Детский сад и семья: новые грани взаимодействия.
материал по психологии
В последние десятилетия вырос интерес к семье, к ее роли в формировании и развитии личности ребенка. В настоящее время образовательные учреждения становятся все более открытыми по отношению к родителям, включая последних в жизнь детского сада и школы как равноправных партнеров. Мы видим своей задачей нести просвятительскую миссию, консультируя родителей в вопросах детской психологии и педагогики, помогая выстраивать здоровые коммуникации с собственными детьми, корректируя и предупреждая возможные отклонения в их развитии. Здоровая коммуникация между образовательным учреждением и родителями воспитанников предполагает открытые отношения и готовность к диалогу. Современные технологии и традиционные методы работы оказываются большим подспорьем для выстраивания здоровой коммуникации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад и семья: новые грани взаимодействия.
Простотина Т. С.
Педагог-психолог МДОУ Детский сад №155
В последние десятилетия значительно возрос интерес к семье, к ее роли в формировании и развитии личности человека со стороны ученых, теоретиков и практиков различных областей знаний. Учитывая, что семья является не только первой и основной социальной группой, в которую входит и с которой тесно взаимодействует ребенок, но и достаточно длительное время (а порой и всю жизнь) остается для него референтной группой - степень ее значимости в процессе становления личности сложно переоценить [9]. Как и невозможно отрицать влияние семейного воспитания на морально-нравственное состояние общества в целом.
Семья не только удовлетворяет физиологические потребности индивида (согласно пирамиде А.Маслоу), но и стимулирует его стремление к личностному развитию, оказывая глубокое и определяющее влияние на этот процесс. Именно она закладывает фундамент будущей личности: характер, принципы, взгляды. Семья играет главенствующую роль в вопросах сохранения и передачи последующим поколениям ценностей, норм и моральных законов. Она, при благополучном стечении обстоятельств и достаточной зрелости старшего поколения, становится той опорой, благодаря которой ребенок обретает уверенность в себе, понимает свои цели и учится взаимодействовать с окружающим миром, формируя представления о своем в нем месте. В таком контексте о семейных отношениях невозможно говорить иначе, как о cornerstone - краеугольном камне, основе - нашего общества.
Семейный кодекс Российской Федерации признает и закрепляет приоритетную роль родителей в воспитании детей, ставя её выше других образовательных и воспитательных институтов. Законодательство наделяет родителей обязанностью обеспечить права ребенка на общее образования и правом выбора самого образовательного учреждения. [10, статья 63], [13, статья 44]. Однако, такое положение не учитывает в полной мере сложной реальности. Семья, как социальный институт, не всегда обладает необходимыми ресурсами и компетенциями для полноценного выполнения своих воспитательных функций.
Многие родители сталкиваются с трудностями, связанными с недостатком времени, финансовыми проблемами, отсутствием педагогических навыков или просто дефицитом знаний о современных методах воспитания и развития детей. Законодательство РФ, обязывающее родителей обеспечить детям дошкольное и школьное образование [10], [13], является лишь частью уравнения. Оно не решает проблем, возникающих в процессе реализации этого права. Более того, закон не предусматривает механизмов поддержки семей, испытывающих трудности в воспитании. Отсутствие контакта между семьей и образовательными учреждениями часто приводит к разрозненности воспитательных воздействий. Ребенок может получать противоречивые сигналы от родителей и учителей, что негативно сказывается на его психическом и эмоциональном развитии. В этом контексте важно подчеркнуть необходимость тесного взаимодействия семьи и школы (или других образовательных учреждений), основанного на взаимном уважении и понимании.
Эффективное сотрудничество предполагает регулярный обмен информацией между родителями и педагогами, коллегиальную разработку индивидуальных образовательных траекторий для детей, проведение совместных мероприятий и обучающих семинаров. Семьи, в свою очередь, должны быть активными участниками образовательного процесса, проявлять интерес к достижениям своих детей и быть готовыми оказать им достаточную поддержку. Скоординированные действия семьи и образовательных учреждений смогут обеспечить не только гармоничное развитие ребенка и создать условия для его успешной социализации, но и сделать этот процесс максимально бережным для всех участников взаимодействия.
«Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала, - отмечает Посысоев Н.Н. - требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней» [9, с.7]. Он же обращает внимание на то, что «институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества», подчеркивая тем самым, что семья является для индивида той референтной группой, на реакции которой будет ориентироваться ребенок, выходя в социум [9,там же]. Более того, семья должна не только обучить ребенка нормам взаимодействия в обществе, но и быть инициатором такого взаимодействия.
Проблемы коммуникации детского сада и семей воспитанников не теряют своей актуальности и в настоящее время, не смотря на то, что в данном направлении предпринято уже многое.
Поскольку эффективный воспитательный процесс невозможен без тесного сотрудничества педагогов и родителей, основанного на взаимном уважении, доверии и открытой коммуникации, образовательные учреждения несут ответственность за двустороннюю коммуникацию участников и постоянный обмен опытом. Точнее за трансляцию родителям знаний о педагогических методах, психологическом развитии детей, а также за предоставление объективной и конструктивной обратной связи о применяемых родителями воспитательных стратегиях, указывая на их эффективность или потенциальный вред. Эта обратная связь должна быть не просто критикой, а внимательным анализом, учитывающим индивидуальные особенности ребенка и семейную ситуацию. Ключевым аспектом успешного взаимодействия является установление доверительных отношений. Коммуникация должна быть обоюдной и адекватной [4].
Многие молодые родители, не имеющие педагогического образования, неосознанно допускают ошибки, могут не заметить упущения в воспитательном процессе и не суметь вовремя скорректировать воспитательные меры. Однако, без открытого сотрудничества с семьей, без признания и поддержки родителями авторитета педагогов, эффективность работы воспитателей и специалистов значительно снижается. Только при условии взаимного понимания и принятия можно говорить о полноценном влиянии педагогов на воспитательную среду семьи.
Качество коммуникации между родителями и напрямую влияет на отношение семьи к детскому саду в общем. Профессионально налаженное взаимодействие позволяет педагогам оперативно корректировать воспитательные стратегии семьи, помогая преодолевать возникающие трудности.
Жизнь семьи – это сложный и динамичный процесс, включающий свои этапы развития и кризисы. Эти этапы напрямую влияют на внутренний климат семьи, на отношения между родителями и детьми. Педагоги могут оказать неоценимую поддержку в таких ситуациях, предложив практические рекомендации и психологическую помощь [4]. Эффективное взаимодействие достигается не только через регулярные родительские собрания или индивидуальные консультации. На отношение семьи к детскому саду непосредственно влияют личные отношения родителей с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения.
Федеральный государственный стандарт определяет условия организации взаимодействия образовательного учреждения с родителями на основе партнёрства и взаимного уважения. Утверждает необходимость признания взаимного авторитета, формирования единых, непротиворечивых требований к ребенку, координации воспитательных воздействий. Таким образом, основой для взаимодействия семьи и педагогов становится ребёнок [7].
Ценность такого взаимодействия заключается в том, что оно несет выгоды для всех сторон. Так родители чувствуют себя достаточно хорошими воспитателями для своих детей, ощущают собственные силы, наращивают потенциалы. Семья, с одной стороны, получает ценные знания и обратную связь от педагогов, с другой — опыт непосредственного участия в процессе образования, с возможностью оказывать на него собственное влияние. Детский сад, в свою очередь, получает ценного союзника — родителя, формирует его компетентность, получает возможность своевременно предлагать помощь семьям в кризисной ситуации, корректировать вовремя собственное педагогическое воздействие на ребёнка.
Статистически, родители чаще допускают типичные ошибки [6, с.7], которые мы, педагоги, можем и обязаны предотвратить, не допустив их негативного влияния на ребёнка. Родителям нужна не только теоретическая база, но и практические советы, применимые в условиях жизни конкретной семьи. Таким образом, детский сад может оказать положительное влияние на формирование родительской позиции.
