Психологический тренинг для педагогов "Сохраним себя"
методическая разработка по психологии

Бакланова Ирина Александровна

Профессия педагога одна из энергоёмких.Для её реализации  требуются большие  интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.Проблема сохранения психического здоровья педагогов  в наше время особенно актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл психологический тренинг27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для  педагогов «Сохраним себя»

 Цель тренинга: Создать условия, способствующие развитию коммуникативной компетенции, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, научаться понимать других людей.

Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приёмами, механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи:

Повышение коммуникативных навыков педагогов;             Снижение уровня эмоционального и мышечного напряжения;                       Развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;                      Знакомство с приёмами восстановления эмоционального равновесия;                                                                                                                                                          Повышение настроя на удачу, добро , успех.

 Ход психологического тренинга.

Вступление Педагоги рассаживаются по кругу.

Педагог-психолог:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада вас приветствовать  на психологическом тренинге.  Давно известно, что профессия педагога- одна из  наиболее  энергоёмких. Для  её реализации требуются большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В наше время проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует  свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется   творческий подход к работе, новаторская, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, а также вместе с ней растёт нервно-психическое напряжение личности,  переутомление. Разного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться  непрофессионалом; страх перед контролем, такие ситуации достаточно быстро приводят  к психоэмоциональному  истощению педагога. Сегодня предлагаю вам поучаствовать  в тренинге.

Педагог-психолог: Итак,  начинаем. Перед вами стоит  плакат  «Давайте поздороваемся», на котором размещены картинки различных приветствий ( рукопожатие «дай пять», кулачок к кулачку, объятия, ладонь к ладони.

 Для  положительного настроя предлагаю вам зарядиться благоприятными эмоциями. Предлагаю вам из предложенных картинок, выбрать  один вариант приветствия. Установите контакт со мной через приветствие и  будьте со мной на «одной волне».  

Итак, вхождение в тренинг можно считать благополучно открытым, давайте  похлопаем друг другу.

Педагог-психолог:

 Первое упражнение:«Комплименты» (педагогам предлагается придумать комплимент соответствующий личностным качествам рядом сидящего (обязательное правило-«  вернуть » комплимент обратно.

Комплимент «возвращается»  в определённой  форме-«Да ,это так!» Пример:» Катя , ты такой добрый человек!» Да , это так. « А ещё отзывчивая!» Молодцы , вы отлично справились!

Каждый человек важен не только  для самого себя, но  важен и  для команды . Сейчас  я вам это покажу.

Отгадайте загадку.

С неких пор у нас живет в огороде тихоход,

Удивительной раскраски, у неё есть рот и глазки.

Если очень повезёт , скоро бабочкой вспорхнёт. (Гусеница)

Игра «Гусеница» Педагоги встают цепочкой друг за другом. Между спиной  и животом  может быть мяч, но можно и без него. Задача «гусеницы» преодолеть заранее приготовленные препятствия, не уронив мяч и не расцепляя рук.

Хорошо, присаживайтесь на свои места.

 Следующее упражнение «Найди  общее»

Цель: формирование чувства  близости  с другими людьми, принятие участниками  тренинга  друг друга, формирование чувства ценности  других и самоценности.

Участники сидят в общем кругу и передают по кругу мяч. «посмотрите  внимательно на всех и подумайте, что нас всех  может объединять ».  Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак  для всех присутствующих).

Педагог-психолог: Продолжаем дальше.                                    Предлагаю игру «Передача предмета по кругу»

Цель: обмен  настроениями , чувствами   по кругу).Сейчас, я предлагаю вам передать по кругу из рук в руки разные предметы. Вам необходимо мимикой передать этот «предмет» ( это может быть цветок, горячая картошка, грязь, капля воды, маленькая бусинка). В конце, объясните свои чувства, свои  ощущения, что было приятно брать в свои руки, а,что нет.

Педагог-психолог: Продолжаем . Все мы знаем, что есть  положительные и отрицательные эмоции, те и другие влияют на наше  с вами настроение, поведение и внешность. Хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья»                                    У Андерсена есть сказка с таким с таким названием. В этой сказке  фее на день ее рождения подарили калоши счастья. А она решила отдать их людям, что те стали счастливее. Человек, который их надевал, становился  самым счастливым  человеком. Калоши исполняли все его желания, человек мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, предлагаю вам  обуть эти калоши, и чтобы вы почувствовали себя ещё более счастливыми и расслабленными, предлагаю присесть  на знакомого вам «кота обнимашку».

