Стиль воспитания- модель взаимодействия педагога с детьми
консультация по психологии

Нагайцева Элла Александровна
В дошкольном образовании (ДОУ) существует несколько основных стилей воспитания, которые влияют на развитие детей и их взаимодействие с окружающим миром. Вот основные из них: 1. Авторитарный стиль: • Характеризуется строгими правилами и требованиями. • Воспитатели контролируют поведение детей, не оставляя им пространства для самостоятельности. • Часто используется наказание как метод воздействия. 2. Либеральный стиль: • Воспитатели проявляют терпимость и снисходительность. • Дети имеют большую свободу в выборе деятельности, но могут испытывать нехватку структуры. • Этот стиль может привести к недостатку дисциплины и ответственности у детей. 3. Демократический стиль: • Воспитатели устанавливают правила, но также учитывают мнения и желания детей. • Применяется сотрудничество и обсуждение, что способствует развитию навыков общения и саморегуляции. • Дети учатся принимать решения и нести ответственность за свои поступки. 4. Педагогический стиль: • Основывается на научных подходах к обучению и воспитанию. • Воспитатели используют методики, основанные на исследованиях, чтобы поддерживать развитие детей. • Включает использование игр, творческих заданий и проектов. 5. Игровой стиль: • Основное внимание уделяется игре как ведущему виду деятельности. • Воспитатели создают условия для свободной игры, что способствует развитию фантазии, креативности и социальных навыков. Каждый из этих стилей имеет свои преимущества и недостатки. Эффективность воспитания в ДОУ часто зависит от сочетания различных стилей, а также от индивидуальных особенностей детей и их потребностей. Важно, чтобы воспитатели были гибкими и могли адаптировать свой подход в зависимости от ситуации и группы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_vospitaniya.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Стили воспитания: авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское . Что лучше для ребенка?

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства. Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах. Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализоваться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор: «Я — командующий» или «Я — отец». При позиции «Я — командующий» властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил. При позиции «Я — отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.

Рекомендации

Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (педагогом и ребенком).

Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить: «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».  Старайтесь уважать личное пространство  ребенка, каким бы оно ни было.   Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. Станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже — приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен. Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных». Первый вариант — «Равный среди равных» — это стиль отношений между воспитателем и воспитанником, в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы. Вторая позиция — «Первый среди равных» — реализуется в отношениях между педагогом и воспитанником, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенностью правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае педагог признает право на автономию и в основном видит задачу в координации самостоятельных действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника. Уточним понимание демократического взаимодействия - это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать. Например, директора двух соседних школ договариваются о сотрудничестве. У них одинаковый социально-административный статус, они в равной степени экономически и социально защищены. В этом случае, чтобы достичь результата, им приходится договариваться.

Рекомендации

Если в Вашей группе Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими! Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в работе. Педагоги в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта педагоги действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В группе необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. И главное помните, что для  ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания. Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

Рекомендации

Поменяйте тактику общения и отношение к детям. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь детей. Помогите воспитанникам участвовать в жизни группы, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в группе, свои требования и ожидания. Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели взаимодействия педагогов с детьми

Консультация для воспитателей....

ФГОС ДО "Современная модель взаимодействие педагога с детьми"

Семинар для воспитателей дошкольных отделений...

«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...

Доклад "Модели взаимодействия педагогов с детьми"

Материал содержит доклад выступления на педагогическом совете "Модели взаимодействия педагогов с детьми"...

Презентация "Модели взаимодействия педагогов с детьми"

Материал содержит презентацию к выступлению на педагогическом совете по теме "Модели взаимодействия педагогов с детьми"...

Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"

Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....

«Современные модели взаимодействия педагога с детьми»

Городской семинар-практикум «Современные модели взаимодействия  педагога с детьми»...