Психологический тренинг для педагогов "Сохраним себя"
методическая разработка по психологии
Профессия педагога одна из энергоёмких.Для её реализации требуются большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.Проблема сохранения психического здоровья педагогов в наше время особенно актуальна.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя»
Цель тренинга: Создать условия, способствующие развитию коммуникативной компетенции, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, научаться понимать других людей.
Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приёмами, механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи:
Повышение коммуникативных навыков педагогов; Снижение уровня эмоционального и мышечного напряжения; Развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе; Знакомство с приёмами восстановления эмоционального равновесия; Повышение настроя на удачу, добро , успех.
Ход психологического тренинга.
Вступление Педагоги рассаживаются по кругу.
Педагог-психолог:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада вас приветствовать на психологическом тренинге. Давно известно, что профессия педагога- одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В наше время проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторская, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, а также вместе с ней растёт нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Разного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, такие ситуации достаточно быстро приводят к психоэмоциональному истощению педагога. Сегодня предлагаю вам поучаствовать в тренинге.
Педагог-психолог: Итак, начинаем. Перед вами стоит плакат «Давайте поздороваемся», на котором размещены картинки различных приветствий ( рукопожатие «дай пять», кулачок к кулачку, объятия, ладонь к ладони.
Для положительного настроя предлагаю вам зарядиться благоприятными эмоциями. Предлагаю вам из предложенных картинок, выбрать один вариант приветствия. Установите контакт со мной через приветствие и будьте со мной на «одной волне».
Итак, вхождение в тренинг можно считать благополучно открытым, давайте похлопаем друг другу.
Педагог-психолог:
Первое упражнение:«Комплименты» (педагогам предлагается придумать комплимент соответствующий личностным качествам рядом сидящего (обязательное правило-« вернуть » комплимент обратно.
Комплимент «возвращается» в определённой форме-«Да ,это так!» Пример:» Катя , ты такой добрый человек!» Да , это так. « А ещё отзывчивая!» Молодцы , вы отлично справились!
Каждый человек важен не только для самого себя, но важен и для команды . Сейчас я вам это покажу.
Отгадайте загадку.
С неких пор у нас живет в огороде тихоход,
Удивительной раскраски, у неё есть рот и глазки.
Если очень повезёт , скоро бабочкой вспорхнёт. (Гусеница)
Игра «Гусеница» Педагоги встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом может быть мяч, но можно и без него. Задача «гусеницы» преодолеть заранее приготовленные препятствия, не уронив мяч и не расцепляя рук.
Хорошо, присаживайтесь на свои места.
Следующее упражнение «Найди общее»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Участники сидят в общем кругу и передают по кругу мяч. «посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять ». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих).
Педагог-психолог: Продолжаем дальше. Предлагаю игру «Передача предмета по кругу»
Цель: обмен настроениями , чувствами по кругу).Сейчас, я предлагаю вам передать по кругу из рук в руки разные предметы. Вам необходимо мимикой передать этот «предмет» ( это может быть цветок, горячая картошка, грязь, капля воды, маленькая бусинка). В конце, объясните свои чувства, свои ощущения, что было приятно брать в свои руки, а,что нет.
Педагог-психолог: Продолжаем . Все мы знаем, что есть положительные и отрицательные эмоции, те и другие влияют на наше с вами настроение, поведение и внешность. Хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья» У Андерсена есть сказка с таким с таким названием. В этой сказке фее на день ее рождения подарили калоши счастья. А она решила отдать их людям, что те стали счастливее. Человек, который их надевал, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, человек мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, предлагаю вам обуть эти калоши, и чтобы вы почувствовали себя ещё более счастливыми и расслабленными, предлагаю присесть на знакомого вам «кота обнимашку».
Я буду вам зачитывать различные ситуации, а ваша задача- надеть эти калоши, расслабиться на коте и найти в ситуации, предложенной вам позитивные стороны. Другими словами , посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Карточки для ситуаций для упражнения «Калоши счастья»
Руководитель отчитал вас за плохо выполненную работу. Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок. В следующий раз постараюсь выполнить свою работу лучше.
Вам дали большое количество детей в группу , которые ходят всем составом. Есть возможность попробовать сои силы в работе с большой группой. Это хорошая возможность освоить новые методы работы
На работе задержали зарплату. Можно сэкономить на чем то, можно сесть на диету.
По дороге на работу у вас сломался каблук. Хороший повод купить новую обувь.
Вы внезапно заболели. Хороший повод отдохнуть, заняться наконец своим здоровьем
Вас бросил муж.
Теперь ненужно тратить время на стирку, глажку , готовку,, это время можно потратить на себя, больше времени будет на хобби.
Вы попали под сокращение Хорошая возможность заняться чем , то другим, сменить род профессиональной деятельности Новый коллектив, новые возможности.
За последние 3 месяца вы набрали «лишних» 5 киллограмм
Вам предложили пойти в отпуск в ноябре.
Рефлексия.
Трудно ли вам было отвечать?
Были ли для вас какие то новые ощущения?
Что вы сейчас чувствуете?
Считаете ли вы полезным упражнение?
Педагог-психолог: Конечно , на пути к счастью будут встречаться препятствия, но представьте себя, что вы, в счастливых галошах.
Педагог-психолог: »Море» Релаксационное упражнение Уважаемые коллеги, предлагаю вам перенестись на тёплое ласковое море. Представьте, что вы находитесь на берегу огромного синего моря, Вы лежите на мягком, тёплом песочке. Вам тепло и приятно…Тёплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам- по всему телу.. Ваши руки отдыхают. Ваши ноги отдыхают.
Дышим легко, ровно..,глубоко. Тёплый ласковый ветерок обдувает ваше тело лёгкой свежестью. Вам тепло и приятно,. Лучики солнца скользят по вашей коже, приятно согревая её. Вы спокойно отдыхаете и засыпаете..Дышим легко..ровно..глубоко.
Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали. Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать! Подтянуться, улыбнуться . Всем открыть глаза и встать!
Педагог-психолог : Упражнение «Грецкий орех»
Высыпаются грецкие орехи по числу участников и предлагается каждому участнику взять один. Рассмотрите внимательно свой орешек, изучите его структуру, рельеф, постарайтесь запомнить его индивидуальные черточки, потрогайте его на ощупь, можете его понюхать.
Затем орехи вновь собираются в мешок, перемешиваются и высыпаются на стол. Задача каждого участника найти свой орех.
Обсуждение.: Кто как свой орех запомнил? -На что вы больше всего опирались ,обратили внимание: на тактильные ощущения, зрительные или может быть ещё на ,что-то другое?
Вывод: на первый взгляд кажется ,что все орехи очень похожи друг на друга, но если присмотреться внимательнее можно заметить , что они разные и у каждого из них есть свои отличительные черты. Так и люди: се очень разные и запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки «неровности», своя красота и своя привлекательность. Нужно её только почувствовать и понять.
Тест-упражнение «Выбор»
Педагог-психолог: Внимательно послушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент- повидло внутри отсутствует. И вот , представьте себе вашу реакцию на эту мелкую неприятность.
1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен другой.
2. Говорите себе спокойно :» Бывает» и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4.Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы он был вкуснее.
Комментарий ведущего.
Если вы выбрали первый вариант ,то вы человек неподдающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства- уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы мягкий, терпимый и гибкий человек.С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку, Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительными, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решение и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвёртый вариант, то вы человек способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнёрам по игре и можете обидеться , если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения, той или иной проблемы.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Инструкция: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты, Мысленно представьте , что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садиться то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. ВАША ЗАДАЧА: НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ, С ПОМОЩЬЮ ЛИЦЕВЫХ МЫШЦ, СОГНАТЬ НАЗОЙЛИВОЕ НАСЕКОМОЕ.
Упражнение «2 Батона»
Предлагаю вам рисунок 2 х батонов. Хлеб основной продукт , необходимый для жизни. Возьмите сейчас изображение того батона который вам нравиться. Помните у каждого своя жизнь и свой рисунок.
-Отрежьте или отчертите тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ. Ровно столько времени занимает ваша работа.
- Следующий кусочек- столько времени занимает ваша СЕМЬЯ. Отметьте сколько , вы отдаёте времени своей семье.
- ЗДОРОВЬЕ. Если вы уделяете время своему здоровью, а может вообще не уделяете и у вас вообще не будет этого куска.
-САМООБРАЗОВАНИЕ. В широком смысле этого слова, это м.б. какие то курсы, семинары, конференции, вебинары , чтение научной профессиональной литературы, профессиональное сообщество и т.д.. Т.е. как вы понимаете это как вы повышаете свои профессиональные знания, как их расширяете.
-УВЛЕЧЕНИЯ, хобби. Есть ли в вашем времени время на хобби? Есть ли вашей жизни место , для дел и увлечений которые вам приносят удовольствие. У кого осталось место для увлечений? Вот у кого они есть , это просто замечательно!
Поднимите руки у кого есть время для увлечений, путешествий, хобби, ваше личное время которое вы можете потратить только на себя? (Посчитать сколько таких педагогов присутствует в аудитории). Возможно похлопать им.
Помните чем меньше удовольствий вы получаете от своей жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.
Можете корректировать, исправлять, проверять никто не будет, главное не обманывать себя.
Переходим ко второму батону.
А теперь распределите все критерии, так как вы хотели бы ,чтобы было? Независимо от обстоятельств сегодня , посмотрите на ваш второй батон и распределите критерии. Обозначьте, где какие позиции теперь займут свои места.
Теперь вопрос, это важно! Запишите.
Что вы можете сделать для того, чтобы то идеальное , желаемаемое стало реальным, чтобы оно осуществилось? У кого реальное не совпадает с идеальным для того этот вопрос актуален.
В этом упражнении спрятался Баланс реальный и желательный.
Коллеги , помните, что любой тестовый материал является коррекционным. Вы сами оцениваете свои перспективы, диагностируете себя. Вы сами можете и у вас есть возможность изменить вашу жизнь.
Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь , что эти способы и упражнения для самоконтроля и улучшения настроения будете вспоминать дома, и на работе. И не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать : дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а для снятия стресса помогают как и смех так и слезы.
Всем спасибо за участие. В конце предлагаю вам заполнить анкету, где вы можете оставить свои впечатления, ваше мнение очень важно.
Спасибо вам, уважаемые коллеги, берегите, цените , хвалите себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический кружок "Познай себя"
Большое значение в работе оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию с...

Психологический тренинг "Помоги себе сам"
Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.Задачи: Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков вз...

психологический тренинг "Помоги себе сам"
Предназначен для педагогов, помогает ориентироваться в собственных психологических состояниях...

Перспективный план мероприятий психологической лаборатории «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»
Мной представлен перспективный план работы психологической лаборатории, включающий в себя мероприятия, направленные на осознание себя в сфере профессиональной деятельности....

Программа психологического кружка "Познай себя"
Кружок "Познай себя" разработан педагогом - психологом для детей старшего дошкольного возваста....

Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"
Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»
Психологичесий тренинг с педагогами ДОУ проведен с целью создать условия способствующие развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелате...