 Я буду вам зачитывать различные  ситуации, а ваша задача- надеть эти калоши, расслабиться  на коте и найти в ситуации, предложенной вам позитивные  стороны. Другими словами , посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Карточки для ситуаций для упражнения «Калоши счастья»

 Руководитель  отчитал вас за плохо выполненную работу. Я сделаю  соответствующие выводы  и постараюсь не допускать  ошибок. В следующий раз постараюсь выполнить  свою работу  лучше.

Вам дали большое количество детей в группу , которые ходят всем составом. Есть возможность попробовать сои силы в работе с большой группой. Это хорошая возможность освоить новые методы работы

На работе задержали зарплату. Можно сэкономить на чем то, можно сесть на диету.

По дороге на работу у вас сломался каблук. Хороший повод купить новую обувь.

Вы внезапно заболели. Хороший повод отдохнуть, заняться наконец своим здоровьем

Вас бросил муж.

Теперь ненужно тратить время на стирку, глажку , готовку,, это время можно потратить на себя, больше времени будет на хобби.

Вы попали под сокращение Хорошая возможность  заняться чем , то другим, сменить род профессиональной деятельности Новый коллектив, новые возможности.

За последние 3 месяца вы набрали «лишних» 5 киллограмм

Вам предложили  пойти в отпуск в ноябре.

Рефлексия.

Трудно  ли вам было отвечать?

Были ли для вас какие то новые ощущения?

Что вы сейчас чувствуете?

Считаете ли вы полезным упражнение?

Педагог-психолог: Конечно , на пути к счастью будут встречаться препятствия, но представьте себя, что  вы, в счастливых галошах.

Педагог-психолог: »Море» Релаксационное упражнение Уважаемые коллеги, предлагаю вам перенестись на тёплое ласковое море. Представьте, что вы находитесь на  берегу огромного синего моря, Вы лежите на мягком, тёплом песочке. Вам тепло и приятно…Тёплые легкие лучики солнышка  нежно  гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам- по всему телу.. Ваши руки отдыхают. Ваши ноги отдыхают.

Дышим легко, ровно..,глубоко. Тёплый ласковый ветерок обдувает ваше тело лёгкой свежестью. Вам тепло и приятно,. Лучики солнца скользят по  вашей коже, приятно согревая её. Вы спокойно  отдыхаете и засыпаете..Дышим легко..ровно..глубоко.

Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали. Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать! Подтянуться, улыбнуться . Всем открыть глаза  и встать!

Педагог-психолог :  Упражнение «Грецкий орех»

Высыпаются  грецкие орехи по числу участников и предлагается каждому участнику взять один. Рассмотрите внимательно  свой орешек, изучите его структуру, рельеф, постарайтесь запомнить его индивидуальные черточки, потрогайте его на ощупь, можете его понюхать.

Затем орехи вновь собираются в мешок, перемешиваются  и высыпаются на стол. Задача каждого участника найти свой орех.

Обсуждение.: Кто как свой орех запомнил? -На что вы больше всего опирались ,обратили внимание: на тактильные ощущения, зрительные или может быть ещё на ,что-то другое?

Вывод: на первый взгляд  кажется ,что все орехи  очень похожи  друг на друга, но если присмотреться внимательнее можно  заметить , что они разные и у каждого из них есть свои  отличительные черты. Так и люди: се  очень разные и запоминающиеся, у каждого свои  индивидуальные черточки «неровности», своя красота и своя привлекательность. Нужно её только  почувствовать и понять.

Тест-упражнение «Выбор»

Педагог-психолог: Внимательно послушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и  надкусываете его, то обнаруживаете,  что отсутствует один существенный  ингредиент- повидло внутри отсутствует. И вот , представьте себе  вашу реакцию на эту мелкую неприятность.

1.Относите бракованный пончик  назад в булочную и требуете взамен другой.

2. Говорите себе спокойно :» Бывает» и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4.Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы он был вкуснее.

Комментарий ведущего.

Если вы выбрали первый вариант ,то вы человек неподдающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы  оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа не рвутся  в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда  вы относитесь к коллегам с некоторым чувством  превосходства- уж  вы-то не  позволите застать себя врасплох.

 Если вы выбрали второй вариант, то вы мягкий, терпимый и гибкий человек.С вами легко ладить и коллеги  всегда могут найти у вас утешение и поддержку, Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь  в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительными, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

  Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решение и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы  авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных  мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и  ответственности.

