Мастер-класс на тему: «Метод 6 шляп Эдварда де Боно в системном подходе работы педагогов-психологов с детьми и взрослыми»
методическая разработка по психологии
Выступление
на методическом объединении
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
Мастер-класс на тему:
«Метод 6 шляп мышления Эдварда де Боно
в системном подходе работы
педагогов-психологов с детьми и взрослыми»
Подготовили:
Гаврюшина Е.В., педагог-психолог в/кв. категории МДОАУ № 3
Зверева Е.Г., педагог-психолог 1/кв. категории МДОАУ № 66 к.2
Миганова С.А., педагог-психолог 1/кв. категории МДОАУ № 195.
г. Оренбург, 2025 г.
Цель: знакомство педагогов с методикой «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Задачи:
Показать возможности применения метода «Шесть шляп мышления» в работе с детьми и взрослыми.
Познакомить со способом повышения эффективности педагогического процесса.
Закрепить навык сотрудничества, работы в команде.
Материалы: шесть шляп разного цвета (белая, красная, желтая, зеленая, черная, синяя), цветные маркеры с изображением шести шляп, рефлексивный кубик (на основе кубика Блума), презентация.
Вступление.
Добрый день, уважаемые коллеги!
1 слайд (титульный лист)
2 слайд (видеофрагмент стихотворения)
Наше выступление мы хотим начать с видеофрагмента.
Однажды по городу Нина гуляла,
В один магазинчик случайно попала.
В нем продают ни духи, ни перчатки,
А просто красивые, модные шляпки.
Решила примерить одну и другую.
А может вон ту? Подскажите какую?
Я выбрала шляпу, сразу надела
И что же такое, она загалдела!
Послушай, я шляпа совсем не простая,
Волшебная шляпа. Шляпа живая.
А ты деловая, как я погляжу.
Решила все шляпы вокруг перемерить?
Возьми лучше все. Можешь мне верить.
Стою в этой шляпе, с краями обвислыми.
А в голову лезут разные мысли.
Шляпы цветные с собой забрала,
Сегодня сюда я их принесла.
Хотим рассказать вам о них.
Интересно?
Недаром о них завели разговор,
Ведь шляпа совсем не простой головной убор.
Основная теоретическая часть.
3 слайд.
Сегодня мы вам расскажем не просто о шляпах, а о методике «Шести шляп мышления» британского психолога Эдварда де Боно. Эта методика сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма. В работе педагога-психолога применима для развития дивергентного мышления у детей, а также для решения конфликтных ситуаций и повышения эффективности педагогического процесса.
Де Боно предложил решать задачи с помощью метода рассмотрения проблемы с различных углов зрения, разделив все мыслительные процессы, которые происходят в голове человека, на шесть типов. Чтобы методика лучше запоминалась, автор решил связать типы мышления с цветными шляпами.
4 слайд
Итак, шесть метафорических шляп разных цветов символизируют каждый из основных способов мышления.
* Белая шляпа – отвечает за факты, цифры.
* Красная шляпа – символизирует чувства, эмоции, настроение.
* Черная шляпа использует критическое мышление, потенциальные риски, «думает с грустью».
* Желтая шляпа – оптимизм, позитив, «думает о хорошем».
* Зеленая шляпа – креативность, новые идеи, «думает творчески».
* Синяя шляпа – контроль, организация, «думает как капитан».
Каждая шляпа представляет свой взгляд на решение вопроса или проблемы.
Практическое применение в детском саду:
5 слайд «Формы работы с детьми»
Работу в детском саду по использованию метода «шести шляп мышления» лучше начинать с детьми 6-7 лет и начать с 4 шляп (синяя, желтая, красная, черная) в различных видах деятельности, например:
- Сказкотерапия
- Коррекционно-развивающие занятия (разрешение конфликтных ситуаций поведенческие нарушения)
- Занятия – квэсты
- Групповые занятия по ФЭМП и развитию речи, планировании мероприятий (рекомендация для воспитателей).
* В решении конфликтов: Дети учатся рассматривать конфликтную ситуацию с разных сторон, понимать эмоции участников и искать компромиссные решения.
* В планировании мероприятий: При планировании утренников, игр или других мероприятий, дети учатся генерировать идеи, оценивать их, выбирать оптимальные варианты и распределять обязанности.
* В развитии речи: Анализ сказок, обсуждение прочитанного с использованием разных «шляп» способствует развитию речи, обогащению словарного запаса и умению выражать свои мысли.
* В развитии математических способностей: Решение математических задач с использованием «шляп» помогает детям анализировать условия, искать разные подходы к решению и проверять результаты.
6 слайд «Формы работы со взрослыми» (педагоги и родители)
Организуя работу с педагогами и родителями, можно использовать следующие формы:
- Мастер-класс
- Мозговой штурм
- Семинар-практикум
- Супервизия
- Педагогический совет
- Рефлексия метод 6 шляп
- Разработка новых методик и проектов
- Разработка новых образовательных программ
- Родительские собрания
Инновационной формой работы считается использование педагогом-психологом данного метода в своей консультативной работе при индивидуальной работе.
Практическая часть
А теперь немного проанализировав теорию, приглашаем вас принять участие в мастер-классе. На нем мы разберем педагогические кейсы.
Приглашаем 6 участников (участники надевают выбранные шляпы)
7 слайд «Педагогический кейс №1»
Уважаемые участники, представьте себя в роли детей 6-7 лет. Как дети, применяя метод «6 шляп», рассмотрели бы проблемную ситуацию: «Ребенок хулиганит на занятиях, мешает, болтает, отвлекает детей, ходит во время занятий»
Уважаемые участники вам необходимо анализировать ситуацию и найти пути решения в соответствии с той шляпой, которую вы надели.
8 слайд «Педагогический кейс №2»
Ситуация «На педагогическом совете обсуждается ситуация: в группе дети часто проявляют агрессию друг к другу, в связи с этим в группе постоянное напряжение и конфликтные ситуации».
Заключение.
9 слайд «Рефлексия по методу «6 шляп Эдварда де Боно»
Приглашаются 6 участников, которые по очереди кидают рефлексивный кубик, в соответствии с цветом шляпы рассуждает о проведенном мастер-классе.
Методика «Шести шляп мышления» помогает педагогам стать более эффективными, творческими, критично мыслящими и умеющими управлять своими эмоциями профессионалами. Она способствует повышению качества образовательного процесса и улучшению взаимоотношений с детьми и коллегами. Мы рекомендуем попробовать использовать этот метод в своей практике и убедиться в его эффективности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Аппликация по теме «Пасха» для дошкольников «Поделки на Пасху с детьми 6-7 лет»
Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации с использованием пластилина.Програм...

Мастер – класс «Использование инновационных технологий в продуктивной деятельности и развитие двигательной активности при взаимодействии детей и взрослых»
Цель: Развитие крупной и мелкой моторики у детей в процессе овладения навыками сотрудничества в коллективе.Задачи: 1. Внедрение инновационных технологий2....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Техника «Де-купаж» в совместном творчестве ребенка и взрослого»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ МБДОУ СТАРШЕЙ ГРУППЫ«Техника «Де-купаж» в совместном творчестве ребенка и взрослого»...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов Тема: «Эффективные подходы и стратегии реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.Задачи:обогатить воспитателей знаниями, практическими умениями в воспитании физической культуры детей.осуществлять преемственность в фи...

