Меры психического и физического насилия по отношению к детям дошкольного возраста
консультация по психологии
Понятия о терминалогии; формы психологического насилия; поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия; примеры психологических манипуляций со стороны взрослого; особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга
Консультация на тему:
Меры психического и физического насилия по отношению к детям дошкольного возраста
Подготовила: педагог-психолог Магомедова С. К.
Санкт-Петербург
Понятия о терминалогии.
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого) угрожающее его физическому или психологическому здоровью.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
формы психологического насилия:
Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства:
враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное, высмеиваниетили постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место, угроза оставить ребенка в опасной ситуации, угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу, отдам, оставлю, запру.)
Изоляция – Создание условий при которых у ребенка возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции, нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.
Оскорбления,осуждения,
Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования. Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка: недостаточный возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность; попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству. Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей. Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.
Примеры психологических манипуляций со стороны взрослого:
Манипуляция "Доносчики" Некоторые приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит и т.п.). Ябед поощряют. Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Приманкой - поощрения и "особые отношения". Изнанкой этой манипуляции является, вопервых, ненависть, которой платят дети ябедам. Во-вторых, вырабатывается привычка к доносам, которая в нашей культуре осуждается.
Манипуляция "Любимчики" педагогу спокойнее, когда среди учеников есть "свои", которых он подкупил тем, что более лояльно относится к их поступкам. Пагубность наличия любимчиков в том, что дети (большинство из них) страдают от несправедливого отношения к ним. А дети относятся к несправедливости крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих какой-то властью.
Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия
0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;
1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;
3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;
Основные последствия психического насилия: задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития; эмоциональная незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями); психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания); нарушение познавательной деятельности. Недостаток или отсутствие эмоциональной поддержки, вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться во взрослом возрасте.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход. Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.
Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.
Основные последствия физического насилия: агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным); пассивность; замкнутость, отсутствие друзей; псевдовзрослое проведение; эмоциональная нестабильность; . Последствия физического насилия могут быть самими разными: от незначительных нарушений и до грубых отклонений, включая психопатологии, саморазрущающее и асоциальное поведение. Это определяется возрастом ребенка, его особенностями, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.
Признаки того, что ребенок подвергается насилию:
эмоционально невосприимчив, равнодушен;
грустен, печален, не испытывает чувства радости;
сосет пальцы, монотонно раскачивается (возможен онанизм);
замкнут в себе, задумчив, или, наоборот, агрессивен;
"приклеивается" к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
не выказывает интереса к играм.
ночной и дневной энурез (недержание мочи);
психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;
замедленное физическое и общее развитие ребенка;
припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы;
неопрятная одежда и другие признаки запущенности и общей неухоженности;
на теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых ребенок не может объяснить;
ребенок подвержен неожиданной смене настроения, в младшем возрасте приступам боязливости;
разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей;
демонстрирует повышенную агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним;
хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот;
чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать, вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида.
если в отношениях с взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением.
Поведение родителей, которое должно насторожить педагога:
противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц; неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить; эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов; обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве; негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником; алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
Однако, тяжелее чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны воспитателей в дошкольном учреждении.
Примеры психологического и физического насилия освещенные в СМИ:
Статью освещали под заголовком: “Детский ад”
Вокруг детского сада №17 в подмосковном Красногорске разгорелся скандал. Родители стали подозревать, что над их детьми, которые ходят в логопедическую группу, издеваются воспитатели. Сразу несколько малышей со слезами на глазах заявили, что не только не хотят идти в детсад, но и боятся воспитателей.
Все началось с того, что малышка Милена из Красногорска, обливаясь слезами, отказалась идти в детский сад. Она поделилась с мамой страшными подробностями – девочка рассказала, что одна из воспитательниц душила ее.
– Кто?
– Евгения Васильевна.
– Евгения Васильевна сжимала тебе горло?
– Да. Сильно.
Мама девочки – Светлана Стенькина – не сразу поверила в случившееся. Однако на следующий день увидела сообщения других родителей, которые также заявляли об агрессивном поведении сотрудников детского сада. Одна из родительниц рассказала, что сама стала свидетелем издевательств над своим сыном Тимофеем.
-Я увидела через стекло в детском саду, как нянечка набросилась на моего ребенка и агрессивно его оттолкнула, как-то отбросила. Он отскочил, задрожал", – поделилась подробностями Татьяна.
Светлана решила разобраться в ситуации и вшила в мягкую игрушку дочери диктофон. Запись шла на протяжении двух дней.
"То, что я там услышала, была просто в шоке. Крыли трехэтажным матом. Я, если честно, в шоке, что воспитатели в саду могут вот так вот выражаться: "Ешь, коза драная", "Как мертвая", "Ноги оторву", "Я тебя прибью", – рассказывала Светлана.
