Серия БУКЛЕТОВ, написанные к Методической разработке "Уникальные матрёшки".
картотека по психологии

Афанасьева Светлана Николаевна

Банные буклеты содержат игры, как для индивидуального, так и для группового формата занятий.

Основой для игр является игрушка "Матрёшка".

Также данные игры могут быть проведены с любой другой матрёшкой имеющейся у специалиста или родителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные игры

1.        «Собери матрёшку».

Цель: развитие наблюдательности, восприятия целостной фигуры; стимулирование эмоции интерес, предвкушения радости и завершенности.  

Ход игры: Перед ребёнком в ряд раскладываются 2-3 нижних части от матрёшек. Ребёнку даётся верхняя часть от какой-нибудь из них и предлагается найти её половину. Если ребёнок хорошо справляется, то можно положить перед ребёнком сразу все части от матрёшек. Обратите внимание, как ребёнок подбирает матрёшку, методом проб и ошибок или сначала ищет глазами (всматривается) и, определившись с матрешкой, примеряет её половину.

 2.        «Сыграй мелодию матрешки».

Цель: развитие слуховой памяти, восприятия ритма/такта, стимулируем эмоции удивления и интереса.

Ход игры: Возьмите матрешку и попросите ребёнка внимательно слушать, что скажет ему матрёшка, но говорить она будет необычным способом, не словами, а мелодией, она простучит её. Задача ребёнка это повторить. Для начала стучите простой ритм и хорошо понятными паузами и количеством стуков/ударов. По мере посильности и восприятия ребёнком можно усложнять мелодию. Также можно предложить ребёнку выбрать его любимую матрёшку и чтобы он задал мелодию, а вы её повторили.

3.        «Матрёшки солдаты».

Цель: развитие памяти, ориентации в пространстве, восприятия объёма, стимулируем эмоцию интереса и само похвалу.

Ход игры: попросите ребёнка поставить матрёшек в ряд, по росту начиная с самой большой, потом с самой маленькой, потом в строй, в шеренгу, потом в круг, образовать  треугольник, квадрат. Лучше всего выстраивать фигуры на чистом листе бумаги, чтобы если ребёнок не понял задание, он мог увидеть, так как вы можете нарисовать фигуру и расставить по углам матрёшек. Если ребёнок справился сам без вашей помощи, обратите его внимание на это, скажите, что он растёт и может сам играть и справляться с заданиями. Скажите ему, что он может гордиться собой и хвалить себя, предложите какую-нибудь фразу-самопохвалу.

4.        «Найди геометрическую фигуру в матрёшке».

Цель: развитие наблюдательности, восприятия форм, пространственного мышления, стимулируем эмоции удивления, радости и интерес.

Ход игры: Возьмите среднего размера матрёшку. Скажите, что матрёшка хочет с тобой поиграть, и она придумала игру с собой. Найди, пожалуйста, все геометрические фигуры, которые прячутся в матрёшке (что за фигуры и сколько их – круг донышко, круг опора, круг разрез верхней части матрёшки, круг разрез нижней части матрёшки), макушка.  

5.        «Матрёшка в капусте»

Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, завершённости, стимулируем эмоции преодоления трудностей, радости и интереса.

Ход игры: Подготовьте несколько листов фольги квадратной формы с увеличением размера (начиная с 7 см на 7 см). Заверните маленькую матрёшку в фольгу в самый маленький листок из фольги, таким образом, чтобы получилась как в капусте (послойное заворачивание). Сжимать сильно фольгу не следует. Задача ребёнка аккуратно развернуть листочки фольги и освободить матрёшку. Из листочков фольги сделайте маленький домик для матрёшки.

 

Групповые игры

1.        «Матрёшкины догонялки»

Цель: развитие наблюдательности, скорости реакции и координации, стимулирование эмоции тревоги (предвкушения страха) и радости.

Ход игры: Группа детей от 7 человек (до 12) встаёт в круг. Участвует две матрёшки разного размера. Матрёшки даются любым двум детям, стоящим друг напротив друга. До начала игры детей обучают слову-сигналу «Стоп» (или «Замри», как удобно взрослому). Этот слово-сигнал означает «остановку» (паузу). Этот сигнал даётся, когда матрёшки оказались у одного ребёнка. Сначала этот сигнал даётся взрослым, а потом можно подключить и всех детей, также можно дать это право тем детям, которые себя хорошо ведут, претендуют на лидерскую роль, у которых дефицит внимания.

2.        «Путешествие матрешки в воздушном шаре».

