Мастер-класс на тему: «Метод 6 шляп Эдварда де Боно в системном подходе работы педагогов-психологов с детьми и взрослыми»
методическая разработка по психологии

Зверева Елена Геннадьевна

Выступление

на методическом объединении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_6shlyap.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Мастер-класс на тему:

«Метод  6 шляп мышления Эдварда де Боно

в системном подходе работы

педагогов-психологов с детьми и взрослыми»

Подготовили:

Гаврюшина Е.В., педагог-психолог в/кв. категории МДОАУ № 3

Зверева Е.Г., педагог-психолог 1/кв. категории МДОАУ № 66 к.2

Миганова С.А., педагог-психолог 1/кв. категории МДОАУ № 195.

г. Оренбург, 2025 г.

  Цель: знакомство педагогов с методикой «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

 Задачи: 

Показать возможности  применения  метода «Шесть  шляп мышления» в работе с детьми и взрослыми.

Познакомить  со способом повышения  эффективности педагогического процесса.

Закрепить навык сотрудничества, работы в команде.

Материалы: шесть шляп разного цвета (белая, красная, желтая, зеленая, черная, синяя), цветные маркеры с изображением шести шляп, рефлексивный   кубик (на основе кубика Блума), презентация.

Вступление.

Добрый день, уважаемые коллеги!

1 слайд (титульный лист)

2 слайд (видеофрагмент стихотворения)

Наше выступление мы хотим начать с видеофрагмента.

Однажды по городу Нина гуляла,

В один магазинчик случайно попала.

В нем продают ни духи, ни перчатки,

А просто красивые, модные шляпки.

Решила примерить одну и другую.

А может вон ту? Подскажите какую?

Я выбрала шляпу, сразу надела

И что же такое, она загалдела!

Послушай, я шляпа совсем не простая,

Волшебная шляпа. Шляпа живая.

А ты деловая, как я погляжу.

Решила все шляпы вокруг перемерить?

Возьми лучше все. Можешь мне верить.

Стою в этой шляпе, с краями обвислыми.

А в голову лезут разные мысли.

Шляпы цветные с собой забрала,

Сегодня сюда я их принесла.

Хотим рассказать вам о них.

Интересно?

Недаром о них завели разговор,

Ведь шляпа совсем не простой головной убор.

Основная теоретическая  часть.

3 слайд.

Сегодня мы  вам расскажем не просто о шляпах, а  о методике «Шести шляп мышления» британского психолога Эдварда де Боно. Эта методика сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.  В работе педагога-психолога применима  для развития дивергентного мышления у детей, а также для решения конфликтных ситуаций и повышения эффективности педагогического процесса.

     Де Боно предложил решать задачи с помощью метода   рассмотрения проблемы с различных углов зрения, разделив все мыслительные процессы, которые происходят в голове человека, на шесть типов. Чтобы методика лучше запоминалась, автор решил связать типы мышления с цветными шляпами.

     

4 слайд   

Итак, шесть метафорических шляп разных цветов символизируют каждый из основных способов   мышления.

* Белая шляпа – отвечает за  факты, цифры.

* Красная шляпа – символизирует чувства, эмоции,   настроение.

* Черная шляпа использует критическое мышление, потенциальные риски, «думает с грустью».

* Желтая шляпа – оптимизм, позитив, «думает о хорошем».

* Зеленая шляпа – креативность, новые идеи, «думает творчески».

* Синяя шляпа – контроль, организация,  «думает как капитан».

Каждая шляпа представляет свой взгляд на решение вопроса или проблемы.

                            Практическое применение в детском саду:

 5 слайд «Формы работы с детьми»

Работу в детском саду по использованию метода «шести шляп мышления» лучше начинать с детьми 6-7 лет и начать с 4 шляп (синяя, желтая, красная, черная) в различных видах деятельности, например:

  • Сказкотерапия
  • Коррекционно-развивающие занятия (разрешение конфликтных ситуаций поведенческие нарушения)
  • Занятия – квэсты
  • Групповые занятия по ФЭМП и развитию речи, планировании мероприятий   (рекомендация для воспитателей).

* В решении конфликтов: Дети учатся рассматривать конфликтную ситуацию с разных сторон, понимать эмоции участников и искать компромиссные решения.
* В планировании мероприятий: При планировании утренников, игр или других мероприятий, дети учатся генерировать идеи, оценивать их, выбирать оптимальные варианты и распределять обязанности.
* В развитии речи: Анализ сказок, обсуждение прочитанного с использованием разных «шляп» способствует развитию речи, обогащению словарного запаса и умению выражать свои мысли.
* В развитии математических способностей: Решение математических задач с использованием «шляп» помогает детям анализировать условия, искать разные подходы к решению и проверять результаты.

6 слайд    «Формы работы со взрослыми» (педагоги и родители)

Организуя работу с педагогами и родителями, можно использовать следующие формы:

  • Мастер-класс
  • Мозговой штурм
  • Семинар-практикум
  • Супервизия
  • Педагогический совет
  • Рефлексия метод 6 шляп
  • Разработка новых методик и проектов
  • Разработка новых образовательных программ
  • Родительские собрания

Инновационной формой работы считается использование педагогом-психологом данного метода в своей консультативной работе при индивидуальной работе.

                                                     Практическая часть

А теперь немного проанализировав теорию, приглашаем вас принять участие  в  мастер-классе. На нем мы разберем педагогические кейсы.

Приглашаем 6 участников (участники надевают выбранные шляпы)

7 слайд «Педагогический кейс №1»

Уважаемые участники, представьте себя  в роли детей 6-7 лет. Как   дети, применяя метод «6 шляп»,  рассмотрели бы проблемную ситуацию: «Ребенок хулиганит на занятиях, мешает, болтает, отвлекает детей,  ходит во время занятий»

Уважаемые участники вам необходимо анализировать ситуацию и найти пути решения  в соответствии с той шляпой, которую вы надели.

8 слайд «Педагогический кейс №2»

Ситуация «На педагогическом совете обсуждается ситуация: в группе дети часто проявляют агрессию друг к другу, в связи с этим в группе постоянное напряжение и конфликтные ситуации».

Заключение.

9 слайд «Рефлексия по методу «6 шляп Эдварда де Боно»

Приглашаются 6 участников, которые по очереди кидают рефлексивный кубик, в соответствии с цветом шляпы рассуждает о проведенном мастер-классе.

Методика «Шести шляп мышления» помогает педагогам стать более эффективными, творческими, критично мыслящими и умеющими управлять своими эмоциями профессионалами. Она способствует повышению качества образовательного процесса и улучшению взаимоотношений с детьми и коллегами. Мы рекомендуем попробовать использовать этот метод в своей практике и убедиться в его эффективности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Аппликация по теме «Пасха» для дошкольников «Поделки на Пасху с детьми 6-7 лет»

Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации с использованием пластилина.Програм...

Мастер – класс «Использование инновационных технологий в продуктивной деятельности и развитие двигательной активности при взаимодействии детей и взрослых»

Цель: Развитие крупной и мелкой моторики у детей в процессе овладения навыками сотрудничества в коллективе.Задачи: 1.     Внедрение инновационных технологий2....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Техника «Де-купаж» в совместном творчестве ребенка и взрослого»

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ МБДОУ СТАРШЕЙ ГРУППЫ«Техника «Де-купаж» в совместном творчестве ребенка и взрослого»...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Эффективные подходы и стратегии реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.Задачи:обогатить воспитателей знаниями, практическими умениями в воспитании физической культуры детей.осуществлять преемственность в фи...