Консультация родителям «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста: причины их появления»
консультация по психологии
- Физиологический дисбаланс. Капризное настроение ребёнка может быть связано с болезнью, недосыпанием, сменой режима, усталостью или повышением температуры.
- Нестабильный семейный микроклимат. Постоянные ссоры и скандалы могут влиять на поведение малыша, он выражает свой протест истериками.
- Излишняя опека и избалованность. Родители стремятся оградить ребёнка от всех трудностей и неприятностей внешнего мира, принимают решения за него. Это приводит к тому, что ребёнок не знает, что такое самостоятельность, и понимает, что капризными выходками и упрямством можно добиться всего, чего хочется.
- Возрастные изменения. В периоды возрастных кризисов ребёнок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы и самостоятельных решений.
- Особенности психического развития. Ребёнок проходит определённые стадии, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости.
- Смена обстановки. Например, когда у ребёнка появляются младшие брат или сестра, он чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то ещё.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 479 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация родителям
«Капризы и упрямство детей дошкольного возраста: причины их появления»
УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, то есть "Я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• в недовольстве, раздражительности, плаче.
• в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы.
3. Упрямство в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
4. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни.
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом,
• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум),
• из жалости или желания понравиться.
НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие,
• начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения,
• очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже,
• уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:
• когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;
• когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;
• во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);
• после физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);
• когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;
• когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;
• когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ
1. Наказание не должно вредить здоровью.
2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
3. За 1 проступок - 1 наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5. Надо наказывать и вскоре прощать.
6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7. Ребенок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Капризы и упрямство детей дошкольного возраста"
"Капризы и упрямство детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей " Капризы и упрямство детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Капризы и упрямство детей дошкольного возраста"
Цели:1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.2. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельност...
Трудный ребенок. Капризы и упрямство детей дошкольного возраста. Причины их появления.
Капризы детские – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требо...

Консультация для родителей «Тревожность у детей дошкольного возраста: причины ее возникновения и особенности проявления».
В материале рассматривается проблема тревожности у детей дошкольного возраста. Представлены особенности, проявления тревожности детей, причины возникновения...

"Капризы и упрямство детей дошкольного возраста: причины их появления"
Во все времена большой проблемой для взрослых были капризы и упрямства детей. Поэтому для определения актуальности этой проблемы необходимо учесть особенности современного общества. Большое количество...