Цель: развитие чувства ритма, наблюдательности, внимания, памяти, стимулирование эмоции ожидания очереди, терпения, радости, удивления и интерес.

Можно использовать как диагностический инструмент.

Ход игры: Возьмите воздушный шарик, положите туда матрешку и надуйте его, так, чтобы он мог летать. Поиграйте с детьми шариком. Ведущий-педагог становится в центре круга. Он  сначала  три раза трясёт шарик, а потом задаёт вопрос (например: какого цвета солнце? Какого  цвета крокодил? и др.) и бросает его в сторону одного из детей. Ребёнок должен поймать шарик (скорей всего, он обратит внимание на матрешку, которая внутри шарика (не игнорируйте это). Вы можете пояснить, что матрёшка прилетела к тебе в гости и ей очень интересно знать какого цвета солнце или др.). Задача ребёнка: сначала три раза потрясти шарик, ответить на вопрос и бросить его обратно педагогу. Важно чтобы поучаствовал каждый ребёнок в круге. Можно задавать вопросы детям о других детях или о нём самом (например: любимая игрушка?, что он любит есть?, с кем нравится играть в группе детского сада? и др.).

3.        «Матрёшкин театр».

Цель: развитие восприятия речи, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирование проживания эмоций интереса, удивления. Хорошо использовать для формы «выражения похвалы в группе».

Ход игры: Покажите детям мини сценку театра с использованием матрёшек. Обыграйте актуальную ситуацию, произошедшую в группе, где сделайте акцент на поведении детей, чьё поведение в тот момент вам понравилось и эффективно для взаимодействия в группе. Используйте имена детей из группы. Имя мальчика или девочки, которые повели себя невежливо лучше заменить, но оставить имена тех, кто повел себя правильно. Обязательно реабилитируйте в сценке ребёнка, который повел себя неправильно. В конце обязательно скажите слова «мы вместе научимся дружно играть и общаться, мы сможем, мы справимся, потому что мы растём!».

4.        «Матрёшки сортировщицы».

Цель: развитие внимания, наблюдательности, восприятия объёма, стимулирование эмоции удивления и интерес. Можно использовать, как диагностическое и коррекционное.

Ход игры: Раздайте детям разные небольшие фигуры из белой бумаги: круг, квадрат, треугольник. Педагог говорит, что большая матрёшка любит квадраты, средняя по размеру матрёшка любит треугольники, а самая маленькая любит круги. После этой инструкции подойдите к каждому ребёнку и предложите ему дать свою фигурку матрешке, которая любит её. Матрёшки лучше поставить на поднос для удобства педагога. Как только ребёнок положил свою фигурку в матрёшку и закрыл её, он может взять с тарелочки на подносе разноцветную фигурку. Она потребуется для второго круга. По завершению первого круга обращаем внимание детей, что оказалось у большой матрёшки, которая любит квадраты, что оказалось в средней матрёшке, которая любит треугольники и что оказалось в самой маленькой, которая любит круги. Похвалите детей они молодцы и сделали очень приятно матрёшкам. Потом обратите внимание детей на цветные фигурки у детей. Скажите, что матрёшкам очень нравятся и цветные фигурки: большой – красные, средней – желтые, а маленькой – синие. И так же подойдите к каждому ребенку.

5.        «Отгадки у матрёшки».

Цель: развитие мышления, памяти, восприятия информации в целостный образ, стимулирование эмоции удивления и интерес.

Ход игры: Возьмите самую большую матрёшку и положите в неё одну из отгадок.

Загадывайте детям загадки. В добавление информации обратите внимание детей на звук, на размер (то, что лежит в матрёшки маленького размера).

Загадки

Красный, твёрдый, квадратный, пластмассовый, можно что-нибудь из них можно построить и т.д.

Круглая, белая, суп кушаем из неё и т.д.

Мягкое, красивое, кукольное, на пуговке, с пояском, в горошек и т.д.

Сладкая, с приятным запахом, из шоколада и т.д.

Синий, деревянный, ломается, рисует  и т.д.

Красный кубик

Тарелочка

Платье куклы

Конфета

Синий карандаш

Загадки

Твёрдый, серый, тонет в воде, бывает разного размера, часто продолговатой и овальной формы и т.д.

Лёгкое, мягкое, острое, гибкое, у птицы их очень много, крылья из них состоят и т.д.

В матрёшке она белого цвета,  бывает разного цвета, ты на ней любишь рисовать, она мнётся и т.д.

Она тонкая, длинная, деревянная на конце у неё маленький коричневый шарик, который загорается и т.д.