Задача педагогов состоит не только в том, чтобы давать домашние задания на формирование и оттачивание учебных навыков, но и предупреждать, своевременно снабжать родителей информацией об этапах онтогенеза ребёнка, нормативных и ненормативных кризисах, а также делиться знаниями о возрастных особенностях развития дошкольника. Необходимо также помочь семье грамотно встроить процесс воспитания детей в реалии современного мира, учитывая тотальную цифровизацию и обилие так называемой фейковой (ложной) информации, а также опасности, которые могут ожидать детей в виртуальном пространстве. Необходимо предлагать не только теоретические знания. Наша задача выстраивать воспитание сообразно текущему времени и его особенностям, помогать внедрять позитивные изменения окружающего мира в воспитательный процесс с одной стороны, и нивелировать их возможное негативное влияние на формирование личности - с другой.
Полноправное включение ребенка в мир взрослых отношений не возможно без участия семьи и педагогов [7]. Здоровая коммуникация предполагает открытые отношения и готовность к диалогу. Инициировать общение с семьей воспитатели и специалисты дошкольного учреждения могут, прибегая к традиционным и нетрадиционным способам коммуникации. Ниже предлагаем к рассмотрению таблицу (таблица 1), включающую в себя примерный перечень способов взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Таблица 1
Традиционные способы взаимодействия | Нетрадиционные способы взаимодействия | ||||
Коллективные | Индивидуальные | Наглядные | Коллективные | Индивидуальные | Наглядные |
Родительс-кие собрания | Беседа | Стендовая информа-ция | Семейный клуб | Социальный паспорт ребенка | Открытые занятия |
Конферен-ции | Личная консультация | папки-передвиж-ки | Семинары | Почтовый ящик | Стенгазеты группы |
Открытые консульта-ции | Посещение семьи ребенка | Уголок родителя | Акции | Коллаж из фотогра-фий воспитанников и их семей | |
День открытых дверей | Информа-ционные листовки | Проекты | |||
Игры | Анкетирова-ние, опрос, тесты | Конкурсы | |||
Соревнования | Соревнования городские и районные | ||||
Концерты | |||||
Мастер-классы | |||||
Интерактивные игры | |||||
Круглый стол | |||||
Основные цели мероприятий можно условно разделить на несколько групп:
-взаимодействие, цель которого информировать родителей о жизни ДОУ или важных событиях,
-взаимодействие, цель которого повышение педагогической/психологической грамотности родителей,
-взаимодействие с целью призвать родителей к рефлексии, вовлечь в конструктивный диалог, в решение общих проблем, касающихся воспитательного процесса,
-взаимодействие с целью сплочения семьи, коррекции детско-родительских взаимоотношений [1], [2], [3].
Реалии современного мира значительно расширили спектр инструментов для интерактивного взаимодействия дошкольного учреждения и семей воспитанников. Коммуникации с родительским коллективом можно и нужно выстраивать, используя преимущества цифровых девайсов. Это и организация родительских собраний посредством видеосвязи в Сферуме, и проведение игр, конкурсов, соревнований он-лайн в текущем времени, создание красочных презентаций и интернет журналов, заполнение анкет, опросников и голосований по ссылкам на специально сформированные ресурсы, что повышает процент сохранности информации, тогда как бумажные носители зачастую не возвращались обратно к воспитателю. На сегодняшний момент все образовательные учреждения России имеют информационные сайты, с формами обратной связи, в детских садах родители и педагоги создают группы для общения в мессенжерах и социальных сетях. Это не просто ускоряет распространение информации, но и повышает количество вовлеченных во взаимодействие родителей и специалистов.
Участие родителей в организованных образовательными учреждениями мероприятиях позволяет достичь и неочевидной, на первый взгляд, цели: сынициировать появление интереса членов семьи к совместному времяпрепровождению. От чего ожидаемо повышается не только сплоченность семьи, но и растут компетенции старшего поколения в вопросах воспитания.
