ПРОДУКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ: ПООЩРЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?
консультация по психологии

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОДУКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ: ПООЩРЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?

          Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых.

Есть несколько способов контроля поведения ребенка:

• негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;

• позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.

          Какой же из этих способов воспитания эффективней?

Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию.

        Как правильно выдвигать свои требования и запреты?

Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет к развитию безволия и нерешительности у ребенка.

Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы. Лучше создать для него безопасные условия. Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не». Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования нейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме, воспринимается тяжелее. Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы родителями между собой. Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка. Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло». К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребенка. Он будет бояться, самостоятельно, принимать решения и браться за новое дело.

         В процессе воспитания ребенка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, а похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребенка может выступать: внимание и ласка со стороны воспитателя, похвала, положительные эмоции. Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений и достижений.  Однако не всякая похвала приносит пользу.

Как правильно хвалить ребенка:

1) Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко это не дает никакого стимула к развитию.

2) Вредно, захваливать ребенка безо всякой необходимости и неискренне.

3) Похвала и поощрение должны производиться вовремя.

4) Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм.

5) Нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у них негативизм, нездоровое соперничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»

В консультации описаны различные способы воспитания, их преимущества и недостатки, даются рекомендации как правильно хвалить и наказывать детей. Данный материал будет полезен прежде всего для родителе...

Консультация для родителей: «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»

Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Самым демократичным способом воспитания являются просьба.Но без пр...

«Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»

Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям...

Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?

Предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны различные способы воспитания, их преимущества и недостатки, даются рекомендации как правильно хвалить и наказывать детей. Данный мат...