Маленькая, пластмассовая, круглой формы, с двумя дырочками по середине, они есть на одежде и т.д.

Камушек (камень)

Пёрышко

Кусочек бумаги

Спичка

Пуговка

Можно, если есть предмет в комнате, помочь детям подсказками и обратить внимание, что «отгадка» лежит на столе или у кого-то на футболке. Желательно, чтобы сами дети догадывались что это.

г. Челябинск

C:\Users\user\Desktop\КОНКУРС ПЕДАГОГ ГОДА\НА ВИЗИТКУ\IMG_20241011_115252~3.jpg

«УНИКАЛЬНЫЕ МАТРЁШКИ»

Игры для детей

младшего возраста

(3-4 года)

 Подготовила:

 педагог-психолог

Афанасьева С.Н.



Предварительный просмотр:

Индивидуальные игры

1.        «Поймай матрёшку».

Цель: развитие моторики, скорости реакции, зрительного восприятия, стимулирование эмоции интереса и радости.

Ход игры:  Стоя, предлагаем ребёнку ловить и кидать в ответ матрешку (цельную, маленькую).

2.        «Что умеет матрёшка».

Цель: развитие наблюдательности, восприятия формы и применимости, стимулирование фантазии и воображения, самостоятельности в речевой активности, стимулирование эмоции удивления и интереса.

Ход игры: Спросите у ребенка, что умеет матрёшка? Дайте ребёнку время  подумать, а, как только у него будут варианты ответа, пусть начнёт сам говорить (проговорите это ему).

Возможные ответы: играть в прятки (прятаться), прятать, загадывать загадки, звуки разные издавать, если в неё что-нибудь положить, стучать, кружиться на столе (на боку), если матрёшка улыбается – улыбаться умеет. А ещё она может вызвать в тебе чувства разные, например, удивление, если что-нибудь в себя спрячет и тебе загадает. Может напугать тебя, если спрячет в себя какого-нибудь жука, а ты откроешь её и увидишь и др. Попробуйте поговорить с ребёнком обо всём спектре того, что умеет матрёшка.

3.        «Посчитай матрёшек».

Цель: развитие наблюдательности, тактильной восприимчивости, математических представлений, стимулирование эмоции удивления и интерес.C:\Users\user\Desktop\Новая папка (4)\IMG_20241010_132631~2.jpg

Ход игры: Для этой игры вам понадобятся кармашки от штанов (джинс, брюк и др.), разной плотности ткани. Можете сделать, как представлено на рисунке. Положите несколько матрёшек в кармашек так, чтобы ребёнок не видел. Попросите ребёнка закрыть глаза и дайте ему кармашек. Задача ребёнка сказать, сколько там матрёшек.

 4.        «Стоп кадр».

Цель: развитие наблюдательности, восприятия, памяти, внимания; стимулирование эмоции удивления и интерес.

Ход игры: создайте «площадку» из возможных подручных материалов (кубики, любимые игры детей, ходилки и др. Например, как представлено на рисунке.

Задача педагога расположить на разных местах разных по размеру матрёшек или разного цвета матрёшек. Данную сценку можно сфотографировать на телефон, тем временем,  задача ребёнка запомнить, где какая матрёшка стояла, и расставить их как было. C:\Users\user\Desktop\Новая папка (4)\IMG_20241010_133247~2.jpgC:\Users\user\Desktop\Новая папка (4)\IMG_20241010_133705~2.jpg

Сначала в игре участвует 3 матрёшки, потом к ним приходит ещё одна матрешка и так до 5-7 матрёшек (зависит от возможностей ребёнка).

5.        «Матрешки на лестнице».

Цель: развитие наблюдательности, памяти, восприятия, внимания, стимулирование эмоции удивления и интерес.C:\Users\user\Desktop\Новая папка (4)\IMG_20241010_134319~4.jpg

Ход игры: Постройте из кубиков лестницу. Сначала одностороннюю, а потом усложните её и постройте разной конфигурации и посильной для ребёнка. Заранее расставьте матрёшек на эту лестницу и сфотографируйте эти постановки (от простой до усложненной постановки). На рисунках представлены примеры.  Далее проговорите ребенку самую простую постановку, которую вы подготовили (сфотографировали), где какая должна стоять матрёшка, только после ваших слов вы ему даёте матрёшек для расстановки. По итогу вы показываете фотографию, и ребёнок сверяет, правильно ли он запомнил. Не торопитесь усложнять, дайте ребёнку возможность порадоваться успехам и по возможности поменяйтесь с ним ролями.    C:\Users\user\Desktop\Новая папка (4)\IMG_20241010_134834.jpgC:\Users\user\Desktop\Новая папка (4)\IMG_20241010_135017~2.jpg

Групповые игры

1.        «Ссора матрёшек».

