Семинар-практикум для воспитателей: "нейроигры в летний оздоровительный период с детьми раннего возраста".
консультация по психологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для воспитателей: «Нейроигры с детьми раннего дошкольного возраста в летний оздоровительный период».
Подготовила педагог-психолог Жирова Ирина Ивановна.
Среди множества современных развивающих занятий для малышей нейроигры занимают особое место и представляют собой уникальный способ развития детского ума. Упражнения несложны в исполнении, нравятся детям и приносят массу пользы.
Хочу рассказать вам, в чем суть нейроигр и как в них играть, начиная с возраста 1 года.
Что такое нейроигры?
Нейроигры представляют собой специальные задания с элементами обучения и развлечения. Движения, которые выполняет ребенок, направлены на стимуляцию умственной активности и развитие нейронных связей, отвечающих за речь, логику, мышление и память.
Суть состоит в том, что ребенок выполняет определенные движения или упражнения, которые напрямую влияют на активность мозга. Например, синхронные движения рук развивают оба полушария мозга.
Работает это так. Мозг человека состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за свои виды деятельности:
Левое полушарие | Правое полушарие |
Аналитические способности | Творческие способности |
Речь | Воображение |
Математические способности | Интуиция |
Память | Пространственное мышление |
Связи между полушариями представляют собой многогранную и сложную систему по взаимодействию сигналов и импульсов. Нейроигры положительно влияют на эту работу, в буквальном смысле «пробуждая» мозг.
У детей оба полушария развиваются неравномерно. До 5–7 лет более активно работает правое полушарие, которое отвечает за интуицию, творчество и воображение. В этот период дети лучше воспринимают информацию в образах и символах, чем в словах. Им легче даются рисование, лепка, танцы и другие виды деятельности, связанные с творчеством.
С возрастом начинает преобладать активность левого полушария, отвечающего за логику, анализ и речь. Дети начинают понимать и запоминать факты, решать задачи и следовать алгоритмам. Однако это не значит, что правое полушарие перестаёт работать. Оно продолжает играть важную роль в жизни человека, помогая ему видеть общую картину, проявлять эмпатию и создавать произведения искусства.
В чем польза нейроигр.
Нейроигры направлены на развитие мозга. Они способствуют:
- Развитию творческого мышления. Ребенок ищет нестандартные подходы.
- Кроха учится использовать все сенсорные каналы для восприятия и запоминания информации: слух, зрение и осязание.
- Улучшению мелкой и крупной моторики. Это положительно влияет на формирование навыка письма.
- Развитию когнитивных функций: речь, восприятие и запоминание информации, внимание, мышление, воображение.
- Эмоциональному успокоению — ребенок становится более позитивным, спокойным и уравновешенным.
Для педагогов и психологов это незаменимый инструмент развития детей, укрепления их психического здоровья и коррекции поведения. В зависимости от сложности, нейроигры подходят как для малышей 1-3 лет, так и деток дошкольного и школьного возраста, а также взрослых.
Виды нейроигр. Методики использовать нужно в комплексе.
Выделяют пять групп:
Дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика имеет также целью выровнять мышечный тонус и снизить эмоциональную возбудимость.
Глазодвигательная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие, избавляет от косоглазия.
Двигательные упражнения и растяжки помогают ребенку лучше подружиться со своим телом, научиться хорошо управлять им, располагать в пространстве.
Совершенствование познавательных навыков - это упражнения на внимание, память, логику и концентрацию. Ребенок учится мыслить, работать долго, не отвлекаясь и т.д.
Артикуляционные приемы направлены на улучшение произношения слов и предложений.
Примеры упражнений и игр для раннего возраста.
От года до двух лет
Упражнения по нейропсихологии для детей такого возраста просты и набор их очень скромный. Нужно читать малышу стихи и сказки и выполнять вместе с ребенком движения. Желательно, чтобы «репертуар» был ограниченным. Повторения полезнее, чем многообразие. Можно играть в кубики, работать с небольшими предметами, чтобы активировалась мелкая моторика – исключительно под присмотром взрослых. Главное – заниматься. Простые развлечения способствуют функциональному развитию. Например, такие как:
Пальчиковая игра: «Наши ручки хороши, всех накормят от души.
Пришли куры поклевали – ко-ко-ко, (указательным пальцем по ладошке, одной и другой рукой).
Пришли утки поклевали – кря-кря-кря, (тремя пальцами).
Пришли гуси пощипали - га-га-га (всеми пальцами).
Все наелись разлетелись ( помахали руками).
Пальчиковая игра: « Тук – тук – тук- тук к нам пришел наш добрый друг,
Тук – тук – тук- тук к нам пришла собачка вдруг,
Она глазками моргает, и ротик открывает, как он лает – гав – гав – гав.
Тук – тук – тук к нам пришел котенок вдруг,
Он ласково играет и деток созывает мяу- мяу- мяу.
Игра: «Дай мячик – на мячик».