Итак, новые грани взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи - напрямую связаны с необходимостью развивать традицию открытости детского сада для родителей. «Открытость детского сада внутрь - это вовлечение родителей в процессы детского сада. Родители (..) (могут) внести свой вклад в образовательную работу» [11]. Доверительное открытое взаимодействие, опыт позитивных личных отношений между семьей и педагогами снижает стереотипность оценок и суждений, создает климат взаимного доверия. Когда родители включены в жизнь детского сада, они ближе знакомятся c нуждами и проблемами детских групп, что формирует лояльность и желание оказать помощь в решении образовательных и воспитательных вопросов.
Ребенок является не только основой взаимодействия между семьей и дошкольным образовательным учреждением, но и способом воздействия дошкольного учреждения на семью. Через привлечение к совместной деятельности возможно выстроить и упрочнить доверительные отношения, запустить процессы рефлексии у всех участников коммуникации, бережно указать родителям на дефициты их педагогических знаний и своевременно их восполнить.
Процесс необходимо стимулировать и углублять, предлагая родителям все новые, современные варианты взаимодействия детского сада и семьи, с учетом современных реалий и актуальных потребностей. Все эти формы взаимодействия должны быть направлены на создание единой воспитательной среды, в которой педагоги и родители работают в команде, стремясь к общей цели – гармоничному развитию ребенка. Эта командная работа является ключом к успеху во всех аспектах воспитательного процесса.
Библиографический список
#1040;рнаутова Е.П. Планируем работу с семьей/Управление ДОУ. – 2002.
#1043;узова О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями/ О.В.Гузова. – Текст: непосредственный//Молодой ученый. – 2017. - №43 (177с).- С.103-105. – URL: (дата обращения: )
#1044;етский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей/ Авт-сост. Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ Сфера. 2010. – 128.
#1044;етский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей/ Е.С.Евдокимова Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
#1044;оронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. – 120 с.
#1047;верева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 80с. (Библиотека руководителя).
#1050;овалева Е.В., Лакеева Г.С., Патароча Е.Н., Семенюта Г.А., Яблонцева Н.Ю., Бабитинская О.Н. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования/ авт.-сост. Е.В.Ковалева, Г.С.Лакеева, Е.Н.Патароча, Г.А.Семенюта, Н.Ю.Яблонцева, О.Н.Бабитинская – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО. #1089;.
#1053;екрасова З.В. Формы педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи [Электронный ресурс] /З.В.Некрасова// Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. №3. С.5-9. (дата обращения: )
#1054;сновы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для вузов/ под общей редакцией Н.Н.Посысоева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 266с.
#1057;емейный кодекс Российской Федерации" от N 223-ФЗ (ред. от ) [Электронный ресурс] (дата обращения: )
#1057;ертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного заведения с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - Волгоград : Учитель, 2015. – 203.
#1060;ГОС Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от N 1155 (ред. от ) [Электронный ресурс] (дата обращения: )
#1060;едеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] (дата обращения: )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский сад и семья. Современные формы взаимодействия
Книга Т.П. Елисеева "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". В книге раскрываются осебенности взаимодействия ДОУ и семьи. Рассматриваются формы и методы организации партнерских отношен...

Новые грани взаимодействия с семьями дошкольников в учреждениях дополнительного образования
Главным в работе любого образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение усл...

"Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения".
quot;Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения". Журнал "Непрерывное образование " 2016 выпуск 2....

Новые грани взаимодействия с семьей в контексте ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Статья направлена на ознакомление с системой работы детского сада на выявление интересов и способностей ребенка в разумном выборе будущей профессии, наиболее соответствующей его индивидуал...

«Педагоги и родители – два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьёй»
Выступление на конференции...

«Новые грани взаимодействия детского сада и семьи»
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условиеуспешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОО с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образ...

Детский сад и семья - новая философия сотрудничества
quot;Строительство" педагогического сотрудничества с современными родителями....