствует девочка?» - удивление
  3. «Вера с родителями была в магазине, когда вдруг обнаружила, что их нет рядом – что чувствует девочка?» - страх
  4. «Девочка играла с куклой, пришёл маленький брат и отнял куклу – что чувствует девочка?» - обида, злость
  5. На улице выпало много снега, дети играют на улице в снежки и катаются на санках. А Саша заболел и сидит смотрит в окно на своих друзей, как они играют. Что чувствует мальчик? (печаль, зависть)

Следующая игра, которую я хочу вам предложить называется «История одного героя». Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать карточку со сказочным героем, который вам больше всего понравился (педагоги выбирают героев). А теперь предлагаю каждому из вас рассказать про своего героя. Какое настроение у вашего героя? Как вы думаете, что с ним произошло? Что произойдёт с героем дальше? (педагоги отвечают на все вопросы по очереди). Вопросы могут быть разными. Мы с вами попробовали только некоторые из них.

Вопросы:

  • Какое чувство испытывает, выбранный тобой герой? Как ты это понял?
  • Бывают ли у тебя такие чувства? В каких ситуациях ты испытываешь эти чувства?
  • Что главному герою может помочь преодолеть его трудности?
  • Как бы ты поступил на месте этого героя?
  • Как ты думаешь, что с ним произошло?
  • Что произойдёт с героем дальше?
  • Где он живёт?
  • Есть ли у него друзья? Как ты думаешь о чём он мечтает?

Также провожу психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

Предлагаю Вам , коллеги, выбрать по одному этюду и изобразить его.

#1053;овая кукла (этюд на выражение радости). Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева). Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

#1060;окус (этюд на выражение удивления). Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

#1051;исичка подслушивает (этюд на выражение интереса). Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

#1057;оленый чай (этюд на выражение отвращения). Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

#1053;овая девочка (этюд на выражение презрения). В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

#1055;ро Таню (горе — радость). Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик (горе). «Тише, Танечка, не плачь — Не утонет в речке мяч!»

#1047;олушка (этюд на выражение печали). Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку

#1054;дин дома (этюд на выражение страха). Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Так же я использую задания в рабочих тетрадях для закрепления полученных знаний, ощущений ребенком.

Такие как:

  1. Раскрась веселых гусениц желтым цветом, а грустную серым.
  2. Обведи грустных героев синим цветом, веселых- желтым, сердитых черным.
  3. Дорисуй эмоцию.
  4. Подбери питомца хозяину (по эмоциям)
  5. Кто лишний? И т.п.

А также обсуждаем поступки детей, которые они делают дома, в детском саду, хорошо это или плохо, что чувствуют при этом участники ситуации. Как исправить, что надо делать? Ищем пути к исправлению поведения, ищем компромисс, учимся договариваться, общаться и понимать эмоции свои и других. Делаем друг другу комплименты, говорим добрые и приятные слова.

Также детей познакомила со способами снятия эмоционального напряжения: подушка-колотушка, мешочек-гнева, коробочка злости, расслабление под музыку, дыхательная гимнастики. В каждой группе есть экран эмоций, уголок уединения, коврик примирения.

Изобразительные средства

Дети на занятиях изображают эмоции через рисунок «Как может выглядеть радость, страх, удивление и т.д.?», «Нарисуй то, что тебя радует, огорчает, успокаивает, чего ты боишься и т.д.», рисовали эмоции на песке, манке, лепили из пластилина и т.д.

Можно много рассказывать об интересных играх и инструментах для развития эмоционального интеллекта, сегодня я вас познакомила с некоторыми, которые я использую со своими воспитанниками. Собираюсь эту тему дальше изучать, находить новые игры, упражнения, обогащать развивающую среду. Если тема эмоционального интеллекта была вам сегодня интересна, то улыбнитесь, если нет, то позлитесь.

Пожелание всем участникам встречи:

УЛЫБНИСЬ… Если дождь за окном не кончается…

УЛЫБНИСЬ… если что-то не получается…

УЛЫБНИСЬ… если счастье за тучами спряталось…

УЛЫБНИСЬ… если даже душа поцарапалась…

УЛЫБНИСЬ… и увидишь… тогда все изменится

УЛЫБНИСЬ… дождь пройдет, И земля в зелень оденется…

УЛЫБНИСЬ… и печаль стороной пройдет…

УЛЫБНИСЬ… и душа заживет!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения педагогов-психологов

Организация мероприятий по работе методического оъединения....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...

Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ «Становление функций программирования и контроля»

К вашему вниманию предлагается опыт работы по формированию произвольности. В частности описывается система работы с детьми 5-7 лет по становлению функций программирования и контроля....