Цель: развитие эмпатии, взаимопонимания, ненасильственное предъявление своих и прояснение чужих потребностей, стимулирование эмоции удивления и интерес.

В эту игру лучше играть с 2-3 детьми.

Ход игры: Всем детям раздаются маленькие матрёшки. В процессе задается игровая ссора между матрешкой педагога и матрёшкой ребёнка. Для всех детей заранее подготовлены ситуации (можно взять те, с которыми есть сложности или другие реальные ситуации из группы). Если ребёнок своей матрёшкой обыгрывает одобряемую форму поведения, то мы этому ребёнку говорим, что его матрёшка подросла, и кладём её в большую по размеру матрёшку.  Если у ребёнка возникли сложности, то обязательно ему помогаем и предлагаем ему фразы и поступки для выбора; подводим его к хорошему поведению и поощряем его тем, что он также вырастает.  

2.        «Матрёшечный Театр».

Цель: развитие сотрудничества, эмпатии, развитие фантазии и воображения, стимулирование эмоции интереса,  принятие результата таким, каким он получился.

Ход игры: Дети создают театральные сценки, используя матрёшки в качестве персонажей. Педагог задаёт название сценки, и дает время - 5 минут. Это может быть мини-спектакль о том, как они решают какую-то задачу вместе, обыгрывают день без воспитателя в детском саду и др.

3.        «Передай эмоцию».

Цель: развитие наблюдательности, восприятия эмоций другого человека, стимулирование эмоции удивления, интереса и радости.

Ход игры: Дети встают в колонну. Первому ребёнку даётся матрёшка, внутри которой лежит схема эмоции (смайлик), а последнему ребёнку даётся матрёшка, внутри которой лежит чистый смайлик. Первый ребёнок, который стоит в конце, глядя на затылок соседа, открывает свою матрешку, и его задача передать увиденную эмоцию по цепочке другим ребятам, а задача последнего ребёнка нарисовать ту эмоцию, которая ему через детей придёт. Если дети затрудняются рисовать, можно приготовить картинку с разными смайликами, и дети будут показывать, как им кажется, что за эмоция была и стараться назвать её. Важно, чтобы поучаствовали все дети.

4.        «Я и моя матрёшка».

Цель: развитие наблюдательности, памяти, скорости реакции, восприятия положения, стимулирование эмоции интереса и радости.

Ход игры: Дети выбирают себе матрёшки и запоминают их. Педагоги – ведущий. Он выставляет матрёшки в ряд, а дети должны встать в соответствующее положение, как матрёшки. Потом педагог меняет матрёшки местами, конец с началом (одну и ту же матрёшку можно поменять положение несколько раз подряд, если есть активный ребёнок) и др. Обращайте внимание, как дети относятся друг к другу, просят пододвинуться, аккуратны в своих движениях. Поощряйте своим вниманием их и хвалите проказников даже за маленькие успехи.

Для продолжения этой игры, если детям она очень нравится, можно добавить новую матрёшку (матрёшка - педагог) и поменять её на какую-нибудь матрёшку. Выбывший ребёнок становится ведущим, тем, кто меняет местами матрёшки и проверяет правильность положения детей и педагога. Потом ребёнок может вновь свою матрёшку поставить в ряд с другими, а матрёшку другого ребёнка убрать и сделать её ведущим.  

5.«Матрёшкины догонялки»

Цель: развитие наблюдательности, скорости реакции и координации, групповое взаимодействия и сплочение, стимулирование эмоции самоконтроля, тревоги (предвкушения страха) и радости.

Ход игры: Группа детей от 7 человек (до 15) встаёт в круг. Участвуют три матрёшки разного размера. Матрёшки даются любым трём детям, стоящим напротив друг друга. До начала игры детей обучают слову-сигналу «Стоп». Это слово-сигнал означает «остановку» (паузу). Слово-сигнал произносится тогда, когда 2 матрёшки оказались у одного ребёнка. Эти матрёшки объединяют, и игра продолжается до тех пор, пока все матрёшки не будут объединены.

Сначала этот сигнал даётся взрослым, а потом можно подключить и всех детей. Когда игра хорошо знакома и хорошо обыгрывается, её можно обновить, тем, что делегировать произнесение слово-сигнала детям. Например, это могут быть дети, которые себя хорошо ведут, претендуют на лидерскую роль, у которых дефицит внимания (обозначить только одну матрешку, за которой ему надо будет следить, так как он не только будет следить за матрёшкой, но и руками будет передавать все матрёшки, которые ему передаются) и др.

г. Челябинск

C:\Users\user\Desktop\КОНКУРС ПЕДАГОГ ГОДА\НА ВИЗИТКУ\дети для груп зан.jpg

«УНИКАЛЬНЫЕ МАРТЁШКИ»

Игры для детей

среднего возраста

(4-5 лет)

 Подготовила:

 педагог-психолог

Афанасьева С.Н.



Предварительный просмотр:

Индивидуальные игры

1.        «Как можно использовать матрёшку».

Цель: развитие восприятия, фантазии, креативности, памяти, стимулирование эмоции удивления, радости и интереса.

Ход игры: Спросите у ребёнка «как можно использовать матрёшку?».

Возможные ответы: копилка, подставка для украшений, салфетница, подставка для ручек и карандашей, как украшение интерьера, цветочный горшок (лакирована и поканифолена внутренняя часть), как кружка  и др.  

2.        «Матрёшки на лестнице».

Цель: развитие слуховой памяти, числового ряда в пространстве, восприятия в пространстве, стимулирование эмоции интереса и радости.

Ход игры: Постройте лестницу из кубиков или любого пригодного материала (спичечные коробки, детали лего). Для начала пусть она будет простой на 4-5 лесенок. Затем её можно усложнить, но так чтобы радость у ребёнка была сохранена. Дайте ребёнку инструкции по расположению матрёшки на лесенки, можно использовать 2 матрёшки. Педагог сначала даёт инструкцию, ребёнок её повторяет, а уже после её выполняет. Например, поставь маленькую матрёшку на самую верхнюю лесенку, а большую на 3-ю лесенку снизу.

Данная игра универсальная и развивает широкий спектр высших психических функций, игру можно упростить для 3-х летнего возраста, а можно усложнить и для школьного возраста.

3.        «Что произойдет с матрёшкой если».

Цель: развитие фантазии, воображения, познавательной сферы, восприятия последствий (причинно следственной связи), стимулирование эмоции удивления и интерес.

Ход игры: Педагог спрашивает ребёнка:

- «Что произойдёт с матрёшкой, если на неё упадет кирпич?»

- «Что произойдёт с матрешкой, если она попадёт под дождь?»

- «Что произойдёт с матрёшкой, если она попадёт в космос?»

- «Что произойдёт с матрёшкой, если её положить в воду?»

- «Что произойдёт с матрёшкой, если её положить в холодильник?»

- «Что произойдёт с матрёшкой, если она попадёт в костёр?»

- «Что произойдёт с матрёшкой, если она попадёт под машину?»

- «Что произойдёт с матрёшкой, если её долго не трогать?»

- «Что произойдёт с матрешкой, если её царапать гвоздём?» и др.

4.        «Матрёшка на поле»[1].

Цель: развитие наблюдательности, восприятие и ориентации в пространстве, стимулирование эмоцию интереса.

Ход игры: Возьмите листок бумаги и расчертите на нём поле с клетками, как на Рис 1. В зависимости от размера матрёшки (лучше взять маленькую). Поставьте матрёшку на любую клетку. Давайте инструкцию ребёнку, например: вперёд на одну клетку, влево на 2 клетки и др. Когда он преодолел около 5 шагов правильно, можно поменяться, пусть ребёнок даст вам инструкции, а вы их выполняйте.

5.        «Съёмка мультфильма про Матрёшку».

Цель: развитие взаимодействия с другим человеком, восприятия ситуации, стимулирование эмоции удивления и интереса.

Ход игры: Проиграйте с ребёнком, используя матрёшки, мини сценку, где ребёнок может проиграть свою проблемную ситуацию и решить её так, как он захочет. Затем проиграйте эту же ситуацию, как она бы разворачивалась, если бы на неё реагировала его мама, или папа, или воспитатель (если бы ей было 5 лет). Снимите по возможности на смартфон то, что вы сыграли и по возможности покажите и обсудите эти мультфильмы в конце занятия. Также можно показать и обсудить снятые видеоролики на групповом занятии, НО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ РЕБЁНКА-АВТОРА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ!

Групповые игры

1.«Матрёшечный Друг».

Цель: развитие речи, эмпатии, стимулирование эмоцию интереса.

Ход игры: Каждый ребенок получает матрёшку, придумывает ей имя, чем она любит заниматься, играть и какая у неё мечта. Задача – подружить свою матрёшку с матрёшкой другого ребенка, описывая, почему они могут быть хорошими друзьями.

2.        «Загадай матрёшку».

Цель: развитие словарного запаса, наблюдательности, восприятия признаков и форм, стимулирование эмоцию интереса.

Ход игры: Ребёнок описывает любую из представленных матрёшек, а ребята её угадывают. Важно, чтобы все дети побывали в роли описывающего матрёшку.

3.        «Найди половинку своей матрёшки».

Цель: развитие наблюдательности, умения контролировать тело и скорость движений, восприятия цвета и размера, стимулирование эмоции удивления, радости и интереса.

Ход игры: Возьмите мешок и положите в него разобранные матрёшки по количеству детей. Можно для первого раза и взрослым сыграть, чтобы дети со стороны увидели форму взаимодействия. Дети становятся в круг (затылком к центру). Педагог подходит к каждому участнику и даёт вытащить половинку матрёшки. Как только ребёнок её достал он внимательно запоминает её и аккуратно ставит её себе на голову. Как только всё участники получили свои половинки. Дети по команде, поворачиваются в круг и начинают искать свои половинки, образуя пары. Когда все пары образовались, педагог проверяет их соответствие.

4.        «Матрёшечная История».

Цель: развитие наблюдательности, восприятия объёма, стимулирование эмоции удивления и интерес.

Ход игры: Дети создают свои собственные «Матрёшечные Истории», рассказывая истории о дружбе и приключениях, используя матрёшки в качестве персонажей. Их также можно фиксировать на видео и просматривать на занятиях, в том числе и в других группах (как послание от старших детей к младшим). НО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ РЕБЁНКА-АВТОРА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ!

5.        «Дети как матрёшки».

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти, соотношения восприятия объёма и размера, стимулирование эмоции удивления и интереса.

Ход игры: матрёшек должно быть меньше на одну, чем количество участников. Раздайте детям матрёшки, открыто. Если дать детям выбрать самостоятельно, можно увидеть уровень развития в группе понимания происходящего, умения договариваться, а также степень отвлечения детей на выяснение ситуации и отношений вместо игры. Дети какое-то время выбирают матрешек, а потом прячут их в карман, так, чтобы ребенок, который остался без матрёшки, их не видел. Ребёнок, которому не досталось матрёшки, становится ведущим. Его задача расположить детей в соответствии размеру матрёшки. Начинать нужно с большой. Важно, чтобы все дети побывали в роли ведущего.

C:\Users\user\Desktop\картинки - детский коллектив\1676427374_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-kollektiv-37.png

Желаю успехов!

г. Челябинск

F:\IMG_20241021_134933.jpg

«УНИКАЛЬНЫЕ МАРТЁШКИ»

Игры для детей

старшего возраста

(5-6 лет)

 Подготовила:

 педагог-психолог

Афанасьева С.Н.


[1] В дальнейшем игру можно дополнять и усложнять по мере развития ребёнка.



Предварительный просмотр:

Индивидуальные игры

1.        «Матрёшка на поле» [1].

Цель: развитие наблюдательности, ориентации в пространстве, восприятия, стимулирование эмоций удивления и интереса.

Ход игры: Возьмите листок бумаги и расчертите на нём поле с клетками как на рис 2. Важно сделать клетки разного размера, для усложнения восприятия и выполнения инструкции. В зависимости от размера матрёшки (лучше взять маленькую) поставьте ее на любую клетку. Дайте инструкцию ребёнку. Например, вперёд на одну клетку, в правую верхнюю на 4 клетки, в низ на 1 клетку, в левую среднюю на 2 клетки, и др. Когда он преодолел около 5 шагов правильно, можно поменяться, пусть ребёнок даст вам инструкции, а вы их выполняйте.

2.        «Матрёшка без ножек».

Цель: развитие наблюдательности, памяти, восприятия цельности образа, стимулирование эмоции интереса и радости.

Ход игры: покажите ребёнку целые матрешки. Затем на столе перед ребёнком разберите матрешки, чтобы все части лежали на равноудаленном расстоянии друг от друга. Скажите ребенку, что сейчас вы уберете одну из частей. Задача ребёнка найти матрёшку без ножек и описать её, а затем описать, что из себя представляет та часть, которую вы убрали.

3.        «Задумчивая матрёшка».

Цель: поддержание социализации, развития наблюдательности, воображения, памяти, фантазии, обогащения речи, формирования осмысления чувств и целей, стимулирование  эмоции удивления и интереса.