 Если вы выбрали четвёртый вариант, то вы человек способный  к  нестандартному  мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнёрам по игре и можете  обидеться , если они играют не по вашим правилам. Вы всегда  готовы предложить несколько оригинальных  идей для решения, той или иной  проблемы.

 Упражнение «Муха»

Цель: снятие  напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция: Сядьте  удобно: руки свободно положите  на колени, плечи и голова  опущены, глаза закрыты, Мысленно представьте , что на ваше лицо пытается сесть  муха. Она садиться  то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. ВАША ЗАДАЧА: НЕ ОТКРЫВАЯ  ГЛАЗ, С ПОМОЩЬЮ  ЛИЦЕВЫХ МЫШЦ, СОГНАТЬ НАЗОЙЛИВОЕ  НАСЕКОМОЕ.

Упражнение «2 Батона»

Предлагаю вам  рисунок 2 х батонов. Хлеб основной продукт , необходимый для жизни. Возьмите  сейчас изображение того  батона который вам нравиться. Помните у каждого своя жизнь и свой рисунок.

 -Отрежьте или отчертите  тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ. Ровно столько  времени занимает ваша работа.

 - Следующий кусочек- столько времени занимает ваша СЕМЬЯ. Отметьте сколько , вы отдаёте времени своей семье.

- ЗДОРОВЬЕ. Если вы уделяете время своему здоровью, а может   вообще не уделяете и у вас вообще не будет этого куска.

-САМООБРАЗОВАНИЕ. В широком смысле этого слова, это м.б. какие то курсы, семинары, конференции, вебинары ,  чтение научной  профессиональной литературы,  профессиональное сообщество и т.д.. Т.е. как вы понимаете это  как вы повышаете  свои профессиональные знания, как их расширяете.

-УВЛЕЧЕНИЯ, хобби. Есть ли в вашем времени время на хобби? Есть ли вашей жизни место , для дел и увлечений  которые вам приносят удовольствие. У кого осталось место для увлечений? Вот  у кого они есть , это просто замечательно!

Поднимите руки у кого есть  время для увлечений, путешествий, хобби, ваше личное время которое вы можете потратить только на себя? (Посчитать  сколько таких педагогов присутствует в аудитории). Возможно похлопать им.

 Помните чем меньше удовольствий вы получаете от своей жизни, тем  труднее переносить трудности и стрессы.

Можете корректировать, исправлять, проверять никто не будет, главное не обманывать себя.

 Переходим ко второму  батону.

А теперь распределите все критерии, так как вы хотели  бы ,чтобы было? Независимо от обстоятельств сегодня , посмотрите на ваш второй батон и распределите критерии. Обозначьте,  где какие позиции  теперь займут свои места.

Теперь  вопрос, это важно! Запишите.

Что  вы можете сделать для того, чтобы то идеальное , желаемаемое  стало реальным, чтобы оно осуществилось?    У кого реальное не совпадает  с идеальным для того этот вопрос актуален.

В этом упражнении спрятался  Баланс реальный и желательный.

Коллеги , помните, что  любой тестовый материал является коррекционным. Вы  сами оцениваете свои  перспективы, диагностируете себя. Вы сами можете и у вас есть возможность изменить вашу жизнь.

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь , что эти способы и упражнения для  самоконтроля  и улучшения настроения будете вспоминать дома, и на  работе. И не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать : дыхательную  гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а для снятия стресса  помогают как и смех так и слезы.

Всем спасибо за участие. В конце предлагаю вам заполнить  анкету, где вы можете оставить свои  впечатления, ваше мнение очень важно.

Спасибо вам, уважаемые коллеги, берегите, цените , хвалите  себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический кружок "Познай себя"

Большое значение в работе оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию с...

Психологический тренинг "Помоги себе сам"

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.Задачи: Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков вз...

психологический тренинг "Помоги себе сам"

Предназначен для педагогов, помогает ориентироваться в собственных психологических состояниях...

Перспективный план мероприятий психологической лаборатории «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»

Мной представлен перспективный план работы психологической лаборатории, включающий в себя мероприятия, направленные на осознание себя в сфере профессиональной деятельности....

Программа психологического кружка "Познай себя"

Кружок "Познай себя" разработан педагогом - психологом для детей старшего дошкольного возваста....

Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"

Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»

Психологичесий тренинг с педагогами ДОУ проведен с целью  создать условия способствующие  развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелате...