Способы эффективного взаимодействия педагогов с родителями
презентация по психологии
Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников способствует снижению конфликтых ситуаций и созданию благоприятного климата в группе. Для этого воспитателю необходимо владеть знаниями психологических особенностей личности и способами взаимодействия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для педагогического работника искусство общения является важнейшей профессиональной чертой. Коммуникативная культура педагога: умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение, нерешительность, умение сдерживаться, создавать необходимое настроение, наблюдательность и переключаемость внимания, понимание психологического состояния человека по внешним признакам, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
Наши типичные ошибки: неправильные ожидания в отношении партнера (если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом) ; нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.) ; не улавливаем подтекст разговора ( часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение) ; если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт) ; мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже);
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты , надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.
Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними Дженни Грехем Скотт (1991) считает, что у каждого человека в зависимости от жизненного опыта есть своя классификация трудных людей в общении. Он приводи одну из классификаций из классификаций, предложенную Робертом М. Бремсоном . Какая бы классификация ни была, главное – - выяснение особенностей партнера по общению - выбор в соответствии с этим стратегии и тактики при взаимодействии с ним Д. Скот утверждает, что успех будет зависеть от того, сумеете ли взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера: «Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попадите под влияние трудного человека». Он же дает рекомендации по общению с конкретными «трудными» типами людей, однако мы должны иметь в виду, что в жизни скорее встречаются люди, обладающие набором особенностей нескольких типов. Поэтому нижеследующая классификация, предложенная автором, носит условный характер.
«Паровой каток» Думают : что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Боятся: подрыва их имиджа. Способы взаимодействия с ним: уклонение или приспособление. Или: желательно дать «паровому катку» выпустить пар, снизить эмоциональное напряжение. Не перечьте ему в это время. А затем спокойно и уверенно изложите свою точку зрения, ни в коем случае не критикуя его подход, иначе вместо конструктивного решения вы спровоцируете враждебное отношение к себе. Ярость «парового катка» можно подавить только собственным спокойствием.
«Скрытый агрессор» Стремится : причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций, они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. Чего боится : может, он считает вас конкурентом, стремится получить то, что вовсе не нужно для вас (например, должность, внеочередной отпуск). Способы взаимодействия: при возможности уклониться от общения с ним, но в случае необходимости взаимодействия желательно выявить конкретный факт причинения и сказать такому человеку, что вам известно, что именно он совершил то или иное действие против вас Или: приведите ему доказательства, если он будет оспаривать ваши факты
Особенности поведения : время от времени взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности. Чего боится : потеря контроля над ситуацией, потеря авторитета, боится не справится с ситуацией. Способы взаимодействия : Если у вас нет возможности уклониться от контакта с таким человеком, то лучше всего в момент вспышки не перечить ему, дать накричаться, убедить его в том, что вы слушаете его. То есть он должен быть уверен, что по-прежнему контролирует ситуацию, это его успокоит. После вспышки он, скорее всего, будет ощущать дискомфорт, смущение, раскаяние, поэтому лучше всего не заостряйте внимание на случившемся. Переведите разговор на решение проблемы. «Разгневанный ребенок»
Бывают: реалистичные и параноидальные (они жалуются на воображаемые обстоятельства) Причины поведения: как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих. Необходимо быть значимым. Способы взаимодействия : можно либо поддакивать, либо возразить ему. Используйте технику резюмирования : изложите кратко суть его жалобы, дайте ему понять, что вы услышали его слова. Выслушав, затем лучше всего перевести разговор на другую тему. Переключите на решение проблемы, а не на ее описание Можно спросить его: «Что бы вы хотели сделать в данной ситуации?» Скорее всего, у «жалобщика» нет готового рецепта, тогда вы спросите: «Чем я могу вам помочь?» Если и тут ситуация не прояснится, попробуйте вместе с ним придумать, какой конкретный человек (или люди) может помочь в этой ситуации. «Жалобщик»
«Молчун» Причины скрытности: враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность и др. Способы взаимодействия: и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина. Лучше всего с целью выяснения этого задать «молчуну» несколько открытых вопросов (например: «Что вы думаете по этому поводу?»). Но не перегибайте палку: если вопросов будет слишком много, «молчун» еще больше может замкнуться, ибо ваш разговор будет похож на допрос. Не торопите его, дайте обдумать и высказать ему все, что он хочет, в удобном для него темпе. Главное при взаимодействии с такими людьми — доброжелательное отношение к ним. Соблюдайте чувство меры: если вы видите, что общение с вами тяготит «молчуна», не настаивайте, не вовлекайте его в разговор против его воли.
« Сверхпокладистый » Особенности поведения : поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах. Их слова расходятся с делом: вы полагаетесь на такого человека, а он в ответственный момент подводит вас, не выполнив того, то обещал. Причина : стараются понравиться всем окружающим. Способы взаимодействия : если вы вынуждены общаться с таким человеком, скажите ему, что для вас самое главное — правдивость.
Секреты продуктивного общения Одна из потребностей, которой определяется стремление к общению - быть оцененным, признанным, понятым. Поэтому важно проявлять уважение к партнеру по общению, дать возможность собеседнику почувствовать свою значимость. С этим связан первый секрет продуктивного общения: Первый секрет : не начинать разговор со своих проблем, никогда не критиковать, не похвалив перед этим за что-нибудь. Второй секрет : не спешите сказать «нет». Третий секрет : избегайте повелительного наклонения. Беседуя с родителем, необходимо: Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания. Использовать фактический материал, яркие примеры. Говорить на понятном, простом языке. Быть кратким. Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"
Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...

Способы эффективного взаимодействия педагогов ДОУ
Как известно, весь коллектив ДОУ подчинен общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможн...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения(по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду ...
Семинар для педагогов «Принципы эффективного взаимодействия педагогов с родителями»
Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информац...

Практический семинар для педагогов ДОУ. Эффективное взаимодействия педагогов с родителями посредством общения.
Развитие коммуникативной компетенции педагога - залог эффективного взаимодействия с родителями дошкольников....