Ход игры: Обыграйте с ребёнком разные ситуации в зависимости от уровня его социализации. Например: «Как он собирается в детский сад (если вы знаете, что у него с этим есть трудности)», «поход в гости к бабушке», «вместе с мамой идёт в магазин», «встреча во дворе обидчика из группы детского сада, «день рождения педагога», «матрёшка не хочет спать в сон час» и др. Просто поиграйте с ребёнком в то, как он хочет развернуть ситуацию. Мягко учите ребёнка завершать игру или ставить её на паузу. Главная особенность игры «пауза-задумчивость». Говорите ребёнку в процессе игры, «давай на паузу поставим игру, подумай, что ей хочется получить от мамы в магазине», или обсудите и предложите варианты фраз, которые ребёнок скажет, когда увидит своего друга, который играет не с ним, а с другим мальчиком и т.д. Проговаривайте словами обязательно «паузу закончили, игра продолжается». Привносите в игру для него ясность, чёткость, понятливость.  

4.        «Дом матрёшке загадай, назови и заселяй».

Цель: развитие слуховой памяти, внимательности, восприятия пространства на листе, стимулирование эмоции удивления, интереса и радости.

Ход игры: Можно использовать как одну, так и несколько матрёшек. Сначала педагог задаёт место для матрёшки, потом ребёнок его повторяет (проговаривает) и затем только находит.

Если использовать несколько матрешек, то можно по завершению игры спросить у ребёнка какая матрёшка появилась на поле первая, какая вторая и т.д. Также можно убрать все матрёшки и попросить вспомнить, где какая стояла. Эти упражнения будут развивать непроизвольную и произвольную память ребёнка.

5.        «Профессия матрёшки».

Цель: развитие понимания трудовых действий и соответствия их профессии, наблюдательности, восприятия, стимулирование эмоцию интереса.

Ход игры: сначала учувствуют 3 матрёшки. Детям раздаются в разброс картинки этих 3-х выбранных вами профессий. Педагог ставит перед детьми в ряд эти 3 матрешки. И рассказывает, что 2-ую матрёшку зовут Зоя, она с детства мечтала стать учителем. Но стала врачом. Матрёшку 3-ю зовут Сашей, с детства она любила заботиться о своей маленькой сестрёнке и ещё в то время говорила маме, что станет… (кем). Матрёшку 1-ую зовут Колей. Он сильный, смелый, очень хорошо знает законы, и носит с собой на работе пистолет. Задача детей запомнить, кто есть, кто и свои картинки расположить в правильном порядке.

Важно текст подготовить заранее и к нему картинки по количеству детей в группе.

Также можно обыграть игру «Четвёртый лишний». Ход игры: на матрешки разной профессии прикрепить картинки, но одна из картинок обязательно не соответствует профессии, задача детей найти их и назвать профессию. В таблице представлены несколько профессий для обыгрывания в данной игре.

Педагог-психолог/ психолог

Кабинет уютный, ухо (внимательно слушает), сердце (любит людей), пожимание рук (договоренности, здоровые взаимно уважающие отношения), улыбка (хорошее настроение, удовлетворены все потребности),

Воспитатель

Любовь и уважение детей, знания и мудрость в воспитании (книги), творчество, игры с детьми, общение с детьми, внимательность и наблюдательность (глаза), ЗБР (цель, зона ближайшего развития)

Учитель

Колокольчик (звонок, переменка), часы (строгая продолжительность уроков, режим дня), указка, доска, книги (учебники).

Врач

Мед кабинет, чемоданчик с мед. инструментами, градусник, вата, бинт, халат, шприц

Охранник

Форма, рация, что охраняет/ кого, охраняет (ключ), закон и конституция прав РФ (конституция), наручники, дубинка, пистолет.

Полицейский

Форма, рация, закон и конституция прав РФ (конституция), наручники, дубинка, пистолет.

Групповые игры

1.        «Тема недели».

Цель: Развитие внимательности, памяти, интереса и терпения.

Ход игры: для этой игры понадобится игровое поле, как на рисунке.

Дети ставят своих матрёшек на старт (смайлик) и им по очереди задаются вопросы по теме недели. Если они правильно ответят (проявят смекалку), то они передвигают свою матрёшку вперед. Важно если ребёнок придёт позже всех его поддержать.

2.        «Матрёшка-театр».

Цель: развитие коммуникативных и социальных навыков, творческого мышления, воображения и умения проговаривать различные эмоции.

Материал: несколько матрёшек, фон театра.

