Выступление психолога на родительском собрании в подготовительных группах «Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе»
консультация по психологии (подготовительная группа)
Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление психолога на родительском собрании в подготовительных группах «Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Рада приветствовать вас сегодня в этом зале!
Сегодня мы с вами поговорим об особенностях детей 6-7 лет и о готовности к школе.
Итак, начнем, коротко о психических особенностях.
В возрасте 6-7 лет у детей складываются предпосылки для начала систематического школьного обучения. У них возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Дети начинают проявлять интерес к творчеству, у них развивается воображение, дети стремятся к самостоятельности. Складываются предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Развивается произвольность и воля. Детям 6-7 лет свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными. Развивается эмпатия. Самооценка ребенка 6-7 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем свое поведение. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
А сейчас поговорим о готовности к школе.
Вас наверняка уже начали волновать вопросы о том, как подготовить ребенка к школьному обучению, что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Итак, существует несколько видов готовности ребенка к школе:
- Психофизиологическая готовность
- Психолого-педагогическая готовность
- Социально-личностная готовность.
Поговорим подробней о психофизиологической готовности.
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному (т.е. паспортному) возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Критерии готовности ребенка к школе:
- Морфологические
- абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг.)
- пропорции тела Филиппинский тест
В 6–7 лет у детей происходит большой скачок роста. У них вытягивается позвоночник, удлиняются руки и ноги. Одновременно происходит созревание мозга, и ребёнок начинает лучше усваивать, автоматизировать и накапливать информацию.
Для того чтобы понять произошёл скачок роста или нет надо провести Филиппинский тест. Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если он делает это без особых трудностей, то скачок роста уже произошёл и ребёнок к школе готов.
- смена зубов
2. Физиологические критерии
- моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску)
- работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут)
- чувство времени должно приблизиться ко взрослому
Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму.
И, наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается ко взрослому по внутреннему ощущению времени.
При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а так же в общении со своими сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений – один из важных показателей степени подготовленности к школе.
Высокий уровень развития мелкой моторики – это одна из самых важных предпосылок успешного обучения. Но у многих детей 6-7 лет это умение сформировано недостаточно.
Теперь поговорим о психолого-педагогической готовности.
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ
Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.
Произвольное поведение – это умение слушать и умение слушаться.
Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.
Произвольность проверяется тестом «Графический диктант». Ребенку предлагается нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя словесной инструкции.
Формируйте у ребенка произвольное поведение – умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам.
В этом могут помочь, например, следующие игры:
- конструирование
- игра «Да и Нет не говорить»
- игра «Поймай букву»
- игра «Шифровки» и т.п.
Так же следует обратить особое внимание на развитие внимания, мышления и памяти.
ВНИМАНИЕ
Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе.
Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:
- игра «Что изменилось?»
- игра «Найди отличия»
- игра «Опиши соседа»
- игра «Сделай как я» и т.п.
МЫШЛЕНИЕ
Для развития мышления можно использовать такие игры как:
- игра «Поиск противоположного»
- игра «Поиск аналогов»
- игра «Назови одним словом»
- игра « 3-ый лишний» и т.п.
ПАМЯТЬ
Для развития памяти можно использовать такие игры как:
- игра «Что исчезло?»
- игра «10 слов»
- игра «Фотоаппарат»
Сейчас коротко о социально-личностной готовности.
Социально-личностная готовность ребенка заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника.
Формируйте у ребенка мотивацию к учению, рассказывайте о школе (и положительные и отрицательные моменты), рассказывайте о требованиях школы, развивайте коммуникативные навыки, учите ребенка правильно реагировать на неудачи, на замечания учителей и т.д.
Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в те игры, в которые играют ваши дети у меня на занятиях.
Игра «Давайте познакомимся» (если позволит количество человек)
По очереди передавать мячик и называть то, как вас называли родители в детстве.
Игра «Черный ящик или что спрятано?»
Ваша задача угадать, что спрятано в коробке, используя наводящие вопросы, на которые я могу отвечать только односложно ДА и НЕТ.
Игра «Пантомимы» (показать без слов предмет)
Релаксация « Тихое озеро»
Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!
На этом у меня все. Желаю вам успехов! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе "Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе"
Воспитатель знакомит родителей о готовности детей к школе.Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности ребёнка к школе.Задачи собрания:Обсудить с родител...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе «Особенности детей 4–5 лет. Игра и сказка»
Добрый вечер, уважаемые родители!Наши дорогие ребята стали на год взрослей, они перешли в среднюю группу детского сада.Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 ле...
Родительское собрание в подготовительной группе «Особенности детей 6-7 лет»
Особенности возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое. Теперь у детей появляется ...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"
Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....

Презентация к выступлению педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"
Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....

Выступление на родительском собрании по теме: «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе. Кризис семи лет».
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, б...
