Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС
консультация по психологии (старшая группа)

Круталевич Татьяна Геннадьевна

 В содержание знаний об окружающем мире входит формирование точных и полных представлений о свойствах, качествах и назначении предметов. Очень важно рассказывать детям о природе и природных явлениях, о человеке и его жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС

                Формирование знаний об окружающем мире, о предметах и явлениях – это важный компонент умственного развития ребенка. В содержание знаний об окружающем мире входит формирование точных и полных представлений о свойствах, качествах и назначении предметов. Очень важно рассказывать детям о природе и природных явлениях, о человеке и его жизни. 

Дети могут накапливать знания об окружающем мире в быту, во время прогулок, в разных видах деятельности дома и в детском саду. В содержание ознакомления дошкольников с окружающей действительностью, прежде всего, входит накопление знаний в виде чувственных образов. Поэтому взрослые стараются привлечь внимание детей к различным предметам, благодаря которым происходит накопление представлений об их качествах и свойствах. 

              Младших дошкольников знакомят с такими предметами быта и домашнего обихода, как посуда, мебель, игрушки, продукты питания. При знакомстве с предметами ближайшего окружения дошкольники учатся выделять элементы предметов, сравнивать их и группировать по разным признакам. Так в процессе познания окружающей действительности у ребенка развивается память, мышление, восприятие, а также такие способы умственной деятельности, как синтез, анализ, классификация и сравнение. 

             Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с живой природой: растениями и животными, их внешним видом, условиями жизни, уходом за ними. Младших дошкольников знакомят с домашними животными, и за некоторыми из них дети могут наблюдать. Затем происходит знакомство детей с такими животными, как, например, лиса, медведь, волк, слон. 

Наблюдая за природой, дошкольники накапливают знания о растениях, учатся замечать, какие изменения происходят в природе в разное время года. Также у детей формируется интерес к явлениям природы, бережное отношение к животным и растениям. 

            В работе по формированию знаний об окружающем мире у дошкольников можно условно выделить природоведческое, обществоведческое и математическое направления, каждое из которых дает детям познание различных областей жизни. В старшем дошкольном возрасте дети получают знания о быте и условиях жизни человека, о сферах его деятельности, орудиях, необходимых для ее осуществления. Также устанавливаются связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого этот предмет сделан.

          Старший дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период, когда ребенок приобщается к миру культуры, вступает во взаимоотношение с миром людей, с миром предметов, с миром своим собственным.

            На  протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе его социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний,  умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества и сотворчества.

           Одним из приоритетных линий развития (или образовательных областей) детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования является познавательное развитие. Образовательная область  «Познавательное  развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование  первичных представлений о себе,  других людях, объектах окружающего мира, о свойствах  и  отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени и др.

          Формирование познавательной активности у детей может происходить в разных видах и формах деятельности, в том числе игровой деятельности, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями живой и неживой природы.

           В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

         Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи

          В этом возрасте особое внимание следует уделять синтаксической стороне речи, а именно развитию умения строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого необходимо включать упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы… они оказались там, где…».

Обязательно подводите детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков. Это является необходимым для подготовки их к усвоению грамоты.

           В словарной работе задача педагога — активизировать употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи, продолжать знакомить со значениями многозначных слов.
Развитие связной речи. Дети должны анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).
На первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний – описание, повествование, рассуждение.

           Для реализации задач по познавательному развитию дошкольников педагогу необходимо:
— создать условия, которые побуждали бы детей к самостоятельной познавательной деятельности;
— при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска;
— разнообразить приемы подачи познавательной информации.

             Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике. Ребёнок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие.

Рекомендуется использовать словесные творческие игры, эвристические приемы, элементы технологии ТРИЗ, загадки-шутки, логические задачи, игры-ситуации.
Например:

Игра «Почему это произошло?»
Задания:
1.Мальчик пришёл в порванных брюках. Почему это произошло?
2. В доме внезапно погасли все электрические лампы. Почему это произошло?
3. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Почему это произошло?

Игра «Разрешаем противоречие»:
              Одним из методов развития познавательного интереса является моделирование.

При организации работы с детьми по данному направлению используются  предметные модели (например, плоскостная модель фигуры) и предметно-схематические модели (например, предметы-заместители, графические знаки, мнемотаблицы и схемы).

         Самым распространенным видом символико-моделирующей деятельности является игра. Посредством игры происходит отображение и преобразование действительности.

Например,

— в сюжетно-ролевой игре дошкольник копирует действия родителей, выступает в роли людей какой-либо профессии, самостоятельно организует предметно-игровую среду, действия замещает словом («едем на поезде», «приехали на море, сейчас пойдем купаться»);

— в режиссерской игре ребенок создает и проигрывает придуманные сюжеты, берет на себя роль исполнителя действующих лиц, планирует действия за различных героев;

— в народной игре соблюдает правила и условности («перепрыгнуть через ручеек», «убежать от медведя»);

— в дидактической игре следует логике действий, добивается результата посредством манипулирования предметов-заместителей (карточками и другим раздаточным материалом).

Отображение и преобразование действительности происходит также в изобразительной деятельности  и конструировании.

Например,

— в рисунке, в процессе лепки и аппликации ребенок отражает людей, сказочных персонажей, бытовые сюжеты, предметы и объекты природного и социального мира;

— в конструировании пользуется обобщенными способами проектирования, создает конструкции из разных материалов, применяет схемы, модели, образцы.

          Работая по данной теме педагог решает многие задачи по образованию и развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО. Вот некоторые из них:

Формируется целенаправленность и саморегуляция собственных действий.

Формируется готовность дошкольника к совместной деятельности со сверстниками.

Формируются познавательные действия.

Формируются первичные представления о форме, цвете, размере и материале.

Формируются навыки самостоятельного моделирования.

Развивается социальный интеллект.

Развивается воображение и творческая активность.

Развивается крупная и мелкая моторика рук.

Литература
1.Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации 
2.
 Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность // Молодой ученый. — 2014. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы в соответствии с требованиями ФГОС: формирование у дошкольников представлений об окружающем мире.

Статья рассказывает о формировании у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.

Государственное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад № 16 Московского района Г. Санкт-Петербурга.Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.Бекетова Ольга Миха...

«Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.»

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС....

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир....

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире

Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину м...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.

Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлени...

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОСМир так многообразен!И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир р...