Ход игры: Дети создают мини-театр с помощью матрёшек. Они могут придумать сюжет, рассказать историю, обыгрывать роли персонажей, а педагог сопровождает и помогает сформировать их выступление по алгоритму: начало, середина, конец.  

3.        «Матрёшка без ножек».

Цель: развитие наблюдательности, восприятия объёма, стимулирование эмоций удивления и интереса.

Ход игры: покажите детям целые матрешки. Затем на ковре перед детьми разберите матрешки, чтобы все части лежали на равноудаленном расстоянии друг от друга. Скажите детям, что сейчас вы уберете одну из частей. Задача ребёнка, которого я опишу по одежде и обуви, найти матрёшку без ножек, то есть без половинки. Если ребёнок догадался, какая из матрёшек без половинки, то он её описывает и если он отгадал, то педагог показывает недостающую её часть.

4.        «Что таит тень матрёшки».

Цель: развитие внимания, воображения, мышления, терпения и саморегуляции, стимулирование эмоции удивления, интерес.

Ход игры: 1 Вариант - На что похожа тень матрёшки?

2 Вариант - Загадки в матрёшке в виде теней. Создать условия, чтобы дети видели тень того, что вы будете делать. Ко всему, что вы будете класть в матрёшку, нужно будет привязать кусочек лески, за который вы будете доставать «предмет». Желательно дома снять это на видео и использовать на занятии.

Положите что-нибудь в матрёшку (например: большую пуговицу). Сначала то, что мы положили в матрёшку нужно потрясти, придать этому звучания. Спросить детей, может быть, у кого-то уже есть предположение, что это? Потом показать тень того, что лежит, но не сразу, а взяв его за конец лески медленно поднимаете, и спрашиваете, когда показался кусочек: «есть предположение, что это может быть?». По итогу вы достаёте весь предмет, что бы его тень хорошо виднелась. В конце обязательно дайте детям пощупать то, чьи тени они видели. Можно спросить, что из них было первым, а что потом. Это будет развивать непроизвольную и произвольную память.

5.        «Зарядка с матрёшкой».

Цель: развитие памяти, восприятия движения и скорости, стимулирование эмоции удивления, интереса и радости.

Ход игры: Дети встают в ряд. Один из детей, ведущий, встаёт напротив них. Он получает в руки матрёшку и может делать с ней «зарядку» (разные движения). Остальные дети должны запомнить и тот, кого ведущий выберет должен показать, что делал ведущий. В роли ведущего должны поучаствовать все дети. Ведущий может выбирать для показа столько детей, сколько захочет. В завершении ведущим становится педагог и для показа действий выбирает всех детей.

г. Челябинск

C:\Users\user\Desktop\КОНКУРС ПЕДАГОГ ГОДА\НА ВИЗИТКУ\IMG_20241011_115214~2.jpg

«УНИКАЛЬНЫЕ МАРТЁШКИ»

Игры для детей

подготовительной к школе группы

(6-7 лет)

 Подготовила:

 педагог-психолог

Афанасьева С.Н.


[1] В дальнейшем игру можно дополнять и усложнять по мере развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Серия буклетов: Волшебный мир песка"

Буклеты для родителей по ознакомлению с играми на песке....

Серия буклетов для родителей на тему: "Здоровье дошкольника"

В данной серии буклетов отражены три наиболее значимых аспекта здоровья дошкольника. Это важный орган - зрение, без которого мы не видим окружающий мир. Это психическое состояние ребенка - его настрое...

Серия буклетов на тему "Подготовка ребенка к школе"

Данные буклеты могут использовать в работе педагоги  дошкольных учреждений  во время проведения родительских собраний,   индивидуальных консультаций с родителями по теме "Подготовка реб...

Серия буклетов для родителей летней тематики

Серия буклетов для родителей летней тематики: «Солнечные ожоги», «Ядовитые растения», «Осторожно КЛЕЩИ», «Тепловой удар» / «Солнечный удар», «Игры с детьми на отдыхе в летний период»...

Буклет "Игры на автоматизацию звуков "Матрёшки"

Буклет состоит из набора авторских игр на автоматизацию и дифференциаци. звуков....

Серия буклетов «Консультации для родителей»:

Представляю консультации для родителей в форме буклетов. Данные буклеты информируют родителей о направлениях работы, методах и приемах работы с детьми, имеющими нарушения речи.Такая форма консультации...

Серия буклетов для родителей

Серия буклетов собрана для того, чтобы  помочь родителям понять и осознать  необходимость занятий с ребенком и выполнения рекомендаций специалиста в домашних условиях....