От двух до трех лет. Возраст, когда ребенок уже начинает говорить, вероятно, ходит в детский сад, у него есть довольно устойчивые представления о мире.
«Змейка».
Расставьте несколько стульев в шахматном порядке. Задача ребенка – аккуратно проползти между стульями на животе и на коленях.
«Хлопки».
На один хлопок малыш начинает двигаться. На другой – останавливается и замирает. В конце игры посчитайте до 10. После этого ребенок должен тихонечко присесть, успокоиться.
«Замри-отомри».
Включите веселую музыку. Ребенок может под неё двигаться, танцевать. По команде «Замри!», малыш останавливается. «Отомри!» – начинает опять двигаться.
«Дорожка».
Положите на полу ленту в виде лабиринта. Ребенок с помощью взрослого может по ней шагать, плотно прижимая стопы к полу. Нужно представить, будто лента это дорожка.
«Нюхаем цветок».
Положите перед ребенком игрушку в виде растения. Можно вырезать цветок из бумаги. А можно взять и настоящий, если нет аллергии и других противопоказаний. Далее, ребенок носом глубоко втягивает воздух. Рот закрыт. Выдыхать малыш должен ртом. Так же сильно. Упражнение повторите 5 раз.
«Свечка».
Можно взять настоящую свечу или муляж, если нет желания или возможности работать с огнем. Ребенок вдыхает через нос и сильно выдыхает через почти закрытый рот. Постепенно пламя необходимо отдалять от малыша, объяснив ему, что дуть с каждым разом нужно сильнее.
Игры с мячом су-джок
Мяч су-джок представляет собой небольшой шарик с шипами или выступами, который можно катать в ладонях или по поверхности тела. Су-джок используется для массажа и стимуляции определённых точек на ладонях и пальцах рук. Эти точки соответствуют различным органам и системам организма.
Можно катать мяч в ладонях, массажировать пальчики (это приятно) или устроить игры с мячом на столе. Ребенок не только получит полезные тактильные ощущения, но и потренирует ловкость, координацию и пространственное восприятие.
Нейромоторное рисование
Необходимо обводить пунктирные линии 2-х фигур двумя руками одновременно. Рисование сразу двумя руками отлично способствует укреплению межполушарных связей. Если еще ребенок не может самостоятельно справится, можно ему помочь.
Сегодня мы с вами тоже немного побудем детьми и поиграем
в нейро игры:
Пальчиковая игра: «Наши ручки хороши, всех накормят от души.
Пришли куры поклевали – ко-ко-ко, ( указательным пальцем по ладошке, одной и другой рукой).
Пришли утки поклевали – кря-кря-кря, (тремя пальцами).
Пришли гуси пощипали - га-га-га (всеми пальцами).
Все наелись разлетелись ( помахали руками).
«Дорожка».
Положите на полу ленту в виде лабиринта. Ребенок с помощью взрослого может по ней шагать, плотно прижимая стопы к полу. Нужно представить, будто лента это дорожка.
Хлопни по ладошке
В парах, взрослый поднимает ладошки вверх, вниз, в стороны, а ребенок должен дотронуться своими ладошками.
Все эти игры можно использовать в своей работе в летний оздоровительный период с детьми раннего дошкольного возраста.
Рекомендации по проведению нейроигр с детьми раннего возраста.
Чтобы занятия проходили весело и продуктивно, придерживаетесь следующих правил:
- Подготовьте материалы заранее, чтобы вам не пришлось прерываться в процессе игры.
- Начинайте с простых заданий, усложняя их по мере освоения. Не давите на ребенка и не стремитесь к тому, чтобы он сразу выполнил все правильно. Ваша задача — вызвать интерес.
- Создайте комфортную атмосферу, избегайте шума и отвлекающих факторов.
- Терпеливо относитесь к ошибкам, будьте готовы к тому, что потребуется несколько раз объяснить задание или пройти его вместе.
- Следите за реакцией детей. Если кроха начинает уставать или терять интерес, сделайте перерыв или смените вид деятельности
- Поощряйте, хвалите малыша и не сравнивайте его с другими детьми. Сосредоточьтесь на индивидуальных достижениях каждого ребёнка. Дети начнут стараться и выдавать удивительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты развлечений на летний оздоровительный период для детей раннего возраста
Материал для воспитателей работающих с детьми раннего возраста....

План на летний - оздоровительный период 2 группы раннего возраста
Цель летнего оздоровительного периода: создание максимально эффективных условий по укреплению и охране здоровья, обеспечению оптимальной двигательной активности, эмоциональному, личностному, познавате...

План экскурсий на летний оздоровительный период для детей раннего возраста
План экскурсийна летний оздоровительный период для детей раннего возраста...

План на летний оздоровительный период для детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Ардатовский муниципальный район Нижегородской области СОГЛАСОВАНОЗаведующий д/с ___________...

План на летний оздоровительный период 2 гр. раннего возраста
План на летний оздоровительный период...

Тематическое планирование на летне-оздоровительный период в группе раннего возраста. (Июнь)
Июнь:1 неделя «Здравствуй солнце, здравствуй лето!»2 неделя «Россия –Родина моя...

План развлечений в летний-оздоровительный период в группе раннего возраста
Перспективный план развлечений...