Любая просьба детей вызывала бурную и порой неадекватную реакцию со стороны воспитателей. После чего, по словам родителей, малышей жестоко наказывали – ставили в угол либо оставляли сидеть у открытого окна в холодное время года.
Кроме того, сотрудники детского сада обзывали малышей, а иногда откровенно запугивали.
"Смотрите, сейчас придет Наталья Олеговна и убьет вас, *****", – слышен женский голос на записи.
После этого родители пожаловались на воспитателей руководству детского сада и в управление образования, а также написали заявления в прокуратуру. Они надеются, что таких сотрудников можно будет привлечь к уголовной ответственности.
Не менее страшные подробности рассказали родителей детей, которые ходят в частный детсад в Казани. Одна из родительниц случайно узнала, что ее двухлетнюю дочь запирают в подсобке в то время, как другие воспитанники играют с педагогом.
Как определить жестокое обращение с детьми в детском саду
"В первую очередь это проявляется во взаимодействии с родителями, по тому, как они выстраивают коммуникацию. Далее, это может быть нежелание ребенка идти в детский сад, капризы, долгие сборы, вплоть до того, что дети могут плохо себя чувствовать – такие психосоматические реакции, когда они любым способом избегают взаимодействия с воспитателем".
Выводы:
Жестокое обращение в детском саду влияет на психику ребенка база доверия миру у ребенка формируется в первые годы жизни. Если малыш подвергается физическому насилию, то накладывает серьезный отпечаток на его психике: они не доверяют, не уверены в себе, не верят в свои силы и ожидают угрозы.
"Они могут быть зажаты, это может проявляться как телесные зажимы, также может быть высокий уровень тревожности, могут быть какие-то психосоматические расстройства. Например, дети, которых избивали, могут бояться близкого контакта, вплоть до того, чтобы смотреть в глаза, также дети могут, наоборот, стать агрессивными. Они вынуждены защищаться, понимать, почему взрослый, который должен быть символом защиты и заботы, нападает на них". Если же ребенок не может противопоставить себя взрослому, тогда он может срываться на сверстниках и выражать страх и тревогу в виде агрессии и побоев в сторону своих сверстников. Дети также могут срываться на своих братьях и сестрах, на животных. И если родители это не увидели, не отследили и никак не вмешались в эту ситуацию, то ребенок начинает понимать, что его самые близкие люди – родители – не могут его защитить. Поэтому могут ухудшаться еще и детско-родительские отношения.
Одной из частых причин срывов, агрессии в отношении детей является эмоциональное выгорание или профессиональная деформация воспитателя.
Вряд ли в систему образования идут люди, которые изначально склонны к жестокости и насилию. Скорее всего, к агрессии их приводят личные обстоятельства жизни, эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, повышенная нагрузка.
Еще одной причиной, может стать возрастной фактор: воспитателям перестает хватать энергии, они не справляются со своей работой и начинают срываться на детей.
В детском саду нужно очень много энергии, должен быть высокий уровень эмоционального интеллекта, потому что работа воспитателя требует большого количества эмоциональных сил и другой интонации голоса. Для этого действительно нужны определенные компетенции – умение играть, умение выстраивать эмоционально близкий контакт с группой и с каждым воспитанником. Это постоянная забота об их безопасности, контроль, потому что дети подвижны в этом возрасте и могут делать все что угодно, поэтому нужно постоянно быть бдительными. Ответственность лиц, допускающих насилие и жестокое обращение с детьми.
Административная ответственность.
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35).
Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. К ним относятся:
ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
ст.112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
ст.113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта),
ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
ст.116 УК РФ (побои),
ст.117 УК РФ (истязание),
ст.118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
ст.125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному); ст.156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
ст.119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
Дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Рекомендации:
Моделирование позитивных подходов к ребенку, предлагая варианты решения возникающих проблем;
Будьте честны с детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами.
Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Старайтесь проявлять понимание, поддержку, поощряйте положительные поступки ваших воспитанников. Педагоги, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашими воспитанниками и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним:
Обратите внимание на себя, когда Вы общаетесь с ребенком:
Как вы сидите или стоите;
Каково Ваше положение головы, рук;
Каковы Ваши жесты (есть ли в них угроза);
Каково Ваше дыхание;
Каков Ваш голос, темп речи и тембр;
Какова Ваша мимика – выражение лица.
Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт. Никогда не забывайте, что Вам доверили самое ценное и любимое , что есть в жизни каждой мамы, пусть это мотивирует Вас быть добрее и выпустить как можно больше воспитанников, которыми Вы сможете гордиться и которые будут вспоминать о вас с любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений о пространственных отношениях у детей дошкольного возраста с использованием дидактических, развивающих игр и игровых упражнений»
Задачи ведущего направления:Закреплять умение отличать и называть правую и левую рукуРаскладывать предметы, игрушки правой рукой слева направоУчить детей ориентироваться «на себе», от «себя»Учить дете...

Становление межличностных отношений у детей дошкольного возраста
Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Поэтому проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной. Именно в дошкольные годы, как пок...

Инновационная методическая разработка «Развитие эмпатии в межличностных отношениях у детей дошкольного возраста»
Можно быть широко образованным человеком, но перемещаться по миру вслепую, не замечая других и нечаянно задевая их чувства. Как научить малыша состраданию и умению ставить себя на место другого?...

Консультация для родителей "Значение психического и физического здоровья в познавательном развитии детей раннего возраста".
Здоровье ребёнка - категория многограннаяг и динамическая, она включает в себя физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие взрастные периоды, а также спсобность адапт...

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "
Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Целью Программы является: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как ...

